Translate

воскресенье, 23 октября 2011 г.

Собор Парижской Богоматери - Notre-Dame de Paris


Несомненным лидером по количеству сделанных мною кадров, и по тому количеству часов, которые я провела,  гуляя как вокруг, так и внутри него,  стал Собор Парижской Богоматери.
Как бы тривиально и банально это ни звучало, но факт остаётся фактом.
Есть что-то невыразимо манящее в облике этого старинного здания - и красота, и строгость, и масштаб, и легенды, сопровождающие его вот уже не одно столетие, и местоположение, и то место, которое собор занимал и занимает в истории Европы.
Исследуя  здание Нотр-Дам, я обнаружила поразительное... не то чтобы многообразие, а скорее  многоплановость и многоуровневость самой концепции и понятия "храм". Обнаружила явления в принципе и основе своей вобщем-то несовместимые друг с другом... 
В этом месте можно провести всю жизнь и так до конца и не понять и не узнать всех подробностей и всех изображений, всех событий, связанных с этим удивительным сооружением!
Я не ставила своей целью описать Нотр-Дам целиком и полностью - это задача путеводителей и диссертаций,  я покажу здесь то, что поразило и удивило меня, навело на кое-какие размышления и глубоко врезалось в память.  

Собор Парижской Богоматери расположен в самом сердце Парижа, в его колыбели, на острове Ситэ. Его отлично видно с обоих берегов Сены,  для меня он всегда служил городским ориентиром.  Если мне вдруг лень было заглянуть в путеводитель или на карту, то, глядя на Нотр-Дам, я всегда точно могла определить, где я, и в какую сторону теперь идти.
Он находился всего в десяти минутах ходьбы от того места, где  проходили лекции моего курса, и я,  как влюблённая девочка, при каждом удобном случае  выкраивала хотя бы 10-20 минут в день для того чтобы если не зайти внутрь, то хотя бы побыть рядом или просто пройти мимо... И если нужно было перебраться с одного берега Сены на другой, то я тратила лишние 15 минут, и не ехала в пункт назначения на метро или автобусе. Я шла пешком, и именно мимо него, мимо Собора Парижской Богоматери.

А по вечерам,  я старалась также быть поблизости,  потому как  в 20.00 все колокола собора звонили вечерню в течение 15 минут. Сливаясь с городским шумом, звуками песен уличных музыкантов и тихими  тёплыми сумерками, звук колоколов Нотр-Дам становился вечерним гимном Парижу. Абслютно реальным и осязаемым, потому как ваши уши его слышат, и в то же время - совершенно невероятным  эхом ушедшей навсегда эпохи, когда парижане не мели иных часов кроме  звуков колоколов собора, и когда вся жизнь их была упорядочена и подчинена религии, а храм был не только священным и почитаемым местом, но и наиболее крупным, красивым и укреплённым зданием города, где в случае опасности можно было найти надёжное укрытие.
И радостно, и странно,  и немного грустно было  на душе от этих звуков. Радостно потому, что перезвон очень красив и мелодичен, слушать такую "музыку" - одно удовольствие после напряжённого, полного различных событий дня... А странно и грустно от того, что в XXI веке мало кто или что  умеет исторгать такие звуки, а ещё меньше людей слушают, слышат и задумываются над этим....

Я запомнила собор тёмным и мрачным со времён первого моего визита, но именно тогда, к празднованию миллениума, осенью 1999 года, проходила "очистка" и реставрация фасада по "какой-то новой технологии, - как сказал нам гид,- при помощи лазера". Это звучало весьма  странно и необычно по тем временам, и даже скрасило досаду от того, что мне не удалось целиком увидеть весь собор - частично он был закрыт строительными лесами.
Но зато теперь он предстал во всём своём великолепии! Стали видны не только выражения лица святых на порталах собора, но и все узоры и лепестки каменных украшений, пилястры и капители ажурной баллюстрады,   и конечно - химеры и гаргульи на самом верху!

Итак, Нотр-Дам стал первым пунктом моего посещения в первый же день пребывания в Париже.




Есть некая необыкновенная стройность и гармония во всём облике именно этого храма. Громоздскость и монолитность - на первый взгляд, и необыкновенная лёгкость и воздушность - если приглядеться повнимательнее, или обойти и рассмотреть его со всех сторон.
Этот сквер позади собора - один из самых уединённых и уютных уголоков в городе. Совсем рядом - многолюдные бульвары, пристани речных трамвайчиков, станции метро, шумные площади, толпы неугомонных тристов, атакующих и сам собор, и прочие достопримечательности острова Ситэ... А здесь тихо. Тихонько журчит вода в фонтане, благоухают цветочные клумбы, в тени деревьев отдыхают случайные прохожие.... И сам собор является  логичной доминантой этого места, куда устремлены взоры всех, кто здесь находится.Отсюда открывается замечательный вид на скульптурные композиции, окна-розы и арочные контрфорсы и аркбутаны восточной части собора. Навряд ли Нотр-Дам был бы настолько монументален и внушителен, не будь он надёжно защищён со своей наиболее уязвимой и хрупкой стороны - с тыла - таким чудесным садом.... И чем больше времени здесь проводишь, тем больше задаёшься вопросом : то ли собор построен посреди сада..... то ли сад насадили вокруг собора, дабы укрыть и защитить его от всякой нечисти  и от посторонних глаз....

В действительности,  на этом месте когда-то была резиденция парижского архиепископа, которая во время народных волнений 1831 года была разграблена,  а позже и вовсе разрушена.
В дальнейшем, парижский префект Рамбюто купил этот пустырь и разбил на нём чудесный сад.


Работы, проведённые по реставрации, ремонту и консервации здания просто колоссальны по своим масштабам, и на первый взгляд, собор выглядит так, как будто строительство его было завершено лишь вчера.  И только неспеша гуляя вокруг Нотр-Дам, и вдруг залюбовавшишь  необыкновенно ярким цветком или парочкой нежно воркующих голубков, и случайно скользнув вглядом по каким-то бросившимся в глаза деталям, можно заметить почтенный возраст здания! Именно здесь,  со стороны южного нефа я обнаружила вот эти полуразрушенные пики башенок и порталов и отсутствующую местами резьбу по камню, видимо нарочно оставленную реставраторами  в назидание последующим поколениям... Ведь после Великой Французской революции, в начале XIX века, собору грозил снос,  а сам он находился в очень запущенном состоянии.
Немалую лепту в привлечении внимания общественности к  зданию собора и в дальнейшее его восстановление внёс  Виктор Гюго и его одноимённый роман, увидевший свет в 1831 году и ставший невероятно популярным..... Но к роману Гюго я ещё вернусь,  а сейчас пора уже поближе познакомиться с этим "флагманом" острова Ситэ :)




Несмотря на свои огромные размеры (длина центрального нефа достигает 130 м,  а высота - 32 м,  высота башен - 69 м), здание выглядит очень светлым и лёгким.
Собор Парижской Богоматери был построен на развалинах римского храма, посвящённого Юпитеру. Первый камень базилики был заложен  Папой Александром III  в 1163 году.
В строительстве  принимало участие много разных архитекторов, об этом свидетельствуют отличающиеся стилем и разные по высоте западный фасад и башни.


Строительство башен было завершено в 1245, а весь собор — в 1345 году. Исполинские размеры собора не знали себе равных до середины XIII века, когда  началось строительство кафедральных соборов в Реймсе и Амьене.


О западном фасаде Собора Парижской Богоматери Ле Корбюзье говорил как о  "чистом создании духа". И правда,  присутствующие  здесь две геометрические фигуры - круг и квадрат, символизируют, соответственно, бесконечность Бога и ограниченность созданного им пространства.  Их совместное существование в линиях фасада  показывает, как мир Бога вторгается в мир, созданный через таинства Воплощения и Рождества Христова.
Под баллюстрадой тянется  "галерея царей", 28 статуй которой  представляют 28 поколений иудейских царей - предков Иисуса и Марии.


Западный фасад Нотр-Дам имеет три входа, их стрельчатые порталы украшены скульптурными панно с изображениями разных эпизодов Евангелия. Здесь кратко и выразительно рассказана и воплощена суть христианства.
На фото - центральный портал, известный  как "Портал Страшного Суда". Арки входа поддерживают по семь статуй  с каждой стороны. Внизу по центру на перемычке изображены мертвецы, восставшие из могил, разбуженные  двумя ангелами с трубами. Над ними изображена сцена взвешивания душ умерших  архангелом Михаилом. Согласно этому, избранных ведут в Рай (по правую руку от Христа),  а проклятых дьявол ведёт в ад, налево.  Далее вверх, на тимпане, изображён Христос-Судия и ангелы. Изгибы свода заняты изображениями ангелов, патриархов, пророков, мучеников и дев.


Северный  "Портал Богоматери" рассказывает об Успении Девы Марии, её вознесении в Рай и коронации в качестве  Царицы Небесной.




Внутри Нотр-Дам двольно темно и сумрачно,  - разительный контраст между внешним обликом храма  и его интерьером! Мне несколько раз приходилось менять настройки камеры, чтобы делать снимки, но всё равно они вышли не лучшего качества.
Кроме свечей, собор дополнительно освещён при помощи бронзовых люстр, но света всё равно недостаточно, и требуется некоторое время, чтобы глаза привыкли к полумраку, царящему внутри.


Величественный интерьер собора, его невероятных размеров нефы и трансепт поражают каждого входящего! Норт-Дам служил местом коронаций французских монархов и благословления крестоносцев. А 18 августа 1572 года именно здесь произошло бракосочетание Генриха Наваррского (будущего короля Генриха IV) и Маргариты Валуа, знакомой нам по знаменитому роману Дюма "Королева Марго".


Массивность колонн, на которые опираются стрельчатые своды нефов, облегчают резные капители. Орнамент, которым они украшены,  походит на листву деревьев и служит напоминанием об Эдемском саде.

                       

Стоя спиной ко входу, можно одним взглядом охватить центральный неф, находящийся в центре главный алтарь со статуей Скорбящей Богоматери, а также место пересечения центрального нефа и трансепта собора - средокрестие, особо освещённое и отмеченное изображением Девы Марии.


Сначала почувствовав тонкий аромат, который невозможно спутать ни с чем,  а затем  - увидев огромный букет королевских лилий, который его источает,  можно увидеть возвышающееся в глубине храма изображение Девы Марии - собственно Парижской Богоматери. Это произведение XIV века было помещено в собор лишь в 1818 году взамен статуи XIII века, уничтоженной во время Великой Французской революции. Размещённая на своём историческом месте, эта Дева Мария является одним из 37 изображений Богоматери в посвящённом ей соборе. 

Мрачность стрельчатых сводов Нотр-Дам скрашивают  яркие витражи, которые украшают не только огромные окна-розы северного и южного порталов, но и многочиленные оконца, расположенные под самым потоком.


Именно благодаря этим удивительно чётким и насыщенным цветом картинкам, храм перестаёт давить и сковывать своими размерами, витражи придают "человечности" интерьеру и скудное освещение собора перерождается в загадочные сумерки. Перед этими яркими пятнами невольно останавливаешься и рассматриваешь изображения, стараясь вспомнить или узнать тот или иной библейский сюжет, который иллюстрирует витраж. И для меня, как православного человека, привыкшего к изобилию позолоты и икон в русских храмах, не было никакой потребности увидеть какие-либо цветные изображения - иконы или фрески - здесь, в сером и мрачном Соборе Парижской Богоматери. Витражи всё компенсировали с лихвой.

Разумеется, колоссальное впечатление производят и окна-розетки. Здесь на фото - северная розетка, созданная около 1250 года, та,  в которой сохранилось большая часть оригинального стекла. В центре изображена Дева Мария, несущая в чреве своём младенца Иисуса, окружённая персонажами Ветхого Завета. Обе розетки диаметром в 13 м считаются шедеврами христианского искусства.


Как и в большинстве католических соборов (в отличие от православных), в Соборе Парижской Богоматери существует двойная галерея, окружающая хоры и главный алтарь.  Она таянется вдоль алтарной преграды - высокой перегородки, отделяющей клирос от нефа, которая позволяла священникам творить молитвы в мире и уединении, оградив себя от шумной паствы.

Со стороны галереи алтарная преграда украшена полихромными барельефами, сохранившимися , однако, в своём первозданном виде лишь частично.  Здесь на фото - барельеф, на котором можно узнать Христа и  его учеников.

Но самым захватывающим и запомнившимся событием при посещении собора стала для меня прогулка по галерее химер!
Взглянув снаружи на  стены собора снизу вверх, можно невооружённым взглядом увидеть высыченных из камня чудовищ, летучих мышей, вампиров и мифических существ, которые как бы выпрыгивают и вылезают наружу.... На самом же деле это  - не что иное как концы балок и перекрытий, укрышенные мордами чудовищ. Кажется совершенно немыслимым и несовместимым это сочетание изображений демонов с самими зданием христианского храма. Однако, согласно христианской иконографии здесь всё логично и закономерно. В  эпоху Средневековья люди верили, что подобное отпугивает подобное, и соответственно, чтобы отвратить злых духов и самого Нечистого от храма, нужно изобразить эту самую нечисть на самом храме. Вот так и "поселились" здесь эти странные создания. И то ли они охраняют храм, то ли бегут из него, охваченные ужасом.....

Сама галерея расположена на высте 46 м над уровнем пола сбора, туда можно попасть, преодолев 387 ступеней лестницы, расположенной в северной башне.
По углам каждой из колоколен установлены статуи химер и гаргулий - замысловатая выдумка архитектора Виолле-ле-Дюка, с 1841 года руководившего реставрационными работами в Нотр-Дам, и пожелавшего украсить таким образом здание,  а  заодно и  вызвать интерес и привлечь к нему внимание публики.


Это - самая известная из химер, её видно сразу же у входа в галерею. Как бы призадумавшись она созерцает с высоты  жизнь вечно изменяющейся столицы... Признаюсь, я отчасти явилась в галерею ради этого кадра, потому как уже много раз видела такое изображение, но, разумеется, хотела убедиться в существовании такого персонажа самолично.

Все эти невероятные монстры, животные-гибриды и фантастические птицы примостились  на выступах колоколен и "охраняют" древнее здание.... И здесь, ещё больше чем там, внизу, поражаешься этому сочетанию несочетаемого в одном и том же месте - добро и зло, святость и порок существуют здесь независимо и параллельно друг от друга,  - священная обитель христианства, и злые духи на его колокольнях....И тем не менее - всё это образует  единое здание храма, архитектурный комплекс,  к которому, пожалуй, более всего подойдёт эпитет "застывшая музыка".


Виды Парижа, открывающиеся с высоты собора поражают воображение! Весь город можно охватить одним взглядом. На востоке - Сена и современная часть города...


 .... а на западе, - его историческая часть. На острове Сите видны часовня Сен-Шапель и Дворец Правосудия, а дальше - Лувр, район Ля Дефанс и Эйфелева башня.


Побыв в галерее химер минут 5-10, не знаешь,  куда уже смотреть : то ли на гаргулий, то ли на Париж, то ли на ставший невероятно близким собор, на те его уголки, которые не видны оттуда, снизу, и до которых здесь - рукой подать!

Например - до шпиля высотой в 90 м, сконструированного тем же Виолле-ле-Дюком вместо  маленького шпиля, который был разрушен во время Революции...

...или до ангела, возвешающего Последний день Мира....

...или до кровожадных чудовищ, пожирающих свои жертвы...




В южную башню можно попась через узкую и низкую дверцу . Здесь можно вблизи рассмотреть огромный колокол "Эммануэль" - т.н. "бурдон", то есть самый большой колокол в башне.



"Эммануэль" весит более 13 тонн,  а его язык - около 500 кг. Звонит колокол только в самые торжественные дни - по большим католическим праздникам.



И вот уже завершая свою прогулку по галерее химер, и собираясь покинуть Нотр-Дам, я случайно обнаружила вот эту полустёртую надпись  на одной из каменных стен собора. И конечно же, сразу вспомнила начало романа Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери" :

"Несколько  лет  тому назад,  осматривая Собор Парижской Богоматери или, выражаясь точнее, обследуя его, автор этой книги обнаружил в темном закоулке одной из башен следующее начертанное на стене слово:
     'АМАГКН (рок - греч.)
Эти  греческие  буквы,  потемневшие  от   времени  и  довольно  глубоко врезанные  в   камень,  некие   свойственные  готическому  письму  признаки, запечатленные  в форме  и расположении букв, как бы  указывающие  на то, что начертаны они  были рукой человека средневековья, и в особенности мрачный  и роковой смысл, в них заключавшийся, глубоко поразили автора. Он  спрашивал себя,  он  старался  постигнуть,  чья страждущая душа  не
пожелала покинуть сей мир без того, чтобы не оставить на челе древней церкви этого стигмата преступлений или несчастья.
Позже  эту стену  (я  даже  точно  не припомню,  какую  именно)  не  то выскоблили, не то закрасили, и надпись исчезла. Именно так в течение вот уже двухсот лет поступают  с  чудесными  церквами  средневековья. Их увечат  как угодно  -  и  изнутри и  снаружи.  Священник  их  перекрашивает, архитектор скоблит; потом приходит народ и разрушает их.
И вот ничего не осталось ни от таинственного слова, высеченного в стене сумрачной  башни собора, ни от той неведомой  судьбы,  которую это слово так печально обозначало, - ничего, кроме хрупкого воспоминания,  которое  автор этой книги им посвящает. Несколько столетий тому назад исчез из числа  живых человек,  начертавший на стене  это  слово; исчезло со стены  собора  и само слово; быть может, исчезнет скоро с лица земли и сам собор.
Это слово и породило настоящую книгу.
Март 1831"

...А ведь благодаря подобной найденной мною надписи (всего лишь!) Собор Парижской Богоматери стоит на том же самом месте и по сей день, и я надеюсь, будет жить и здравстовать ещё много-много столетий, являя миру хитросплетение огромного пласта истории, человеческих судеб и великолепной готической архитектуры.
Аминь.

Информация о соборе:
Официальная страница Нотр Дам де Пари - http://www.notredamedeparis.fr/spip.php?rubrique2

Очень хорошие описания собора приведены в этих двух изданиях : Самые знаменитые шедевры готики и 50. Самые знаменитые шедевры готики

Самая доступная и общая информация есть и в моём любимом путеводителе по Парижу

Другие мои зметки о Париже:

4 комментария: