А вот и обещаный пост о Музее современного искусства в Стокгольме (Moderna Museet). Как ни странно, у меня получилось сравнительно мало удачных фото из этого музея, хоть я и провела здесь целых два дня с утра до вечера. Но конференция - это не только приёмы, приятное общение и фуршеты, это и напряжённая работа на иностранном языке, в моём случае - с 8 утра до полуночи, и так - в режиме нон-стоп несколько дней подряд. И, видимо, поток информации был столь интенсивным и концентрированным, что я едва успевала усваивать полученные сведения, а поэтому времени и сил на продолжительные съёмки оставалось не так уж много, хоть мне и казалось, что я снимаю очень и очень много. Как бы то ни было, я постараюсь познакомить вас с Moderna Museet - одним из самых значительных музеев современного искусства не только в Скандинавии, но и в Европе, обладающим богатой коллекцией произведений искусства, и проводящим художественные выставки на очень высоком уровне.
Хоть сама я и признаю себя более сведущей в вопросах теории и истории искусства скорее довоенного периода, но никогда не упускаю возможности заполнить некоторые пробелы в своих познаниях. Очень трудно, да и практически - невозможно получитть адекватное представление о произведениях современного искусства, в силу его мультимедийности и большого разнообразия художественнх средств выражения, по учебникам, интернету и репродукциям. Делать это лучше всего, как собственно и произведенями искусства любых эпохи и направления, - непосредственно в музеях, выставочных галереях и на живых перформансах. Впечатления будут ярче, адекватнее и "правильнее", и, выстраивая подобным образом, свой визуальный ряд, можно сформировать и своё отношение к концепциям и направлениям, авторам и произведениям. А поэтому поход в музей современного искусства для меня - скорее труд, чем развлечение и удовольствие. И чем богаче и разнообразнее коллекция, тем ценнее приобретённый опыт.
Роберт Раушенберг. Монограмма. 1955-1959. |
Нынешнее здание Музея современного искусства Стокгольма (на мой вкус - так весьма простое и неказистое) распахнуло свои двери в 1998 году, хоть музей и был учреждён ещё в 1958 г. Открытие Modernа Museet было приурорчено к провозглашению Стокгольма культурной столицей Европы в 1998 г., и на сегодняшний день музей является самым посещаемым в Швеции, и понятно почему! Среди прочих здесь можно увидеть знаковые работы Сальвадора Дали, Казимира Малевича, Пабло Пикассо, Анри Матисса, Эдварда Мунка, Василия Кандинского, Ники де Сен-Фалль, Ива Кляйна, Герхарда Рихтера и Макса Эрнста и многих других.
На момент моего визита, помимо постоянной экспозиции, здесь было открыто сразу несколько интереснейших выставок, но мне удалось обойти только две из них - "Поп-арт - Дизайн" и "Ники де Сен-Фалль. Девочка, монстр, богиня", в перерывах между лекциями и визитами в другие музеи, у меня просто не хватило времени на остальные выставки.
Выставка "Поп-арт - Дизайн" ставит своей задачей исследование диалога, возникшего между двумя этими дисциплинами. На выставке представлены арт-объекты начиная с 1950 до начала 1970-х годов, включая некоторые произведения, созданные в 1980-х гг., фильмы и документальные фотографии. Здесь можно увидеть произведения многих известных художников направления поп-арт, таких как Питер Блейк, Джуди Чикаго, Ойвинд Фальстрём, Ричард Гамильтон, Рой Лихтенштейн, Мартиал Райсс, Эд Рушей, Энди Уорхолл. Произведения искусства экспонируются рядом с объектами дизайна таких авторов как Чарльз и Рэй Имз, Александр Гирард, Вернер Пантон, Карла Сколари, Этторе Соттсасс, Студио 65, Студио DA, Суперстудио и др. Выставка подготовлена Vitra Design Museum, в сотрудничестве с Музеем современного искусства в Стокгольме и Louisiana Museum of Modern Art.
Один из разделов выставки посвящён роли женщины в рекламе и искусстве: женщина как объект, как средство, как произведение искусства. Я же проследила на выставке и ещё одно явление, если можно так выразиться, - трансформацию стула или кресла: эти предметы мебели можно здесь увидеть в самых разных вариациях!
Представители поп-арта подвергли сомнению устоявшиеся иерархические ценности не только в искусстве, но и в обществе. Они черпали вдохновение в окружавшей их повседневной жизни: из СМИ, рекламы, символов, логотипов, упаковки, фотографий знаменитостей и даже мусора. Именно благодаря художникам этого направления произведения получили трёхмерность, не становясь при этом скульптурами: инсталляции, ассамбляжи, перформансы, хэппенинги, видео-арт появились именно в то время. Идеи же поп-арта становились, в свою очередь, источником вдохновения для дизайнеров. Сегодня поп-арт является одним из самых влиятельных направлений в искусстве послевоенного времени, произведения которого продолжают формировать наше представление о культурном самосознании.
Выставка открыта до 22 сентября 2013 г.
Одним из главных экспонатов выставки стал уменьшенный макет произведения "ОНА - Собор" (1966), ставшего неотъемлемой частью истории Музея современного искусства. "ОНА -Собор" - вариация знаменитой Наны, - фантатического существа, которое Ники де Сен-Фалль придумала и создала в середине 1960-х гг. Вдохновлённая идеями феминизма, художница, создавая Нану, заново открывала для себя женственность, кроме того это был и один из способов показать и рассказать всем и каждому о мире женщины, её страхах, комплексах, стремлениях, радостях и счастье. Наны Ники де Сен-Фалль - как невероятные досторические Венеры с гротескными пышными формами, но, при этом, они ни в крем случае не грузны, не тяжеловесны и не подавляют своими размерами. Они "схвачены" и запечатлены художницей в бесконечном движении - прыгающими, порхающими словно мотыльки, резвящимися, кувыркющимися, отдыхающими. При этом каждая Нана украшен ярким орнаментом, который и служит ей одеянием и второй кожей.
"ОНА - Собор" - тоже Нана, и изначально была создана Ники де Сен-Фаль и Жаном Тэнгли по заказу Музея современного искусства в качестве выставочного помещения (!). По замыслу художницы, посетители должны были "заходить" Нану, посещая тем самым музей, и выходить, подобно младенцам из её чрева, "заново рождёнными", преображёнными благодаря искусству.
Создавая свой фантазийный, яркий, наполненный радостью, светом и счастьем мир, Ники де Сен-Фалль не просто реализовывала свой творческий потенциал, но также и пыталась справиться с опустошающим душу хаосом, сопровождавшим её всю жизнь, а также - с глубокими псхологическими травмами детства, в числе которых - инцест и сексуальные преследования отца. Создавая своих Нан, художница размышляла над такими понятиями как половая принадлежность, достоинство, самосознание, любовь. Поиск взаимосвязей мужду своими, глубоко личными, интимными переживаниями и общечеловеческими ценностями придало творчеству художницы поистине мировой масштаб.
Niki de Saint Phalle. Could we have loved?, 1968.
© Niki de Saint Phalle/BUS 2013
|
Кроме прочих работ, моё внимание привлекло и вот это панно, выполненное в технике ассамбляжа, с использованием самых разных объектов, гипса и краски. Серия таких работ впоследствии была названа "Работы-выстрелы" : Ники прикрепляла к полотнам мешочки с краской и затем стреляла и насоящего боевого оружия по свим работам, краска растекалась, "оживляя" таким образом, по словам художницы, её творение. Эти работы - более ранние, "Наны" появились позже, как противопоставление насилию, боли и несчастья, выраженных художницей в "работах-выстрелах".
Заглавной фото к этому посту стал фрагмент скульптурной группы "Фантастический Рай" Ники де Сен-Фалль. "Рай" размещался, несколькими годами ранее, в центре Стокгольма, но городские чиновники сочли произведение неподходящим для городского ландшафта, и поэтому скульптуры были перенесены на склон холма перед Музеем современного искусства, на остров Шеппсхольм. Очень весёлые и жизнерадостные скульптуры, на мой взгляд, - предвосхищающие экспозицию музея и создающие особый настрой у посетителя. Здесь, как и у фонтана Стравинского в Париже хочется быть, впитывать яркие краски, слушать журчание фонтанов, фантазировать, мечтать! Шикарная идея! Не было бы ещё забора - можно было бы побродить, а то и посидеть или полежать между скульптурами, греясь в лучах летнего солнышка :)
Музей современного искусства в Стокгольме является государственным музеем, в задачи которого входят сбор, хранение, экспонирование и популяризация произведений искусства ХХ-XXI вв. во всех его проявлениях. Но кроме этого здесь проводятся самые разные мероприятия культурно-просветительского характера, существует Центр музейного образования и художественная мастерская, а также - ресторан с видом на остров Юргорден. Словом, приходите, и убедитесь во всём сами!
Подробнее о Музее современного искусства в Стокгольме можно узнать на домашней странице:
http://www.modernamuseet.se/en/Stockholm/
Другие мои посты о Стокгольме:
Я побывала в музее в прошлом году в августе 2014. Понравилось. Один из самых прогрессивных музеев современного искусства - во многом "Пионер" :-) Особо понравилось искать по плану скульптуры выставленные на улице, вокруг музея.
ОтветитьУдалитьСтоимость предложений у московских шлюшек определяется почаще всего по времени (за час, ночь). Кроме того, предусматриваются пожелания посетителя - какие именно виды секса он желает получить, чем больше неповторимый характер носит сервис секс с минетом от проститутки в сауне, тем стоимость девченки дороже. За неординарные предложения требуется заплатить больше, однако симпатичным самцам, каким, бесспорно, считаешься и ты, девочки могут исключение.
ОтветитьУдалитьКогда отберёте понравившееся вознаграждение, придёт время прокрутить вейджер. Это одно из главных притязаний, полагая обязательной верификации. Если на сайте предусмотрена неотъемлемая процедура доказательства личности игровые автоматы с бездепозитным бонусом с выводом, то ликвидировать выигрыш выйдет лишь последствии ревизии данных. Приготовьтесь наполнить анкету и выслать в техподдержку документ, подтверждающий личность.
ОтветитьУдалитьВебмастер возможность воткнуть в ткань 1-3 бэклинка ссылки влияют продвижение сайта. Разрешается прибавить к нему на изображения и видео. Материал возможно застраховать: при недоступности размещения либо же удаления статьи валютные свои возвращаются на счет вебмастера.
ОтветитьУдалить