Translate

среда, 17 июля 2013 г.

Jean Paul Gaultier in Stockholm


Одним из самых ярких впечатлений от моей поездки в Стокгольм стала выставка знаменитого кутюрье, "l`enfant terrible" (дословно - "ужасный ребёнок", фр.) высокой моды - Жана-Поля Готье. Выставка "Мир моды Жана-Поля Готье. С тротуара - на подиум" стала для меня огромным сюрпризом, - я не удосужилась перед отъездом исследовать выставочную программу Центра архитектуры и дизайна  в Стокгольме, где она и проходит, - и потому экспозиция поразила меня, как человека неподготовленного, больше чем что-либо когда-либо виденное (имеются в виду выставки мод).  Как отмечают кураторы, выставка сама по себе является событием и не преследует цели стать рестроспективной. Скорее она предоставляет замечательную возможность окунуться в мир высокой моды и побыть с творениями прославленного дизайера тет-а-тет, проникнуться его идеями и подсмотреть секреты savoir-faire французской высокой моды. На выставке представлено около 120 костюмов, созданных в период с 1970-х по 2010 годы, многочисленные фотографии, видео-  и аудиоматериалы, и рисунки самого Готье. Экспозиция размещена в нескольких залах и состоит из пяти частей.


Жан-Поль Готье в представлении не нуждаетя. Прославившийся своими экстравагантными и провокационными коллекциями,  а также - созданием костюмов для таких звёзд, как Мадонна, Мэрилин Мэнсон, Кайли Миноуг и Милен Фармер, для фильмов Педро Алмадовара и Люка Бессона, он не просто выделяется среди прочих кутюрье, но стоит особняком. Всё в его творениях - поза, эпатаж, неприкрытый соблазн, эротика и свободомыслие. Оформление стокгольмской выставки, неординарный способ подачи и показа всех представленных работ - это не просто гениальная находка, это триумф и небывалый успех куратора Тьерри-Максима Лорио, при сотрудничестве с Домом Готье в Париже, и - директора Монреальского музея изящных искусств,  Натали Бонди, по инициативе которой и состоялась выставка.


Итак, заходим в первый выставочный зал. Кромешная тьма,  в которой светится лишь одна из стен. Яркий синий цвет до боли режет глаза. Постепенно привыкаешь к полумраку и начинаешь разглядывать наряды и манекены. И тут,  - замираешь в полном ошеломлении. Манекены...говорят, и поют, и ухмыляются, кокетливо прищюрясь смотрят вам вслед, строят глазки, засыпают на ходу, вновь просыпаются, разглядывают вас... Разве что не шевелятся! Невероятное техническое новшество состоит в том, что на полностью плоское и пустое лицо манекена проецируется изображение живого лица, полумрак и фантазия доделывают всё остальное - иллюзия оживших манекенов создана!


Ну, а вот и сам маэстро! "Bonjour, hello! I am Jean Paul Gaultier, I am very happy to be here..." - приветствует он посетителей на практически неузнаваемом, из-за сильного французского акцента, языке. Кутьюрье разве что не жестикулирует! Он очень выразительно и эмоционально рассказывает, что именно он хотел показать на этой выставке, и какие образы его вдохновили на создание того или иного костюма. Если бы не полная сюрреальность происходящего (так и хочется себя ущипнуть, чтобы проснуться!), то можно было бы действительно принять его за живого человека: губы выразительно артикулируют, произнося каждое слово, глаза моргают, лоб морщится!...





Дальше - больше. Разумеется, какой король без свиты?! И Жан-Поль здесь в зале не один - его сопровождают... даже и не знаю как их назвать-то!.. Дивы? Сирены? Мадонны? Ведьмы?.. Прекрасные, высокие, стройные, длинноволосые женщины, у каждой из которых - своя история, трагедия, драма, песня.... 


Вот к примеру, эта парочка, которая поёт дуэтом. Сначала кажется, что они спят. Подходишь поближе - и дамы просыпаются, глаза открываются, они оглядываются по сторонам, как бы задаваясь вопросом, а где же они очутились. Затем переводят свой взгляд на посетителя. Внимательно смотрят тебе в глаза, потом нагло улыбаются во все 32 зуба, а далее начинают напевать какую-то хулиганскую песню, подсмеиваясь, переглядываясь, то затихая, то истерично крича. Впрочем - вполне в духе тех костюмов, которые на них надеты. Готье разъясняет, что на их создание его вдохновил образ Русалки. Только эти дамы совсе не похожи на трепетную героиню из сказки Андерсена. Кто они? Современные Русалки, которые от физической и душевной боли или превратились в бездушных стерв, или сошли с ума, либо всё это - фарс и маскарад?.. Та, что слева - Русалка из пучины морской, ещё до встречи с Принцем: фактура золотистого платья напоминает чешую, да и покрой, повторяя форму водоплавающих и имитиуя рыбий хвост, так и называется: "рыбка". Ну а та, что справа - уже отдала свой голос старой ведьме взамен на ножки - вон они, кокетливо выглядывают из высокого выреза платья. Но тогда к чему эти жуткие костыли, "поросшие" жемчугом, кораллами и водорослями?!.. Андерсеновская Русалочка ходила, умирая от боли "будто сотни ножей впивались в ноги при каждом её шаге"! А эта, видите ли, о костылях позаботилась!... И почему обе Русалки  поют?... Сплошное издевательство... или юмор?



Ещё более зловещее зрелище представляют собой вот эти дамы. И они как будто бы спят.




Но как только поддаёшься на эту иллюзию тишины и покоя, и подходишь ближе, чтобы рассмотреть платья, дамы начинают просыпаться по одной. Уж не знаю, видел ли когда-либо Жан-Поль Готье или кураторы выставки советский фильм "Вий", поставленный по одноимённой гоголевской повести, только облик этих леди - прямая отсылка к образу  Панночки. Зло,  в обличии красоты... на первый взгляд.


Итак, дамы проснулись, точно так же, как Русалки, - огляделись по сторонам, потом пристально посмотрели вам в глаза и начали тихо петь. Так, - едва слышно. Постепенно их голоса сливается в дивный хор, пение которого сопоставимо с церковным, нет, скорее такое пение назовут ангельским. У многих из этих женщин - импровизированный нимб вокруг головы, волосы распущены,  у некоторых - скрыты кружевными мантильями. Одяния их спускаются до самого пола: у кого - пышными складками, а у кого -  в виде строгой прямой юбки до пят. Кто-то держит в руках изображение Христа: некие иконы причудливой формы, а чьё-то платье сплошь украшено религиозными христианскими символами. Несколько попривыкнув и разглядев это общество как следует, начинаешь проникаться к ним симпатией - всё же той русалочьей зловещести в них нет. А сам Готье утверждает, что создавая эти костюмы он думал о Богородице - Деве Марии, Мадонне.


Вобщем хотите верьте, хотите - нет,  я чувствовала себя в тот момент Одиссеем, которого Сирены пытаются приворожить своим сладким пением,  а Русалки - утащить на дно морское!  Я еле заставила себя оттуда уйти, и возращалась потом ещё  4 раза в течение двух дней - вот и не верь после этого в сказки, чудеса, мистику, ну и так далее! Да, кстати, а зал этот так и называется : "Одиссея Жана-Поля Готье".



Эффект, производимый Русалками и Мадоннами, подкрепляется вот этой группой в тельняшках: как известно,  моркая тематика является излюбленной для самого Готье. Он бесконечно играет в своих коллекциях с полосатыми топами, морской униформой, головными уборами. Да, вобщем-то и сам он присутствует в этом зале не в чём ином, как в старинном костюме французского моряка -  в чёрных брюках клёш, тельняшке и с  красным платком на шее.


Но здесь я бы отметила и некое противопоставление Русалко-Мадоннам. Наши бравые морячки только молча посмеиваются - не поют, не разговаривают, и держатся вполне уверенно. И всё им ни по чём, и море по колено!


Да и морЯчки - тоже :)




Интересно, что среди Мадонн присутствует и вот этот персонаж - также "живой говорящий" манекен в блатье-бандаже - эдакая невеста, в духе Готье. Именно этот костюм стал символом выставки, и помещён на все плакаты и флайеры. 




Следующая часть выставки, разместившаяся в смежном зале, называется "Будуар", и посвящена женскому нижнему белью и корсетам. Готье, в детстве часто проводивший время вместе с бабушкой,  в том числе - и в её спальне, переживая вновь детские впечатлния, размышляет над ролью корсета, поясов, подвязок. Интерпретируя по-своему эти предметы женского гардероба, он приспосабливает их для современный женщины. Корсет, созданный Готье, становится неким символом силы и власти; всё, что было когда-то скрытым - стало в наше время видимым. Именно корсет стал фетишем Готье, его визитной карточкой,  а также - оформлением флаконов знаменитейших духов.



Корсет стал и своего рода символом восходящей звезды 1980-х - Мадонны. На выставке красуются два корсета - концертных костюма, созданных  Готье специально для неё, и любезно предоставленных звездой для стокгольмской выставки.





Есть здесь и скетчи  самого Готье - 1960-х годов, по которым можно проследить историю развития и трансформации созданных им образов.




Некое содрагание появляется при рассматривании экспонатов в части выставки "Глубоко под кожей" (Skin deep). Готье с поразительной, и даже обезоруживающей откровенностью исповедуется перед зрителями, признаваясь в любви к мужчинам,  в своей нетрадиционной ориентации, в буквальном смысле - обнажая не только тело, но и душу, показывая то, что прячется под его кожей, и что именно у него  в крови. Смелый шаг, с учётом того, что речь идёт о костюмах созданнх в далёкие 1980-е годы.


Tanel Bedrossiantz, in a dress from the
Barbès collection, fall/winter 1984–1985









Тут отсутствуют какие бы то ни было  покровы - в прямом и переносном смысле, ведь кожа - это самый первый и, вобщем-то, - единственный первозданный наряд человека. А костюмы здесь -  это скорее фетиш, символ. В том числе - и  знаменитые юбки для мужчин, придуманные и созданные Готье.
Кутюрье создал и подобие "Святой Троицы",  как бы дико и богохульственно это ни звучало,- только в своём толковании. Три модели костюмов, экспонируемые вместе, символизируют триединство человека, но  у Готье оно, разумеется физическое, а не духовное: скелет, мышцы и кровь - именно то, что спрятано под кожей у каждого из нас.





"Панковский канкан" полностью выстроен на сопоставлениях и противопоставлениях. Жан-Поль Готье живёт меж двух столиц мировой моды - Лондоном и Парижем. Между секс-шопами площади Пигаль и панками с площади Трафальгарской. Кураторы прекрасно обыгрывают это обстоятельство его жизни в оформлении выставки, противопоставив, и  в то же время - разместив рядом ярко освещённый подиум, где по кругу движутся манекены, и воссоздав, в пространстве напротив, атмосферу лондонских трущоб.  Женщины Готье, зажав в зубах сигарету, одеты в костюмы, вдохновением для создания которых послужили французский берет, английский тренч и Эйфелева башня. В итоге поллучились наряды в духе "ready-for-sex" - одновременно возмутительные и элегантные. Некоторые манекены в этой части выставки тоже "говорят" и "поют", но эффект не такой, как в первом зале.









Выставка завершается двумя залами. В  "Метрополии" (фото - выше) Готье обыгрывает и показывает своё мастерство использования самых необычных материалов: венила, лайкры, неопрена, надувных  и 3-д тканей.


В нарядах же последнего раздела выставки - "Урбанистические джунгли", - легко просматривается влияние традиций создания национальных костюмов самых разных стран и народов: бедуинов, эскимосов, китайцев, русских, индусов, африканских племён...




Показывая всё этническое разнообразие основных густонаселённых пунктов на планете, Готье также уводит нас в мир живой природы. Не зря он столько раз получал самые жёсткие порицания со стороны обществ по защите животных и Зелёных! Кутюрье буквально помешан на коже питона и крокодила, мехах и перьях!


Завораживает также и его мастерство и талант по части применения и использования народных вышивок и орнаментов! 
Смешивая стили, эпохи, времена и народности, Готье создал свой уникальный стиль, войдя тем самым в историю французской высокой моды. Я действительно счастлива, что смогла побывать на этой выставке и всё увидеть своими собственными глазами!





Выставка "Мир моды Жана-Поля Готье. С тротуара - на подиум" открыта в Центре архитектуры и дизайна в Стокгольме до 22 сентября 2013 г.

Другие мои посты о Стокгольме:

Стокгольм неповторимый

Stockholm - Millesgården

Stockholm - Prince Eugen`s Waldemarsudde

Follow on Bloglovin

Комментариев нет:

Отправить комментарий