....Бррр! Ну и погодка! Июнь подошёл к концу, а за окном уже целый месяц дождь (за исключением пары солнечных дней) и не больше +10 градусов! Лето забыло о нас?!... Не остаётся ничего другого, как перебирать прошлогодние летние фото, смакуя анжуйское розовое вино (из долины Луары, кстати!) с французским сливочным козим сыром chevre, и визуализировать то, чего хочется прямо сейчас! Тем более, что за мной должок - о моём прошлогоднем Тур де Франс было всего два поста - тут и тут. Поэтому предлагаю продолжить немедленно, и да пребудет с нами солнце и тепло!
Сегодня мы перенесёмся в самый роскошный, изысканный, элегантный и самый "дамский" из всех замков долины Луары - Шенонсо (Château de Chenonceau). Выстроенный на реке Шер, приобретя в XVI веке свой нынешний облик, замок этот, окружённый садами несказанной красоты и фактически представляющий из себя мост, стал для меня квинтэссенцией понятия "аристократизм"! Именно здесь воистину становится понятным выражение "жить по-королевски"; здесь, как нигде (не в Лувре или Версале!), физически ощутимы многовековые традиции французского садоводства, обустройства быта, и, я уверена, тому кто здесь побывал становятся более понятными происхождение легендарных понятий "французская кухня" и "французская мода", "французский вкус" в декорировании, оформлении интерьера, и в самом образе жизни.... Если вам интересно, почему Франция оказала такое сильное влияние на европейскую культуру, то вам - сюда! Должна признаться, что я пыталась всё это постичь и распознать в Париже, но - увы! - "французская головоломка" оставалась для меня вновь и вновь неразгаданной - блестящей, притягательной и недоступной, словно капризная жеманница, не желающая ни при каких условиях раскрывать ни единого своего секрета. А просто оказалось, что искала я не там, и потому частицы этого "паззла" никак не складывались в единую стройную картину. Но здесь, в Шенонсо, если раскрыть пошире глаза и окунуться в атмосферу замка, вы кое-что поймёте, и очень, очень многие составляющие этой загадки, оказавшись предельно простыми, явят вам, сложившись воедино, поистине восхитительное зрелище!
Этот пост я задерживала так долго неспроста - мне самой было не совсем понятно, с чего же тут начать - столь богатой на события и разнообразной была жизнь знаменитых владельцев Шенонсо!.. Долгое время в ответ на вопросы в духе "ну как?!" у меня вырывались в ответ только невразумительные восторженные восклицания, а эмоции, как известно, скверный попутчик хорошего рассказа. В итоге, перевернув приличное количество источников информации о Шенонсо, я расскажу, пропуская раннюю историю замка и его первых владельцев, о наиболее важных нововведениях и преобразованиях в замке. Их осуществили две выдающиеся, блистательные и могущественные женщины своей эпохи - поочерёдные владелицы Шенонсо: фаворитка короля Франции Генриха II, прекрасная Диана де Пуатье (1499 -1566) и его законная супруга - королева Екатерины Медичи (1519-1589).
Диана де Пуатье |
Екатерина Медичи |
Нововведения эти, как оказалось позже, оказали значительное влияние на вкусы королевского двора и европейской знати, а потому - заслуживают упоминания. И королева, и королевская фаворитка стоили одна другой, и открыто соперничали, стараясь превзойти друг друга во всём - в том числе и в окружавшей их роскоши. После смерти короля роли их кардинально изменились, и Екатерина, желая унизить ненавистную соперницу, вынудила передать Шенонсо, подаренный некогда королём Диане де Пуатье, французской короне, став, таким образом полновластной хозяйкой этих мест. Но Диана, успела здесь похозяйничать, и доказательством этому служит великолепный цветник чуть восточнее замка.
Вам просто придётся пройти, прежде чем попасть в сам замок, через этот дивный сад Дианы де Пуатье, и это, скажу я вам, своеобразное испытание на прочность! В планировке садов Шенонсо, претерпевших сильнейшее влияние итальянского Ренессанса, с такой точностью соблюдены все пропорции, баланс, перспектива и колорит, что вы явственно ощущаете: это - само воплощение пресловутого "золотого сечения", к красоте и совершенству которых нечего прибавить, и абсолютно нечего убавить, не испортив общего впечатления, и сады потому становятся самым настоящим заколдованным кругом, где вы готовы слоняться без дела бесконечно, забыв всё и вся, утратив ощущение времени и реальности, и выбираться отсюда совершенно не хочется!
Сад берёт вас в свой ароматный цветочный плен и не желает выпускать, а вы просто не в силах самостоятельно с ним расстаться! Прибавьте сюда крайне комфортную температуру воздуха - около +24C в конце июля - начале августа, в то время как вся остальная Европа сходит с ума от жары, отсутствие какого бы то ни было ветра, освежающую тень многовековых деревьев, тихие воды реки Шер, в которых великолепие замка отражается как в зеркале, и - вуаля! - получите формулу идеального французского сада, которая впоследствии будет блистательно усовершенствована и отточена в версальских парках!
Но, в отличие от великолепных барочных парков XVIII века, цветник Шенонсо не подавляет вас своим величием и грандиозностью, масштабами и роскошью. Здесь отсутствует скульптура и водные каскады. Посреди всего сада есть лишь один фонтан, который всё же стал в своё время сенсацией - его струя била на высоту около 6 м из искусно созданной каменной "скалы". Сад производит самое умиротворяющее впечатление, он очень камерный по своему характеру, и здесь вы сразу поймёте, что находиетсь в личном саду королевы - он располагает к неспешным прогулкам, размышлениям и беседам, и вас не покидает чувство, что вы в полной безопасности, и ничего плохого здесь произойти не может.
Несмотря на вражду, Екатерина Медичи, отняв у Дианы де Пуатье право на владение Шенонсо, сад всё же не стала переделывать, наоборот - всячески заботилась и совершенствовала и сам замок, и прилегающие к нему земли. И хотя с тех пор прошло около 460 лет, но прекрасный сад, заложенный Дианой де Пуатье, сохранил основные свои черты.
Сохранилось описание посадочных работ, проведённых в 1555 - 1556 гг в Шенонсо опытными садовниками. Обращусь вновь к Ивану Клуласу и его работе "Повседневная жизнь в замках Луары в эпоху Врзрождения": "...Этот учёный земледелец привёз с собой редкие культуры - шесть абрикосовых деревьев, на которых росли скрешенные с абрикосом кисловатые персики с белой мякотью, триста райских яблонь, восемь кустов смородины, сотню мускусных розовых кустов и луковицы лилий. Он собрал в лесу 9 тысяч кустов дикой земляники и фиалок. Его сменил постоянный садовник замка Шарло Герен, а затем Жак Дютертр... он следил за тем, чтобы сад давал большой урожай, и не только яркие цветы, но также аппетитные овощи: артишоки, огурцы, дыни, лук-порей, капусту, горох, репчатый лук, лук-шалот и многое другое... Это огромное чудо из камня, зелени и воды, бесспорно, несёт на себе отпечаток вкуса герцогини, которую король снабжал необходимыми денежными средствами...Диана преследовала далеко идушие цели. Став в 1548 году, по воле короля, герцогиней де Валентинуа, и по-настоящему царствуя при дворе Франции, она решила продемонстрировать собственное величие рядом с королевскими дворцами на Луаре." Разумеется, за свою многовековую историю сады Шенонсо менялись, и даже приходили в упадок, но нынешние его владельцы (а Шенонсо является на данный момент частной собственностью) не жалеют средств на поддержание самого замка и окружающих его парков в должном, близком к изначальному состоянии.
Пройдя по центральной аллее мимо фонтана, по деревянному мосту вы сможете пройти в замок или же спуститься к пристани, чтобы взять напрокат лодку и полюбоваться замком с воды.В водном канале, окружающем замок, довольно мутная вода, и, как я узнала впоследствии, она такова почти везде, но зато канал буквально кишит карпами - они здесь практически ручные и могут даже нагло поесть с рук, если вы дотянетесь :)
Екатерина Медичи, став хозяйкой Шенонсо, после смерти любимого мужа, в 1559 г., занялась обустройством замка, щедро тратя на это огромные по тем временам суммы. С западной стороны замка королева разбила сад уже по своему вкусу, и туда, я, честно говоря, не успела добраться, но хорошо рассмотрела его из окон замка: сад этот также имеет регулярную планировку с бассейном и небольшим фонтам посередине, и засажен кустами, постриженными в виде геометрических фигур, с можеством самых разных растений, которые цветут здесь, сменяя друг друга, с ранней весны до поздней осени.
У входа в замок вас встречает донжон, башня "Марк"- самая старинная постройка в Шенонсо, сохранившаяся с XIII века и названная так в честь первого владельца - сеньора де ла Марка. Рядом можно увидеть и колодец той же эпохи. По-моему, так это - настоящее украшение для любого парка! Подобный колодец я видела и раньше - в Париже, во дворе монастыря Клюни, ныне - Музея Средневекового искусства, и позже - в замке Шомон. Характерная особенность таких колодцев - ажурная решётка с небольшой лебёдкой для удобного подъёма воды.
Таки сказочный силуэт замка за моей спиной! :) Я не могла уехать отсюда без такой фоточки :))
Об истории строительства замка Шенонсо предостаточно материалов в интернете, а также издано множество книг - в конце этого поста есть несколько ссылок на всевозможные публикаций, поэтому я не стану здесь повторяться. Отмечу только, что строительство проходило в несколько этапов, и в архитектуре Шенонсо, так же, как и в случае Шамбора, явственно ощущается итальянское влияние.
Практически сразу, попадая в замок, и оказавшись в просторном зале первого этажа, стены которого украшены старинными гобеленами и роскошыми цветочными композициями (о, это - отдельный разговор!), у вас есть выбор: пройти в центральную галерею, окна который выходят на Шер, или же подняться в бывшие королевские аппартаменты. Я выбрала второй путь, но вам рекомендую пройти сначала в галерею - так вам станут понятны размеры замка, и все те архитектурные новшества и ухищрения, которые применили здесь французские мастера, обустраивая замок, и делая его невероятно удобным и комфортабельным для проживания.
Центральная галерея довольно проста по своему оформлению: Екатерина Медичи, став владелицей Шенонсо, приказала оформить часть аппартаментов замка в античном стиле, и здесь можно видеть медальоны со скульптурными портретами члонов королевской семьи, ну а пол, по традиции того времени вымощен чёрными и белыми кафельными плитками. Окна центральной галереи замка с обеих сторон выходят на реку Шер. Королева желала, чтобы её новая резиденция могла соперничать и с французскими дворцами, и с виллами итальянских князей. Великолепие и разнообазие должны были искусно сочетаться и не вредить природной живописности места. К строительству и украшению Шенонсо были привлечены лучшие мастера, труд которых щедро вознаграждался.
В тот день все окна в замке были распахнуты настежь - посетителей здесь летом огромное количество, и что с самого начала поражает, а затем - умиляет, это непрестанное воркование голубей! Они здесь повсюду - под крышей, под сводами надводной части замка, в башенках...
Голубиное воркование придаёт особое очарование этому романтичному месту, и в какой-то момент, после всего увиденного, возникает смутное ощущение утраты реальности - ведь о таких замках нам читали только в детских сказках! Ну и для меня совершенно стало ясно, что у Шарля Перро было предостаточно материала для вдохновения, и к слову, тот самый Замок Спящей Красавицы (Chateau d´Usse) также находится в долине Луары.
По лестнице в итальянском стиле, своды которой вы видите на фото вверху, можно подняться в аппартаменты верхних этажей, принадлежавших некогда знаменитым обитательницам замка, но я поведу вас совсем в другое место :) А именно.... в кухню!
Кухонные помещения располагаются в подвальных помещениях замка, прямо над водами Шера. И в этом заключено особое приемущество. Все запасы провизии подвозили, минуя парадный вход и королевские аппартаменты, на лодках по реке, прямо на кухню.
Кухонные помещения располагаются в подвальных помещениях замка, прямо над водами Шера. И в этом заключено особое приемущество. Все запасы провизии подвозили, минуя парадный вход и королевские аппартаменты, на лодках по реке, прямо на кухню.
Кухня в Шенонсо уступает по своим размерам многим и многим дворцовым кухням, которые мне довелось видеть, но при этом оборудована так, что позавидовать может любая хозяйка! Начищенная доблеска медная посуда - настоящее её украшение, довольно небольшая плита, снабжённая и духовкой для выпечки, очень даже невелика, но удобно размещена посередине кухни. Большую достопримечательность представляет собой автоматический (это в XVI в.!) вертел, где одновременно можно было готовить сразу несколько туш, и который, благодаря противовесу, спускавшемуся из окна кухни прямо к реке, самостоятельно поворячивался. Гиря тянет за собой линь, а он. в совю очередь, приводит в движение шестерёнки, Когда весь линь растягивался, груз висел почти у самой воды, и вертел останавливался. Таким образом, время жарки мяса было заранее "запрограмированно".
У вертела толпилось настолько много людей, что я не смогла бы его сфотографировать, при всём моём желании! Так что придётся вам поверить мне на слово :) А из кухонного окна мне удалось сфотографировать лишь ту часть механизма, которая выходила наружу.
И, разумеется, выглянув из окна, я тут же обнаружила голубиное гнездо с птенцами, я же говорила, что они тут повсюду!
Из кухни можно пройти в довольно просторное помещение столовой, очевидно для слуг. Оно украшено охотничьей атрибутикой, и практически полностью занято огромным столом, который скорее всего использовался и для приготовления пищи.
В уже упомянутой мной книге Ивана Клуласа сразу несколько глав посвящено повседневному королевскому меню, королевским пирам в замках Луары, и даже есть несколько отчётов о королевской трапезе во время Великого поста. Приведу здесь пару небольших отрывков:
"...Закончив туалет, принимали лёгкую пищу, "кипящий каплун" или "брачную похлёбку"; её приготовляли, заливая сырые яйца, варёную картошку или фрукты, в зависимости от времени года, кипящим душистым молоком; простолюдины с утра ели молочную кашу или овощной суп.(...) На обед и ужин, если не устраивали пиршество с многочисленными переменами блюд, подавалось мясо - каплун, жареный цыплёнок, варёная телятина, говядина, баранина, дичь, дрозды и куропатки, а также рыба. Блюдам сопутствовали соусы: уксусный с сахаром и корицей, соус из незрелого винограда, щавелевый и иногда апельсиновый. Из овощей детям рекомендовались горох, нут и "добрые травы", для улучшения пищеварения, блюда часто приправляли укропом и анисом. Взрослым подавали лук-порей, репчатый лук, тыкву и салат, а также пряности и такие приправы, как горчица и хрен. Из фруктов больше всего ценились клубника, вишня, сливы и виноград, яблоки, груши, которые запекали, миндаль, лесные орехи. Готовили невероятное разнообразие выпечки и пирожных. Очень ценились марципаны с миндалём и сосновым семенем. Вместо сахара использовали прекрасный белый мёд из Лангедока. Повседневным напитком служило вино, которое подавалось охлаждённым. Начиная с пяти лет лети пили вино, разбавленное водой, но также им давали сироп на розовой воде, называемый "розовый морс", миндальное молоко, лимонный сироп и апельсиновый сок. Эти два фрукта были в большом почёте при дворе XVI века..."
"Обычное меню пира приводится в "Зерцале юности" Матюрена Кордье. Там рассказывается об обеде, начавшемся в десять часов и закончившемся после полудня. Сначала подали "маленькие, нежные, подслащённые мёдом гренки с гиппокрасом", потом "солёный окорок, копчёную свиную колбасу, сосиски и копчёные солёные говяжьи языки, чтобы разыгрался аппетит и жажда". Эти блюда сопровождали салат-латук, фрикассе из птиц и рубленая телятина с желтком. Вторую смену блюд представляет паштет, варёная курятина с латуком, говядина, баранина, телятина, свежая свинина, а также суп с яйцами, приправленный шафраном и соусом из незрелого вина, и овощной суп. В третью перемену подали жареное мясо: цыплят, голубей, жирных гусей, каплунов, свиней, кроликов, баранью лопатку; два паштета из мяса крупной дичи; две куропатки, жаренные вместе с кроликом; тушёные зелёные бобы и горох, свареный в стручках, и, наконец, огромные форель и щуку, разделённые на четыре филе. На других блюдах были поданы фритюр и раки. К кушаньям предложили соус из уксуса, масла, соли и каперсов, лимоны, апельсины, оливки, розовый уксус и щавелевый сок.
Напоследок, так сказать на "выход", подавали жирный творог и сыры; сладкие пироги, караваи, подслащённый рис, сваренный на молоке, персики, фиги, вишнёвый изюм, финики. В соответствующее время года к этому добавлялись дыни, которые тогда очень любили. Подавалось также разное варенье и то, что тогда называлось "драже", то есть засахаренные анис, укроп и кориандр. К блюдам приносили различные вина - белое, кларет, красное, а главным образом - вино из Арбуа."
Напоследок, так сказать на "выход", подавали жирный творог и сыры; сладкие пироги, караваи, подслащённый рис, сваренный на молоке, персики, фиги, вишнёвый изюм, финики. В соответствующее время года к этому добавлялись дыни, которые тогда очень любили. Подавалось также разное варенье и то, что тогда называлось "драже", то есть засахаренные анис, укроп и кориандр. К блюдам приносили различные вина - белое, кларет, красное, а главным образом - вино из Арбуа."
Ну и теперь самое время пройтись по покоям замка. В основном это спальни и кабинеты, но есть также и небольшая капелла, и библиотека Екатерины Медичи. Кровать в спальне Дианы де Пуатье затянута бархатом небесно-голубого цвета, а стены украшены драгоценными гобеленами XVI века.
Интересная деталь, свидетельствующая о нравах при дворе короля Генриха II: Диана де Пуатье, будучи фавориткой кароля, была официально признана при дворе, и только вдумайтесь: камин в её спальне украшен не только эмблемами короля "H" (Henri) и самой Дианы "DD" (Diana), а также сдвоенной королевской эмблемой с перекрещенными инициалами Генриха и Дианы - "HD" , но и портретом королевы Екатерины Медичи. По сути король жил на два дома, не считая лёгких мимолётных увлечений, заканчивавшихся как правило, рождением внебрачных детей, которые, однако, имели множество привилегий и воспитывались вместе с королевскими наследниками. Но, королей не судят и вопросов не задают :)
А камин этот, между прочим, - работа известного французского скльптора эпохи Возрождения Жана Гужона. С ним вы, дорогие читатели уже встречались в Париже, именно Жан Гужон является автором так называемого Фонтана Невинных.
А камин этот, между прочим, - работа известного французского скльптора эпохи Возрождения Жана Гужона. С ним вы, дорогие читатели уже встречались в Париже, именно Жан Гужон является автором так называемого Фонтана Невинных.
Стоит ли упоминать,что все комнаты замка обставлены с подобающей роскошью и украшены работами знаменитых на весь мир художников - Тинторетто, Мурильо, Никола Пуссена, Корреджо, Рубенса, Ванлоо... А меня каждый раз, где бы я ни бывала - в Шенонсо или Эрмитаже, - поражает удивительные секретеры, инкрустированные драгоцеными металлами, перламутром, и выполненные из разных пород дерева. Потрясающе тонкая, филигранная работа!
Останавливался в замке впоследствии и сам Король-Солнце - Людови XIV. Его приёмную украшает портрет кисти придворного живописца Гиацинта Риго, я думаю, что многие из читателей видели портрет парадный короля и в полный рост, созданный тем же мастером.
Стены в спальне королевы Екатерины Медичи украшены невероятной красоты гобеленами, а изящная небольшая кровать - расшитыми золотом пологом и покрывалом.
Что меня особо восхитило в Шенонсо - так это обилие цветов! И не только в его великолепных садах, но и в аппартаментах! Цветочные композиции здесь повсюду - составленные с большим вкусом, роскошные, как нельзя лучше подходящие и дополняющие интерьер замка. Цветы использованы самые разные - в основном многолетники: хризантемы, ирисы, гладиолусы, лилии, но есть и экзотические орхидеи! Просмотрев многочисленные фото интерьеров замка в интернете, я убедилась в том, что характер букетов меняется в зависимости от сезона: ранней весной здесь царит ароматное буйство первоцветов - от крокусов до тюльпанов, а на Рождество весь замок украшен яркими венками и композициями из вечнозелёных и хвойных растений, с добавлением пуансетий, ёлочных украшений и засушенных растений. Мой глубокий поклон нынешним владельцам замка, сумевшим сохранить в таких, казалось бы незначительных, деталях великолепие Шенонсо!
На третьем этаже замка, в многочисленных залах, которые я буквально пробежала, размещены самые разные жкспонаты из фондов музея - скульптура, миниатюры, произведения прикладного искусства. Выставки в этих залах временные, и посвященны самым разным тематикам, проводятся также и персональные выставки художников.
Закончить же свой рассказ мне бы хотелось вот этим скульптурнм портретом Дианы де Пуатье и миниатюрой с изображением этого райского уголка, так любимого прекрасными дамами эпохи Ренессанса. На чём и позвольте откланяться! :)
Информация о замке Шенонсо:
Официальная страница http://www.chenonceau.com/index.php/ruМного интересного в интернете здесь и здесь
Литература:
Целый перечень книг французского историка, архивиста и автора многочисленных научных работ по истории эпохи Ренессанса, посвящённых в том числе и замкам Луары, Ивана Клуласа здесь Если вам удастся стать счастливым обладателем ВСЕХ этих книг в переводе на русский язык, я буду завидовать вам чёрной завистью, преследовать и донимать вас до конца дней своих (и ваших, хаха!) :) Шучу.
У меня же в наличии, в печатно-бумажном виде, только одна его книга, вот эта, точь в точь! Отрывки именно из этой книги я цитировала и здесь, и в посте о Шамборе. Очень рекомендую к прочтению, это настоящий концентрат интереснейшей информации, и крайне задёшево.
Общие энциклопедические издания по мировой архитектуре, где можно найти и общую информацию о замках Луары, тут и тут .
Путеводители:
Не устаю расхваливать вот этот путеводитель по Франции Dorling&Kindrsley! Довольно дорогой, но невероятно удобный, подробный и красочно иллюстрированный. И потом, если уж ехать во Францию, то стоит ли тратить время на бестолковые поиски и расспросы по дороге? Здесь собрана вся необходимая информация, да и кроме того, вы получите огромное эстетическое удовольствие просто листая эту увесистую, очень добротно выполненную книжицу! У меня уже три путеводителя именно из этой серии, и я ещё ни минуты не пожалела о том, что сделала такие приобретения! Это великолепный гид по истории, достопримечательностям, блюдам национальной кухни, сортам вин, с массой полезных адресов магазинов, гостиниц, ресторанов, кафе, и даже - с небольшим разговорником! Ну, а в самолёте, в предвкушении очередного увлекательного путешествия, нет для меня лучше времяпровождения, чем штудировать такой вот толстенький томик! Кроме того, пара страниц в этом путеводителе посвящена как раз таки Шенонсо - с подробным планом замка и его краткой историей.
Вполне по карману придутся вам вот эти путеводители по долине Луары Thomas Cook и Вокруг Света, хорош и этот путеводитель по замкам Луары.
Другие мои посты из серии Tour de France:
Tour de France: Chambord
Tour de France: Chartres
Другие мои посты из серии Tour de France:
Tour de France: Chambord
Tour de France: Chartres
Осталось пожелать вам приятных летних путешествий и солнечного июля!
Великолепная прогулка и замечательный рассказ!
ОтветитьУдалитьПривет из России, Эвелина!
Я обожаю роскошные замки, сады и парки. Шенонсо - замок с счастливой судьбой: он сохранил своё великолепие.
Как здорово! Как будто мы сами побывали в этом чудесном месте!
ОтветитьУдалить