Translate

пятница, 25 октября 2013 г.

Tour de France: Chartres


Простите мне, уважаемый читатель, столь продолжительное молчание! За летними каникулами своим чередом наступил новый сезон, и за это время (с момента публикации последнего поста) в Художественном музее Эстонии уже открылось пять выставок, на подходе шестая. Подготовка к открытиям выставок, интервью, общение со СМИ, статья для одного из местных изданий, и прочие рабочие обязанности отняли львиную долю моего времени, так что я едва успевала переводить дыхание за короткие выходные, отдыхая и проводя время в кругу семьи, и на блог просто не хватало сил. Но те из вас, кто следят за моими перемещениями в Instagram, уже давно знают, что в августе мы всей семьёй совершили длительное и крайне увлекательное путешествие на автомобиле из Парижа в Барселону :) Стоит ли говорить о том, что вояж сей затмил всё ранее виденное мною, и даже (внимание!) сам Париж!.. Были на моём пути и знаменитейшие на весь мир королевские замки долины Луары, и знакомые, по любимым книгам, красивейшие старинные французские города и провинции - Шартр, Орлеан, Тур, Бордо, Каркассон, Аквитания, Гасконь, Лангедок и Русильон, и французское побережье Атлантического океана, непокорённые крепости крестоносцев,  бескрайние поля подсолнухов, великолепные леса, бывшие испокон веков  королевскими охотничьми угодьями, бесконечные виноградники, Пиренеи на горизонте, Средиземноморское побережье Каталонии, солнце-солнце-солнце!, отменное вино и лучшие блюда французской и испанской кухни! Ну чего же ещё можно пожелать?!...
После окончания путешествия я долго собиралась с мыслями, раздумывая, как и о чём написать здесь, в блоге :) Я постараюсь передать хотя бы часть своих впечатлений, и обещаю не впадать в радостную истерику и щенячий восторг, и буду рассказывать обо всём внятно и объективно.
Публикую первый пост из своего  Tour de France, где расскажу о первой остановке на пути в долину Луары - о городе Шартре, и его главной достопримечательности - великолепном готическом соборе XII века. О величии и размерах собора судите сами: здесь на фото я присела на ступени его паперти, чтобы лишний раз заглянуть в путеводитель :)
Должна сказать, что отправляясь во Францию, я невольно содрагалась от мыслей о том, что всё, что пишут об этой стране и её достопримечательностях - не более, чем красивые истории для наивных туристов, литературный "мыльный пузырь", который неминуемо лопнет, стоит только окунуться во французскую провинциальную действительность. Признаюсь: боялась я этого ОЧЕНЬ, и в душе даже где-то смиренно ждала, ибо - нет Рая на Земле. Ждала я довольно таки большого разочаровния, которое наконец-то развеет мои представления и розовые мечты о далёкой прекрасной, знакомой с детства по книгам Франции.
Будучи профессиональным гидом и тем человеком, кто, в буквальном смысле, "доносит" культурные события и искусство до общественности, я не понаслышке знакома со всеми приёмами и рычагами маркетинга, коммуникации и популяризации. Ведь чего только не пишут в книгах, и какой только информацией не кишит интернет, на что только не идут турагенства и ловкие дельцы, чтобы повыгоднее да подороже продать историческое прошлое и достопримечательности  в той или иной стране!  Но Франция и французы поразили меня как раз обратным! Поразили своей удивительной честностью, порядочностью и "всамделишностью" в подаче, демонстрации и отношении к своему культурному наследию. Я с полной уверенностью могу утверждать (а на меня трудно произвести безупречно хорошее впечатление!), что всё, что в пишут в книгах, транслируют СМИ и интернете о французских достопримечательностях, культуре и искусстве - это не просто правда! Это - жалкая попытка рассказатьо правде, и в общем-то - правда от первого звука до последнего, но всё же - лишь бледная копия, подобие реальности. Та реальность, которую видела я в маленьких городках, деревушках, полях, замках - превосходит все ожидания, это всё оно, то самое, настоящее, о чём взахлёб рассказывают все, кому довелось побывать в этой удивительной стране и всё это и правда существует! И самое главное - французы живут  этой реальностью, относятся к ней с трепетом и невиданным почтением, ну и конечно -  с огромной любовью  и гордостью! Сейчас, через полтора месяца после возвращения, мне самой не верится, что я там побывала. Но - те полторы тысячи фото, из которых я мучительно отобрала две сотни лучших, доказывают обратное :)

Итак - Шартр. Очаровательный городок, в двух часах езды от Парижа. Невысокая застройка, черепичные крыши, кафе с уличными уютными террасами и  везде - цветы, их благоуханием пропитан весь город! 





Цветы в виде кустов, клумб, вазонов, ампелей, вьющихся глициний и жимолости... и рядом - дородный садовник (всё как положено!), неспешно, вдумчиво и любовно выдёргивающий сорняки, обстригающий отцветшие бутоны, собирающие всё это в ведро.... Такая сельская домашняя сцена прямо в центре города! Притом, будьте в этом уверены, садовник этот уверен в том, что его занятие - самое важное на планете Земля! Он никоим образом не похож на человека, выполняющего свою работу только потому, что нужно как-то зарабатывать на существование! Нет! Этот садовник - скоре всего - потомственный, и делает он своё дело так, словно весь город Шартр - это всего лишь клумба в его саду, которую нужно заботливо прополоть, полить и удобрить, дабы глазу было приятно!


После суетного аэропорта имени Шарля де Голля и 2-х часовой езды по оживлённым и незнакомым магистралям, Шартр показался нам идеальным местом для остановки, небольшого отдыха и ланча, на пути в Тур. Ну и кроме того, я вовремя вспомнила, что непременно нужно посмотреть на знаменитый Шартрский собор, проехать мимо которого категорически нельзя!



К окончанию путешествия по Франции, я уже устала восхищаться огромными соборами: здесь они повсюду, будто сам Создатель горстями рассыпал эти жемчужины средневекового зодчества в стиле "пламенеющей" готики, - оплоты христианства, - по всей стране! Схожие в обших чертах, они  всё же совершенно разные :) Франция - родина этого архитектурного стиля, и большая часть готичских каменных соборов мира расположена именно здесь (разумеется, тем волнительнее было мне увидеть воочию одно из самых старинных сооружений, то с чего началось победоносное шествие готики по Европе!). Из Франции стиль постепенно распространился и в другие страны, и  в XII-XIV веках соборы, подобные французским, появились в Англии, Чехии, Польше и Германии.
Кафедральный собор в Шартре уникален не только своими впечатляющими размерами,  а также фасадом, сохранившемся от ещё более раннего собора, возведённого в романском  стиле. Множественные скульптуры, украшающие северный, южный и западный порталы, впервые за всю историю христианского искусства, исполнены таким образом, что фактически являются самостоятельными произведениями искусства, а не только архитектурными деталями. 


Если внимательно присмотреться, то можно заметить, что мастера, трудившиеся над скульптурами портиков Шартрского собора, вдохнули в них жизнь: святых, пророков, героев Ветхого и Нового Завета легко можно узнать по их наружности, характерным жестам, позам, и по некоторым атрибутам. А сквозь складки их одежд отчётливо проступают очертания тела, чего не было ранее. Наряду с такими реалистичными образами, здесь присутствуют и знакомые нам по собору Парижской Богоматери фантастические существа - химеры и гаргульи.

Однако, глядя на собор, первое, что бросается глаза - это сильно различающиеся башни фасада. Южная башня, та, что пониже,  - крайне простой формы,  была возведена в середине XII века. Её родная "сестра" - башня северная, - имеет в своём основании уцелевшую после пожара 1194 года постройку более раннего романского собора. Строительство северной башни было окончено лишь в XVI веке, отсюда и столь сильное различие.
      




Больших астрономических часов, которые, по описаниям, расположены на южной стороне, я, в спешке, видимо не заметила, но зато у меня осталось фото вот этих солнечных часов. Милая деталь,  - и декоративная, и, одновременно, функциональная - все, кто знал, каким образом можно узнать время по солнечным часам, мог  в любой момент это сделать. И как можно называть эпоху Средневековья "тёмной"?!


По утверждениям специалистов, главный неф Шартрского собора отличется своими небывалыми размерами (высота его достигает 37 м), и на момент строительства он был самым высоким во всей Франции. Шартрский собор возводился примерно в то же время, что и собор Парижской Богоматери, но впечатление они производят совершенно различное! Высоту и ширину главного нефа Шартрского собора ничто не ограничивает, характерное для готической архитектуры устремление ввысь ощущается здесь очень отчётливо. Невероятно светлое и величественное, всё сооружение производит грандиозное и одновременно лёгкое впечатление, и как нельзя лучше подходит для проведения торжественных церемоний. Одно из самых важных событий в истории и произошло здесь 27 февраля 1594 года - впервые за всю историю Франции, вопроки многовековой традиции, здесь  короновался король Генрих IV Наваррский.
К сожалению,  я не нашла сведений о скульптурной композиции алтаря, но очевидно, что это - более поздний элемент убранства, относящийся у эпохе барокко, я датирую композицию серединой XVII века.



Резная каменная стена, отделяющая алтарь и хоры,  - сама по себе уникаьное произведение искусства XVI века, заслуживающая отдельного рассказа, что не является моей целью, поэтому я не стану останавливаться на её описании подробно. Просто полюбуйтесь виртуозной филиграной работой фанцузских мастеров!


Истинную гордость и славу Шартрского сбора составляют его великолепные витражи, сохранившиеся в своём первозданном виде с XII века! Витражи играли особую роль в интерьере готического собора. Здесь отсутствуют большие пространства стен, которые по романо-византийской традиции можно было бы украсить фресками или мозаиками. Поэтому декоративную, и в то же время иллюстративную функцию в готическом соборе выполняют витражи, заполняющие собой огромные оконные проёмы. Подлинно готические витражи сохранились далеко не везде, и по большей части являются на сегодня подуктом реставрации.  Но витражи Шартрского соборо бережно хранили жители города: во время обоих мировых войн все произведения средневекового искусства были извлечены из оконных рам и аккуратно захоронены в земле. А когда беда миновала, витражи были  водружены на место. Невероятно, но перед нами - работа тех самых мастеров, которые 800 лет назад славились и определяли вкусы и стиль чуть ли не во всей Франции!








Интересно, что за границей во мне как правило моментально определяют интуриста, но во Франции такого не случилось. Скажу больше, ко мне часто обращались по-французски сами же французы, справляясь по каким-то рядовым вопросам, вроде "Не подскажете, как пройти...?"  или "А не знаете ли вы...?", и искренне удивлялись, когда я, сказав 3-5 слов по-французски, извинялась и переходила на английский, выдавая в себе иностранку :) Почему-то такое отношение подействовало на меня ободряюще, и через пару дней  я привыкла уже быть "своей" для французов, осмелела и старалась, по мере своих познаний, отвечать, разговаривать в магазинах, ресторанах и забегаловках исключительно по-французски, и уже не стеснялась своих скудных познаний. И - о чудо! - нужные слова сами по себе всплывали в памяти, и сами собой складывались  в связные фразы, принципы построения которых я почему-то тоже моментально вспомнила! Ну, а то, КАК французы радовались, обнаруживая что приехавшая в ИХ страну чужеземка ещё и пару слов на ИХ языке разумеет, я даже передать вам не могу! Это была не сухая вежливость, это был восторг с блеском в глазах!



А говорю я это к тому, что, будучи совершенно поглощённой рассматриванием витражей,  стараясь поточнее навести камеру, и совершенно растерявшись от красоты и обилия сюжетов, я перегородила путь штатному гиду собора. Видимо вид у меня был настолько ошеломлённый, что он любезно решил мне помочь и начал что-то очень радостно и быстро мне объяснять, указывая вверх, и тараторя на французском, а потом ещё и начал что-то спрашивать. Беглую французскую речь я пока плохо понимаю - не больше половины, потому мне пришлось вежливо остановить почтенного мсье, объяснив по-французски, что я, к сожалению, кое-что понимаю, но почти не говорю, и может он смог бы мне всё это сказать по-английски. Но мсье с трудом выговаривал отдельные слова (я поняла, что его англиский ещё хуже чем мой французский), и вновь перейдя на французский, я попросила, чтобы он говорил медленее, и что же он такое мне хочет сообщить? И тут мсье рассказал и показал, что вот этот самый витраж (фото вверху) - самый старинный во всём соборе, так называемая "Голубая Мадонна". Вот вам и лояльность к иностранцам, и гордость за свою страну! И никакого языкового барьера и снобизма! А, если призадуматься, то какое было, собственно, мсье дело до того, узнает ли мадам из Эстонии о "Голубой Мадонне"? Но поблагодрим его, поскольку если б не его настойчивость, то об одном из самых ценных старинных  витражей Франции не узнали бы ни вы, ни я.

Начиная с 1970-х годов в Шартрском соборе ведутся реставрационные работы, и замечательно то, что они затрагивают лишь те участки, где реставрация и вправду необходима. А вот например, неровные, отшлифованные за многие столетия ногами прихожан, плиты каменного пола, при одном только взгляде на которые понимаешь, что место это - особое, намоленное веками, этот пол  так и остаётся нетронутым, так же, как и почерневшие от времени,  обшарпанные капители колонн.


Как и в эпоху Средневековья, Шартрский собор является местом притяжения для горожан - здесь много отдыхающих на лавочках пенсионеров и резвящейся ребятни, гоняющихся за гигантскими мыльными пузырями, которые мастерски пускает вот этот фокусник :)



Стоит ли говорить,  что собор привлекает и туристов, которые стремятся сюда, подобно паломникам, совершавшим некогда полное опасностей путешествие в Сантьяго-де-Компостела, в Испанию, где, по преданию, захоронены останки апостола Иакова. Вот этот памятный знак служит ориентиром для паломников и в наши дни.




За собором есть смотровая площадка, откуда виден не только Шартр, но и плодородная долина Бос, в которой город, собственно, и располагается. Нижний уровень площадки оформлен в виде лабиринта, находящегося в одной из капелл. Паломники, прибывавшие в Шартрский собор, проходили лабиринт на коленях, искупая грехи и поминая, таким образом, тот длинный путь, который преодолел Христос, направляясь в Иерусалим.


С восточной стороны к собору примыкет небольшой сад, который, как выясилось впоследствии, очень походит на сад замка Шенонсо. Не имея более точных сведений, смею предположить. чтоб он был разбит здесь одновременно с завершением строительных работ - т.е. в XVI веке, в эпоху Ренессанса, т.е одновмеренно со строительством замка Шенонсо, и возможно - незадолго до коронации его величества Генриха IV.






Разумеется, уезжать из Шартра совсем не хотелось - таким приветливым и умиротворяющим оказался этот небольшой городок. Здесь так и веет нерушимостью его многовковых стен, надёжностью зажиточных буржуа, размеренным и неспешным ритмом жизни провинции,   разумной крестьянской рачительностью и неописуемой утончённостью и элегантностью во всех её проявлениях - и материальных, и духовных! Покажу ещё несколько кадров, сделанных на улицах Шартра, и  - снова в путь, всё самое интересное - впереди! 





Дополнительная информация:
Официальная страница Шартрского собора: http://www.cathedrale-chartres.org/

Литература:
Две великолепно оформленные и содержательные книги издательства "Белый город" посвящены архитектуре готических соборов: Самые знаменитые шедевры готики и 50. Самые знаменитые шедевры готики, в обоих изданиях есть главы, в которых рассматривается Шартраский собор.
У меня есть ещё несколько книг, посвящённых готической сакральной архитектуре,  - старые академические издания, но общую информацию вы сможете найти в любом справочнике художественных терминов.

Путеводители:
Самый лучший путеводитель по Франции  -  вот этот Dorling&Kindrsley. О Шартрском соборе здесь рассказано очень подробно и детально рассмотрены сюжеты витражей.
Ещё очень хорошо вот этот путеводитель Lonely Planet.

Другие мои посты из серии Tour de France:
Tour de France: Chambord
Tour de France: Chateau de Chenonceau 

Новости блога всегда найдёте здесь:
Follow on Bloglovin

2 комментария:

  1. Виктория! Спасибо за приятный отзыв! Однако столь длинные ссылки я удаляю.
    С уважением,

    ОтветитьУдалить