![]() |
Эвелине Франк (фон Майдель) в 22 года. 1912–1913 гг. Фото:
Национальный архив Эстонии
|
Совсем не удаётся уделять достаточно времени блогу! Сколько раз уже обещала себе писать здесь чаще, и всё напрасно. Вот очередная моя статья для портала FashionStep.ee. Забегая вперёд скажу, что на меня была возложена миссия перевода сопроводительных текстов выставки на русский язык, а это очень ответственная и волнительная для меня работа. От того, насколько удачно удастся мне сформулировать тот или иной оброт может в конце конков зависеть мнение посетителей и о выставке, и о музее. Но, судя по оценке коллег, справилась я неплохо.
Итак, в Кадриоргском художественном музее уже около месяца открыта чарующая своей изысканностью выставка «Эвелине фон Майдель. Черно-белый мир», где можно познакомиться с вырезанными из бумаги чёрно-белыми силуэтами, поражающими высочайшим мастерством исполнения, элегантностью, утончённостью, и в то же время – лаконичностью и простотой. Благодаря Эвелине фон Майдель (1890-1962) – художнице из круга прибалтийско-немецких дворян, – широкая публика некогда вновь открыла для себя выразительные возможности, символизм и многозначность старинного искусства силуэта. А сегодня оценить изящество и красоту работ баронессы могут все любители искусства.
На выставке в Кадриоргском художественном музее, подготовленной совместно с Национальным архивом Эстонии, представлено уникальное художественное собрание, попавшее в Эстонию в преддверии Второй мировой войны. Наследие Эвелине фон Майдель, чудом уцелевшее в военных перепитиях – ведь речь идёт об одном чемодане легко воспламеняющихся документов и произведений на бумажной основе,– было передано на хранение в 1940 г. директору Художественного музея Эстонии, далее – эвакуировано из зоны военных действий, а после войны – направлено в собрание Государственного архива. Фонд художницы включает в себя, помимо нескольких сотен силуэтов также переписку, дневниковые записи и подписанные на обороте фотографии, которые позволяют проследить за жизнью и творчеством баронессы Эвелине фон Майдель до 1940 года. Всё это, разумеется, вкупе с высокой художественной ценностью и историческим значеним коллекции, делает выставку поистине редким и уникальным событием.
Итак, в Кадриоргском художественном музее уже около месяца открыта чарующая своей изысканностью выставка «Эвелине фон Майдель. Черно-белый мир», где можно познакомиться с вырезанными из бумаги чёрно-белыми силуэтами, поражающими высочайшим мастерством исполнения, элегантностью, утончённостью, и в то же время – лаконичностью и простотой. Благодаря Эвелине фон Майдель (1890-1962) – художнице из круга прибалтийско-немецких дворян, – широкая публика некогда вновь открыла для себя выразительные возможности, символизм и многозначность старинного искусства силуэта. А сегодня оценить изящество и красоту работ баронессы могут все любители искусства.
На выставке в Кадриоргском художественном музее, подготовленной совместно с Национальным архивом Эстонии, представлено уникальное художественное собрание, попавшее в Эстонию в преддверии Второй мировой войны. Наследие Эвелине фон Майдель, чудом уцелевшее в военных перепитиях – ведь речь идёт об одном чемодане легко воспламеняющихся документов и произведений на бумажной основе,– было передано на хранение в 1940 г. директору Художественного музея Эстонии, далее – эвакуировано из зоны военных действий, а после войны – направлено в собрание Государственного архива. Фонд художницы включает в себя, помимо нескольких сотен силуэтов также переписку, дневниковые записи и подписанные на обороте фотографии, которые позволяют проследить за жизнью и творчеством баронессы Эвелине фон Майдель до 1940 года. Всё это, разумеется, вкупе с высокой художественной ценностью и историческим значеним коллекции, делает выставку поистине редким и уникальным событием.
![]() |
Эвелине фон Майдель (1890-1962). Автопортрет с
отцом. 1919 г.
Национальный архив Эстонии |
Эвелине фон Майдель (в девичестве Франк) родилась 19 мая 1890 года в
Тегеране, в семье немецкого дипломата и археолога, доктора Германа Франка
(1852-1916). Детство художницы прошло на Востоке: её отец занимал
дипломатические посты в Тегеране, Бейруте, Стамбуле. Около 1900 г. семья
поселилась на несколько лет в Пярну, где доктор Франк принимал активное участие
в работе Общества любителей старины, общественной библиотеки Пярну и
создававшегося в те годы музея древностей. Начальное образование Эвелине
получила дома, а около 1907 г. художественно одарённую девушку отправили
учиться в Ригу, к художнику Герхарду Паулю фон Розену (1856-1927). Для
дальнейшей учёбы Эвелине едет в Петербург, где становится вольнослушательницей
в Рисовальной школе Общества поощрения художеств в классе художника Ивана
Билибина (1876-1942). Быть может именно благодаря своему учителю юная художница
получила возможность познакомиться с творчеством художников объединения «Мир
Искусства»: некоторые черты в работах Эвелине фон Майдель могут быть связаны
именно с влиянием этого художественного объединения. В 1913 году художница совершенствует
своё мастерство в Дюссельдорфской академии художеств и проходит курс вырезания
силуэтов ножницами в Бреславле.
Дворянские семьи
прибалтийских немцев, к числу которых принадлежала, по материнской линии, и Эвелине
фон Майдель, представляли собой, благодаря брачным союзам и
светским связям, довольно широкий круг общения, выходивший далеко за пределы Российской
империи. В таком обществе принадлежность к высшему сословию считалась намного
важнее национальности или гражданства. В 1911 году Эвелине гостила у своей тёти
в Заверце, где и познакомилась с Гвидо фон Майделем, фамильное имение которого
находилось в Кулламаа, в Эстляндии. Дедом Гвидо был известный в Эстонии
художник и гравёр Фридрих Людвиг фон Майдель (1795-1846). Свадьба состоялась в
Пярну, а жить молодые стали в Верхней Силезии, в небольшом местечке Олькуш (на
юге теперешней Польши).
![]() |
Эвелине фон Майдель
(1890-1962). Британская музыкант Этель
Легински.
Нью-Йорк, 1925 г. Национальный архив Эстонии |
Эвелине фон Майдель довелось жить в эпоху великих перемен. После Первой
мировой войны и революционных событий в России положение многих представителей
самых разных слоёв общества сильно изменилось. Вихрь революции коснулся и семьи
фон Майдель, неожиданно сделав Эвелине и её супруга Гвидо беженцами, которых
судьба привела из Польши в Германию, а затем – в США.
Баронесса фон Майдель запечатлела в созданных ею силуэтах в основном то,
что составляло основу её жизни и привычного круга общения, видя исторические
события через призму мелких деталей и фактов. Мировоззрение фон Майдель
отражает устои дворянского общества прибалтийских немцев, которые базировались
на известной консервативности, семейных ценностях, чувстве собственного
достоинства и сохранения всеми силами высокого положения в обществе. Творческая
деятельность художницы была не только её любимым занятием, но и средством
самовыражения, а впоследствии – и весьма доходной работой.
Эвелине фон Майдель (1890-1962). Анна Павлова, русская балерина, и её пес Пупе.
Нью-Йорк, 1923. Национальный архив Эстонии
|
Пик творчества художницы
пришелся на период между двумя мировыми войнами, когда она жила и работала как
в Германии и США, так и в Эстонии.
Переехав в США, супруги
фон Майдель поселились на восточном побережье, недалеко от Нью-Йорка. Широкий
круг знакомств ввёл чету фон Майдель в американское общество и обеспечил Эвелине
многочисленными заказами. Силуэты, созданные художницей в этот период,
изображают известных писателей и политиков – от Томаса Манна до Теодора Рузвельта, знаменитостей из мира театра и музыки – от Анны Павловой до Этель
Легински, а кроме
этого – семейные сценки, многочисленных светских дам, детей и домашних любимцев.
Присущая автору чуткость и умение характеризовать изображаемых при помощи небольших
деталей, необычных ракурсов или типичных для своей эпохи фрагментов, делают
неповторимыми и запоминающимися даже самые миниатюрные силуэтные портреты.
![]() |
Эвелине и Гвидо фон Майдель в США. 1923 г. Фото: Национальный архив
Эстонии
|
У
Эвелине фон Майдель в большом количестве заказывали детские силуэты, а рядом с изображёнными детьми, присутствуют
и животные. Отношение баронессы фон Майдель к домашним любимцам заслуживает
особого внимания: четвероногих моделей она рассматривала и изображала с не
меньшей серьёзностью, чем людей.
![]() |
Эвелине фон Майдель (1890-1962). Девочка с цветами. Ок. 1923 г. Художественный музей Эстонии |
В 1930-е годы, после кончины супруга, художница вновь появилась в Эстонии,
надеясь здесь и поселиться, однако в годы Второй мировой войны Эвелине фон
Майдель вынуждена была вернуться в США. Силуэты рассказывают нам об основных
событиях долгого извилистого пути: художница изобразила членов своей семьи,
родственников, супруга и близких, с которыми она была разлучена.
В 1950 г. художница переехала в Португалию, куда, в силу консервативного
политического режима переезжали аристократы и бывшие монархи. Подобное общество
как нельзя лучше соответствовало мировоззрению Эвелине фон Майдель, а также
стало благодарной публикой для её творчества. Художница вела безбедное
существование благодаря заказам, а также - доходу от продажи имения в США.
Эвелине фон Майдель скончалась 24 декабря 1962 г., прах её покоится на англиканском
кладбище, недалеко от Лиссабона.
![]() |
Эвелине фон Майдель
(1890-1962). Ааре Пухк. 1935 г. Художественный
музей Эстонии
|
Одновременно с
выставкой в Кадриоргском художественном музее, в Национальном архиве Эстонии открыта
фотовыставка, знакомящая с жизнью Эвелине фон Майдель и атмосферой ее эпохи.
Экспозицию
сопровождает книга, подготовленная исследователями из Художественного музея и Национального архива
Эстонии. В центре внимания этой публикации – жизнь и творчество
Эвелине фон Майдель, переданные на фоне культурной и политической атмосферы
того времени, помимо этого дается краткий обзор уходящей в глубину веков
истории силуэтов, а также вопросов, связанных с их сохранностью. Замечу, что над книгой и текстами в выставочных залах потрудилась и Ваша покорная слуга: мне была оказана честь переводить их на русский язык. Книга, посвящённая выставке Эвелине фон Майдель, стала для меня, как для переводчика, первой.
P.S.(06.02.2015) С радостью сообщаю, что данная книга стала одной из 25 самых красивых книг Эстонии 2014 года. Подробности здесь.
P.S.(06.02.2015) С радостью сообщаю, что данная книга стала одной из 25 самых красивых книг Эстонии 2014 года. Подробности здесь.
Выставка «Эвелине
фон Майдель. Чёрно-белый мир» открыта в Кадриоргском художественном музее до 7
сентября 2014 г.
![]() |
Один из выставочных залов в Кадриоргском художественном
музее
|
Эвелина, здравствуйте!
ОтветитьУдалитьМеня зовут Наталья. Я вышла на Ваш блог, разыскивая материал о художнице, которой посвящен этот пост.
Мы с семьёй недавно были в Таллинне и были в Кадриоргском художественном музее. Выставка Эвелине фон Майдель произвела на нас огромное впечатление. Её мир поразил нас своей искренностью и умением видеть прекрасное в обыденности.
Мы купили книгу о коллекции силуэтов и жизни художницы, и теперь знаем кто автор русского текста. )
Хотим поблагодарить Вас и сотрудников музея за выставку, которая стала для нас открытием!
Наталья, здравствуйте!
УдалитьСпасибо за столь приятные слова в адрес выставки! Она дейтсвительно достойна самых высших похвал! Мастерство Эвелине фон Майдель поражает и приоткрывает дверцу в неведомый, прекрасный и - увы! - давно исчезнувший мир :) Я счастлива, что имею непосредственное отношение к этой выставке и книге, это большая честь для меня!
Добрый день!
ОтветитьУдалитьМы из Латвии! Были один день в Таллинне, посетили Кадриорг, нам посчастливилось попасть на замечательную выставку, очень понравилось, действительно открытие!!! И очень жалею, что в магазине музея не приобрела книгу о жизни художницы, да и украшения с силуетом балерины были бы прекрасным подарком. Извените, может подскажите: где еще можно это купить, н-р в Латвии или как-то заказать? Заранее благодарна за ответ!
С уважением, Елена Кащеева
Елена, добрый день! Книга об этой выставке продаётся и в книжных магазинах Таллинна, например apollo.ee, rahvaraamat.ee, я думаю можно связаться с ними по интернету и договориться!
Удалитьаоршцдц
ОтветитьУдалитьДобрый день! К сожалению, на выставке не была. С искусством Эвелины знакома, т.к. она сестра моего деда Феликса-Карла Франка. Рада, что творчество Эвелины волнует души людей, которые становятся её почитателями. Для меня всё это имеет особое значение: через почти столетие, я вижу своих предков- родных и близких мне людей, которые продолжают жить на полотнах её картин. Особенно понравилось фото Эвелины в Америке, где она поразительно схожа по внешности в молодости с моей мамой, Ниной Феликсовной, которой сейчас уже почти 86 лет. Где можно купить книгу? С уважением, Елена фон Брандт
ОтветитьУдалить