Translate

пятница, 13 декабря 2013 г.

Tour de France: Chambord




Итак, продолжу свой рассказ о своём летнем путешествии по Франции.
Давней моей мечтой была поездка в долину реки Луары, где располагаются сотни замков эпохи Возрождения, или Ренессанса, как принято именовать этот период в Европе. Из множества прекраснейших сооружений,  каждое из которых заслуживает внимания, нужно было выбрать всего лишь 5: учитывая масштабы замков, расстояния и то время, которое мы отвели на пребывание в этой области, осилить больше 5 замков мы были просто не в состоянии. Разумеется,  в долине Луары проложена туристическая тропа с обязательной программой и хрестоматийным набором достопримечательностей. Поэтому, постаравшись учесть всё,  я и выбрала 3 очень знаменитых и 2 менее знаменитых замка.
Начну с самого внушительного, грандиозного и самого "мужского" - замка Шамбор (Château de Chambord).
   
Шамбор, строительство которого было начато королём Франциском I в 1519 году, изначально не был задуман как постоянная резиденция монарха, замок должен был служить пристанищем для короля и его свиты на время охоты. Предназначение сооружения и личность хозяина замка отразились и на его внешнем облике, именно поэтому я назвала этот замок "мужским". Шамбор,  к тому же, является одним из редких примеров архитектуры раннего французского Возрождения, сохранившихся в своём первоначальном виде. Именно на архитектурном облике замка мне и хотелось бы остановиться и рассказать о нём подробнее. Верьте мне, читатель, на то есть несколько причин.
Видимо в силу того, что визит мой пришёлся на пик туристического сезона (и впрямь - в начале августа здесь были толпы туристов), большинство внутренних помещений, а также комнаты 2-го и 3-го этажей замка были закрыты для посетителей, поэтому часть замка я просто не видела. Интерьеры же комнат первого этажа показались мне довольно скучными и малопримечательными - копии королевских портретов и довольно дешёвая реконструкция роскошных некогда аппартаментов, я даже не стала их фотографировать. К тому же, в эпоху Франциска I традиионно был установлен порядок, при  котором двор вёл кочевой образ жизни, переезжая из одной резиденции в другую. В долине Луары множество дворцов, и, таким образом, мест проживания у короля и его свиты было предостаточно. Вместе с королевским двором путешествовали и мебель, ковры, портьеры, сундуки, то есть всё то, что составляло убранство помещений. Поэтому уже в XVIII веке в замке сохранились лишь какие-то единицы мебели из исторического интерьера Шамбора эпохи Франциска I. Кроме того, замок был полностью разграблен в годы Великой французской революции, а те отдельные предметы убранства, которым удалось уцелеть, были распроданы. В ХХ веке администрации замка пришлось кропотливо, шаг за шагом восстанавливать исторические интерьеры замка, активно взаимодействуя с близлежащими музеями и памяниками архитектуры. На мой взгляд, получилось неплохо, и только.
Интерьеры других, так называемых "дамских" замков Луары, в которых мне довелось побывать, - замков, служивших резиденциями французских королев и королевских фавориток, произвели на меня действительно неизгладимое впечатление, и именно об их внутреннем убранстве и коллекциях стОит рассказать подробнее. Поэтому, в случае Шамбора, я условно и отделяю внутреннее от внешнего, форму от содержания, внешний облик памятника от его интерьера, и расскажу только о его архитектурных особенностях.



Издали Шамбор напоминает "изящный каменный ларец", именно так именовали его иностранные гости Франциска I: рельефный фасад, многочисленные башенки и дымоходы с ажурными украшениями, лёгкая баллюстрада террас.... но не стоит обманываться. По мере приближения к замку, он постепенно порабощает вас, заставляя почувствовать свою массивность, и поражает своими размерами: длина фасада составляет 156 м, для сравнения: длина фасада Зимнего дворца в Санкт-Петербурге, который многие легко могут себе представить, со стороны Невы составляет лишь 137 м.  Высота же самой высокой точки замка - центральной башни - составляет 56 м, а это - приблизительная высота 18-этажного дома. Для многочисленной королевской свиты Шамбор представлялся воплощением грёз, оживших в камне, неземным приютом уединения среди бескрайних зелёных лесов.




Одной из главных достопримечательностей замка является центральная двухзаходная лестница, прорезывающая от первого до последнего этажа весь объём центрального элемента сооружения - так называемого донжона. В лестнице существуют два прохода, поднимающихся по спирали таким образом, что спускающиеся и поднимающиеся по ней посетители не могут не то что встретиться, но и даже посмотреть друг на друга. Многие источники приписывают этот архитектурный шедевр гению Леонардо да Винчи, но  - увы! - знаменитый итальянец скончался за несколько месяцев до начала строительства замка, и никоим образом не мог принимать участия в строительных работах.


Однако, всё же некоторое отношение к проектам Шамбора Леонардо имел. Дело в том, что с 1516 года великий итальянец уже переселился во Францию, и Франциск I предоставил в его распоряжение небольшой замок Кло-Люсе (рассказ о нём впереди!), где тот и жил до самой своей кончины. Леонардо консультировал реконструкцию замка Раморантен и обычно увлекался планами короля. Он работал вместе с другим архитектором, Доменико да Кортона, выдающимся оформителем королевских праздников. Возможно, что такое тесное общение и объясняет то,  что не сохранился ни один план Шамбора руки Леонардо,  а только эскизы и лишь один очень интересный  набросок сложной лестницы из четырёх независимых "винтов" лестниц, "закрученных" вокруг осевой башни, занятой ещё одной лестницей. Согласно версии историка Ивана Клуласа, вполне вероятно, что Леонардо передал свои чертежи Доменико да Кортона, чтобы тот создал по ним деревянный макет замка, который впоседствии долго хранился в Блуа. В XVII веке макет увидел и зарисовал историк Андре Фелибьен, так и появилась версия о причастности Леонардо да Винчи к проектированию замка.
Так или иначе, тень Леонардо сопровождает замок Шамбор, и имя великого итальянца неизменно упоминается на всех экскурсиях и во всех путеводителях :)


Шамбор был возведён на стыке двух эпох, и при том, что замок, на первый взгляд, производит впечатление оборонительного сооружения, и здесь присутствуют многие элементы средневекового замка, всё же влияние итальянского Ренессанса на архитектурный облик Шамбора огромно. Стоит только, поднимаясь по той самой центральной лестнице, посмотреть вверх, и мы увидим, что каменная конструкция и её каркас облицованы каменными плитами, которые, в свою очередь, обрели самостоятельную декоративную роль.  Филёнки украшены монограмой Франциска I -  латинской литерой "F", увитой шнуром с множественными узелками - эмблемой матери Франциска - королевы Луизы Савойской. Вторым декоративным элементом стала эмблема короля - саламандра, выпускающая из своего зева "струи воды для тушения "злого огня" и глотающая воду для поддержания "доброго огня".



  

Разумеется, я не могла удержаться от того, чтобы не сделать фото в столь знаменитом месте :) уж простите мою слабость, читатель :)


Всего в замке 77 лестниц, и одну из них мне удалось запечатлеть полностью.


А тем временем, поднявшись на четвёртый этаж замка, и легонько толкнув старинную дубовую дверь, также украшенную саламандрой, дверь,  которой касались, смею предположить, многие августейшие особы, мы попадаем в самую завораживающую часть замка Шамбор - на его террасы.


Отсюда  не только открывается великолепная панорама окресностей, которой в своё время любовались обитатели замка.Террасы Шамбора напомнили мне ту самую галерею химер в Нотр-Дам де Пари - некий сказочный мир, параллельную реальность,  в которой всё воспринимается и видится совсем иначе, чем там, внизу. В центре этого своеобразного миниатюрного городка, образованного из верхних частей четырёх замков, расположенных по углам донжона, находится центральная башня, увенчанная двухметровым каменным цветком лилии.






Высокие крыши, башенки и нарядные дымоходы выполнены с большим изяществом и оформлены несметным количеством архитектурных деталей, которое гармонично контрастирует со строгостью стен фасада. Если присмотреться, то и здесь, в этом каменном кружеве, можно отчётливо увидеть переплетение лепестков белой лилии - Флёр-де-Лис -эмблемы французских королей.


Основатель замка, король Франциск I, помимо военных походов, страстно увлекался охотой, недаром ему был заслуженно присуждён титул "отца псовой охоты". Обычная команда королевской охоты состояла из главного ловчего и его заместителя, 12-ти конных ловчих, шести слуг с ищейками, шести псарей с 60-ю гончими и ста пеших лучников,  в обязанности которых входили только установка шатров и расставление сетей для оленей. Королевский соколиный двор насчитывал 300 птиц. Главный сокольничий взимал подать со всех птицеловов королевства, которые без его специального разрешения не имели права продавать птиц ни в городах, ни при дворе, иначе их товар конфисковывали. Весной птицы начинали линять, и сокольничих при дворе сменяли ловчие. Начинался период охоты на оленей. А зимой на место ловчих возвращались сокольничие, и король мог беспрерывно охотиться в любое время года. (И. Клулас "Повседневная жизнь в замках Луары в эпоху Возрождения", 2001 г.)


Чтобы обойти не только сам замок, но и окрестный лесо-парк, испокон веков являвшийся богатыми охотничьими угодьями французских королей, понадобится, пожалуй, целый день, а то и не один! Из 5 440 га (некогда - территория всего Парижа!) для посетителей открыты всего 800. Лесо-парк окружён каменной стеной длиной в 32 км, и является величайшим по территории заповедником в Западной Европе. Ну что же, воистину королевский размах! И если в ваши планы не входит, подобно этим отдыхающим, нежиться на солнце или в тени вековых деревьев, то вы можете полюбоваться окрестностями и представить сцены королевской охоты :)  




Приведу ещё один отрывок из книги Ивана Клуласа, и добавлю ещё пару штрихов к портрету короля Франциска I, личность которого неразрывно связана с замком Шамбор.
"Окружённый пышным двором, король жил в ритме приёмов и праздников, но его нельзя было назвать рабом церемониала. Совершенно естественно, что своим высоким ростом и шириной плеч он невольно внушал уважение, но каждый мог запросто подойти к нему, и король безо всякого высокомерия разговаривал с самым простым из своих подданных. Он любил играть, шутить, смеяться. Его называли "мсьё" и обращались к нему на "Вы" (т.е. без титула "Ваше Величество"). Он частенько повторял свою любимую клятву "слово дворянина" и это ставило его на одну доску  с теми мелкими деревенскими сеньорами, что приезжали ко двору поглазеть на короля. Военные признавали его своим:  в награду за храбрость Франциска рано посвятили в рыцари [...] Непринуждённость общения короля буквально опьяняла. Приветливость и доброжелательность - первые качества государя, задававшие тон всему двору, и где бы король ни останавливался,  в военном лагере или замке, вокруг него неизменно создавалась идиллическая атмосфера некоего земного рая." 


Благодаря единству противоположностей, гармоничному сочетанию  с одной стороны, -традиционных элементов средневекового замка,  а с другой - симметричности планировки и декоративности отделки, позаимствованных у итальянских палаццо, Шамбор стал истинным манифестом королевской власти и отражением личности своего основателя. Но, несмотря на своё величие, Шамбор не стал сценой для придворной жизни своего первого хозяина: Франциск I прожил здесь, в общей сложности, всего 72 дня, и впоследствии, Шамбор затмили другие замки, расположенные несколько севернее. Однако мощь, размах, утончённость без рафинированности, аристократизм личности короля-шевалье, воина и охотника, наследника французских традиций, замечательным образом выражены в архитектуре этого великолепного замка,  и сочетается здесь с рационализмом, присущим человеку эпохи Ренесанса, гуманисту, увлечённому искусством, культурой, науками, и черпавшему вдохновение в работах лучших мастеров своей эпохи.







Подробнее о замке Шамбор можно узнать на домашней странице:
http://chambord.org/ru/

Литература:Из доступных мне источников, самой привлекательной книгой стала вот эта работа французского историка Ивана Клуласа -  "Повседневная жизнь в замках Луары в эпоху Возрождения"
При написании этого поста я пользовалась и общими энциклопедическими справочниками по истории искусства и архитектуре - и старыми советскими изданиями, и более современными, изданными после 2000 г. Подойдут к примеру вот это издание и это.
Ну,а если вас не на шутку заинтересовали замки Луары и их история, то быть может вы разоритесь вот на такую объёмную публикацию,

Путеводители:
Поскольку моё путешествие включало не только замки Луары, то я воспользовалась вот этим путеводителем Dorling&Kindrsley. Не дешёвый, согласна, но ООЧЕНЬ удобный, подробный, обстоятельный и шикарно иллюстрированный. Благодаря ему мы посетили по пути ещё много разных мест, которых не было в изначальном маршруте, сориентировались в ресторанах, выборе местных вин,сыров и традиционных блюд каждого региона, а это во Франции, согласитесь, не так-то просто! Я уже не говорю о подробных исторических справках по достопримечательностям, схематическим изображениям соборов, дворцов и замков в разрезе, и прочая!.. Этот путеводитель - настоящее сокровище, и уверена - его можно и нужно передавать по наследству!
Целый раздел в этом путеводителе посвящён щамку Шамбор, так что в кармане у вас будет и план сооружения, и часы работы, и краткие исторические справки.

По долине Луары хорош и этот путеводитель, а Thomas Cook  и Вокруг Света - вполне бюджетные варианты.

Другие мои посты из серии Tour de France:

Tour de France: Chateau de Chenonceau 
Tour de France: Chartres
Tour de France: Château de Chenonceau

Новости блога найдёте здесь:
Follow on Bloglovin

Комментариев нет:

Отправить комментарий