Translate

четверг, 19 января 2012 г.

Лувр

Продолжаю свой рассказ о Париже. 
В этом городе мне по душе всё и вся, но вторым объектом моего пристального внимания (и в этом я не оказалось оригинальной!) стали Лувр и парк Тюильрьи - третий по величине занимаемой площади музей в мире  и великолепный парк, находящийся на месте не менее великолепного некогда дворца Тюильрьи.

Набережная Сены стала частью парка Тюильрьи.

 За неделю пребывания в Париже мне довелось побывать в Лувре дважды. В первый раз я отправилась туда разумеется  в первый же день, после посещения Нотр-Дам, потому как для меня именно Лувр является вторым символом Парижа. Как выяснилось, и Нотр-Дам, и Лувр - это самые посещаемые достопримечательности столицы Франции, но при всём при этом, моё отношение к ним очень и очень личное - это старые добрые знакомые.
...Во второй раз я отправилась  в Лувр уже на практику, в середине курса, для того чтобы выполнить полученные на обучении задания, постараться посмотреть профессиональным взглядом на организацию музея, и на программы для посетителей - как маленьких, так и взрослых.


Дворцово-парковый ансамбль Лувра и парка Тюильрьи начинается с площади Согласия (Place de la Concorde).  Всем, кто ещё никогда  воочию не видел Лувр, и жаждет увидеть его во всём великолепии, я настоятельно рекомендую неспешно прогуляться от площади Согласия через весь парк Тюильрьи, и далее -  мимо арки Карусель, прямо ко дворцу. 

Чтобы как можно скорее добраться до площади Согласия, минуя колоссальные расстояния и экономя время, лучше проехать на метро до станции Concorde. Но поскольку я дорожила каждой минутой пребывания в этом городе, где мне нравится абсолютно всё, и  даже - просто ходить по улицам и гулять по набережным,  то я не пожалела времени, и потратила около получаса, чтобы пройти от Нотр-Дам вдоль набережной Сены до площади Согласия, то и дело останавливаясь по пути и делая фото. 

Площадь Согласия - одна из самых красивых и больших  в Париже. Фактически - это самый центр города.  Эйфелева башня и Нотр-Дам одинаково удалены от неё, но прекрасно просматриваются, также как  и Елисейские поля, и Триумфальная арка. Отсюда рукой подать до музея Орсэ, Сены и конечно - парка Тюильрьи и Лувра. Музей декоративного искусства, Оранжери и Жё де Пом тоже совсем рядом.
А как здесь красиво вечером!





Итак, стоит только пересечь Площадь Согласия, пройти чрез чугунные ворота, и вот вы уже и в парке Тюильрьи.
Само собой разумеется, что один из самый больших парков Парижа, перед главным музеем страны, разбит во французском, так называемом "регулярном" стиле.  С 1660 по 1664 год парк был перепланирован прославленным архитектором Андре Ленотром, создателем Версаля - главным королевским садовником эпохи Людовика XIV. В парке  были разбиты грандиозные клумбы, бассейны, вместо оград выстроены высокие террасы, проложены широкие аллеи, которые со временем становились в своём продолжении известными улицами, такими, как Елисейские Поля или Риволи. Выстроенная по проекту Ленотра набережная Сены также стала частью парка.
Несмотря на свою обширность, парк Тюильрьи очень уютен - оба крыла Лувра начинают тянуться примерно с середины парка, как бы обнимая и ограждая от остального мира. И получается, что парк находится в самом центре города, но благодарая своим масштабам и отгороженности с трёх сторон, он существует сам по себе, и городской шум, движение автомобилей и общественного транспорта его совершенно не затрагивают, хотя совсем рядом проходит самая оживлённая торговая артерия города - улица Риволи и проносятся поезда метро.
В начале сентября в Париже всё ещё продолжалось лето, пышно цвели многолетники на клумбах, температура воздуха не опускалась днём ниже 20 градусов по Цельсию, иногда набегали тучи и шёл дождик, но это ни в коем случае не омрачало  моего настроения и никоим образом не меняло моих планов и маршрутов.



А как много в парке Тюильрьи отдыхающих и гуляющих! Удобные металлические стулья трёх или четырёх видов расставлены по всему парку, и так и приглашают присесть и отдохнуть! Кто-то устраивается рядом с фонтанами, кто-то - в тенистых укромных уголках, подальше от посторонних глаз,  а я, после целого часа праздношатания по набережной Сены и парку, накупив вкуснейшей знаменитой французской выпечки, вальяжно расселась рядом вот с этими цветочными клумбами :) И другого определения кроме  как "сбылась мечта идиотки", своему блаженному состоянию на тот момент я дать не могу! :) Сентябрь, +22 С, ни малейшего дуновения ветерка, сдобные булочки и цветущий парк рядом с самым великолепным музеем и дворцом Франции. Что ещё нужно для счастья?..:))




Я до сих пор не могу решить, какой из двух основных направлений садово-паркового искусства XVIII века мне ближе - английский или французский. Они настолько разные, но оба нравятся одинаково. 
В английском лесо-парке хочется бродить, грустить, мечтать, читать и отдыхать в совершенном одиночестве, вдали от шума и людской суеты .
Франзузский же парк, такой как Версальский, наш Кадриоргский, или вот этот парк Тюильрьи - это парк-праздник. Яркий, весёлый, нарядный, он словно роскошный бальный зал приглашает провести здесь самые счастливые и торжественные минуты своей жизни. Французский парк идеален (а первоначально он и был так задуман!) для проведения маскарадов, театральных представлений и  фейерверков.




И это место именно такое - здесь хочтся праздновать и радоваться жизни!
Когда шагаешь  по направлению к дворцу, то  охватывает такое чувство, будто оказался в неведомой и прерасной стране, которой нет начала и конца. И, с одной стороны, хочется уже посокрее дойти до Лувра, попасть в залы знаменитого музея, но поневоле, парк берёт тебя в плен и где-то в глубине души хочется остаться здесь и навсегда заблудиться,  продлить эту радость пребывания в таком необъятном, тщательно продуманном  и небыкновенно гармоничном месте, продлить этот праздник, так и не дойдя до дворца...Потеряный Рай, в каком-то смысле, этот парк Тюильри - великолепное преддверие и предвкушение Лувра! Бальная зала эпохи барокко под открытым небом!

Может быть, глядя на эти фото можно представить,  насколь далеко простирается парк   Тюильрьи, и насколько огромно здание Лувра. Мой фотоаппарат в Париже просто не справлялся с масштабами! И когда мне хотелось сделать панорамное фото, чтобы в одном кадре запечатлеть как можно больше, вобщем-то хорошего получилось мало.


Впервые название "Лувр" (le Louvre - фр.) встречается в исторических хрониках в 1204 году. В первоначальном виде Лувр был средневековым укрепленным замком, воздвигнутым Филиппом Августом около 1190 года и защищавшим северо-западные подступы к острову Сите.

В Лувре есть вот такой макет замка, дающий представление о том, как он выглядел в XII веке.


В музее по особому ходу можно пройти и спуститься к основанию тех самых башен средневековой крепости, которой некогда был Лувр.

Начатый при Филиппе Августе, Лувр достраивался уже в XIV веке. Здесь выросла крепостная стена, опоясавшая весь город, и она уже сама взяла замок "под свою защиту". Лувр представлял собой донжон, окруженный рвом и защищенный стеной. Небольшая и уединенная, эта крепкая башня замка стояла в лесу, среди прибрежных топей, и впоследствии служила местом заточения важных государственных преступников, а во времена народных мятежей и пристанищем для короля и его казны.
После существенной перестройки замок становится постоянной королевской резиденцией.
Тот средневековый замок до наших дней не сохранился. Значительная часть его была снесена в XVI веке, когда по приказу короля Франциска I начали строить новый дворец.
В 1546 году Франциск I поручил архитектору Пьеру Леско коренным образом перестроить оставшуюся часть замка в соответствии с изменившимися требованиями придворного быта и художественного вкуса. Пьер Леско в творческом содружестве со скульптором Жаном Гужоном разработали самобытный проект: на месте донжона предполагалось создать эффектный дворец в форме замкнутого каре с фасадами, щедро украшенными декоративной скульптурой. Созданный ими фасад Лувра стал лучшим и самым зрелым образцом архитектуры Возрождения не только в Париже, но и во всей Франции.




В настоящее время Лувр - это один из красивейших и самых больших дворцов в мире. Римский Ватикан, вместе с собором Святого Петра и площадью перед ним, занимает территорию втрое меньшую. Лувр - один из самых известных и наиболее посещаемых художественных музеев в мире, его коллекция насчитывает около 300 000 экспонатов, из которых только 35 000 выставляются в залах. 





Дворец настолько монументален, роскошен и самодостаточен, впрочем - так же как и парк Тюильрьи, что рядом с ним хочется просто быть, проникаясь энергетикой этого места, и перебирая в памяти, и одновременно путаясь и теряясь во всех тех событиях и именах, которые приходят на ум всвязи с упоминанием Лувра. Это и  некогда сильные мира сего - Франциск I, Екатерина Медичи, Генрих IV и Наполеоны I и III;  и выдающиеся архитекторы, художники, и деятели науки, культуры и политики Франции,  статуями которых  украшена коллонада  второго яруса.... Варфоломееаская ночь, Фронда, Французская Революция, реставрация Бурбонов, триумф Наполеона Бонапарта...  Да, Лувр по праву занимает достойнейшее место как во французской, так и  в мировой культуре!

До сих пор многие эстеты довольно критично высказываются по поводу возведения и существования стеклянной пирамиды посреди площади перед дворцом. Но я нахожу, что она очень и очень оживляет дворцовый комплекс. В сочетании с бассейнами и фонтанами, пирамида выгодно контрастирует и оттеняет здание дворца. Матовые каменные фасады смотрелись бы бесконечной серой массой, несмотря на выдающуюся архитектуру, не будь рядом сверкающего стекла, зеркальной поверхности огромных бассейнов и великолепных фонтанов. А как красиво пирамида подсвечивается по ночам !...



Всвязи с возросшим в 1980-е годы потоком туристов, было решено соорудить новый вход в музей. Для его сооружения  был выбран проект, разработанный архитектором Йо Минг Пеем, выходцем из Азии, живущим в Нью-Йорке,  который также спроектировал музей Михо в Японии. Пирамида Лувра - собственно Большая пирамида, сделанная из стекла и металла (высота конструкции достигает 20.6 м),  окруженная тремя меньшими, расположена во внутреннем дворе. Законченная в 1989 году, Большая пирамидаона служит главным входом в музей и стала самостоятельной достопримечательностью города.




А если от пирамиды оглянуться и посмотреть обратно, в сторону площади Согласия, то можно увидеть конную статую Людовика XIV и триумфальную арку Карусель, возведённую в честь побед Наполеона Бонапарта в1806-1808 г. С тех пор она красуется между левым и правым крылом Лувра, посреди партера площади Карусель. Название площади напоминает о празднестве с каруселями, которое в 1662 году устроил Людовик XIV в честь рождения наследника. Сама арка является уменьшенной копией римской арки Септимия Севера.


Но вот я уже и в музее. Поскольку основная экспозиция мне была уже знакома  - я посетила Лувр и 12 лет назад,  в первое своё посещение Парижа. И даже если тогда я и не успела обойти всё, то благодаря многочисленным каталогам и справочникам я прекрасно знаю хрестоматийный набор произведений искусства, который обычно предлагается посетителям на обозрение. Поэтому  я решила пройти по музею по несколько иному маршруту, чем обычно.
Более всего меня интересует в музеях западноевропейская живопись, и я в первую очередь иду в эти залы. Но на этот раз я решила осмотреть то, что как правило посмотреть никогда не успеваю - древнеегипетское, ассирийское, древнегреческое и древнеримское искусство.  Ещё я прислушалась к совету своего преподавателя на курсах : по её словам,  в Лувре я непременно должна посетить залы ассирийского и ближневосточного искусства, что ничего подобного я ещё точно не видела и вряд ли увижу.
Времени у меня было предостаточно ( во второй раз я выбрала такой день недели,  в который Лувр был открыт до 22.00,  а явилась я туда около 15 часов), и по моим подсчётам, 7 часов мне с лихвой должно было хватить и на древних, до которых я обычно в музеях не дохожу,  и - если ноги ещё будут меня носить -  я смогу 2 часа  выделить на осмотр нидерландской и французской живописи эпохи Ренессанса.
Такой методичный и расчётливый подход к осмотру такого музея как Лувр может показаться довольно странным, когда речь заходит о произведениях искусства,  - вель искусство восприниается не умом. Но всегда нужно помнить, что нельзя объять необъятное, и за один раз не обойти огромный музей площадью в 160 тыс. кв. м, так же как невозможно прочесть энциклопедию за один раз. Всегда лучше выбрать для себя наиболее интересные на данный момент отделы - точно так же, как мы выбираем в библиотеке понравившуюся книгу.
Забегая вперёд скажу, что я успела всё  и даже больше. В конеце дня я просто валилась с ног и даже не было сил покушать, но зато я получила такой колоссальный материал, который до сих пор ещё до конца не усвоила. Тем и хорошы великие музеи - они спобны насытить любого взависимости от потребностей каждого. Я посмотрела и фламандскую, и нидерландскую и французскую живопись, и уже под конец долго медитировала :) у огромного, в полстены, портрета всесильного кардинала Ришилье, дивясь на то, как в нашем школьном учебнике по истории умудрились уместить убогий чёрно-белый фрагмент этой работы на четырёх квадратных сантиметрах! Рядом с ним красовался Людовик XIII, и вот именно  в обществе этих господ и закончился в 22 часа мой длинный визит в Лувр.

Но здесь я расскажу всё же о том, на что я пошла смотреть в первую очередь.


Крылатый бык с человеческой головой. Хорсбад (Ирак), двор во дворце Саргона II,
гипсовый алебастр, высота: 440 см.
Отдел Ближневосточного Античного Искусства является одним из самых «молодых» музейных отделов Лувра - он был основан в 1881 году.С коллекцией музея Лувра на тот момент могли конкурировать только коллекции Британского Музея и Музея Vorderasiatisches в Берлине.
Глазам предстаёт всесторонний краткий обзор различных цивилизаций, существовавших в Ближневосточном регионе. К созданию отдела имели прямое отношение и научные раскопки, которые  проводились на многочисленных археологических участках. Первая из этих раскопок была проведена между 1843 годом и 1854 годом в Хорсабаде, городе, построенном царём Саргоном II Ассирийским в VIII столетии до н.э. Этот участок предоставил информацию об ассирийцах и их потерянной цивилизации. Лувр играл ведущую роль в этом открытии.
Колоссальный крылатые быки действительно поражают как размерами, так и своей мощью, мастерством исполнения! На них действительно нужно было прийти и посмотреть, и убедиться, что она единственны и уникальны, быков даже не с чем сравнить. Ну если только с египетским Сфинксом.

Поскольку я пришла сюда скорее из любознательности,  а не из интереса, то более подробно останавливаться на этих экспонатах  я не буду. Скажу только, что и фриз, и колонны с капителями в виде головы быка украшали некогда дворец эламского Дария I. Интересно, что уже в ту эпоху ремесленники были знакомы с техникой нанесения цветной глазури на раскрашенный кирпич.

Фриз с лучниками. Сузы (Иран), царский дворец, ок. .500 г. до н.э.
Барельеф из покрытых эмалью кирпичей, высота луников: 183 см

Большая капитель с быками. Сузы (Иран), тронный зал царского дворца, ок. 520-500 г.г. до н.э.
Известняк, высота: 552 см

В отделе Древнего Египта была также немало занимательного и любопытного.
И необычное, и нереальное, и довольно устрашающе впечатление производило вот это помещение - полностью воссозданная камера египетской пирамиды! Тесная, душная, сплошь покрытая прекрасно сохранившимися рельефами и письменами. Цветные изображения, тайный смысл египетских символов и картушей, обряды мумифицирования и погребения фараонов, религиозные жертвоприношения, - глядя на артефакты, подобные эти плитам, не остаётся никаких сомнений в том, что учебники истории - это не выдумки учёных профессоров, и что цивилизация Древнего Египта, какой бы загадочной и странной она не казалась, существовала на самом деле, и много тысяч лет! Доказательства - вот здесь, и их можно физически ощутить.

Часть саркофага, выполненная из дерева, очень напоминает золотую маску Тутанхамона.



Меня умилила эта коллекция древних украшений - кольца, ожерелья, серьги,браслеты! В качестве исходных материалов здесь использованы золото, бронза, самоцветы, реже - драгоценные камни. Очень много колец вырезаны из цельного камня, а золотые кольца - э то в основном миниатюрные печати. И все вещицы изящны и уникальны!


 А эти металлические зеркала, костяные гребни и булавки для причёсок египтянок? Каждый экспонат - результат кропотливого и тонкого труда!
Здесь я бродила около часа, потому что таких стендов с предметами ежедневного обихода и украшений в отделе Древнего Египта в Лувре - неимоверное количество! Я уже и не говорю о флаконах для благовоний, посуде, домашенй утвари и мебели!


Впечатляет и коллекция саркофагов. Они все выставлены стоймя, и как солдаты, вытянувшиеся по стойке "смирно" молча приветствуют посетителей. Здесь было немного жутко, но очень интересно.

Из отделов музея, посвящённых искусству Древнего  Египта я как-то незаметно переместилась в отдел скульптур. Так уж сложилось, что классическая скульптура меня мало интересует - мне бесконечно скучна однотонная безжизненная, холодная каменная или металлическая их поверхность, здесь нет красок, яркости, простора для фантазии.. Но вот форма! Греческую античную скульптуру я ценю именно за её форму, динамику, органичность и гармонию!
И здесь я должна признать, что пожалуй древние греки так и остались непревзойдёнными мастерами в этой области искусства! Все последующие поколения скульпторов только учились у греков, стараясь скопировать и повторить, по возможности - даже превзойти их мастерство.

"Венера Милосская". Мелос, эллинистический период, ок. 100 г. н.э.
Мрамор, высота: 202 см.
Венера Милосская оказалась не такой внушительной и монументальной, как я думала. Впервые в жизни увидела я оригинал воочию. В Кадриоргском дворце, где я проработала четыре года, копия этого древнего произведения, выполненная Карлом де Воссом по заказу Тимолеона фон Неффа, приветствует посетителей в фойе. Я рассматривала её всякий раз, как проходила мимо. Но Кадриоргская копия хоть и тщательная, всё же остаётся копией. Оригинал более хрупок и изящен, здесь перед нами действительно богиня любви, нежная и одухотворённая, небольшая и очень-очень стройная!
А глядя на все репродукции и фильмы с изображением Венеры,  я всегда задавалась вопросом, и что же такого прекрасно все в ней находят? Толстая, мужиковатая и безрукая женщина!
Ни одно изображение не соответствовало тому, что увидела на самом деле! И Кадриоргская копия довольно неуклюжа по сравнению с оригиналом. Оказалось, что Венера и вправду божественна! И руки здесь были бы совершенно чужеродным и лишним элементом! А строгое лицо только усиливает эффект обнажённости её тела, и перед нами предстаёт не просто красивая женщина, но Богиня - существо неземное, по праву возвышающееся на пьедестале над нами, смертными! Да и обнажена она ровно настолько, насколько хочется - всё в меру. Воистину это экспонат "золотого сечения", не зря она так прославилась.


Кентавр. Римская копия греческого оригинала эллинистического периода. Мрамор.
Это изваяние кентавра очень схоже с так называемыми "кентаврами Фуриетти", которые были обнаружены  в 1736 году при раскопках виллы Адриана в Тиволи. Но если кентавров Фуриетти было два, то у луврского кентавра неты пары. Наполеон  Бонапарт приобрёл её для музея в 1807 году, а до этого статуя находилась в  знаменитой коллекции Боргезе, куда она попала в XVII в., когда была обнаружена при раскопках в Риме. Амур, резвящийся на спине у кентавра был практически воссоздан заново во время реставрации. Замечательное изваяние - динамичное, напряжённое, сложное! Именно вокург него расселась целая группа студентов, которые делали зарисовки в этом зале. И мне пришлось даже какое-то время  подождать, пока преподаватель закончит давать им свои указания, прежде чем я смогла подойти и сделать этот кадр.

Гермес, завязывающий сандалию. Римская копия с утраченного греческого бронзового оригинала
ок. IV в. до н.э. (круг Лисиппа)
А вот и быстрый как мысль Гермес - посланец олимпийских богов! Интересно, как греки сумели отобразить характер, нрав и "сферу влияния" (назовём это так) своих богов в их телосложении, атрибутах, жестах! Зевс  - мужественный, неспешный, величавый,  непоколебимый и царственный - настоящий самец. Апополлон - с довольно неопределёнными очертаниями тела, вроде и не мужчина вовсе, всегда в длинной тоге, но зато чувственный, одухотворённый, поэтичный, с лирой в руках - воплощённое просветление и талант! А Гермес - быстрый, ловкий, пластичный, всегда в движении, мускулистый, поджарый, совершенно обнажённый (разумеется - ведь двигаться без одежды гораздо удобнее!) и лёгкий. Вот и здесь он завязывает сандалию и уже готов отправиться по воле богов в самые отадалённые уголки Ойкумены! Великолепно!


А это произведение классициста второй половины XVIII века Антонио Кановы "Поцелуй"  я фотографировала без вспышки - так статуи больше похожи на людей, так - они как живые. Холодный камень исчезает, остаются двое влюблённых - юные Амур и Психея.



Пожалуй это - самая красивая и поэтичная истрия любви в греческой мифологии, да и в скульптуре вообще! И мастеру прекрасно удалось передать саму суть этой истории. Рисунок был бы слишком плоским, яркая картина- пошлой, а в этой композиции замечательным образом сочетаются сюжет и воплощение, форма и содержание. На них можно любоваться бесконечно и полюбить скульптуру раз и навсегда!

Статуя Победы. Самофракия, эллинистический период, ок.190 н. до н.э.
Мрамор, высота: 328 см

Но, пожалуй, на данный момент, из всего, что я когда-либо видела  в своей жизни, из всех произведений изобразительного искусства, только Ника Самофракийская  является для меня самым совершенным творением рук человеческих. Несмотря на то, что фрагменты статуи безвозвратно утрачены - при раскопках на греческом острове Самотраки, так и не были найдены ни голова, ни руки Ники,  а правое крыло - это гипсовая реконструкция, - скульптура производит ошеломляющее впечатление! Все путеводители и справочники в один голос твердят, что кроме своих размеров, Ника поражает своим неудержимым стремлением вперёд, мастер прекрасно уловил динамику того момента в движении, когда богиня уже не идёт, но пока ещё не взлетела... Вот это промежуточное состояние ему и удалось запечатлеть! Через тонкие складки одежды, которые кажется треплет сильный морской ветер, просвечивает тело великолепных очертаний! Трудно представить более внушительный и ослепительный символ торжествующей победы!   

 

Статуя некогда белоснежного парийского мрамора украшает Denon - центральный павильон Лувра. Мимо неё пройти невозможно! Ника возвышается  над лестницей, которая ведёт из фойе в выставочные залы. И она завораживает! Я несколько раз возвращалась к ней, при переходах из одного крыла Лувра в другое, и каждый раз останавливалась, чтобы присесть, отдохнуть от бесконечной ходьбы по залам, и ещё раз посмотреть на бессмертное творение 2,5 тысячелетнего возраста, над которым не властно время. На неё можно смотреть бесконечно, и всё будет мало... Здесь нет ничего лишнего, и ничего не хочется добавить.... она  - действительно воплощение понятия древних греков о красоте : если что-то прибавить  - испортишь, и если что-то отнять - тоже испортишь. Она - само совершенство.

Рядом с Никой я и завершу свой небольшой рассказ о большом музее :)

Другие мои заметки о Париже:

1 комментарий: