Translate

воскресенье, 4 августа 2013 г.

Stockholm - Moderna Museet



А вот и обещаный пост о Музее современного искусства в Стокгольме (Moderna Museet). Как ни странно,  у меня получилось сравнительно мало удачных фото из этого музея, хоть я и провела здесь целых два дня с утра до вечера. Но конференция - это не только приёмы, приятное общение и фуршеты, это и напряжённая работа на иностранном языке,  в моём случае - с 8 утра до полуночи, и так - в режиме нон-стоп несколько дней подряд. И, видимо, поток информации был столь интенсивным и концентрированным, что я едва успевала усваивать полученные сведения, а поэтому времени и сил на продолжительные съёмки оставалось не так уж много, хоть мне и казалось, что я снимаю очень и очень много. Как бы то ни было, я постараюсь  познакомить вас с  Moderna Museet  - одним из самых значительных музеев современного искусства не только в Скандинавии, но и в Европе, обладающим богатой коллекцией произведений искусства, и проводящим художественные выставки на очень высоком уровне. 

Хоть сама я и признаю себя более сведущей в вопросах теории и истории искусства скорее довоенного периода,  но  никогда не упускаю возможности заполнить некоторые пробелы в своих познаниях. Очень трудно, да и практически - невозможно получитть адекватное представление о произведениях современного искусства,  в силу его мультимедийности и большого разнообразия художественнх средств выражения, по учебникам, интернету и репродукциям. Делать это лучше всего, как собственно и произведенями искусства любых эпохи и направления, - непосредственно в музеях, выставочных галереях и на живых перформансах. Впечатления будут ярче, адекватнее и "правильнее", и, выстраивая подобным образом, свой визуальный ряд, можно сформировать и своё отношение к концепциям и направлениям, авторам и произведениям. А поэтому поход в музей современного искусства для меня - скорее труд, чем развлечение и удовольствие. И чем богаче и разнообразнее коллекция, тем ценнее приобретённый опыт.

Роберт Раушенберг. Монограмма. 1955-1959.


Нынешнее здание Музея современного искусства Стокгольма  (на мой вкус - так весьма простое и неказистое) распахнуло свои двери в 1998 году, хоть музей и был учреждён ещё в 1958 г. Открытие Modernа Museet было приурорчено к провозглашению Стокгольма культурной столицей Европы в 1998 г., и на сегодняшний день музей  является самым посещаемым в Швеции, и понятно почему! Среди прочих здесь  можно увидеть знаковые работы Сальвадора Дали, Казимира Малевича, Пабло Пикассо, Анри Матисса, Эдварда Мунка, Василия Кандинского, Ники де Сен-Фалль, Ива Кляйна, Герхарда Рихтера и Макса Эрнста и многих других.


Собрание включает  картины, скульптуры, инсталляции, видеофильмы, рисунки, графику представителей шведского и зарубежного искусства  с начала ХХ века и до наших дней. Здесь же располагается самый известный экспонат  Роберта Раушенберга - "Монограмма".
На момент моего визита, помимо постоянной экспозиции,  здесь было открыто сразу несколько интереснейших выставок, но мне удалось обойти  только две из них -  "Поп-арт - Дизайн" и "Ники де Сен-Фалль. Девочка, монстр, богиня", в перерывах между лекциями и визитами в другие музеи, у меня просто не хватило времени на остальные выставки.


Выставка "Поп-арт - Дизайн" ставит своей задачей исследование диалога, возникшего  между двумя этими дисциплинами. На выставке представлены арт-объекты начиная с  1950 до начала 1970-х годов, включая некоторые произведения, созданные в  1980-х гг., фильмы и документальные фотографии.  Здесь можно увидеть произведения многих известных художников направления поп-арт, таких как Питер Блейк, Джуди Чикаго, Ойвинд Фальстрём, Ричард Гамильтон, Рой Лихтенштейн, Мартиал Райсс, Эд Рушей, Энди Уорхолл. Произведения искусства экспонируются рядом с объектами дизайна таких авторов как Чарльз и Рэй Имз, Александр Гирард, Вернер Пантон, Карла Сколари, Этторе Соттсасс, Студио 65, Студио DA, Суперстудио и др. Выставка подготовлена Vitra Design Museumв сотрудничестве с Музеем современного искусства в Стокгольме и  Louisiana Museum of Modern Art



Один из разделов выставки посвящён роли женщины в рекламе и искусстве: женщина как объект, как средство, как произведение искусства. Я же проследила на выставке и ещё одно явление, если можно так выразиться, -  трансформацию стула или кресла: эти предметы мебели можно здесь увидеть в самых разных вариациях!





Представители поп-арта подвергли сомнению устоявшиеся иерархические ценности не только в искусстве, но и в обществе. Они черпали вдохновение в окружавшей их повседневной жизни: из СМИ, рекламы, символов, логотипов, упаковки, фотографий знаменитостей и даже мусора. Именно благодаря художникам этого направления произведения получили трёхмерность, не становясь при этом скульптурами: инсталляции,  ассамбляжи, перформансы, хэппенинги, видео-арт появились именно в то время. Идеи же поп-арта становились,  в свою очередь, источником вдохновения для дизайнеров. Сегодня поп-арт является одним из самых влиятельных направлений  в искусстве послевоенного времени, произведения которого продолжают формировать наше представление о культурном самосознании.
Выставка открыта до 22 сентября 2013 г.


Всемирно прославленную художницу Ники де Сен-Фалль (1930 - 2002 г.) я уже вскользь упоминала в своём посте Другой Париж и показывала её работы для фонтана Игоря Стравинского, расположенного рядом с Центром Помпиду. Ники де Сен-Фаль мне очень нравится своей особой манерой исполнения, неожиданным использованием самых простых образов, некоей грубоватостью и примитивизмом, за которым стоит огромное мастерство и профессионализм, ярким сочетанием красок в работах и тем невероятно заразительным счастьем, которым наполнены созданные ею объекты. Поэтому я была крайне обрадована тем, что смогу побывать на персональной выставке художницы и познакомиться поближе с её творчеством.

Одним из главных экспонатов выставки стал уменьшенный макет произведения "ОНА - Собор" (1966), ставшего неотъемлемой частью истории Музея современного искусства. "ОНА -Собор"  - вариация знаменитой Наны, - фантатического существа, которое Ники де Сен-Фалль придумала и создала в середине 1960-х гг. Вдохновлённая идеями феминизма, художница, создавая Нану, заново открывала для себя женственность, кроме того это был и один из способов показать и  рассказать всем и каждому о мире женщины, её страхах, комплексах, стремлениях, радостях и счастье. Наны Ники де Сен-Фалль - как невероятные досторические Венеры с гротескными пышными формами, но, при этом, они ни в крем случае не грузны, не тяжеловесны и не подавляют своими размерами. Они "схвачены" и запечатлены художницей в бесконечном движении - прыгающими, порхающими словно мотыльки, резвящимися, кувыркющимися, отдыхающими. При этом каждая Нана украшен ярким орнаментом, который и служит ей одеянием и второй кожей.
"ОНА - Собор" - тоже Нана, и изначально была создана Ники де Сен-Фаль и Жаном Тэнгли по заказу Музея современного искусства в качестве выставочного помещения (!). По замыслу художницы, посетители должны были "заходить"  Нану, посещая тем самым музей, и выходить, подобно младенцам из её чрева, "заново рождёнными", преображёнными благодаря искусству.








Создавая свой фантазийный, яркий, наполненный радостью, светом и счастьем мир, Ники де Сен-Фалль не просто реализовывала свой творческий потенциал, но  также и пыталась справиться с опустошающим душу хаосом, сопровождавшим её всю жизнь,  а также - с   глубокими псхологическими травмами детства,  в числе которых  - инцест и сексуальные преследования отца. Создавая своих Нан, художница  размышляла над такими понятиями как половая принадлежность, достоинство, самосознание, любовь. Поиск взаимосвязей мужду своими, глубоко личными, интимными переживаниями и общечеловеческими ценностями придало творчеству художницы поистине мировой масштаб.


Niki de Saint Phalle. Could we have loved?, 1968.
© Niki de Saint Phalle/BUS 2013



Кроме прочих работ, моё внимание привлекло и вот это панно, выполненное в технике ассамбляжа, с использованием самых разных объектов, гипса и  краски. Серия таких работ впоследствии была названа "Работы-выстрелы" : Ники прикрепляла  к полотнам мешочки с краской и затем стреляла и насоящего боевого оружия по свим работам,  краска растекалась, "оживляя" таким образом, по словам художницы, её творение. Эти работы - более ранние, "Наны" появились позже, как противопоставление насилию, боли и несчастья, выраженных художницей в "работах-выстрелах".






Заглавной фото к этому посту стал фрагмент скульптурной группы "Фантастический Рай" Ники де Сен-Фалль. "Рай" размещался, несколькими годами ранее, в центре Стокгольма, но городские чиновники сочли произведение неподходящим для городского ландшафта, и поэтому скульптуры были перенесены на склон холма перед Музеем современного искусства, на остров Шеппсхольм. Очень весёлые и жизнерадостные скульптуры, на мой взгляд, - предвосхищающие экспозицию музея и создающие особый настрой у посетителя. Здесь,  как и у фонтана Стравинского в Париже хочется быть, впитывать яркие краски, слушать журчание фонтанов, фантазировать, мечтать! Шикарная идея! Не было бы ещё забора - можно было бы побродить, а то и посидеть или полежать между скульптурами, греясь в лучах летнего солнышка :)











Музей современного искусства в Стокгольме является государственным музеем,  в задачи которого входят сбор, хранение, экспонирование и популяризация произведений искусства  ХХ-XXI вв. во всех его проявлениях.  Но кроме этого здесь проводятся самые разные мероприятия культурно-просветительского характера, существует Центр музейного образования и художественная мастерская,  а также - ресторан  с видом на остров Юргорден. Словом, приходите, и убедитесь во всём сами!




Подробнее о Музее современного искусства в Стокгольме можно узнать на домашней странице:
http://www.modernamuseet.se/en/Stockholm/

Другие мои посты о Стокгольме:

Стокгольм неповторимый



Follow on Bloglovin

3 комментария:

  1. Я побывала в музее в прошлом году в августе 2014. Понравилось. Один из самых прогрессивных музеев современного искусства - во многом "Пионер" :-) Особо понравилось искать по плану скульптуры выставленные на улице, вокруг музея.

    ОтветитьУдалить
  2. Стоимость предложений у московских шлюшек определяется почаще всего по времени (за час, ночь). Кроме того, предусматриваются пожелания посетителя - какие именно виды секса он желает получить, чем больше неповторимый характер носит сервис секс с минетом от проститутки в сауне, тем стоимость девченки дороже. За неординарные предложения требуется заплатить больше, однако симпатичным самцам, каким, бесспорно, считаешься и ты, девочки могут исключение.

    ОтветитьУдалить
  3. Когда отберёте понравившееся вознаграждение, придёт время прокрутить вейджер. Это одно из главных притязаний, полагая обязательной верификации. Если на сайте предусмотрена неотъемлемая процедура доказательства личности игровые автоматы с бездепозитным бонусом с выводом, то ликвидировать выигрыш выйдет лишь последствии ревизии данных. Приготовьтесь наполнить анкету и выслать в техподдержку документ, подтверждающий личность.

    ОтветитьУдалить