Илья Репин (1844–1930). Двойной портрет Натальи Нордманн и Ильи Репина.
1903. Холст, масло. Художественный музей Атенеум |
Ещё с 9 февраля, одновременно с открытием, после продолжительного периода ремонтных работ, Кадриоргского художественныого музея, начала свою работу и выставка «Репин. Жизнь и творчество великого русского мастера в Финляндии», подготовленная в сотрудничестве с Финской национальной галереей - Художественным музеем Атенеум. На выставке представлены работы малоизученного, финского периода творчества знаменитого живописца Ильи Репина. Невозможно в коротком сообщении блога предоставить читателю полную развёрнутую картину о творчстве всемирно известного живописца. Я советую всем, кто интересуется как жизнью и творчеством Репина, так и данной выставкой, принять участие в одной из экскурсий, либо в театральном вечере, организованном в сотрудничестве с Русским театром Эстонии. Я же постараюсь вкратце рассказать о том, что ждёт посетителя на выставке, а также - показать и некоторые работы Ильи Репина. При написании данного сообщения я пользоваласьи сопровождающим выставку каталогом, автором которого являются сотрудники Художественного музея Эстонии, Художественного музея Атенеум и дома-музея Ильи Репина "Пенаты".
Илья Репин (1844-1930) принадлежит к числу тех художников, чьё творчество известно во всём мире. Репин прославился, прежде всего, как мастер русского реализма, в работах которого отражена повседневная жизнь простого народа и крестьянства, зачастую с общественно-критическим подтекстом.
Художник обосновался в местечке Куоккала, на Карельском перешейке (ныне – Репино Ленинградской области), в первые годы ХХ в. Он построил здесь дом, который со временем стал центром активной культурной жизни, и где он проживал совместно со своей спутницей жизни Натальей Нордманн (1863–1914), занимавшейся фотографией и литературой.
После суверенизации Финляндии Репин заметно сблизился с художественной жизнью этой страны, налаживая всё более тесные связи непосредственно с художниками. В 1920-е годы, будучи уже в весьма преклонном возрасте, художник участвовал в многочисленных выставках, как в России, так и в Финляндии. Несмотря на неоднократные официальные приглашения СССР вернуться на родину, Репин остался жить в Финляндии вплоть до своей кончины в 1930 году.
Выставка «Репин. Жизнь и творчество великого русского мастера в Финляндии» базируется на собрании работ Ильи Репина в Художественном музее Атенеум и напрямую связана с усадьбой художника «Пенаты», в Карелии, и с историей Финляндии. Почти перед самой смертью Репина, интендант музея "Атенеум" - Торстен Стьёрншанц - выбрал в ателье художника 72 работы, которые были куплены для музея и теперь составляют большую часть репинской коллекции Художественного музея Атенеум.
Произведения, представленные на выставке, попали в музей благодаря пожертвованиям, дарственным и государственным закупкам. Рисунки, созданные Репиным в различные периоды жизни, наглядно иллюстрируют и помогают понять метод работы художника, который он совершенствовал на протяжении всей своей жизни.
«Творчество Ильи Репина хорошо знакомо местной публике, однако оно всегда несло явный отпечаток официальной политики СССР, проводимой в области искусства: из многогранного творчества Репина отбирались, как правило, бытовые композиции, которые представлялись образцом социалистического реализма,- поясняет одна из кураторов выставки Линда Лайнвоо. – Данная выставка преподносит зрителям психологически чуткое портретное творчество Репина и раскрывает творческие истоки известных композиций. Илья Репин раскрывается на выставке как элегантный портретист-импрессионист и страстный рисовальщик».
На заглавной иллюстрации к этому посту - картине "Двойной портрет Натальи Нордманн и Ильи Репина", - художник изобразил себя и свою спутницу жизни - Наталью Нордман, на имя которой и был в 1899 г. приобретён хутор Куоккола. Наталья привила Репину массу новых жизненных привычек и бесспорно ободряюще воздействовала на художника. В "Пенатах" было введено вегетарианство и ежевечерне устраивались танцы под граммофон. С 1906 г. неотъемлемой частью их жизни стали репинские "среды", когда к трём часам по средам у накрытого "шведского стола" собирались человек 20 гостей. Первую такую "среду" открыло выступление самого хозяина на тему "Борьба против старения".
Илья Репин (1844–1930). Молодая женщина. в розовой блузке. 1903. Холст, масло. Художественный музей Атенеум
|
Илья Репин (1844–1930). Портер дочери художника Надежды Репиной.
1898. Холст, масло. Художественный музей Атенеум |
Илья Репин неоднократно писал портреты своих дочерей, поэтому сохранилось несколько работ, изображающих Надежду Репину - вторую дочь художника, родившуюся в 1874 г.
До 1910 г. Надежда работала в больнице в Петербурге, посвятив себя призванию сестры милосердия. После нервного потрясения, пережитого ею в 1910 г., она переехала к отцу в Карелию, где, несмотря на все старания художника, всё больше погружалась в себя.
Простое использование художником тёмных цветов, подчёркивающих светлое лицо и проникновенный взгляд модели, отражает влияние модного в России в 1890-е гг. западноевропейского неоромантизма.
До 1910 г. Надежда работала в больнице в Петербурге, посвятив себя призванию сестры милосердия. После нервного потрясения, пережитого ею в 1910 г., она переехала к отцу в Карелию, где, несмотря на все старания художника, всё больше погружалась в себя.
Простое использование художником тёмных цветов, подчёркивающих светлое лицо и проникновенный взгляд модели, отражает влияние модного в России в 1890-е гг. западноевропейского неоромантизма.
Илья Репин (1844–1930). Портрет Елизаветы Званцевой. 1889. Холст, масло. Художественный музей Атенеум
|
Репин был увлечён одной из своих учениц - Елизаветой Званцевой, и неоднократно писал её портреты. Один из таких портретов висел на стене репинского дома в "Пенатах". Именно эта работа стала символом данной выставки и была помещена на обложку каталога.
На фоне тёплого золотистого цвета изображена выразительная задумчивая женщина в тёмном платье, с характерным для репинских портретов живым взглядом. В конце XIX в. Званцева учредила в Москве художественную щколу, а в 1906 г. перевезла её в Петербург. Это было одно из самых прогрессивных учебных заведений своего времени, в котором работали многие великие русские художники, включая Валентина Серова, Льва Бакста, Кузьму Петрова-Водкина, Мстислава Добужинского и Марка Шагала.
На фоне тёплого золотистого цвета изображена выразительная задумчивая женщина в тёмном платье, с характерным для репинских портретов живым взглядом. В конце XIX в. Званцева учредила в Москве художественную щколу, а в 1906 г. перевезла её в Петербург. Это было одно из самых прогрессивных учебных заведений своего времени, в котором работали многие великие русские художники, включая Валентина Серова, Льва Бакста, Кузьму Петрова-Водкина, Мстислава Добужинского и Марка Шагала.
Илья Репин (1844–1930). Прокуратор. 1912. Холст, масло.
Художественный музей Атенеум |
Весной 1920 г. Илья Репин подарил Финскому художественному обществу 30 работ. Его выбрали почётным членом общества, и в сентябре 1920 г. в честь русского художника был организован торженственный ужин в ресторане отеля Кают-кампании Хельсинки. Стол был накрыт на 35 персон, и на ужине присутствовали известные государственные и культурные деятели Финляндии, такие как генерал Карл Густав Маннергейм, композитор Ян Сибулиус, архитектор Элиэль Сааринен, профессор Аксели Галлен-Каллела и другие. По дороге домой Репин решил запечатлеть всех пребывавших на ужине, и передать тем самым и своё возвышенное настроение. Так и родилась картина, известная в наши дни как "Знаменитости Финляндии", над которой художник работал до 1927 г., однако в его завещании упомянуто, что картина осталась незавершённой. Репин хотел подарить эту работу художественному обществу, однако ему она по каким-то причинам не подошла. Картина находится в распоряжении музея "Атенеум", но не включена в его собрание.
Портрет профессора Аксели Галлен-Каллела - знаковой фигуры в культуре Финляндии - родился после памятного ужина в честь русского художника, организованного Финским художественным обществом. Репин писал портрет в преподнятом настроении на другой день после ужина, за один сеанс позирования. Весной и летом 1919 г. Галлен-Каллела служил адьютантом у регента Финляндии - К. Г. Маннергейма, а также получил звание профессора. Во время написания портрета, он готовил своё знаменитое оформление к финскому эпосу "Калевала". Репин сумел замечательно передать деятельный и энергичный характер этого художника, которого шутя называл "...нашим запорожцем".
Две ликующие фигуры, изображённые на подготовительном рисунке и известнейшей картине Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» мы легко найдём в самом центре композиции. Картина в ироничном ключе отражает события 1676 г., когда запорожские казаки писали ответ турецкому султану Муххамеду IV на его ультиматум. Для написания картины Репин продулал огромную работу - часто ездил на украину писать максимально приближенные к действительности типажи, о чём свидетельствуют и представленные на данной выставке рисунки. Впервые полотно было выставлено на всеобщее обозрение в 1891 г. и снискало широкое признание публики. В дальнейшем картина была приобретена царём Александром III за 35 000 рублей - это самая большая сумма, закоторую когда-либо покупали полотно русского художника.
Илья Репин (1844–1930). Портрет Аксели Галлен-Каллела. 1920. Холст, масло. Художественный музей Атенеум
|
Портрет профессора Аксели Галлен-Каллела - знаковой фигуры в культуре Финляндии - родился после памятного ужина в честь русского художника, организованного Финским художественным обществом. Репин писал портрет в преподнятом настроении на другой день после ужина, за один сеанс позирования. Весной и летом 1919 г. Галлен-Каллела служил адьютантом у регента Финляндии - К. Г. Маннергейма, а также получил звание профессора. Во время написания портрета, он готовил своё знаменитое оформление к финскому эпосу "Калевала". Репин сумел замечательно передать деятельный и энергичный характер этого художника, которого шутя называл "...нашим запорожцем".
Илья Репин (1844–1930).
Этюд к картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». 1888. Бумага, тушь. Художественный музей Атенеум |
Илья Репин (1844–1930). Эскиз обнаженной натуры. Бумага, тушь.
Художественный музей Атенеум |
На выставке представлены и несколько рисунков обнажённой натуры. Человек, в его физическом обличье, в динамике движений и настроений неизменно пребывал в центре интересов Ильи Репина. В полуфигурах, которые повотряются из рисунка в рисунок, художник ищет всё более точные и выразительные возможности изображения человеческого тела.
Илья Репин (1844–1930). Эскиз к портрету Юлии Якуб. 1879. Бумага, карандаш. Художественный музей Атенеум
|
Выставка «Репин. Жизнь и творчество великого русского мастера в Финляндии» будет открыта в Кадриоргском художественном музее до 18 августа 2013 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий