Translate

пятница, 22 марта 2013 г.

Выставка: Суми-э. Традиционная японская живопись тушью


Катори Кинсуи. Бамбук. Живопись тушью.
Фото: Международная ассоциация суми-э
С  22 марта в музее Адамсона-Эрика открыта выставка «Суми-э. Традиционная японская живопись тушью». Предметом выставки является живопись тушью – одно из самых восхитительных, чрезвычайно интересных и богатых нюансами течений традиционной японской художественной культуры.  На выставке представлены работы японских художников, состоящих в Международной ассоциации суми-э. Произведения представляют собой развитие классической тематики и мотивов суми-э, а также интерпретации и взгляды художников на современный мир. Поскольку выставку сопровождает не только богато иллюстрированный каталог, но и программа мероприятий, знакомящих с различными явлениями культурной жизни  Японии, и образовательные программы для учащихся, то в этом посте я расскажу именно о выставке. Следующий пост блога будет посвящён мастер-классу по суми-э.



Кигоши Киню.Пейзаж. Живопись тушью.
Фото: Международная ассоциация суми-э

 «С большой радостью, открывая выставку в музее Адамсона-Эрика, мы продолжаем традицию знакомства публики с японским искусством,- рассказывает одна из кураторов выставки Керсти Колль. – Начиная с 2000 года, в музее прошло уже пять проектов, каждый из которых привлёк большое внимание и интерес эстонской публики».
 
Традиционная японская живопись тушью (суми-э) является одним из доминирующих и наиболее свойственных японской художественной культуре явлений, и рождается при взаимодействии бумаги, туши и воды. Неотъемлемой частью произведения, наряду с изображаемым объектом, является пустота – незаполненное пространство, как начало множественных возможностей, которое оживает от прикосновения кисти мастера. Выделяя бесчисленные тональные нюансы виртуозным владением кистью, играя проявленными зачастую лишь в деталях образами и выразительной пустотой пространства, художник суми-э создает чувственные смысловые поля, оставляя зрителю свободное пространство для интерпретации. Специфика живописи тушью не позволяет вносить изменения в уже выполненную работу. Это, в свою очередь, требует от художника высокого мастерства и духовной концентрации, чтобы одним изящным движением кисти  воспроизвести свою систему образов и композиций. Совершенство работы кистью практикуется годами. С прикосновением кисти к бумаге запечатлевается как изображаемый объект, так и характер, и особое состояние сознания самого художника.

Мияно Генмьо. Лотос. Живопись тушью.
Фото: Международная ассоциация суми-э

Пришедшая в Японию в XIV веке из Китая, одновременно с дзен-буддизмом и в качестве одного из компонентов культурного влияния, древняя техника живописи тушью была очень быстро приспособлена к японской эстетике, и стала одним из наиболее важных явлений японского искусства. Первыми мастерами суми-э были буддистские монахи, которые занимались суми-э прежде всего в целях духовной медитативной практики. Мастера дзен посвящали многие годы этому виду искусства, требующему  абсолютной духовной концентрации, достигая тем самым высшего просветления. Со временем живопись тушью стала видом декоративного светского искусства. В ХХ веке, в Западной Европе, многие принципы суми-э стали источником вдохновения для многих видов искусства периода модернизма.

Катори Михо. Вкус осени. Живопись тушью.
Фото: Международная ассоциация суми-э
Канеки Хосуи.
Тихий ветер душистой ночью. Живопись тушью

Фото: Международная ассоциация суми-э












«Основными навыками живописи тушью может овладеть любой, однако даже изображение одного единственного штриха или линии требует внимания и сосредоточенности. Движения кисти настоящего мастера суми-э подобны удару меча – точные, вдохновенные, и прекрасные в своей завершённости», добавила другой куратор выставки, представитель объединения «Арс Ориенталис», Тайми Павес.


Киншу Учида. Дикая утка.Живопись тушью.
Фото: Международная ассоциация суми-э


Юко Сумино. Японский пион. Живопись тушью.
Фото: Международная ассоциация суми-э


Катори Кинсуи. Колосья риса. Живопись тушью.
Фото: Международная ассоциация суми-э
Несмотря на использование цветной туши в этом виде искусства в наши дни, классическое суми-э одноцветное и  играет многочисленными тональностями, получаемыми от смешивания разнообразных видов туши с водой - от черного до коричневого. Эмоциональное владение обильным количеством оттенков черной туши достигается годами практики и духовного роста.

Хаяши Шизука. Японская ипомея. Живопись тушью.
Фото: Международная ассоциация суми-э


Араи Юри. Беспокойство в одиночестве. Живопись тушью.
Фото: Международная ассоциация суми-э

Цучисето Касен. Птица майна. Живопись тушью.
Фото: Международная ассоциация суми-э


Японии присущи хранение, развитие и оказание всевозможной поддержки  древним традициям  своей национальной культуры, а также забота об их преемственности из поколения в поколение. Для хранения традиций и широкого распространения древнего художественного языка Восточной Азии – живописи тушью, в 1999 г., в Токио, была создана Международная ассоциация суми-э, возглавляемая г-жой Катори Кинсуй. В ассоциацию входят художники из Японии, Китая, Тайваня, Сингапура, Малайзии, Кореи и других государств Азии, а также из Африки, Австралии, Америки и Европы. Количество филиалов и членов ассоциации постоянно растёт. При ассоциации существует школа живописи тушью, организация задействована в проведении выставок, мастер-классов и курсов живописи тушью как в Японии, так и во всём мире.

Выставка «Суми-э. Традиционная японская живопись тушью» подготовлена в сотрудничестве музея Адамсона-Эрика с Международной ассоциацией суми-э и объединения «Арс Ориенталис». Проведение выставки поддержали Министерство культуры Эстонии и целевое учреждение «Капитал культуры».

Оформление выставки – Андрес Тольтс, графический дизайн – Кюлли Каатс, мастера: Уве Унтера и Александер Йосинг. Оформление каталога выставки – Инга Хеамяги.

Выставка «Суми-э. Традиционная японская живопись тушью» открыта в музее Адамсона-Эрика до 2 июня 2013 г.

Дополнительная информация о выставке и музее Адамсона-Эрика:
www.adamson-eric.ee

Комментариев нет:

Отправить комментарий