Translate

воскресенье, 4 августа 2013 г.

Stockholm - Moderna Museet



А вот и обещаный пост о Музее современного искусства в Стокгольме (Moderna Museet). Как ни странно,  у меня получилось сравнительно мало удачных фото из этого музея, хоть я и провела здесь целых два дня с утра до вечера. Но конференция - это не только приёмы, приятное общение и фуршеты, это и напряжённая работа на иностранном языке,  в моём случае - с 8 утра до полуночи, и так - в режиме нон-стоп несколько дней подряд. И, видимо, поток информации был столь интенсивным и концентрированным, что я едва успевала усваивать полученные сведения, а поэтому времени и сил на продолжительные съёмки оставалось не так уж много, хоть мне и казалось, что я снимаю очень и очень много. Как бы то ни было, я постараюсь  познакомить вас с  Moderna Museet  - одним из самых значительных музеев современного искусства не только в Скандинавии, но и в Европе, обладающим богатой коллекцией произведений искусства, и проводящим художественные выставки на очень высоком уровне. 

Хоть сама я и признаю себя более сведущей в вопросах теории и истории искусства скорее довоенного периода,  но  никогда не упускаю возможности заполнить некоторые пробелы в своих познаниях. Очень трудно, да и практически - невозможно получитть адекватное представление о произведениях современного искусства,  в силу его мультимедийности и большого разнообразия художественнх средств выражения, по учебникам, интернету и репродукциям. Делать это лучше всего, как собственно и произведенями искусства любых эпохи и направления, - непосредственно в музеях, выставочных галереях и на живых перформансах. Впечатления будут ярче, адекватнее и "правильнее", и, выстраивая подобным образом, свой визуальный ряд, можно сформировать и своё отношение к концепциям и направлениям, авторам и произведениям. А поэтому поход в музей современного искусства для меня - скорее труд, чем развлечение и удовольствие. И чем богаче и разнообразнее коллекция, тем ценнее приобретённый опыт.

Роберт Раушенберг. Монограмма. 1955-1959.


Нынешнее здание Музея современного искусства Стокгольма  (на мой вкус - так весьма простое и неказистое) распахнуло свои двери в 1998 году, хоть музей и был учреждён ещё в 1958 г. Открытие Modernа Museet было приурорчено к провозглашению Стокгольма культурной столицей Европы в 1998 г., и на сегодняшний день музей  является самым посещаемым в Швеции, и понятно почему! Среди прочих здесь  можно увидеть знаковые работы Сальвадора Дали, Казимира Малевича, Пабло Пикассо, Анри Матисса, Эдварда Мунка, Василия Кандинского, Ники де Сен-Фалль, Ива Кляйна, Герхарда Рихтера и Макса Эрнста и многих других.


Собрание включает  картины, скульптуры, инсталляции, видеофильмы, рисунки, графику представителей шведского и зарубежного искусства  с начала ХХ века и до наших дней. Здесь же располагается самый известный экспонат  Роберта Раушенберга - "Монограмма".
На момент моего визита, помимо постоянной экспозиции,  здесь было открыто сразу несколько интереснейших выставок, но мне удалось обойти  только две из них -  "Поп-арт - Дизайн" и "Ники де Сен-Фалль. Девочка, монстр, богиня", в перерывах между лекциями и визитами в другие музеи, у меня просто не хватило времени на остальные выставки.


Выставка "Поп-арт - Дизайн" ставит своей задачей исследование диалога, возникшего  между двумя этими дисциплинами. На выставке представлены арт-объекты начиная с  1950 до начала 1970-х годов, включая некоторые произведения, созданные в  1980-х гг., фильмы и документальные фотографии.  Здесь можно увидеть произведения многих известных художников направления поп-арт, таких как Питер Блейк, Джуди Чикаго, Ойвинд Фальстрём, Ричард Гамильтон, Рой Лихтенштейн, Мартиал Райсс, Эд Рушей, Энди Уорхолл. Произведения искусства экспонируются рядом с объектами дизайна таких авторов как Чарльз и Рэй Имз, Александр Гирард, Вернер Пантон, Карла Сколари, Этторе Соттсасс, Студио 65, Студио DA, Суперстудио и др. Выставка подготовлена Vitra Design Museumв сотрудничестве с Музеем современного искусства в Стокгольме и  Louisiana Museum of Modern Art



Один из разделов выставки посвящён роли женщины в рекламе и искусстве: женщина как объект, как средство, как произведение искусства. Я же проследила на выставке и ещё одно явление, если можно так выразиться, -  трансформацию стула или кресла: эти предметы мебели можно здесь увидеть в самых разных вариациях!





Представители поп-арта подвергли сомнению устоявшиеся иерархические ценности не только в искусстве, но и в обществе. Они черпали вдохновение в окружавшей их повседневной жизни: из СМИ, рекламы, символов, логотипов, упаковки, фотографий знаменитостей и даже мусора. Именно благодаря художникам этого направления произведения получили трёхмерность, не становясь при этом скульптурами: инсталляции,  ассамбляжи, перформансы, хэппенинги, видео-арт появились именно в то время. Идеи же поп-арта становились,  в свою очередь, источником вдохновения для дизайнеров. Сегодня поп-арт является одним из самых влиятельных направлений  в искусстве послевоенного времени, произведения которого продолжают формировать наше представление о культурном самосознании.
Выставка открыта до 22 сентября 2013 г.


Всемирно прославленную художницу Ники де Сен-Фалль (1930 - 2002 г.) я уже вскользь упоминала в своём посте Другой Париж и показывала её работы для фонтана Игоря Стравинского, расположенного рядом с Центром Помпиду. Ники де Сен-Фаль мне очень нравится своей особой манерой исполнения, неожиданным использованием самых простых образов, некоей грубоватостью и примитивизмом, за которым стоит огромное мастерство и профессионализм, ярким сочетанием красок в работах и тем невероятно заразительным счастьем, которым наполнены созданные ею объекты. Поэтому я была крайне обрадована тем, что смогу побывать на персональной выставке художницы и познакомиться поближе с её творчеством.

Одним из главных экспонатов выставки стал уменьшенный макет произведения "ОНА - Собор" (1966), ставшего неотъемлемой частью истории Музея современного искусства. "ОНА -Собор"  - вариация знаменитой Наны, - фантатического существа, которое Ники де Сен-Фалль придумала и создала в середине 1960-х гг. Вдохновлённая идеями феминизма, художница, создавая Нану, заново открывала для себя женственность, кроме того это был и один из способов показать и  рассказать всем и каждому о мире женщины, её страхах, комплексах, стремлениях, радостях и счастье. Наны Ники де Сен-Фалль - как невероятные досторические Венеры с гротескными пышными формами, но, при этом, они ни в крем случае не грузны, не тяжеловесны и не подавляют своими размерами. Они "схвачены" и запечатлены художницей в бесконечном движении - прыгающими, порхающими словно мотыльки, резвящимися, кувыркющимися, отдыхающими. При этом каждая Нана украшен ярким орнаментом, который и служит ей одеянием и второй кожей.
"ОНА - Собор" - тоже Нана, и изначально была создана Ники де Сен-Фаль и Жаном Тэнгли по заказу Музея современного искусства в качестве выставочного помещения (!). По замыслу художницы, посетители должны были "заходить"  Нану, посещая тем самым музей, и выходить, подобно младенцам из её чрева, "заново рождёнными", преображёнными благодаря искусству.








Создавая свой фантазийный, яркий, наполненный радостью, светом и счастьем мир, Ники де Сен-Фалль не просто реализовывала свой творческий потенциал, но  также и пыталась справиться с опустошающим душу хаосом, сопровождавшим её всю жизнь,  а также - с   глубокими псхологическими травмами детства,  в числе которых  - инцест и сексуальные преследования отца. Создавая своих Нан, художница  размышляла над такими понятиями как половая принадлежность, достоинство, самосознание, любовь. Поиск взаимосвязей мужду своими, глубоко личными, интимными переживаниями и общечеловеческими ценностями придало творчеству художницы поистине мировой масштаб.


Niki de Saint Phalle. Could we have loved?, 1968.
© Niki de Saint Phalle/BUS 2013



Кроме прочих работ, моё внимание привлекло и вот это панно, выполненное в технике ассамбляжа, с использованием самых разных объектов, гипса и  краски. Серия таких работ впоследствии была названа "Работы-выстрелы" : Ники прикрепляла  к полотнам мешочки с краской и затем стреляла и насоящего боевого оружия по свим работам,  краска растекалась, "оживляя" таким образом, по словам художницы, её творение. Эти работы - более ранние, "Наны" появились позже, как противопоставление насилию, боли и несчастья, выраженных художницей в "работах-выстрелах".






Заглавной фото к этому посту стал фрагмент скульптурной группы "Фантастический Рай" Ники де Сен-Фалль. "Рай" размещался, несколькими годами ранее, в центре Стокгольма, но городские чиновники сочли произведение неподходящим для городского ландшафта, и поэтому скульптуры были перенесены на склон холма перед Музеем современного искусства, на остров Шеппсхольм. Очень весёлые и жизнерадостные скульптуры, на мой взгляд, - предвосхищающие экспозицию музея и создающие особый настрой у посетителя. Здесь,  как и у фонтана Стравинского в Париже хочется быть, впитывать яркие краски, слушать журчание фонтанов, фантазировать, мечтать! Шикарная идея! Не было бы ещё забора - можно было бы побродить, а то и посидеть или полежать между скульптурами, греясь в лучах летнего солнышка :)











Музей современного искусства в Стокгольме является государственным музеем,  в задачи которого входят сбор, хранение, экспонирование и популяризация произведений искусства  ХХ-XXI вв. во всех его проявлениях.  Но кроме этого здесь проводятся самые разные мероприятия культурно-просветительского характера, существует Центр музейного образования и художественная мастерская,  а также - ресторан  с видом на остров Юргорден. Словом, приходите, и убедитесь во всём сами!




Подробнее о Музее современного искусства в Стокгольме можно узнать на домашней странице:
http://www.modernamuseet.se/en/Stockholm/

Другие мои посты о Стокгольме:

Стокгольм неповторимый



Follow on Bloglovin

1 комментарий:

  1. Я побывала в музее в прошлом году в августе 2014. Понравилось. Один из самых прогрессивных музеев современного искусства - во многом "Пионер" :-) Особо понравилось искать по плану скульптуры выставленные на улице, вокруг музея.

    ОтветитьУдалить