В начале июля мне посчастливилось побывать на одной из наиболее важных конференций, ежегодно проводимой для сотрудников музеев, деятелей культуры и искусства со всего мира. Общество столь же почтенное, сколь и изысканное - топ-менеджеры самых известных музеев мира, таких как Лувр, Национальная галерея в Лондоне, музей Виктории и Альберта, Рйксмузеум в Амстердаме, Центр современного искусства "Гараж" в Москве, Музей изящных искусства Антверпена, музей "Атенеум" в Хельсинки, Музей современного искусства в Швеции и многих других. Программа конференции состояла, помимо докладов и мастер-классов, из многочисленных экскурсий и нескольких торжественных приёмов. Проходили все эти мероприятия в Стокгольме, - городе, где я побывала не раз . Однако, - скорее всего потому, что я была в Стокгольме в холодное время года, которое крайне не распоалагает к длительным прогулкам, - толком я так и не успела познакомиться с этим городом. Так и получилось, что Стокгольм стал для меня "знакомым незнакомцем" - он рядом, благодаря хорошему сообщению с Таллинном - достижим ежедневно, но, как выяснилось, я знала о нём очень и очень мало! Впечатлений за 4 дня конференции накопилось очень много, а посему - приготовтесь отправиться в захватывающее путешествие по столице Швеции - городу яркому, очень красивому и самобытному. Но лучше всего ему подойдёт эпитет "неповторимый". Да, именно так: Стокгольм неповторимый!
Июль в Стокгольме - это действительно красиво! Город расположен на множестве островов и славится своей природной живописностью! Кроме того, на мой взгляд, здесь крайне легко творить художникам: нужный ракурс для наброска или полномасштабной картины даже и выбирать не нужно! Стоит только выйти в центр города, как глазам предстают поистине великолепные виды!
Стокгольм напомнил мне Париж - величественной архитектурой, памятниками, мостами. Но его природные составляющие - гранитные скалы, холодное Балтийское море, озеро Меларен, сосны, порой - драматичное небо, резкий ветер, некая суровость и строгость облика, сдержанность красок - тот самый наш особый северный колорит, который есть и в Эстонии, но ощутим не так явственно, - здесь он раскрывается во всей своей мощи и величии, и то и дело - неожиданно просматривается в городском ландшафте. Это и выделяет Стокгольм из всех других европейских городов, в этом - его сумасшедшая притягательность: суровая первозданная мощь, в изящном цивилизованном европейском обрамлении.
Стокгольм - город многонациональный и многоликий. Большое удовольствие доставит прогулка не только по исторической части города, по его набережным и зелёным паркам, но и по оживлённым торговым улицам и площадям.
Уже по сложившейся доброй традиции я обязательно заглядываю в магазинчики, торгующие сладостями :) Если я не могу позволить себе съесть всё то, что вижу на прилавках (а такое желание возникает сразу!), то по крайней мере я могу сфотографировать всю эту красоту и вкусноту, и, таким образом, всё забрать с собой! :)
Ну и куда же без столь любимой всеми модницами сети магазинов шведской марки H&M, которых в центре аж целых 5! Интерьеры шведских H&M оформлены с учётов самых актуальных трендов, мимо такой вот росписи в духе стрит-арт я не могла пройти мимо! Итак, рейд по всем пяти точкам был совершён и "охота" удалась :)
Разумеется, что для желающих совершить хороший шоппинг в Стокгольме найдутся и бутики самых знаменитых брендов как мирового, так и местного уровня. В одном из таких местечек лицомторговой марки до сей поры является актриса шведского происхождения, легенда мирового кино - Грета Гарбо.
Кроме всего прочего в Стокгольме огромное количество магазинов со всякими милыми вещицами для дома, созданными знаменитыми шведскими дизайнерами, и такое - за это я ручаюсь! - можно увидеть и приобрести только здесь. Предметы эти просты, ярки и крайне оригинальны! Кое-что приглянулось и мне!
В первый день я, в рамках конференции, успела побывать в трёх музеях. Надо сказать, что в Стокгольме 87 различных музеев, но, к стыду своему, до сих пор я была только в двух из них: в королевском дворце и в Национальном музее. Поэтому, пользуясь возможностью, я выбрала неизвестные мне места. Быть может, шведские музеи не столь знамениты и помпезны, как лучшие художественные музеи мира - Лувр, Британский музей, Национальная галерея в Лондоне, Прадо, Эрмитаж, Рийксмузеум в Амстердаме - однако они интересны по-своему! Не стоит относиться предвзято к музеям северной Европы - напротив, те произведения искусства, которые хранятся в их коллекциях, те параллели, которые можно провести в сфере культуры и искусства, - только дополнят о обогатят наше представления и элементарные знания о событиях и фактах, истории и культурном наследии Европы.
Поскольку Национальный музей с февраля 2013 года закрыт на ремонт, то выставки проходят в разных выставочных помещениях по всему городу.
Главная выставка, на которой Национальный музей фокусирует внимание посетителя, и которая проходит в здании Академии изящных искусств - экспозиция, посвящённая знаменитому шведскому художнику Карлу Ларссону, о котором я знаю не понаслышке. Его я полюбила давно и сразу!
Очень-очень много лет назад, будучи студенткой-первокурсницей Технического университета, сидя в библиотеке, и уже порядком подустав от написания очередного реферата по экономике, я, обернувшись на стенд с новыми поступлениями в библиотеку, увидела книгу с репродукциями картин совершенно незнакомого мне художника - Карла Ларссона. Темы его работ были просты: сцены повседневной домашней жизни, дети, пейзажи, цветы, природа... но манера исполнения, та вдохновенная потрясающая "прозрачность" живописи, сдержанная и даже приглушённая палитра, детальная прорисовка, характерная для художников начала XX века, то внимание к моделям и точность передачи их эмоционального состояния - всё это произвело неизгладимое впечатление! И даже сейчас, спустя много лет, и занимаясь искусством профессионально, я не припомню ни одного художника, которого можно было бы сравнить с Карлом Ларссоном - художником, который был бы по сути своей настолько же северным, скандинавским и столь поэтично бы воспел красоту северной природы и тихую простую радость домашнего очага и счастливой семейной жизни!
Выставка называется "Карл Ларссон: друзья и недруги", и описывает по большому счёту весь жизненный и творческий путь этого замечательного художника. Его отношения с друзьями-художниками, учителями, жёнами, знаменитым писателем, художником и драматургом Юханом Августом Стриндбергом, с писательницей Сельмой Лагерлёф - первой женщиной-писательницей - лауреатом Нобелевской премии в области литературы, знакомой всем нам по её повести "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями", со шведской художницей Юлией Бек, прославившейся как выдающийся импрессионист во Франции, и многими другими.
Эта выставка послужила мне прекрасным отправным пунктом для знакомства со Швецией, позволила окунуться в её культурное наследие и собрать воедино и освежить в памяти всё то, что я знала об этой стране ранее. Выставка открыта в здании Академии изящных искусств Стокгольма до 3 ноября 2013 г.
В музей Свена Харри я заглянула всего на час - жёсткое расписание не позволило задержаться здесь подольше. Современное здание расположено в некотором отдалении от центра города - в парке Васа. Оно было открыто в 2011 году, по инициативе фонда коллекционера и мецената Свена Харри, и предназначено стать обителью искусства и жилым домом.
Здесь под одной крышей находятся художественная галерея, музей, ресторан, жилые квартиры, магазины и офисные помещения. Любопытный синтез, а учитывая расположение здания, музей Свена Харри можно смело назвать оазисом культуры и искусства Стокгольма. Тем не менее здание много и долго критиковали за вычурный латунный фасад и за безвкусицу, и за полную нелепость и несоответствие окружающему ландшафту. Я считаю, это интересный эксперимент, и лет через 10 уже можно будет уверенно судить - удался он или нет.
Самой примечательной частью здания является расположившийся на последнем этаже здания дом-музей Свена Харри, который здравствует и поныне, но более в своих аппартаментах не проживает. Концепция интерьера очень и очень шведская, в ней есть то, что я вляется сутью продукции концерна IKEA, у которой, как известно, шведские корни! Шик, геометрия, простота, необычные цветовые решения и поразительная функциональность. На первый взгляд, золочёные рамы, обрамляющие дорогостоящие полотна художников и антикварные стулья эпохи Людовика XVI предполагают дополнение в виде полированых деревянных столов, мраморного камина, такой же позолоты на подлокотниках и ножках мягкой мебели, богатой лепнины на потолке, старинный дорогущий наборный паркет, обилие бронзы, бархатных портьер и персидских ковров. Но не тут-то было! Вместо всего этого мы видим пол из струганых досок, современную, геометричной формы мягкую мебель, обитую льняной тканью, либо - крашеную аникварную; простые крашеные стены и потолок, безыскусные встроенные книжные полки и много комнатных растений. Такой интерьер балансирует на грани безвкусицы - один неверный предмет или цвет - и гармония будет нарушена, но здесь всё "звучит" в унисон. Вкупе все детали составляют настолько уютную, тёплую и дружелюбную атмосферу, так напоминающую деревенские усадьбы, что уходить из такого дома не хочется вовсе!
Коллекция Свена Харри состоит по большей части из произведений шведских художников и скульпторов, и самобытность шведского искусства проявляется здесь в полной мере.
Квартира коллекционера, расположенная на последнем этаже, окружена импровизированным садом на крыше, где разместились скульптуры из его коллекции.
И здесь окружающий ландшафт создаёт нужный эффект. Посадок на крыше нет вообще, но деревья парка Васа окружают здание столь плотно, что поначалу кажется, что выходя из квартиры, действительно попадаешь в сад!
В нижних этажах расположились обширные художественные галереи, в одной из которых проходит выставка художницы Юлии Бек, о которой я упоминала ранее. Не мудрено, что Юлию по достоинству оценили в Париже! Полотна её кисти сравнимы с работами прославленных импрессионистов - Клода Моне, Камилля Писсаро, Мэри Кэссет, Альфреда Сислея. Она была одним из многих шведских художников, обучавшихся во Франции. Вместе с Карлом Ларссоном Юлия Бек совершенствовала своё мастерство в местечке Грез-сюр-Луа. Однако, в отличие от Ларссона, Юлия осталась жить во Франции. Впоследствии её работы получили широкое признание и Юлия Бек была удостоена Ордена Почётного легиона Франции. С работами художницы можно ознакомиться здесь.
Совершая свой запланированный визит в музей Свена Харри я обнаружила неподалёку от самого музея террасу имени Астрид Линдгрен, имя которой знакомо всем!
Терраса была открыта в 2006 году прямо напротив дома по адресу Далагатан 46, в котором писательница жила напротяжении 60 лет. После смерти Астрид Линдгрен, в 2002 году, поступило много предложений по увековечиванию имени писательницы - от переименования улицы, на которой она жила, в её честь, - до переименования парка Васа в парк Астрид Линдгрен. Однако большинство сошлось всё же на том, что наилучшим памятником Астрид Линдгрен станет уютная и небольшая терраса под сенью деревьев парка Васа - такая же простая и незатейливая, какой была и сама писательница.
Приятно было обнаружить такой сюрприз в отдалённом уголке Стокгольма! Астрид Линдгрен, я уверена, не зря любила это место - здесь зелено и просторно, и с утра до вечера слышны весёлый смех и гомон играющих в футбол, гольф и волейбол ребятишек!
Третьим музеем, в котором я не только побывала, но и провела последующие 2 дня - был Музей современного искусства - Moderna Museet, и он заслуживает отдельного поста. А посему, я приберегу материал об этом музее на потом, а свой сегодняшний рассказ завершу кратким репортажем из, пожалуй самого знаменитого помещения во всей Швеции - из Золотого зала нобелевских лауреатов, где ежегодно проходит церемония вручения Нобелевской премии, и где всех делегатов конференции ожидал в тот вечер торжественный приём и краткая экскурсия.
Здание Стокгольмской ратуши не может похвастаться почтенным возрастом - построена она была в период с 1911 по 1923 гг., однако здание это прославил на весь мир ежегодный банкет, проводимый 10 декабря в Синем и Золотом залах в честь лауреатов Нобелевскй премии. Внутрениий двор и примыкающая к нему набережная открыты для свободного посещения, а вот в само зданние попасть не так просто. В тот вечер я получила письменное приглашение лично от мэра города, ну а все желаюшие могут заказать экскурсию через турагенство.
Считается, что основателем Стокгольма был ярл Биргер, а первое упоминание о Стокгольме относится к 1252 г. Политика Биргера была направлена на укрепление и централизацию государства, а также - защиту Стокгольма и близлежащих островов от разбойничьих набегов. Ярл и по сей день незримо зранит свой город: прах его покоится у стен ратуши.
Синий зал стокгольмской ратуши на самом деле не синий, а кирпично-красный :) Изначально у архитектора был план оштукатурить все стены и покрасить их в синий цвет, однако, по достоинству оценив качество кирпичной кладки, и учитывая тот факт, что в качестве архитектурного примера было взято классическое итальянское палаццо, - Синий зал принял свой нынешний облик.
Золотой зал стокгольмской ратуши украшен мозайкой из 18 млн золотых плиток и изображённые сюжеты рассказывают о знаменательных событиях из истории Швеции.
Нашла я здесь и знаменитого Густава Васа, в период правления которого усилилось политическое и экономическое влияние Швеции, и драматурга Юхана Стриндберга.
Стоит ли говорить о том, что сам банкет - явства и обслуживание,- были действительно достойными самых высших похвал!
После банкета нас провели по остальным помещениям ратуши, которые оказались не менее любопытными! Меня впечатлил потолок в Зале заседаний - есть здесь нечто и от храма - высокий купол, роскошь декора, и от... старинной галеры! Вам не кажется?..
Промежуточные помещения были украшены старинными гобеленами...
.. а галерея - фресками кисти принца Евгения, к которому мы вернёмся несколько позже, просто сейчас запомните это имя и место.
Стокгольм прекрасен и в сумерках! Мне крайне повезло с погодой: в те дни было очень тепло, безветренно, и ни капли дождя! И прогуляться после приёма по вечернему городу было одно удовольствие!
P.S.Ну и напоследок :) Чтобы голова окончательно не закружилась - о городском транспорте. В Стокгольме проживает более 2 млн жителей - не мегаполис, но всё же город большой. Соответственно для передвижения лучше всего использовать очень развитую и крайне удобную инфраструктуру городского транспорта, приобретя проездную карточку на 1,3 или 5 дней. Карточка действительна для всех видов транспорта, в пределах города, и позволяет легко передвигаться не только по материковой части Стокгольма, но и с острова на остров. Однако, привыкнув к небольшим расстояниям на родине, я всё же никогда не могла точно расчитать время, поэтому! - учитывайте, что к предполагаемому времени, за которое вы расчитываете добраться из одного конца города в другой, нужно добавить минут 20. Ну и кроме того - не расчитывайте на такси, если ограничены в средствах. Самый дешёвый способ передвижения - городской транспорт, хотя и он не дёшев. За 4 дня, учитывая поезд Арланда Экспресс из аэропорта и обратно, и проездную карточку на 3 дня, а также несколько одноразовых билетов на метро, действующих на все виды транспорта в течение часа, мои транспортные расходы составили более 100 евро.
Другие мои заметки о Стокгольме можно прочесть здесь:
Другие мои заметки о Стокгольме можно прочесть здесь:
Вот это пост! Сильно. Спасибо.
ОтветитьУдалить