Translate

вторник, 2 июля 2013 г.

Отреставрированная фреска Йоханна Кёлера


В конце июня мне довелось побывать на необычной и захватывающей экскурсии, где руководитель отдела реставрации Художественного музея Эстонии Хилькка Хийоп  рассказала о консервации самой масштабной работы эстонского художника Йохана Кёлера - фрески с изображением Иисуса Христа в таллиннской церкви Каарли. Экскурсия проходила непосредственно по строительным лесам, и скорее всего - единственный раз в жизни я видела уникальное произведение искусства  кисти знаменитого мастера так близко, а кроме того - побывала под самыми сводами одного из главных храмов страны. Экскурсия состоялась среди рабочего дня и очень спонтанно, при себе у меня не было камеры, потому большинство кадров сделаны телефоном. Материал этот эксклюзивный, так как строительные леса разобрали сразу же после нашего с коллегами визита, и сейчас на фреску можно посмотреть в полном объёме - без лесов и уже обновлённой.


Должна сказать, что это не первый мой опыт рассматривания сакральной живописи в действующем христианском храме. В первый раз я прошлась по строительным лесам и рассмотрела фрески в одном из барочных католических храмов Валенсии. Чувства при этом возникают противоречивые и непередаваемые! С одной стороны, покоя не даёт профессиональный интерес:  а как , что, почему, каким образом..? С другой стороны появляется некоторые угрызения совести: как можно к святыне относиться с любопытством, как можно в храме,  в обители Божьей, подниматься выше алтаря, становиться  к нему спиной, исследовать его, можно сказать, "под микроскопом"? И вообще, - думать  в церкви не о Боге и покаянии, а о суетных деталях реставрации и живописи?! Но любопытство берёт верх, и всё же я решилась на такой шаг и во второй раз! И не пожалела!
Несколько позже, когда я начала готовить этот пост, я нашла несколько качественных кадров, сделанных нашими фотографами на месте,  а также - пространное интервью Хилькки Хийоп, отрывки из которого приведу и здесь.





Фреску "Придите все ко мне..."(1879 г.) решили впервые за 130 лет отреставрировать по инициативе Таллиннского департамента культурных ценностей и прихода церкви Каарли. Поскольку это одно из самых значимых произведений искусства в Эстонии, то, по инициативе консерваторов, церкви и Департамента защиты памятников старины, было решено провести и несколько сопутствующих такому знаменательному событию мероприятий. До осени 2013 г.  в  церкви Каарли будет открыта небольшая экспозиция, знакомящая с историей создания и реставрации фрески; уже были проведены экскурсии по строительным лесам для специалистов и желающих увидеть фреску вблизи,  а также - состоялся музыкальный концерт. Впервые на выставке представлен и гипсовый макет апсиды храма и фрески, созданный Кёлером, и принадлежащий на данный момент коллекции Художественного музея Эстонии.
Открытием стал для меня и тот факт, что история создания фрески описана в произведении эстонского писателя Яана Кросса "За тремя горами",  с использованием дневника самого Йоханна Кёлера. В повести подробно рассказано и о поиске прототипа для создания образа Христа. Им стал эстонский мальчик по имени Виллем Тамм. Гримаса истории или ирония судьбы заключена в том, что Кёлер создавал по своим давним эскзам образ одухотворённый, возвышенный, великодушный, а на самом деле Виллем Тамм вырос довольно подлым и гнусным человечишкой, что подтверждают и его современники.

 
Невиданно короткий срок, - всего  9 дней, -  в течение которых была создана фреска, хоть художник по праву и гордился этим, стал основной проблемой при проведении реставрационных работ. Рассказывает реставратор Хилькка Хийоп: "Порой подготовленная для росписи поверхность  была столь обширной, что штукатурка успевала просохнуть ещё до нанесения  изображения. В ходе реставрационных работ легко можно установить объём работы, осуществлённый за один день.  А поскольку порошкообразный цветовой пигмент,  при помощи которого создавалось произведение, смешивался со скопившимися на поверхности загрязнениями, то перед реставраторами возникла дилемма: каким образом можно закрепить цветовой пигмент  на поверхности, и удалить при этом  с неё скопившиеся загрязнения?"
Невооружённым глазом видны и большие трещины, покрывающие изображение. Однако, после проведённых  в 2002 году инженерно-технических исследований было установлено,  что трещины стабильны и не угрожают сохранности произведения. Трещины всегда сопутствуют высыханию слоя штукатурки, и  сопровождали произведение в течение 130 лет. "Консерваторы должны были вынести решение: нуждаются ли трещины в сокрытии, поскольку портят эстетическое воприятие фрески, либо они образуют единое целое с изображением и являются его исторической частью? - поясняет Хилькка. Всё же трещины бьыли сохранены, лишь укрплены по особой технологии в нескольких местах, что предотвратило осыпание слоя штукатурки.







"Поскольку фреска была выполнена по влажной штукатурке, то её можно прочесть словно открытую книгу, - рассказывает Хилькка Хийоп. - В ходе реставрационных работ были обнаружены и зафиксированы любопытные детали. К примеру -  отпечатки пальцев художника, схема построения изображения, метод нанесения эскиза (при помощи инфракрасного облучения). Из всего этого выросла интереснейшая исследовательская работа, которая станет впоследствии  частью публикации, посвящённой истории этого художественного произведения."


Вот она, рука художника, -  в прямом и переносном смысле!  Подпись сделана огромными чуть ли не метровыми буквами на старо-эстонском наречии: "Й. Кёлер из Вильянди. 1879, 23-го дня, Сенного месяца (июня, - Э.В.)". Ну и как тут не вспомнить знаменитое "Ars longa, vita brevis"?


Спускаясь с лесов, я успела рассмотреть и сцены жития Иисуса Христа - Рождество, Крещение и Снятие со Креста. Эти фрески реставрировались ранее, и данный проект их не затронул. Но, конечно, они создают достойное дополнение для произведения Кёлера  и являют собой прекрасный образец сакральной живописи середины XIX века в Эстонии.
Будет время - загляните в церковь Каарли, посмотрите в глаза Христу-Виллему, ну и по возможности - прочтите повесть Яана Кросса. Все три произведения  - книга, храм и фреска, - расскажут удивительную историю, время на несколько минут остановит свой бег, величественная церковь в центре Таллинна не будет столь угрюма и пустынна,  а история перестанет быть скучным  учебником на запылившейся книжной полке!




Комментариев нет:

Отправить комментарий