Катори Кинсуи. Бамбук. Живопись тушью. Фото: Международная ассоциация суми-э |
С 22 марта в музее
Адамсона-Эрика открыта выставка «Суми-э. Традиционная японская живопись тушью».
Предметом выставки является живопись тушью – одно из самых восхитительных, чрезвычайно интересных и богатых
нюансами течений традиционной японской художественной
культуры. На
выставке представлены работы японских художников, состоящих в Международной
ассоциации суми-э. Произведения представляют собой развитие классической
тематики и мотивов суми-э, а также интерпретации и взгляды художников на современный
мир. Поскольку выставку сопровождает не только богато иллюстрированный каталог, но и программа мероприятий, знакомящих с различными явлениями культурной жизни Японии, и образовательные программы для
учащихся, то в этом посте я расскажу именно о выставке. Следующий пост блога будет посвящён мастер-классу по суми-э.
Кигоши Киню.Пейзаж. Живопись тушью. Фото: Международная ассоциация суми-э |
«С большой радостью, открывая выставку в музее Адамсона-Эрика, мы
продолжаем традицию знакомства публики с японским искусством,- рассказывает
одна из кураторов выставки Керсти Колль. – Начиная с 2000 года, в музее прошло
уже пять проектов, каждый из которых привлёк большое внимание и интерес
эстонской публики».
Традиционная японская живопись тушью (суми-э) является одним из
доминирующих и наиболее свойственных японской художественной культуре явлений,
и рождается при взаимодействии бумаги, туши и воды. Неотъемлемой частью произведения, наряду с изображаемым
объектом, является пустота – незаполненное пространство,
как начало множественных возможностей, которое оживает от прикосновения кисти
мастера. Выделяя бесчисленные тональные нюансы виртуозным владением кистью,
играя проявленными зачастую лишь в деталях образами и выразительной пустотой
пространства, художник суми-э создает чувственные смысловые поля, оставляя
зрителю свободное пространство для интерпретации. Специфика живописи тушью не позволяет вносить изменения в уже
выполненную работу. Это, в свою очередь, требует от художника высокого
мастерства и духовной концентрации, чтобы
одним изящным движением кисти воспроизвести свою систему образов и
композиций. Совершенство работы кистью практикуется годами. С прикосновением кисти к бумаге запечатлевается как
изображаемый объект, так и характер, и особое состояние сознания самого
художника.
Мияно Генмьо. Лотос. Живопись тушью. Фото: Международная ассоциация суми-э |
Пришедшая в Японию в XIV веке из Китая, одновременно с
дзен-буддизмом и в качестве одного из компонентов культурного влияния, древняя
техника живописи тушью была очень быстро приспособлена к японской эстетике, и
стала одним из наиболее важных явлений японского искусства. Первыми мастерами
суми-э были буддистские монахи, которые занимались суми-э прежде всего в целях
духовной медитативной практики. Мастера дзен посвящали многие годы этому виду
искусства, требующему абсолютной духовной
концентрации, достигая тем самым высшего просветления. Со временем живопись
тушью стала видом декоративного светского искусства. В ХХ веке, в Западной
Европе, многие принципы суми-э стали источником вдохновения для многих видов искусства
периода модернизма.
Катори Михо. Вкус осени. Живопись тушью. Фото: Международная ассоциация суми-э |
Канеки Хосуи. Тихий ветер душистой ночью. Живопись тушью Фото: Международная ассоциация суми-э |
«Основными навыками живописи тушью может овладеть любой, однако даже изображение одного единственного штриха или линии требует внимания и сосредоточенности. Движения кисти настоящего мастера суми-э подобны удару меча – точные, вдохновенные, и прекрасные в своей завершённости», добавила другой куратор выставки, представитель объединения «Арс Ориенталис», Тайми Павес.
Киншу Учида. Дикая утка.Живопись тушью. Фото: Международная ассоциация суми-э |
Юко Сумино. Японский пион. Живопись тушью. Фото: Международная ассоциация суми-э |
Катори Кинсуи. Колосья риса. Живопись тушью. Фото: Международная ассоциация суми-э |
Несмотря на использование цветной туши в этом виде искусства в наши дни, классическое суми-э
одноцветное и играет многочисленными
тональностями, получаемыми от смешивания разнообразных видов туши с водой - от
черного до коричневого. Эмоциональное владение
обильным количеством оттенков черной туши достигается годами практики и
духовного роста.
Хаяши
Шизука. Японская ипомея. Живопись тушью. Фото: Международная ассоциация суми-э |
Араи Юри.
Беспокойство в одиночестве. Живопись тушью. Фото: Международная ассоциация суми-э |
Цучисето Касен. Птица майна. Живопись тушью. Фото: Международная ассоциация суми-э |
Японии присущи хранение, развитие и оказание всевозможной поддержки древним традициям своей национальной культуры, а также забота
об их преемственности из поколения в поколение. Для хранения традиций и широкого
распространения древнего художественного языка Восточной Азии – живописи тушью,
в 1999 г., в Токио, была создана Международная ассоциация суми-э, возглавляемая
г-жой Катори Кинсуй. В ассоциацию входят художники из Японии, Китая, Тайваня,
Сингапура, Малайзии, Кореи и других государств Азии, а также из Африки,
Австралии, Америки и Европы. Количество филиалов и членов ассоциации постоянно
растёт. При ассоциации существует школа живописи тушью, организация задействована
в проведении выставок, мастер-классов и курсов живописи тушью как в Японии, так
и во всём мире.
Выставка «Суми-э. Традиционная японская живопись тушью» подготовлена в сотрудничестве
музея Адамсона-Эрика с Международной ассоциацией суми-э и объединения «Арс
Ориенталис». Проведение выставки поддержали Министерство культуры Эстонии и
целевое учреждение «Капитал культуры».
Оформление
выставки – Андрес Тольтс, графический дизайн – Кюлли Каатс, мастера: Уве Унтера
и Александер Йосинг. Оформление каталога выставки – Инга Хеамяги.
Выставка «Суми-э.
Традиционная японская живопись тушью» открыта в музее Адамсона-Эрика до 2 июня
2013 г.
Дополнительная информация о выставке и музее Адамсона-Эрика:
www.adamson-eric.ee
Комментариев нет:
Отправить комментарий