В пятницу, 6 января, в Художественном музее KUMU открылась выставка картин и скульптур самобытного современного литовского художника Шарунаса Сауки - "Я, живописец Шарунас".
Мне хотелось бы рассказать о выставке и поделиться здесь своими первыми впечатлениями, поскольку я тоже участвовала в её подготовке, беседовала с куратором и самим художником, а также организовывала пресс-конференцию для журналистов перед открытием.
В блоге я рассказываю далеко не о всех выставках, которые открываются в Художествнном музее Эстонии, а только о тех, которые как-то и чем-то меня тронули, заставили остановиться, задуматься и может даже изменить свои взгляды...
Шарунас Саука родился в 1958 году в Вильнюсе и проживает на данный момент в небольшом городишке Дусетос, что на границе с Латвией. За свою работу "Жальгириская битва" (1986-1987) он получил государственную премию, а сам диптих находится в Национальной галерее Художественного музея Литвы. Саука является самым известным и признанным современным литовским художником.
Приведу здесь выдержки из своего пресс-релиза о выставке :...Художник изображает, используя своё апокалиптическое мировоззрение и иконографические приёмы разных эпох, Вавилон наших дней. Грех и разврат, тщеславие и безумие, битва и паломничество,- вот только некоторые темы, на которые Саука беседует со зрителем, стараясь запечатлеть таким образом и себя, и окружающий мир...
«На сегодняшний день очень мало осталось таких художников, которые могут вдохнуть новую жизнь в традиционную манеру живописи столь убедительно, как это делает Саука», говорит куратор выставки Тамара Луук. «В то же время, он, как и все художники-еретики, является исключением в мире искусства как у себя на родине – в Литве, так и за рубежом. Бесконечные лабиринты загадок, которые он создаёт, и сводят с ума, и, в то же время, увлекают; отталкивают и притягивают».
Мне хотелось бы рассказать о выставке и поделиться здесь своими первыми впечатлениями, поскольку я тоже участвовала в её подготовке, беседовала с куратором и самим художником, а также организовывала пресс-конференцию для журналистов перед открытием.
В блоге я рассказываю далеко не о всех выставках, которые открываются в Художествнном музее Эстонии, а только о тех, которые как-то и чем-то меня тронули, заставили остановиться, задуматься и может даже изменить свои взгляды...
Шарунас Саука родился в 1958 году в Вильнюсе и проживает на данный момент в небольшом городишке Дусетос, что на границе с Латвией. За свою работу "Жальгириская битва" (1986-1987) он получил государственную премию, а сам диптих находится в Национальной галерее Художественного музея Литвы. Саука является самым известным и признанным современным литовским художником.
Приведу здесь выдержки из своего пресс-релиза о выставке :...Художник изображает, используя своё апокалиптическое мировоззрение и иконографические приёмы разных эпох, Вавилон наших дней. Грех и разврат, тщеславие и безумие, битва и паломничество,- вот только некоторые темы, на которые Саука беседует со зрителем, стараясь запечатлеть таким образом и себя, и окружающий мир...
«На сегодняшний день очень мало осталось таких художников, которые могут вдохнуть новую жизнь в традиционную манеру живописи столь убедительно, как это делает Саука», говорит куратор выставки Тамара Луук. «В то же время, он, как и все художники-еретики, является исключением в мире искусства как у себя на родине – в Литве, так и за рубежом. Бесконечные лабиринты загадок, которые он создаёт, и сводят с ума, и, в то же время, увлекают; отталкивают и притягивают».
Шарунас Саука (1958). Жальгириская (Грюнвальдская) битва. 1986–1987 г. Масло. Национальная галерея Художественного музея Литвы, Вильнюс. | |
"Жальгириская битва" - монументальная работа, встречающая зрителя в первом же выставочном зале, в который попадает зритель,придя на выставку. На полотне запечатлён решающий момент сражения, которое остановило в 1410 году крестовые походы в восточной Европе, - смерть магистра Тевтонского ордена, чьё тело образует перевёрнутый крест. В национальном самосознании поляков и литовцев это является важнейшим историческим событием и не зря работа занимает почётное место в Художественном музее Литвы.
Шарунас Саука (1958). Остановки на крестном пути I. 1998–2001 г. Масло. Коллекция художника. |
В этих работах выражена и его глубокая религиозность, и страдани, и беззащитность перед жестокостью и несправедливостью этого мира.
Шарунас Саука (1958). Остановки на крестном пути IX. 1998–2001 г. Масло. Коллекция художника. |
Мастерство художника столь высоко, что глядя на картину "Последняя остановка на крёстном пути" сразу и не понять, написана ли она красками, или же это икона в золотом окладе, украшенная жемчугом и драгоценными камнями! Филигранное владение кистью лишь усиливает эффект выбранного сюжета.
Последняя остановка на крестном пути. Деталь. 2011 г. Масло. Коллекция художника. |
Однако, самые, на мой взгляд, интересные, интригующие и в то же время ужасающие своим натурализмом работы Шарунаса Сауки находятся в частной коллекции Эдмундаса Армошки, - председателя ассоциации коллекционеров Литвы, посвятившему коллекционированию произведений искусства 40 лет своей жизни. Армошка является самым большим поклонником и ценителем , и, разумеется, коллекционером произведений Сауки.
Я размещу некоторые фрагменты, тех работ, которые произвели на меня сильное впечатление. Фотографировала я своим мобильным телефоном, поэтому качество изображений не очень хорошее.
Ад. 1991-1992 г. Масло. Частная коллекция Эдмундаса Армошки. |
Ад. 1991-1992 г. Деталь. Масло. Частная коллекция Эдмундаса Армошки.
|
Полотна, кишашие изуродованными пороками людьми, изображённые досконально, с анатомической точностью; а зачастую уже и не людьми, а человекообразными существами, чьи тела наполовину разложились, наполовину трансформировались в некий другой объект или форму.. Картины, наполнены фрагментами или органами человеческого тела - жрущими, сосущими, кричащими, облизывающимися, красными губами женских ртов, внутренностями, обнажёнными телами, корчащимися в диких позах от боли или от наслаждения... Оттопыренные, гниющие, изуродованные или напрочь отсутствующие конечности мужских и женских тел, портящиеся продукты, помои, сочные, спелые фрукты, ярчайшие цветы - всё это в конечном итоге сплетается в какую-то дикую оргию цвета и форм! Изображения цепляются одно за другое, сплетаясь в ритмичную композицию, уводя за собой в кромешную тьму, в бездну, полностью захватывая и втягивая зрителя в сюжет картины.
Детская болезнь.1986 г. Масло. Частная коллекция Эдмундаса Армошки. |
При этом основная идея того или иного полотна ясно прослеживается, ведь она - всегда "на поверхности", по крайней мере у меня сложилось такое впечатление. Художник утверждает, что только путём нечеловечесикх страданий можно очиститься и достичь духовного просветления. Его картины будоражат воображение и пронзают до глубины души, заставляют задуматься о жизни и смерти, святости и пороке, свете и тьме..
Разумеется, всегда есть опасность затеряться в том лабиринте загадок, который создал Саука, запутаться в деталях, но верующему христианину будет в этих картинах всё предельно ясно. Ибо те истины, грехи и пороки, которые изображается в своих произведениях Шарунас - извечны и стольже стары, как само человечество.
Случайный посетитель выставки, который заглянул на открытие, передал своё впечатление о работах художника : "Ведь это всё - тот мир, где мы живём! Просто мы боимся себе в этом признаться! А художник не может об этом молчать, он слишком чувствителен к действительности!". Да, пожалуй я соглашусь. Те два часа, которые я провела в выставочных залах, рассматривая картины Шарунаса, и подводя по очереди к нему то одного, то другого журналиста, слушая его немногословные беседы и отзывы о нём и его работах, у меня осталось тяжёлое впечатление. Мне действительно трудно смотеть в глаза той обнажённой правде, которую показывает в своих работах художник, и тяжело не потому, что это - правда, а потому что он не даёт никакого намёка на надежду, на спасение! Никакого проблеска света во всём этом ужасе и мракобесии, только глухая безысходность. И это угнетает, не даёт покоя, вызывает тоску. Впоследствии может вызвать и депрессивное, и даже суицидальное настроение...
Легенда о Сигитасе Перульскисе. 1997-1998 г. Масло. Коллекция художника. |
Несомненно, творчество Шарунаса Сауки - это художественное явление современности, мимо которого никто не сможет пройти равнодушно. В нём есть и гений, и безумие, и то необъяснимое, что присутствует во всех великих произведениях искусства - социальный раздражитель, на который каждый реагирует по-своему. Шарунас Саука - гений, но его искусство нужно "употреблять" очень и очень дозированно, осторожно.
По словам самого художника, он, на самом деле, ничего не хотел сказать. И это самый простой и гениальный ответ на все вопросы, которые задавали ему те, кто пришли на встречу с художником . Шарунас Саука не разговаривает - он творит. А хорошо или плохо - судить зрителю.
Запись интервью Шарунаса Сауки для "Новостей культуры" Эстонского телевидения 5 января 2011 г. |
Выставка «Я, живописец Шарунас» подготовлена при сотрудничестве с литовским коллекционером Эдмундасом Армошкой и фондом Мальдиса, и будет открыта в Художественном музее KUMU до 29 апреля 2012 года.
Пресс-альбом выставки находится по адресу:
http://digikogu.ekm.ee/filiaalid/kumu/pressimaterjal/year-2012
http://digikogu.ekm.ee/filiaalid/kumu/pressimaterjal/year-2012
Комментариев нет:
Отправить комментарий