Translate

среда, 1 августа 2012 г.

Пражский Град



Прежде чем рассказать о том, чем, как и где я занималась в июле, вернусь в своих заметках ненадолго в Прагу, и расскажу о том, на что смогла посмотреть этой весной.
Итак, публикую длинный пост о Пражском Граде, вернее о том, что я успела в нём посмотреть и обойти.

Наводя справки перед отъездом у знакомых счастливчиков, уже побывавших в Праге, я услышала единогласный отзыв: "Закат на Влтаве и вид на Градчаны и Пражский Град вечером - это незабываемо!". И само собой разумеется, что в первый же вечер я непременно хотела своими глазами увидеть и этот закат, и этот грандиозный вид.
Фотографии получились самые что ни на есть открыточные - даже ракурс не нужно было искать: местоположение Градчан - пражского верхнего города-крепости - изначально предполагает, что его будут фотографировать, рисовать и всячески увековечивать именно с реки.


 Пражский Град является    крепостью  и резиденцией президента Чехии,  а ранее — чешских королей, некоторых императоров Священной Римской империи, президентов Чехословакии - после Второй мировой войны ,   а в  веках XVIII   и XIX - имперских протекторов Богемии и Моравии. Пражский Град - это самая большая по площади президентская резиденция в мире, а возможно и самый большой в мире замок.


XIV веке Карл IV начал перестройку существовавшего уже на тот момент Града. После переезда в Прагу в 1333 году он начал строить готический двухэтажный дворец с тронным залом на месте старого романского дворца, который уничтожил пожар 1303 года. Дворец стоял непосредственно около новостройки Собора Святого Вита,  о котором я расскажу чуть позже. Вся территория Пражского Града была вновь укреплена стенами, на двух главных башнях при входе были позолочены крыши, что было вдохновлено образом библейского Нового Иерусалима. Большинство работ было произведено под руководством Петра Парлера, мастера, занятого при возведении собора Св. Вита.

Поскольку в тот же вечер пройти в крепость не представлялось никакой возможности, туда я отправилась на следующее утро.

День выдался на редкость ясный и жаркий для марта, +20С, так что с высоты смотровых площадок открывалась великолепная панорама .........
Природа только начинала просыпаться от зимней спячки, снег уже давно сошёл, и до настоящей цветущей пражской весны оставалось ещё около двух недель, но вот ивы уже зазеленели! Это действительно радовало: холодная и затяжная зима на родине уже начала наводить депрессию.

Поскольку Старый Королевский дворец был обязательным пунктом для посещения в моей программе, и  в марте он был открыт только до 16.00,  то в первую очередь я отправилась именно туда.

Пышный Старый Королевский дворец (Stary kralovsky palace), в Третьем внутреннем дворе крепости, был когда-то местопребыванием Богемских принцев. Он был основан в IX столетии, и с тех пор был значительно изменен великими императорами Собеславом I, Карлом IV, Венцесласом IV и Владиславом Ягеллоном.


Главным помещением во дворце является позднеготический тронный Владиславский зал (Vladislavský sál). Архитектор Бенедикт Рид заменил три существовавших ранее зала люксембургского дворца и для своего времени (1486-1502) создал самое большое светское помещение в Европе, со сводами без внутренних опор. От первоначального вида остались только три оловянные люстры с XVI в.


Раньше здесь проводились коронационные торжества, представительские пиры, чествования правителей,  соби­рались самые важные собрания, а кроме этого проводились турниры, и про­давались роскошные товары. Сегодня здесь избирается президент, и происходят самые значительные политические церемонии государства.   Зал имеет выход наружу с видом на город. Для своего времени это было весьма новаторским архитектурным решением. До XVIII века окна обычно пропускали свет, но не были прозрачными. Смотровая площадка  строилась только из соображений безопасности, не была удобной и не была легко доступной из светских помещений. Рид впервые нашел красоту сочетания внутреннегои внешнего пространства помещения.


Поздне-готические своды зала и прилегающую к нему Лестницу Всадников (Jezdecké schodiště) Б.Рид дополнил ренессанс-ными окнами, порталами (на фото) и ренессансным крылом Людовика (Ludvíkovo křídlo,1509-10; названным в честь Людовика Ягеллонского), в котором располагалась Чешская придворная канцелярия - центр государственной администрации.


Над Владиславским залом находится ренессансная комната Имперского придворного совета с оригинальной канцелярской мебелью и изразцовой печью XVII в.



Во дворце почти в каждом помещении имеется красивая барочная изразцовая печь на ножках. Все они отличаются друг от друга цветом и формой, и каждая красива по-своему.



В зАмке я тут же  обратила внимание на его замкИ!  Часть из них - реконструкция, а часть - подлинные и весьма почтенного возраста!









 ЗамкИ и оконные петли существуют в моём сознании в одной категории и мало чем отличаются друг от друга :), поэтому  я фиксировала всё что мне приглянулось и мало-мальски напоминало, по своему исполнению и функции, замок или затвор.




Из окна можно полюбоваться пражской панорамой :)



Главным помещением Северного крыла является Зал парламента (Sněmovní síň), готическое ядро которого и ягеллонские своды работы архитектора Б. Рида были полностью уничтожены пожаром в 1541 г.  Во второй половине XVI в. помещения  было обновлено Бонифацием Вольмутом в стиле историзма, с использованием декоративных ребристыми сводами (на фото - по углам). Здесь чаще всего собирались земские собрания. Сегодняшнее расположение мебели соответствует состоянию 1627 г. Здесь же можно полюбоваться королевскими регалиями - короной, скипетром и державой.



В крыле над Владиславским залом находится также Фойе (Předsálí), в котором заседала чешская Палата – своеобразное средневековое министерство финансов,  и Зеленая комната (Zelená svět­nice), в которой проходили меньшие суды (поэтому она украшена гербами чиновников палатного суда, которые проводили здесь свои заседания до XVIII в.). В ходе заседаний земского собрания здесь собирались и представители рыцар­ского сословия, и именно отсюда 23 мая 1618 года их представители отправились   произвести дефенстрацию (дословно - выброс из окна, так расправились с австро-венгерскими имперскими наместниками Вилемом Славатой и Ярославом Мартиницей, а также и их писцом Филиппом Фабрициусом)   , которая стала началом восстания сословий и тридцатилетней войны.


В этой части здания  сохранилась и часть оригинальных ренессансных шкафов.



Покинув наконец-таки дворец, я скорее направилась к другой жемчужине Пражского Града - в собор Святого Вита.



К собору  я подошла с алтарной его стороны, и рекомендую это сделать всем, кто хочет некоторое время полюбоваться храмом снаружи, прежде чем замереть от восторга внутри него :)
Кафедральный  собор св. Вита,  Вацлава и Войтеха (Víta, Václava a Vojtěcha)   в Пражском Граде является художественной и национально-исторической святыней Чехии, местопребыванием архиепископа Пражского и  причисляется к жемчужинам европейской готики. В приделах собора погребены чешские короли и архиепископы Праги, там же хранятся коронационные регалии средневековой Чехии.


Алтарная часть собора находилась в тени, и поэтому выглядела несколько мрачно и даже зловеще. А вот фасад и главный вход был ярко освещён весенним солнцем, и от того был ещё более величественным, праздничным и нарядным!


Я не случайно запечатлела водостоки в виде самых разных скульптурных изображений с раскрытыми ртами, знакомые уже по Нотр-Дам де Пари.
Строительство собора св. Вита  в его нынечнем обличии было начато именно французским  архитектором   Маттиасом из Арраса, приглашённым в Прагу из папского дворца в Авиньоне в 1344 году. Маттиас составил общий план строения в стиле французской готики (переходная базилика, аркбутаны, короткий трансепт). Однако он дожил лишь до окончания строительства аркад и галереи.


В 1352 году, после смерти Маттиаса, строительство продолжил Петер Парлер,  архитектор из германского городка Швебиш Гмюнд. Сначала он работал в соответствии с планом Маттиаса,  но когда он закончил всё, что не успел мастер, начал добавлять собственные идеи. Его смелость и инновации привнесли новые уникальные элементы в архитектуру собора.


В то время как Маттиас из Арраса был по складу своего ума  математиком, и его конструкции были полны чистого расчёта, Парлер был скульптором, его идеи и решения были вдохновлены творчеством, а не расчётом. Три портала кафедрального собора богато украшены скульптурами, каменными и бронзовыми рельефами. Работу Парлера закончили его сыновья — Вензел и Йоханс, а их, в свою очередь, сменил Мастер Петрилк. Они закончили Большую башню и южную часть собора.
Начавшиеся в 1419 году гуситские войны приостановили строительство кафедрального собора. Многие картины, иконы и скульптуры сильно пострадали в этот период.

На западной стороне возвышаются две 82-метровые неоготические каменные башни с 10-метровым круглым окном в виде розы между ними. 




Длина главного нефа собора составляет 124 метра, высота Большой южной башни - 96,5 метра. Неоготический архитектурный стиль в области центрального нефа с ребристыми сетчатыми сводами высотой 33,5 метра почти незаметно переходит в области хора в средневековую часть, пронизанную тёплым светом витражных стрельчатых окон.


Я побывала во многих готических соборах, но такой игры света и цвета не видела нигде! Цветные блики оживляли и придавали невероятную теплоту и даже гостеприимность древним холодным серым стенам!




Вокруг хора и за алтарем имеется овальный проход с венцом капелл. Трёхнефное пространство храма с 28 величественными колоннами условно разделено по вертикали на две сферы - земную и небесную, трифориумом (галереей-балконом), проходящим по всему периметру храма. На нём размещены бюсты основателей и первых строителей собора: чешских королей и королев, пражских архиепископов и архитекторов.



Я уже рассказывала о святом Яне Непомуцком, который был сброшен с Карлова моста во Влтаву. В соборе св. Вита находятся капелла и  великолепное надгробие в память о Яне Непомуцком.


Надгробие выполнено по проектам Жозефа Эмануэля Фишера фон Эрлаха с 1733 по 1736 год, на изготовление ушло около 16 тонн серебра.


Балдахин, которые якобы поддерживают парящие серебрянные ангелы придаёт необычность и величие надгробию и капелле, ничего подобного  я не припомню! Великолепие и торжество католического барокко!




Ещё пара кадров, которые я успела сделать, разглядывая  интерьер собора.




Собор Св. Вита оказал огромное влияние на развитие позднего готического стиля, характерного для Центральной Европы. Члены цеха мастера Парлера (сформировавшегося на строительных площадках собора Св. Вита) , и непосредственно семья Парлеров проектировали многочисленные церкви и здания по всей Центральной Европе. Наиболее известными из них являются собор Св. Стефана в Вене, Страсбургский собор, Церковь Св. Марка в Загребе и церковь Св. Барбары в Кутной Горе, также в Чехии. Местные готические стили Словении, северной Хорватии, Австрии, Чехии, Польши и южной Германии испытали на себе явное влияние  Парлера.

Обойдя собор с правой стороны от главного входа,  можно полюбоваться на Большую башню , которая является доминантой южного фасада. Между Большой южной башней и часовней св. Вацлава (слева, на фото не уместилась) находится монументальный вход в собор, называемый Золотые ворота (Zlatá brána). Своды его паперти необычно сложны, здесь использованы и свободные ребра, то есть проходящие свободным пространством опоры конструкции.


Несмотря на то, что эта конструкция относится к 60 гг. XIV в., она предвосхищает методы, которые использовались в архитектуре через сто лет. Через эти ворота входили в собор торжественные процессии, а также правители - в день коронации.  Название «золотые» ворота получили благодаря мозаике на наружной передней стене  со сценой «Страшного суда», времен Карла IV, который изображен на ней со своей четвертой женой Елизаветой Померанской. По проекту чешских художников мозаика была создана венецианскими мозаичными мастерами в 1371 г. и до сих пор считается самой большой и самой старой наружной мозаикой к северу от Альп.

Вход украшен чугунной кованой решёткой с символическим изображением двенадцати месяцев года.

Каждое изображение иллюстрирует сценку из жизни простого народа и их занятия, характерные для того или иного времени года.


Здесь же можно понаблюдать за сменой караула.



Этот пост я также решила завершить одним из пражских гастрономических впечатлений.
Сдоба, булочки, выпечка - назовите это как угодно, здесь изготавливаются в изобилии, с необычаной щедростью - не жалея ни теста, ни начинки, и очевидно - с превеликим удовольствим!  Если бы я фотографировала все булочные и кафе, в которых продаётся выпечка, попадавшиеся в городе, можно было составить целый справочник!
Здесь на фото - витрина самой что ни на есть простой и дешёвой привокзальной забегаловки-кафешки, какую только можно себе представить. Однажды мне пришлось ждать пересадки из метро в автобус около 40 мин, и ничего не оставалось, как завернуть именно сюда. Я зашла, и глаза разбежались, потому как съесть захотелось всё и немедленно! Булочки свежие, ароматные и такие аппетитные!
Цены на выпечку в Праге просто смехотворны, поэтому непременно, будучи в Праге, нужно включить в программу поход в булочную или кондитерскую!


Полезная информация:
Старый Корлевский дворец в Пражском Граде открыт
с апреля по октябрь с 9 до 17.00, с ноября по март с 9 до 16.00, по билету

Собор Святого Вита  открыт бесплатно:
Понедельник – Суббота:
Ноябрь – Февраль 9:00 – 16:00
Март – Октябрь 9:00 – 17:00
Воскресенье:
Ноябрь – Февраль 12:00 – 16:00
Март – Октябрь 12:00 – 17:00


Другие мои заметки о Праге:

Пражская весна. Старе-Место

Альфонс Муха, ар-нуво и Общественный Дом в Праге

Комментариев нет:

Отправить комментарий