Продолжаю свой рассказ о Париже.
В этом городе мне по душе всё и вся, но вторым объектом моего пристального внимания (и в этом я не оказалось оригинальной!) стали Лувр и парк Тюильрьи - третий по величине занимаемой площади музей в мире и великолепный парк, находящийся на месте не менее великолепного некогда дворца Тюильрьи.
Набережная Сены стала частью парка Тюильрьи. |
...Во второй раз я отправилась в Лувр уже на практику, в середине курса, для того чтобы выполнить полученные на обучении задания, постараться посмотреть профессиональным взглядом на организацию музея, и на программы для посетителей - как маленьких, так и взрослых.
Дворцово-парковый ансамбль Лувра и парка Тюильрьи начинается с площади Согласия (Place de la Concorde). Всем, кто ещё никогда воочию не видел Лувр, и жаждет увидеть его во всём великолепии, я настоятельно рекомендую неспешно прогуляться от площади Согласия через весь парк Тюильрьи, и далее - мимо арки Карусель, прямо ко дворцу.
Чтобы как можно скорее добраться до площади Согласия, минуя колоссальные расстояния и экономя время, лучше проехать на метро до станции Concorde. Но поскольку я дорожила каждой минутой пребывания в этом городе, где мне нравится абсолютно всё, и даже - просто ходить по улицам и гулять по набережным, то я не пожалела времени, и потратила около получаса, чтобы пройти от Нотр-Дам вдоль набережной Сены до площади Согласия, то и дело останавливаясь по пути и делая фото.
Площадь Согласия - одна из самых красивых и больших в Париже. Фактически - это самый центр города. Эйфелева башня и Нотр-Дам одинаково удалены от неё, но прекрасно просматриваются, также как и Елисейские поля, и Триумфальная арка. Отсюда рукой подать до музея Орсэ, Сены и конечно - парка Тюильрьи и Лувра. Музей декоративного искусства, Оранжери и Жё де Пом тоже совсем рядом.
А как здесь красиво вечером!
Итак, стоит только пересечь Площадь Согласия, пройти чрез чугунные ворота, и вот вы уже и в парке Тюильрьи.
Само собой разумеется, что один из самый больших парков Парижа, перед главным музеем страны, разбит во французском, так называемом "регулярном" стиле. С 1660 по 1664 год парк был перепланирован прославленным архитектором Андре Ленотром, создателем Версаля - главным королевским садовником эпохи Людовика XIV. В парке были разбиты грандиозные клумбы, бассейны, вместо оград выстроены высокие террасы, проложены широкие аллеи, которые со временем становились в своём продолжении известными улицами, такими, как Елисейские Поля или Риволи. Выстроенная по проекту Ленотра набережная Сены также стала частью парка.
Несмотря на свою обширность, парк Тюильрьи очень уютен - оба крыла Лувра начинают тянуться примерно с середины парка, как бы обнимая и ограждая от остального мира. И получается, что парк находится в самом центре города, но благодарая своим масштабам и отгороженности с трёх сторон, он существует сам по себе, и городской шум, движение автомобилей и общественного транспорта его совершенно не затрагивают, хотя совсем рядом проходит самая оживлённая торговая артерия города - улица Риволи и проносятся поезда метро.
В начале сентября в Париже всё ещё продолжалось лето, пышно цвели многолетники на клумбах, температура воздуха не опускалась днём ниже 20 градусов по Цельсию, иногда набегали тучи и шёл дождик, но это ни в коем случае не омрачало моего настроения и никоим образом не меняло моих планов и маршрутов.
А как много в парке Тюильрьи отдыхающих и гуляющих! Удобные металлические стулья трёх или четырёх видов расставлены по всему парку, и так и приглашают присесть и отдохнуть! Кто-то устраивается рядом с фонтанами, кто-то - в тенистых укромных уголках, подальше от посторонних глаз, а я, после целого часа праздношатания по набережной Сены и парку, накупив вкуснейшей знаменитой французской выпечки, вальяжно расселась рядом вот с этими цветочными клумбами :) И другого определения кроме как "сбылась мечта идиотки", своему блаженному состоянию на тот момент я дать не могу! :) Сентябрь, +22 С, ни малейшего дуновения ветерка, сдобные булочки и цветущий парк рядом с самым великолепным музеем и дворцом Франции. Что ещё нужно для счастья?..:))
Я до сих пор не могу решить, какой из двух основных направлений садово-паркового искусства XVIII века мне ближе - английский или французский. Они настолько разные, но оба нравятся одинаково.
В английском лесо-парке хочется бродить, грустить, мечтать, читать и отдыхать в совершенном одиночестве, вдали от шума и людской суеты .
Франзузский же парк, такой как Версальский, наш Кадриоргский, или вот этот парк Тюильрьи - это парк-праздник. Яркий, весёлый, нарядный, он словно роскошный бальный зал приглашает провести здесь самые счастливые и торжественные минуты своей жизни. Французский парк идеален (а первоначально он и был так задуман!) для проведения маскарадов, театральных представлений и фейерверков.
И это место именно такое - здесь хочтся праздновать и радоваться жизни!
Когда шагаешь по направлению к дворцу, то охватывает такое чувство, будто оказался в неведомой и прерасной стране, которой нет начала и конца. И, с одной стороны, хочется уже посокрее дойти до Лувра, попасть в залы знаменитого музея, но поневоле, парк берёт тебя в плен и где-то в глубине души хочется остаться здесь и навсегда заблудиться, продлить эту радость пребывания в таком необъятном, тщательно продуманном и небыкновенно гармоничном месте, продлить этот праздник, так и не дойдя до дворца...Потеряный Рай, в каком-то смысле, этот парк Тюильри - великолепное преддверие и предвкушение Лувра! Бальная зала эпохи барокко под открытым небом!
Может быть, глядя на эти фото можно представить, насколь далеко простирается парк Тюильрьи, и насколько огромно здание Лувра. Мой фотоаппарат в Париже просто не справлялся с масштабами! И когда мне хотелось сделать панорамное фото, чтобы в одном кадре запечатлеть как можно больше, вобщем-то хорошего получилось мало.
Впервые название "Лувр" (le Louvre - фр.) встречается в исторических хрониках в 1204 году. В первоначальном виде Лувр был средневековым укрепленным замком, воздвигнутым Филиппом Августом около 1190 года и защищавшим северо-западные подступы к острову Сите.
В Лувре есть вот такой макет замка, дающий представление о том, как он выглядел в XII веке.
В музее по особому ходу можно пройти и спуститься к основанию тех самых башен средневековой крепости, которой некогда был Лувр.
Начатый при Филиппе Августе, Лувр достраивался уже в XIV веке. Здесь выросла крепостная стена, опоясавшая весь город, и она уже сама взяла замок "под свою защиту". Лувр представлял собой донжон, окруженный рвом и защищенный стеной. Небольшая и уединенная, эта крепкая башня замка стояла в лесу, среди прибрежных топей, и впоследствии служила местом заточения важных государственных преступников, а во времена народных мятежей и пристанищем для короля и его казны.
После существенной перестройки замок становится постоянной королевской резиденцией.
После существенной перестройки замок становится постоянной королевской резиденцией.
Тот средневековый замок до наших дней не сохранился. Значительная часть его была снесена в XVI веке, когда по приказу короля Франциска I начали строить новый дворец.
В 1546 году Франциск I поручил архитектору Пьеру Леско коренным образом перестроить оставшуюся часть замка в соответствии с изменившимися требованиями придворного быта и художественного вкуса. Пьер Леско в творческом содружестве со скульптором Жаном Гужоном разработали самобытный проект: на месте донжона предполагалось создать эффектный дворец в форме замкнутого каре с фасадами, щедро украшенными декоративной скульптурой. Созданный ими фасад Лувра стал лучшим и самым зрелым образцом архитектуры Возрождения не только в Париже, но и во всей Франции.
В настоящее время Лувр - это один из красивейших и самых больших дворцов в мире. Римский Ватикан, вместе с собором Святого Петра и площадью перед ним, занимает территорию втрое меньшую. Лувр - один из самых известных и наиболее посещаемых художественных музеев в мире, его коллекция насчитывает около 300 000 экспонатов, из которых только 35 000 выставляются в залах.
Дворец настолько монументален, роскошен и самодостаточен, впрочем - так же как и парк Тюильрьи, что рядом с ним хочется просто быть, проникаясь энергетикой этого места, и перебирая в памяти, и одновременно путаясь и теряясь во всех тех событиях и именах, которые приходят на ум всвязи с упоминанием Лувра. Это и некогда сильные мира сего - Франциск I, Екатерина Медичи, Генрих IV и Наполеоны I и III; и выдающиеся архитекторы, художники, и деятели науки, культуры и политики Франции, статуями которых украшена коллонада второго яруса.... Варфоломееаская ночь, Фронда, Французская Революция, реставрация Бурбонов, триумф Наполеона Бонапарта... Да, Лувр по праву занимает достойнейшее место как во французской, так и в мировой культуре!
До сих пор многие эстеты довольно критично высказываются по поводу возведения и существования стеклянной пирамиды посреди площади перед дворцом. Но я нахожу, что она очень и очень оживляет дворцовый комплекс. В сочетании с бассейнами и фонтанами, пирамида выгодно контрастирует и оттеняет здание дворца. Матовые каменные фасады смотрелись бы бесконечной серой массой, несмотря на выдающуюся архитектуру, не будь рядом сверкающего стекла, зеркальной поверхности огромных бассейнов и великолепных фонтанов. А как красиво пирамида подсвечивается по ночам !...
Всвязи с возросшим в 1980-е годы потоком туристов, было решено соорудить новый вход в музей. Для его сооружения был выбран проект, разработанный архитектором Йо Минг Пеем, выходцем из Азии, живущим в Нью-Йорке, который также спроектировал музей Михо в Японии. Пирамида Лувра - собственно Большая пирамида, сделанная из стекла и металла (высота конструкции достигает 20.6 м), окруженная тремя меньшими, расположена во внутреннем дворе. Законченная в 1989 году, Большая пирамидаона служит главным входом в музей и стала самостоятельной достопримечательностью города.
А если от пирамиды оглянуться и посмотреть обратно, в сторону площади Согласия, то можно увидеть конную статую Людовика XIV и триумфальную арку Карусель, возведённую в честь побед Наполеона Бонапарта в1806-1808 г. С тех пор она красуется между левым и правым крылом Лувра, посреди партера площади Карусель. Название площади напоминает о празднестве с каруселями, которое в 1662 году устроил Людовик XIV в честь рождения наследника. Сама арка является уменьшенной копией римской арки Септимия Севера.
Но вот я уже и в музее. Поскольку основная экспозиция мне была уже знакома - я посетила Лувр и 12 лет назад, в первое своё посещение Парижа. И даже если тогда я и не успела обойти всё, то благодаря многочисленным каталогам и справочникам я прекрасно знаю хрестоматийный набор произведений искусства, который обычно предлагается посетителям на обозрение. Поэтому я решила пройти по музею по несколько иному маршруту, чем обычно.
Более всего меня интересует в музеях западноевропейская живопись, и я в первую очередь иду в эти залы. Но на этот раз я решила осмотреть то, что как правило посмотреть никогда не успеваю - древнеегипетское, ассирийское, древнегреческое и древнеримское искусство. Ещё я прислушалась к совету своего преподавателя на курсах : по её словам, в Лувре я непременно должна посетить залы ассирийского и ближневосточного искусства, что ничего подобного я ещё точно не видела и вряд ли увижу.
Времени у меня было предостаточно ( во второй раз я выбрала такой день недели, в который Лувр был открыт до 22.00, а явилась я туда около 15 часов), и по моим подсчётам, 7 часов мне с лихвой должно было хватить и на древних, до которых я обычно в музеях не дохожу, и - если ноги ещё будут меня носить - я смогу 2 часа выделить на осмотр нидерландской и французской живописи эпохи Ренессанса.
Такой методичный и расчётливый подход к осмотру такого музея как Лувр может показаться довольно странным, когда речь заходит о произведениях искусства, - вель искусство восприниается не умом. Но всегда нужно помнить, что нельзя объять необъятное, и за один раз не обойти огромный музей площадью в 160 тыс. кв. м, так же как невозможно прочесть энциклопедию за один раз. Всегда лучше выбрать для себя наиболее интересные на данный момент отделы - точно так же, как мы выбираем в библиотеке понравившуюся книгу.
Забегая вперёд скажу, что я успела всё и даже больше. В конеце дня я просто валилась с ног и даже не было сил покушать, но зато я получила такой колоссальный материал, который до сих пор ещё до конца не усвоила. Тем и хорошы великие музеи - они спобны насытить любого взависимости от потребностей каждого. Я посмотрела и фламандскую, и нидерландскую и французскую живопись, и уже под конец долго медитировала :) у огромного, в полстены, портрета всесильного кардинала Ришилье, дивясь на то, как в нашем школьном учебнике по истории умудрились уместить убогий чёрно-белый фрагмент этой работы на четырёх квадратных сантиметрах! Рядом с ним красовался Людовик XIII, и вот именно в обществе этих господ и закончился в 22 часа мой длинный визит в Лувр.
Но здесь я расскажу всё же о том, на что я пошла смотреть в первую очередь.
Но здесь я расскажу всё же о том, на что я пошла смотреть в первую очередь.
Крылатый бык с человеческой головой. Хорсбад (Ирак), двор во дворце Саргона II, гипсовый алебастр, высота: 440 см. |
Глазам предстаёт всесторонний краткий обзор различных цивилизаций, существовавших в Ближневосточном регионе. К созданию отдела имели прямое отношение и научные раскопки, которые проводились на многочисленных археологических участках. Первая из этих раскопок была проведена между 1843 годом и 1854 годом в Хорсабаде, городе, построенном царём Саргоном II Ассирийским в VIII столетии до н.э. Этот участок предоставил информацию об ассирийцах и их потерянной цивилизации. Лувр играл ведущую роль в этом открытии.
Колоссальный крылатые быки действительно поражают как размерами, так и своей мощью, мастерством исполнения! На них действительно нужно было прийти и посмотреть, и убедиться, что она единственны и уникальны, быков даже не с чем сравнить. Ну если только с египетским Сфинксом.
Поскольку я пришла сюда скорее из любознательности, а не из интереса, то более подробно останавливаться на этих экспонатах я не буду. Скажу только, что и фриз, и колонны с капителями в виде головы быка украшали некогда дворец эламского Дария I. Интересно, что уже в ту эпоху ремесленники были знакомы с техникой нанесения цветной глазури на раскрашенный кирпич.
Фриз с лучниками. Сузы (Иран), царский дворец, ок. .500 г. до н.э. Барельеф из покрытых эмалью кирпичей, высота луников: 183 см |
Большая капитель с быками. Сузы (Иран), тронный зал царского дворца, ок. 520-500 г.г. до н.э. Известняк, высота: 552 см |
В отделе Древнего Египта была также немало занимательного и любопытного.
И необычное, и нереальное, и довольно устрашающе впечатление производило вот это помещение - полностью воссозданная камера египетской пирамиды! Тесная, душная, сплошь покрытая прекрасно сохранившимися рельефами и письменами. Цветные изображения, тайный смысл египетских символов и картушей, обряды мумифицирования и погребения фараонов, религиозные жертвоприношения, - глядя на артефакты, подобные эти плитам, не остаётся никаких сомнений в том, что учебники истории - это не выдумки учёных профессоров, и что цивилизация Древнего Египта, какой бы загадочной и странной она не казалась, существовала на самом деле, и много тысяч лет! Доказательства - вот здесь, и их можно физически ощутить.
И необычное, и нереальное, и довольно устрашающе впечатление производило вот это помещение - полностью воссозданная камера египетской пирамиды! Тесная, душная, сплошь покрытая прекрасно сохранившимися рельефами и письменами. Цветные изображения, тайный смысл египетских символов и картушей, обряды мумифицирования и погребения фараонов, религиозные жертвоприношения, - глядя на артефакты, подобные эти плитам, не остаётся никаких сомнений в том, что учебники истории - это не выдумки учёных профессоров, и что цивилизация Древнего Египта, какой бы загадочной и странной она не казалась, существовала на самом деле, и много тысяч лет! Доказательства - вот здесь, и их можно физически ощутить.
Часть саркофага, выполненная из дерева, очень напоминает золотую маску Тутанхамона.
Меня умилила эта коллекция древних украшений - кольца, ожерелья, серьги,браслеты! В качестве исходных материалов здесь использованы золото, бронза, самоцветы, реже - драгоценные камни. Очень много колец вырезаны из цельного камня, а золотые кольца - э то в основном миниатюрные печати. И все вещицы изящны и уникальны!
А эти металлические зеркала, костяные гребни и булавки для причёсок египтянок? Каждый экспонат - результат кропотливого и тонкого труда!
Здесь я бродила около часа, потому что таких стендов с предметами ежедневного обихода и украшений в отделе Древнего Египта в Лувре - неимоверное количество! Я уже и не говорю о флаконах для благовоний, посуде, домашенй утвари и мебели!
Здесь я бродила около часа, потому что таких стендов с предметами ежедневного обихода и украшений в отделе Древнего Египта в Лувре - неимоверное количество! Я уже и не говорю о флаконах для благовоний, посуде, домашенй утвари и мебели!
Впечатляет и коллекция саркофагов. Они все выставлены стоймя, и как солдаты, вытянувшиеся по стойке "смирно" молча приветствуют посетителей. Здесь было немного жутко, но очень интересно.
Из отделов музея, посвящённых искусству Древнего Египта я как-то незаметно переместилась в отдел скульптур. Так уж сложилось, что классическая скульптура меня мало интересует - мне бесконечно скучна однотонная безжизненная, холодная каменная или металлическая их поверхность, здесь нет красок, яркости, простора для фантазии.. Но вот форма! Греческую античную скульптуру я ценю именно за её форму, динамику, органичность и гармонию!
И здесь я должна признать, что пожалуй древние греки так и остались непревзойдёнными мастерами в этой области искусства! Все последующие поколения скульпторов только учились у греков, стараясь скопировать и повторить, по возможности - даже превзойти их мастерство.
Из отделов музея, посвящённых искусству Древнего Египта я как-то незаметно переместилась в отдел скульптур. Так уж сложилось, что классическая скульптура меня мало интересует - мне бесконечно скучна однотонная безжизненная, холодная каменная или металлическая их поверхность, здесь нет красок, яркости, простора для фантазии.. Но вот форма! Греческую античную скульптуру я ценю именно за её форму, динамику, органичность и гармонию!
И здесь я должна признать, что пожалуй древние греки так и остались непревзойдёнными мастерами в этой области искусства! Все последующие поколения скульпторов только учились у греков, стараясь скопировать и повторить, по возможности - даже превзойти их мастерство.
"Венера Милосская". Мелос, эллинистический период, ок. 100 г. н.э. Мрамор, высота: 202 см. |
Венера Милосская оказалась не такой внушительной и монументальной, как я думала. Впервые в жизни увидела я оригинал воочию. В Кадриоргском дворце, где я проработала четыре года, копия этого древнего произведения, выполненная Карлом де Воссом по заказу Тимолеона фон Неффа, приветствует посетителей в фойе. Я рассматривала её всякий раз, как проходила мимо. Но Кадриоргская копия хоть и тщательная, всё же остаётся копией. Оригинал более хрупок и изящен, здесь перед нами действительно богиня любви, нежная и одухотворённая, небольшая и очень-очень стройная!
А глядя на все репродукции и фильмы с изображением Венеры, я всегда задавалась вопросом, и что же такого прекрасно все в ней находят? Толстая, мужиковатая и безрукая женщина!
Ни одно изображение не соответствовало тому, что увидела на самом деле! И Кадриоргская копия довольно неуклюжа по сравнению с оригиналом. Оказалось, что Венера и вправду божественна! И руки здесь были бы совершенно чужеродным и лишним элементом! А строгое лицо только усиливает эффект обнажённости её тела, и перед нами предстаёт не просто красивая женщина, но Богиня - существо неземное, по праву возвышающееся на пьедестале над нами, смертными! Да и обнажена она ровно настолько, насколько хочется - всё в меру. Воистину это экспонат "золотого сечения", не зря она так прославилась.
Кентавр. Римская копия греческого оригинала эллинистического периода. Мрамор. |
Гермес, завязывающий сандалию. Римская копия с утраченного греческого бронзового оригинала ок. IV в. до н.э. (круг Лисиппа) |
Пожалуй это - самая красивая и поэтичная истрия любви в греческой мифологии, да и в скульптуре вообще! И мастеру прекрасно удалось передать саму суть этой истории. Рисунок был бы слишком плоским, яркая картина- пошлой, а в этой композиции замечательным образом сочетаются сюжет и воплощение, форма и содержание. На них можно любоваться бесконечно и полюбить скульптуру раз и навсегда!
Статуя Победы. Самофракия, эллинистический период, ок.190 н. до н.э. Мрамор, высота: 328 см |
Но, пожалуй, на данный момент, из всего, что я когда-либо видела в своей жизни, из всех произведений изобразительного искусства, только Ника Самофракийская является для меня самым совершенным творением рук человеческих. Несмотря на то, что фрагменты статуи безвозвратно утрачены - при раскопках на греческом острове Самотраки, так и не были найдены ни голова, ни руки Ники, а правое крыло - это гипсовая реконструкция, - скульптура производит ошеломляющее впечатление! Все путеводители и справочники в один голос твердят, что кроме своих размеров, Ника поражает своим неудержимым стремлением вперёд, мастер прекрасно уловил динамику того момента в движении, когда богиня уже не идёт, но пока ещё не взлетела... Вот это промежуточное состояние ему и удалось запечатлеть! Через тонкие складки одежды, которые кажется треплет сильный морской ветер, просвечивает тело великолепных очертаний! Трудно представить более внушительный и ослепительный символ торжествующей победы!
Статуя некогда белоснежного парийского мрамора украшает Denon - центральный павильон Лувра. Мимо неё пройти невозможно! Ника возвышается над лестницей, которая ведёт из фойе в выставочные залы. И она завораживает! Я несколько раз возвращалась к ней, при переходах из одного крыла Лувра в другое, и каждый раз останавливалась, чтобы присесть, отдохнуть от бесконечной ходьбы по залам, и ещё раз посмотреть на бессмертное творение 2,5 тысячелетнего возраста, над которым не властно время. На неё можно смотреть бесконечно, и всё будет мало... Здесь нет ничего лишнего, и ничего не хочется добавить.... она - действительно воплощение понятия древних греков о красоте : если что-то прибавить - испортишь, и если что-то отнять - тоже испортишь. Она - само совершенство.
Рядом с Никой я и завершу свой небольшой рассказ о большом музее :)
Другие мои заметки о Париже:
Эля,спасибо за рассказ,очень интересно!!!
ОтветитьУдалитьИрина