Translate

суббота, 7 января 2012 г.

Выставка Шарунаса Сауки в KUMU


В пятницу, 6 января, в Художественном музее KUMU открылась выставка картин и скульптур  самобытного современного литовского художника Шарунаса Сауки - "Я, живописец Шарунас".
Мне хотелось бы рассказать о выставке и поделиться здесь своими первыми впечатлениями, поскольку я тоже участвовала в её подготовке, беседовала с куратором и самим художником, а также организовывала пресс-конференцию для журналистов перед открытием.
 В блоге я рассказываю далеко не о всех выставках, которые открываются в Художествнном музее Эстонии,  а только о тех, которые как-то и чем-то меня тронули, заставили остановиться, задуматься и может даже изменить свои взгляды...

Шарунас Саука родился в 1958 году в Вильнюсе и проживает на данный момент в небольшом городишке Дусетос,  что на границе с Латвией. За свою работу "Жальгириская битва" (1986-1987) он получил государственную премию, а сам диптих находится в Национальной галерее Художественного музея Литвы. Саука является самым известным и признанным современным литовским  художником.

Приведу здесь выдержки из своего пресс-релиза о  выставке :...Художник  изображает, используя своё апокалиптическое мировоззрение и иконографические приёмы разных эпох,  Вавилон наших дней. Грех и разврат, тщеславие и безумие, битва и паломничество,- вот только некоторые темы, на которые Саука беседует со зрителем, стараясь  запечатлеть таким образом и себя, и окружающий мир...

«На сегодняшний день очень мало осталось таких художников, которые могут вдохнуть новую жизнь в традиционную манеру живописи столь убедительно, как это делает Саука», говорит куратор выставки Тамара Луук. «В то же время, он, как и все художники-еретики, является исключением в мире искусства  как у себя на родине – в Литве,  так и за рубежом. Бесконечные лабиринты загадок, которые он создаёт, и сводят с ума, и, в то же время, увлекают; отталкивают и притягивают».
Шарунас Саука (1958). Жальгириская (Грюнвальдская) битва. 1986–1987 г. Масло.
Национальная галерея Художественного музея Литвы, Вильнюс.
 

"Жальгириская битва" - монументальная работа, встречающая зрителя в первом же выставочном зале,  в который попадает зритель,придя на выставку. На полотне запечатлён решающий момент сражения, которое остановило в 1410 году крестовые походы  в восточной Европе, - смерть магистра Тевтонского ордена, чьё тело образует перевёрнутый крест.  В национальном самосознании поляков и литовцев это является важнейшим историческим событием и не зря работа занимает почётное место в Художественном музее Литвы.
Цикл картин "Остановки на крестном пути"  состоит из пяти работ. На каждой изображён тот или иной сюжет Евангелия, от суда Понтия Пилата до третьего падения Христа под крестом.


Шарунас Саука (1958). Остановки на крестном пути I. 1998–2001 г. Масло. Коллекция художника.
Взгляд Христа на кажой из картин направлен прямо на зрителя. В нём и смирение и немой укор. И  почему-то лицо Иисуса как две капли воды похоже на лицо самого Шарунаса Сауки.
В этих работах выражена и его глубокая религиозность, и страдани, и беззащитность перед жестокостью и несправедливостью этого мира.


Шарунас Саука (1958). Остановки на крестном пути IX. 1998–2001 г. Масло. Коллекция художника.
«В современном искусстве, где эсхатологические представления о мире крайне редки,  Саука, со своими идеями фикс о построении иных миров, обнажён перед обществом как никто другой, и крайне уязвим при  интерпретации его творчества средствами массовой информации», говорит куратор выставки - Тамара Луук. «Он  - словно примитив в рафинированном обществе. Однако  высокий уровень его примитивизма трудно превзойти, поскольку примитивизм Сауки сопоставим с непревзойдённым уровнем знаменитых фламандских примитивистов. И здесь ему трудно кого-то противопоставить».

Последняя остановка на крестном пути. 2011 г. Масло. Коллекция художника.
 Мастерство художника столь высоко, что глядя на картину "Последняя остановка на крёстном пути" сразу и не понять,  написана ли она красками, или же это икона  в золотом окладе, украшенная жемчугом и драгоценными камнями! Филигранное владение кистью лишь усиливает эффект выбранного сюжета.

Последняя остановка на крестном пути. Деталь. 2011 г. Масло. Коллекция художника.
Однако, самые, на мой взгляд, интересные, интригующие и в то же время ужасающие своим натурализмом работы Шарунаса Сауки находятся в частной коллекции Эдмундаса Армошки, - председателя ассоциации коллекционеров Литвы, посвятившему коллекционированию произведений искусства 40 лет своей жизни. Армошка является самым большим поклонником и ценителем ,  и, разумеется,   коллекционером произведений Сауки.
Я размещу некоторые фрагменты, тех работ, которые произвели на меня сильное впечатление.  Фотографировала я своим мобильным телефоном,  поэтому качество изображений не очень хорошее. 

Ад. 1991-1992 г. Масло. Частная коллекция Эдмундаса Армошки.


Ад. 1991-1992 г. Деталь. Масло. Частная коллекция Эдмундаса Армошки.


"Ад", "Убийство в ресторане", "Детская болезнь" - вот только некоторые из тех работ, которые поражают и парализуют фантазию, возмущают до глубины души  и захватывают целиком! Они, по своим сюжетам, диаметрально противоположны картинам с изображением Христа.
Полотна, кишашие изуродованными пороками людьми, изображённые досконально,  с анатомической точностью; а зачастую уже и не людьми, а человекообразными существами, чьи тела наполовину разложились, наполовину трансформировались в некий другой объект или форму.. Картины, наполнены  фрагментами или органами  человеческого тела - жрущими, сосущими, кричащими, облизывающимися, красными губами женских ртов, внутренностями,  обнажёнными телами, корчащимися в диких позах от боли или от наслаждения... Оттопыренные, гниющие, изуродованные или напрочь отсутствующие конечности мужских и женских тел, портящиеся продукты, помои, сочные, спелые фрукты, ярчайшие цветы - всё это в конечном итоге сплетается в какую-то дикую оргию цвета и форм! Изображения цепляются одно за другое, сплетаясь в ритмичную композицию, уводя за собой в кромешную тьму,  в бездну, полностью захватывая и втягивая зрителя в сюжет картины.


Детская болезнь.1986 г. Масло. Частная коллекция Эдмундаса Армошки.

При этом основная идея того или иного полотна ясно прослеживается,  ведь она - всегда "на поверхности", по крайней мере у меня сложилось такое впечатление.  Художник утверждает, что только путём нечеловечесикх страданий можно очиститься и достичь духовного просветления.  Его картины будоражат воображение и пронзают до глубины души, заставляют задуматься о жизни и смерти, святости и пороке, свете и тьме..
Разумеется, всегда есть опасность затеряться в том лабиринте загадок, который создал Саука, запутаться  в деталях, но верующему христианину будет в этих картинах всё предельно ясно. Ибо те истины, грехи и пороки, которые изображается в своих произведениях Шарунас - извечны и стольже стары, как само человечество.

Случайный посетитель выставки, который заглянул на открытие, передал   своё впечатление о работах художника : "Ведь это всё - тот мир, где мы живём! Просто мы боимся себе в этом признаться! А художник не может об этом молчать, он слишком чувствителен к действительности!". Да, пожалуй я соглашусь. Те два часа, которые я провела в выставочных залах, рассматривая картины Шарунаса, и подводя по очереди к нему то одного, то  другого журналиста, слушая его немногословные беседы и отзывы о нём и его работах, у меня осталось тяжёлое впечатление. Мне действительно трудно смотеть в глаза той обнажённой правде, которую показывает в своих работах художник, и тяжело не потому, что это - правда,  а потому что  он не даёт никакого намёка на надежду, на спасение! Никакого проблеска света во всём этом ужасе и мракобесии, только глухая безысходность. И это угнетает, не даёт покоя, вызывает тоску. Впоследствии может вызвать и депрессивное, и даже суицидальное настроение...


Легенда о Сигитасе Перульскисе. 1997-1998 г. Масло. Коллекция художника.

Несомненно, творчество Шарунаса Сауки - это художественное явление современности, мимо которого никто не сможет пройти равнодушно. В нём есть и гений, и безумие, и то необъяснимое, что присутствует во всех великих произведениях искусства - социальный раздражитель, на который каждый реагирует по-своему. Шарунас Саука  - гений, но его искусство нужно "употреблять" очень и очень дозированно, осторожно.
 По словам самого художника, он, на самом деле, ничего не хотел сказать. И это самый простой и гениальный ответ на все вопросы, которые задавали ему те, кто пришли на встречу с художником . Шарунас Саука не разговаривает - он творит. А хорошо или плохо - судить зрителю.

Запись интервью Шарунаса Сауки для "Новостей культуры" Эстонского телевидения 5 января 2011 г.
 
Выставка «Я, живописец Шарунас» подготовлена при сотрудничестве с литовским коллекционером Эдмундасом Армошкой и фондом Мальдиса, и  будет открыта в Художественном музее KUMU до 29 апреля 2012 года.
Пресс-альбом выставки находится по адресу:
http://digikogu.ekm.ee/filiaalid/kumu/pressimaterjal/year-2012

Комментариев нет:

Отправить комментарий