Как проходит ваше лето? Моё, по большей части - на свежем воздухе, за исключением тех часов, которые приходится проводить в офисе, или - дома, если вдруг стало холодно и идёт дождь. Но, конечно, лето - это зелень, цветы, тепло и солнце! А посему свою серию постов о Стокгольме я продолжу рассказом об одном совершенно волшебном месте - музее и парке Миллесгорден (Millesgården) или Саде Миллеса, как его ещё называют. Отправляясь в Стокгольм, непременно отыщите это место и проведите там несколько часов, а то и весь день, и я уверяю - вы не пожалеете об этом никогда! Пост получился очень длинным, с многочиленными фотографиями и моими пространнми комментариями, но здесь рассказано едва ли о половине всего того, что можно увидеть в Саде Миллеса, поэтому лучше запастись временем и увидеть всё своими глазами. Да, и я осмелюсь предположить, что Милесгорден прекрасен в любое время года, а почему - сейчас расскажу.
Миллесгорден расположен в северной части Стокгольма - местечке Лидингё. В 1906 году, когда шведский скульптор Карл Миллес (1875-1955) и его жена Ольга начали cкупать здесь землю, место это было нетронутым уголком дикой природы: заросшие гранитные скалы одного из островов в заливе Saltsjön, сосны, березы, да небольшой пруд. Благодаря неверояной энергии, фантазии и усилиям четы художников, Миллесгорден, в настоящее время, представляет собой уникальный трёхуровневый сад - с многочисленными террасами, фонтанами, водоёмами, монументальными лестницами, сложенными из массивных гранитных блоков, и конечно, прежде всего, Миллесгорден - это сад скульптуры. Здесь удивительным образом переплелись античность и модернизм, древность и современность: можно отчётливо проследить, как художник и скульптор, Карл Миллес, постепенно, от одного направления в искусстве, послужившего ему отправным пунктом, со временем перешёл к другому, и я вляется одним из ярких его представителей. В Миллесгордене можно вновь явственно ощутить национальный колорит, печать которого, как и во всём Стокгольме, несёт каждый камень, каждое растение, и каждое произведение искусства. Все статуи занимают в саду своё определённое место, которое долго просчитывалось и выверялось как самим художником, так и его сводным братом - Эвертом Миллесом, архитектором, спроектировавшим большинство зданий в Миллесгорден. Учтено всё: то, как скульптура будет смотреться при разных ракурсах - вблизи и издалека, сверху и снизу, а также - освещение в разное время года и суток. Тщательно подобраны и растения, дабы создать для скульптруры максимально удачный естественный ландшафт, с которым она составляла бы единое гармоничное целое.
Карл Миллес оказался и смелым импровизатором: в дизайн сада удачно вписались и различные архитектурные фрагменты, вроде мраморного портала снесенной гостиницы Ридберга в Стокгольме, а также колонны Оперного театра Густава III. Выстроенное в 1782 году здание королевской оперы было демонтировано ровно через 100 лет - в 1892-м году, чтобы освободить место под новое, более просторное и богатое. А колонны старой Оперы "охраняют" теперь Миллесгорден, словно верные стражи :)
Фонтан "Малый Тритон" (1916) встречает посетителей у входа. Тритон, согласно древнегреческой мифологии, был сыном морского бога Посейдона, и стал излюбленным персонажем скульпторов, создавших самые знаменитые фонтаны мира. По большей части Тритона изображают сидящим на своих хвостах (вместо ног) и трубящим в раковину, откуда и бьёт струя воды. Карл Миллес играет в своём произведении с материалами: естественный цвет бронзы, покрытой патиной, промокая, причудливо меняется, и Тритон становится и впрямь морским созданием, неожиданно вынырнувшим на поверхность из морских глубин. Обыграна художником и чёрная гранитная повержность рифлёного постамента - мокрая сверху и соверженно сухая у земли.
Фонтан был создан по заказу мэрии Гётеборга, но прежде чем выкупить скульптуру, покупатели обнаружили, что "Тритон" Миллеса похож на творение итальянского скульптора эпохи барокко Джованни Лоренцо Бернини - фонтан "Тритон" на Площади Барберини (Piazza Barberini) в Риме.
Несмотря на уверения Карла Миллеса в том, что фонтан всё же кардинально отличается от упомянутого произведения, и его "Тритон" - это мальчик, а не старик, заказ был аннулирован. Позже фонтан был приобретён для резиденции принца Евгения в Вальдемарсудде, где мы с ним и встретимся, но несколько позже :) А в Миллесгорден перед нами - копия.
Итак, входя через чугунные ворота и рассмотрев "Тритона", посетитель оказывается на самом верхнем уровне сада - на Верхней терассе, выходящей к морю, и являющейся преддверием дома, в котором жил и работал Карл Миллес. Вид, открывающийся с моря на залив, прямо скажем - не романтичный и никак не живописный. Сплошные современные здания и фабричные трубы. Но мы ещё вернёмся к этому обстоятельству в самом конце рассказа!
"Малый Тритон" - не единственный "представитель" подводного мира в Миллесгорден - в большом количестве они "водятся" в бассейнах Нижней террасы. А в двух шагах от "Малого Тритона" находится фонтан "Маленькая Наяда" (1916). В нижней части основания фонтана есть небольшое стихотворение Карла Миллеса, в котором рассказывается история создания фонтана.
Помимо существ мифологических, есть в Миллесгордене и бронзовые представители фауны, да какие резвые! Кабаны, косули, кони, быки, птицы являются прекрасными произведениями жанра анималистики в исполнении Карла Миллеса, и очень органично смотрятся в тенистых уголках сада. Некоторые из них были задуманы как часть многофигурных скульптурных композиций.
Скульптурная композиция "La Belle Etoile" (прекрасная звезда - фр.,1900 г.) вырезана из камня талькохлорита, месторождения которого имеются в Финляндии. Миллес создал это произведение, живя в Париже и обучаясь в мастерской Огюста Родена. По его собственным рассказам, изобразил он здесь двоих бездомных, сидящих на скамье под звёздным небом Парижа. Одним из этих бездомных, согласно утверждениям скульптора , был он сам.
Дом четы Миллес выстроен в форме буквы П и огибает небольшой бассейн с "Фонтаном Сюзанны" (1916). Изначальная глубина бассейна была довольно велика - в нём спокойно мог плавать взрослый человек. Этот уголок сада подвергался реконструкции неоднократно до 1915 года, поскольку корневая система многочисленных плакучих ив, окружавших бассейн, довольно быстро подвергла его разрушению. К 1916 году бассейн приобрёл свой нынешний вид, теперь он окружён каменной стеной с нишами, в которых размещены скульптуры, а любоваться тихой красотой этого места можно сидя на одной из скамеечек. За это произведение Миллес был удостоен Гран-При на Всемирной выставке в Париже, в 1925 году.
Поселившись в этом доме, Карл и Ольга Миллес прожили здесь до 1931 года, после чего уехали на 20 лет в США. Но там Миллес не забывал свою любимую усадьбу - Миллесгорден. Он ежедневно писал домой, отдавал распоряжения о том, что следует посадить в парке и как за ним ухаживать. Постепенно, по мере того, как ему стали позволяли финансовые возможности, он приобрёл соседние земельные участки. Выросшее таким образом имение стало делиться на несколько террас. Сегодня общая площадь, занимаемая парком и музеем, составляет почти 18 000 квадратных метров.
В 1936 году, благодаря щедрому дару супругов Миллес, был создан фонд "Дом Карла и Ольги Миллес в Лидингё" и уже к концу тридцатых годов музей стал доступен для публики. Фонд, в который входят представители шведской государственной власти и коммуны Лидингё, и сегодня руководит деятельностью музея Миллесгорден.(Источник: Ёран Сёдерлунд, www.gardener.ru)
Сам дом мне показался довольно тесным и не очень удобным, но, быть может, для двоих его обитателей он был в самый раз. Конечно, здесь есть свой шарм, загадочность, благодаря множественным окнам - обилие света, даже несмотря на то, что многие окна увиты зеленью, словом - настоящая обитель искусства. Но, к сожалению, несколько неуютно. Или это потому, что я не являюсь поклонницей античности, а она здесь - повсюду?..
Вот, например, - интерьер Галереи, сохранившийся в своём первозданном виде до наших дней с 1920 года, был навеян поездкой Карла и Ольги Миллес в Помпеи, где огромное впечатление на них произвели сохранившиеся патрицианские дома. Пилястры и колонны строгого ионического ордера, мозаичный пол и алебастровая люстра, а также высокие арочные окна, благодаря которым галерея наполнена светом, многочисленные скульптуры в нишах, - все элементы древнеримского домуса превосходно воссозданы. Галерея служила в качестве выставочной площади в течение дня, а вечером превращалась в столовую. Обедали за длинным мраморным столом, на которм днём размещались скульптуры. В Галерее, помимо скульптуры, выставлены эскизы работ, а экспозиция время от времени обновляется.
И если предыдущее помещение сохранило свой первозданный вид, то Красный зал был устроен на месте старой кухни в конце ХХ века - совсем недавно, - как выставочное пространство. Красный цвет выбран не случайно - он напоминает о любви Миллеса к древности, а кроме того - подчеркивает экспонируемые скульптуры. А вот рисунок для мозаичного пола создал сам Миллес, за основу, в качестве основной тематики, была выбрана жизнь подводного мира. Из окна Красного зала открывается вид на Верхнюю террасу, и те самые "Наяда" и "Тритон" находятся непосредственно за окнами.
Из Красного зала и Галереи переходим в лоджию, завершённую в 1913 г. и задуманную в качестве салона античной коллекции Карла Миллеса. Лоджия изначально была открытой, т.е. выходила прямо на улицу, но, несмотря на это, была обставлена мебелью, а стены её украшали картины. Лоджия использовалась художником и как открытая студия, а в нижней её части располагалась ещё одна столовая. Только в конце 1960-х гг. лоджия была застеклена для размещения здесь коллекции антиквариата.
Ещё смолоду Карл Миллес стал самостоятельно заниматься изучением древней скульптуры в музеях в Парижа и Мюнхена. Интерес к античности он сохранил на протяжении всей жизни: для него древняя скульптура всегда служила источником знаний и вдохновения. Убежденность в пользе изучения античной скульптуры появилась в период, когда он служил помощником в мастерских Огюста Родена, который был преданным поклонником и коллекционером античной и восточно-азиатской скульптуры.
Когда же у Карла Миллеса появилась возможность, он занялся коллекционированием греческих и римских древностей. Всё началось с мраморных скульптур, но позже она стал приобретать бронзу и керамику, монеты и золотые ювелирные изделия. Он называл свою коллекцию «греческой» и пользовался ею в качестве наглядного пособия, создавая свои скульптуры. Своими глубокими познаниями в области античного искусства художник делился со своими учениками - как в Академии изящных искусств в Стокгольме, так и в Художественной академии Кранбрук, недалеко от Детройта, США. Кроме произведений греческого и римского искусства, Миллес коллекционировал также египетский, этрусский и китайский антиквариат. Коллекция находится ныне в Миллесгорден.
Когда же у Карла Миллеса появилась возможность, он занялся коллекционированием греческих и римских древностей. Всё началось с мраморных скульптур, но позже она стал приобретать бронзу и керамику, монеты и золотые ювелирные изделия. Он называл свою коллекцию «греческой» и пользовался ею в качестве наглядного пособия, создавая свои скульптуры. Своими глубокими познаниями в области античного искусства художник делился со своими учениками - как в Академии изящных искусств в Стокгольме, так и в Художественной академии Кранбрук, недалеко от Детройта, США. Кроме произведений греческого и римского искусства, Миллес коллекционировал также египетский, этрусский и китайский антиквариат. Коллекция находится ныне в Миллесгорден.
Ну и наконец, проходим в святую святых любого художника - в Большое ателье, где скульптор работал в 1910-1920-х гг., и где увидели свет несколько его монументальных работ, в том числе - "Орфей", ныне украшающий собой площадь перед Концертным залом в центре Стокгольма, а также - "Европа и бык", подготовительную работу к этому произведению можно увидеть на фото ниже. Изначально в студии имелись открытые платформы, а дневной свет и крутая лестница, ведущая в Галерею, позволяли увидеть скульптуры сверху. Впоследствии студия была перестроена и, благодаря ряду колонн приобрела античный облик, была снабжена дополнительным отоплением, и, таким образом, здесь стало возможным работать круглый год. В настоящее время в студии размещены несколько гипсовых работ, выполненные художником, наряду с инструментами и фотографиями скульптора в работе.
Помимо античности, из всех своих путешествий Карл Миллес привозил и другие диковинки, и старался интегрировать их в своё жилое и рабочее пространство. Например - вот это Распятие эпохи позднего Средневековья: стоит только выглянуть в одно из окон Галереи - и вы сразу же его найдёте!
Выходя из дома мы проходим и мимо последнего пристанища Карла и Ольги Миллес - захоронены супруги здесь же, в своём любимом Миллесгорден, вот в этой маленькой часовенке.
Два диких кабана, созданные Миллесом в 1929 году по просьбе английского лорда, украшают площадку, куда ведёт небольшая лестница. Впоследствии скульптуры были выкуплены шведской королевской семьёй и сегодня находятся в парке дворца Ульриксдаль.
Гуляя по дорожкам Миллесгарден, я, в конце концов, невольно поймала себя на мысли, что очень хочу найти здесь ошибку планировки, неточность, недостаток художественности, живописности, неверное использование материала, природного ландшафта, освещения и т.д., - чтобы убедиться, что невзможно превзойти в выверенности и гармоничности композиций французский регулярный парк. Именно - французский, как образец торжества Человека над Природой. И, - представьте себе, не нашла ни единого просчёта, ни одной неточности, а я считаю себя человеком, повидавшим самые знаменитые и красивые парки Европы, а потому могу судить! Дорожки выводили именно туда, куда хотелось, и я оказывалась именно в том месте, которое уже рисовало моё воображение, стоило мне лишь сделать первый шаг. Растения подобраны и высажены здесь с тем, чтобы подчёркивать замысловатость сада и изящество скульптуры - и они именно той САМОЙ формы, цвета и размера! Ну, а сами статуи располагались именно в тех местах, где они и должны были бы быть! Казалось, что и вправду художник предусмотрел и предугадал заранее все желания и мысли каждого из посетителей своих владений!
Одна из террас Среднего уровня Миллесгорден так и называется: "Ольгина терраса". Её Карл Миллес посвятил своей супруге - Ольге, и преподнёс в подарок к её 50-летию в 1924 г. Так художник хотел отдать дань любви и уважения своей любимой и неповторимой :) Гид, который сопровождал нас в тот вечер в Миллесгорден, то и дело вдавался в пространные рассказы об отношениях Ольги и Карла :), в итоге наша получасовая экскурсия затянулась на 1,5 часа, и мы дружно опоздали на торжественный ужин здесь же, в Миллесгорден! Но тем не менее, именно благодаря нашему словоохотливому гиду, я узнала немало интересного!
Итак, "Фонтан Аганиппы" (1955). Аганиппа, согласно древнегреческой мифологии, была дочерью речного царя Пермесса и нимфой одноимённого источника на горе Геликон. Появился источник, согласно легенде, от удара копыта чудесного крылатого коня Пегаса. Воды источника приносили вдохновение всем, кто их испил. Именно поэтому Пегас традицоно считается сиволом искусства, а девять муз в древнегреческой мифологии звались Аганиппидами.
Оригинал скульптурной композиции был создан для музея Метрополитен в Нью-Йорке, в 1950-х гг, а на данный момент это произведение находится в садах Брукгрин, в Южной Каролине. Аганиппа здесь изображена в виде роженицы, которая даёт жизнь трём видам искусства: Музыке, Живописи и Скульптуре.
Терраса Ольги усажена розами, и отсюда открывается захватывающий вид на море и нижнюю террасу, поспешим же туда!
Спускаясь по широкой крутой Небесной лестнице, проходим мимо "Фонтана Святого Мартина", и в который раз я дивлюсь на более чем удачное расположение и цветочных партеров, и раскидистых берёз, да и самой скульптуры!
"Фонтан Святого Мартина" (1955) - это последняя крупная работа Карла Миллеса. По заказу горуправы Канзас-Сити в США художник создал памятник одному из граждан, который много лет анонимно жертвовал немалые средства на благотворительность. В качестве аллегорического персонажа для своего произведения Карл Миллес выбрал Святого Мартина, жившегов в IV веке - одного из самых почитаемых святых во Франции. Мартин отличался исключительной добротой и заботливостью, был очень милостив и делился вем что имел с бедными. Согласно преданию, однажды, будучи ещё военачальником он, пожалев замерзавшего на дороге нищего, разорвал на части свой плащ и смастерил одежду для бедняка, спасая его тем самым от гибели. Как раз этот момент и запечатлел в своём скульптурном произведении Миллес. И хотя его Мартин - это всадник, что не соответствует жизнеописанию святого, тем не менее, сцена получилась от этого не менее выразительной.
По обе стороны от всадника мы видим ангела и фавна. Ангел - обнажённый мальчик сидит задумавшись, подогнув под себя ногу . В одном из писем Карл Миллес пишет, что этого ангела укусил комар, потому, мол, он и присел - чтобы почесать больное место. На левой руке же этого ангела - наручные часы. Другими словами, это эдакий современный человекоподобный ангел, у которого, по общему признанию, есть крылья, но который также по необходимости носит часы и подвержен укусам насекомых. Фавн сидит, спрятавшись за кустом и подглядывает за ангелом. Фавн в античной мифологии представляет собой сочетание человека и козла. Он также являлся верным спутником бога виноделия Диониса, участвуя в его пиршествх и сексуальных оргиях. И поэтому существует предположение, что в произведении Миллеса Фавн являет собой физическое, или земное начало, в то время как Ангел - начало духовное или небесное. Святой Мартин же является воплощением того и другого.
Нижняя терраса Миллесгордена была выстроена в 1950-х годах, когда Карл и Ольга Миллес вернулись в Европу после 20 лет, проведённых в Соединенных Штатах. Зимой они жили в Риме , а лето проводили в Миллесгорден. В своих письмах художник отмечал, что желал бы видеть Нижнюю террасу как излюбленное место встреч обычных людей - оригинальная идея, учитывая, что речь идёт о музее. Миллес планировал обустроить здесь дорожки для катания на роликах, плавательный бассейн всеобщего пользования, а также - водопад. Многие из его планов так и остались нереализоваными, но водопад всё же был создан, однако никогда не приводился в действие. Водопад расположен у дальней стены на площадке рядом с фонтаном "Посейдон".
Фонтан "Европа и Бык" (1926) - самый большой в Миллесгорден. В 1921 г. Карлу Миллесу было поручено представить проект по усовершенствованию архитектурного облика площади Стура Торьет в городе Хальмстад. Пять лет спустя фонтан был закончен и воздвигнут. Сюжет позаимствован Миллесом из античной мифологии: согласно легенде, верховный бог Юпитер влюбляется в финикийскую принцессу Европу и похищает её, приняв облик прекрасного быка. Вокруг "Европы и Быка" расположена также группа Тритонов, перед ними - "Солнечный блик, скачущий на дельфине" (1918).
Вдали виднеется одноэтажный низкий дом, двери которого выходят на Нижнюю террасу. В нём Карл и Ольга Миллес провели последние годы своей жизни.
Работа над статуей "Посейдон" (1930) продолжалась с 1925 по 1930 гг., и создавалась она для фонтана на площади Ётаплатсен в Гётеборге, где и находится сейчас сам оригинал. Высота статуи составляет около 5 метров, она является композиционной доминантой всей Нижней террасы. Посейдон - грозный бог морей в древнегреческой мифологии, - держит в одной руке рыбу, а в другой - раковину. Волосы его поросли мидиями, вместо шляпы - также морская раковина, а выражение его лица совершенно противоположно тому, что можно увидеть на лицах классической античной скульптуры - здесь нет и следа красоты, напротив, выражение его угрюмо и дико, и не зря. Согласно мифам, Посейдон был по характеру весьма капризным и непредсказуемым божеством. Эта скульптура является копией, подаренной Миллесу шведским государством в 1955 году, на его 80-летие. В сентябре того же года Карл Миллес ушёл из жизни.
Рядом с "Посейдоном" мы видим ещё одно знаменитое творение Карла Миллеса - "Человек и Пегас" (1949). Скульптурная группа ,- как и многие другие на Нижней террасе,- возносится к небу, благодаря колонне-постаменту. Сюжет для этого произведения был также позаимствован Миллесом из античной мифологии. По легенде, бог морей Посейдон подарил крылатого коня Пегаса своему сыну Беллерофонту. Пегас помогал герою во многих подвигах до тех пор, пока тот не вознамерился достигнуть на крылатом коне неба (по другим версиям — взлететь на Олимп). Разгневанный святотатством Беллерофонта, Зевс послал овода, ужалившего Пегаса под хвост. Конь обезумел от боли и сбросил Беллерофонта вниз. По другому рассказу, Беллерофонт пытался взлететь на небо, но взглянул вниз и от страха упал, Пегас же продолжил полет. Аллегория состоит в том, что Пегас в этом произведении символизирует полёт фантазии и жажду свободы. Оригинал этой скульптурной группы находится в Де Муане, штат Айова, США, а копии, кроме Миллесгордена, - в Токио, Антверпене и Мальмё.
Одно из центральных мест в творчестве Карла Миллеса занимает произведение "Рука Бога" (1953). Копии этой работы находятся в разных уголках света: в Австралии, США, Японии, Индонезии. Балансирующий между ладонью и большим пальцем Божьей десницы человек с удивлением смотрит на растопыренные пальцы своей правой руки. Он словно вопрошает и самого себя, и Творца: "А что же можно сделать вот этими руками?" "Рука Бога" расположена как раз напротив "Человека и Пегаса", по другую сторону бассейна с "Посейдоном". Оба произведения вторят и дополняют друг друга своей хрупкостью и устрёмлённостью ввысь.
Всё же удивительный эффект производят скульптуры Нижней террасы! Некоторые из них будто парят в воздухе, как вот эти танцующие "Музицирующие ангелы" (1949-1950)! Группа скульптур установлена, как "Пегас" на постаментах-колоннах, благодаря такому решению, силуэты Ангелов чётко вырисовываваются на фоне неба. В то же время, высокие колонны как будто бы устроили своеобразную перекличку с фабричными и заводскими трубами, виднеющимися через залив на противоположном берегу. Миллес и здесь обыграл ландшафт и естественное освещение, максимально выгодно преподнеся зрителю свои творения. Приходите в эту часть Миллесгордена на закате, в ясный летний день! Любуясь закатом, заливаюшим золотым светом всю Нижнюю террасу, и глядя на неспешные воды залива и "Музицирующих Ангелов", кажется что здесь и вправду звучит музыка, а ангелы и впрямь танцуют, паря в воздухе, наигрывая чудесные мелодии на своих дудочках, флейтах и фанфарах!Желание Миллеса сбылось - Нижняя терраса наполняет каждого, кто сюда приходит, весельем, радостью и какой-то необыкновенной лёгкостью!
Уникальный парк ежегодно привлекает тысячи посетителей и является одной из главных туристических достопримечательностей Швеции. Миллесгорден открыт круглый год, здесь организуются выставки и различные мероприятия, цель которых - воплотить в жизнь мечты выдающегося шведского скульптора - Карла Миллеса.
Адрес музея Миллесгорден: Herserudsvägen 32, Lidingö
Время работы: пн. - сб. с 11 до 17 часов.
www.millesgarden.se
Другие мои посты о Стокгольме:
Эвелина, вы потрясающий писатель и, как видно, знаток садово-паркового искусства! Пишу по этой теме диплом. Вы своим постом мне очень помогли!
ОтветитьУдалитьАртемия! Большое спасибо за приятный отзыв!
УдалитьHei,hei!
ОтветитьУдалитьПодскажите, пожалуйста, что за памятник потешный на набережной, когда после стоянки Viking Line,сворачиваем направо к Старому городу?...Какое-то чудище похоже, что украло красавицу!) Спасибо!