Translate

воскресенье, 17 марта 2013 г.

Выставка работ Ильи Репина в Кадриорге


Илья Репин (1844–1930). Двойной портрет Натальи Нордманн и Ильи Репина.
1903. Холст, масло. Художественный музей Атенеум
Ещё с  9 февраля, одновременно с открытием, после продолжительного периода ремонтных работ,  Кадриоргского художественныого музея, начала свою работу и выставка «Репин. Жизнь и творчество великого русского мастера в Финляндии», подготовленная в сотрудничестве с Финской национальной галереей - Художественным музеем Атенеум. На выставке представлены работы малоизученного, финского периода творчества знаменитого живописца Ильи Репина. Невозможно в коротком сообщении блога предоставить читателю полную развёрнутую картину о творчстве всемирно известного живописца. Я советую всем, кто интересуется как жизнью и творчеством Репина, так и данной выставкой, принять участие в одной из экскурсий, либо в театральном вечере, организованном в сотрудничестве с Русским театром Эстонии. Я же постараюсь вкратце рассказать о том, что ждёт посетителя на выставке, а также  - показать и некоторые работы Ильи Репина. При написании данного сообщения я пользоваласьи сопровождающим выставку каталогом,  автором которого являются сотрудники Художественного музея Эстонии, Художественного музея Атенеум и дома-музея Ильи Репина "Пенаты".

Илья Репин (1844-1930) принадлежит к числу тех художников, чьё творчество известно во всём мире. Репин прославился, прежде всего, как мастер русского реализма, в работах которого отражена повседневная жизнь простого народа и крестьянства, зачастую с общественно-критическим подтекстом.
Художник обосновался в местечке Куоккала, на Карельском перешейке (ныне – Репино Ленинградской области), в первые годы ХХ в. Он построил здесь дом, который со временем стал центром активной культурной жизни, и где он проживал совместно со своей спутницей жизни Натальей Нордманн (1863–1914), занимавшейся фотографией и литературой.
После суверенизации Финляндии Репин заметно сблизился с художественной жизнью этой страны, налаживая всё более тесные связи непосредственно с художниками. В 1920-е годы, будучи уже в весьма преклонном возрасте, художник участвовал в многочисленных выставках, как в России, так и в Финляндии. Несмотря на неоднократные официальные приглашения СССР вернуться на родину, Репин остался жить в Финляндии вплоть до своей кончины в 1930 году.
Выставка «Репин. Жизнь и творчество великого русского мастера в Финляндии» базируется на собрании работ Ильи Репина в Художественном музее Атенеум и напрямую связана с усадьбой художника «Пенаты», в Карелии, и с историей Финляндии. Почти перед самой смертью Репина, интендант музея "Атенеум" - Торстен Стьёрншанц - выбрал в ателье художника 72 работы, которые были куплены для музея и теперь составляют большую часть репинской коллекции Художественного музея Атенеум.
Произведения, представленные на выставке, попали в музей благодаря пожертвованиям, дарственным и государственным закупкам. Рисунки, созданные Репиным в различные периоды жизни, наглядно иллюстрируют и помогают понять метод работы художника, который он совершенствовал на протяжении всей своей жизни.


«Творчество Ильи Репина хорошо знакомо местной публике, однако оно всегда несло явный отпечаток официальной политики СССР, проводимой в области искусства: из многогранного творчества Репина отбирались, как правило, бытовые композиции, которые представлялись образцом социалистического реализма,- поясняет одна из кураторов выставки Линда Лайнвоо. – Данная выставка преподносит зрителям психологически чуткое портретное творчество Репина и раскрывает творческие истоки известных композиций. Илья Репин раскрывается на выставке как элегантный портретист-импрессионист и страстный рисовальщик».

На заглавной иллюстрации к этому посту - картине "Двойной портрет Натальи Нордманн и Ильи Репина", - художник изобразил себя и свою спутницу жизни - Наталью Нордман, на имя которой и был в 1899 г. приобретён хутор Куоккола. Наталья привила Репину массу новых жизненных привычек и бесспорно ободряюще воздействовала на художника. В "Пенатах" было введено вегетарианство и ежевечерне устраивались танцы под граммофон. С 1906 г. неотъемлемой частью их жизни стали репинские "среды", когда к трём часам по средам у накрытого "шведского стола" собирались человек 20 гостей. Первую такую "среду" открыло выступление самого хозяина на тему "Борьба против старения".


Илья Репин (1844–1930). Молодая женщина. в розовой блузке. 1903. Холст, масло. Художественный музей Атенеум
К сожалению, нам не известно, кто именно изображён на этом портрете. Учитывая время написания, зелёный фон, и то обстоятельство, что катина украшала собой стены  карельского дома Репина, можно предположить, что  работы эта была выполнена в "Пенатах", где в начале ХХ в. встречались многие известные деятели русской культуры - от Маяковского и Есенина до Горького и Куприна. Возможно, это портрет одной из приезжих к Репину гостей. 

Илья Репин (1844–1930). Портер дочери художника Надежды Репиной.
1898. Холст, масло. Художественный музей Атенеум
Илья Репин неоднократно писал портреты своих дочерей, поэтому сохранилось несколько работ, изображающих Надежду Репину - вторую дочь художника, родившуюся в 1874 г.
До 1910 г. Надежда работала в больнице в Петербурге, посвятив себя призванию  сестры милосердия. После нервного потрясения, пережитого ею в 1910 г.,  она переехала  к отцу в Карелию, где, несмотря на все старания художника, всё больше погружалась в себя.
Простое использование художником тёмных цветов, подчёркивающих светлое лицо и проникновенный взгляд модели, отражает влияние модного в России в 1890-е гг. западноевропейского неоромантизма.

Илья Репин (1844–1930). Портрет Елизаветы Званцевой. 1889. Холст, масло. Художественный музей Атенеум


Репин был увлечён одной из своих учениц - Елизаветой Званцевой, и неоднократно писал её портреты. Один из таких портретов висел  на стене репинского дома в "Пенатах". Именно эта работа стала символом данной выставки и была помещена на обложку каталога.
На фоне тёплого золотистого цвета изображена выразительная задумчивая женщина в тёмном платье,  с характерным для репинских портретов живым взглядом. В конце XIX в. Званцева учредила в Москве художественную щколу,  а в 1906 г. перевезла её в Петербург. Это было одно из самых прогрессивных учебных заведений своего времени,  в котором работали многие великие русские художники, включая Валентина Серова, Льва Бакста, Кузьму Петрова-Водкина, Мстислава Добужинского и Марка Шагала.

Илья Репин (1844–1930). Прокуратор. 1912. Холст, масло.
Художественный музей Атенеум
На портрете изображён друг Ильи Репина - театральный критик и журналист Пётр Сергиенко, который  в 1910 гг. посещал Репина в Куоккале. Сергиенко начал публиковать свои юмористические рассказы  уже в 1870-х гг, но широкое признание получил только в 1890-х.  Важную роль в этом сыграло опубликованное в 1898 г. произведение "Как живёт и работает граф Лев Николаевич Толстой". Поскольку и у Репина были тесные связи с Толстым, то очевидно, что мэтр русской литературы и послужил связующим звеном мужду Серигенко и Репиным. Название "Прокуратор", указывающее на государственный надзор, художник дал картине сам.

Илья Репин (1844–1930). Знаменитости Финляндии. 1922–1927. Холст, масло. Художественный музей Атенеум
Весной 1920 г. Илья Репин подарил Финскому художественному обществу 30 работ. Его выбрали почётным членом общества, и в сентябре 1920 г.  в честь русского художника был организован торженственный ужин в ресторане отеля Кают-кампании Хельсинки. Стол был накрыт на 35 персон, и на ужине присутствовали известные государственные и культурные деятели Финляндии, такие как генерал Карл Густав Маннергейм, композитор Ян Сибулиус, архитектор Элиэль Сааринен, профессор Аксели Галлен-Каллела и другие. По дороге домой Репин решил запечатлеть всех пребывавших на ужине, и передать тем самым и своё возвышенное настроение. Так и родилась картина, известная в наши дни как "Знаменитости Финляндии", над которой художник работал до 1927 г., однако в его завещании упомянуто, что картина осталась незавершённой. Репин хотел подарить эту работу художественному обществу, однако ему она по каким-то причинам не подошла. Картина находится в распоряжении музея "Атенеум", но не включена в его собрание.



Илья Репин (1844–1930). Портрет Аксели Галлен-Каллела. 1920. Холст, масло. Художественный музей Атенеум

Портрет профессора Аксели Галлен-Каллела - знаковой фигуры в культуре Финляндии - родился после памятного ужина в честь русского художника, организованного Финским художественным обществом. Репин писал портрет в преподнятом настроении на другой день после  ужина, за один сеанс позирования. Весной и летом 1919 г. Галлен-Каллела служил адьютантом у регента Финляндии - К. Г. Маннергейма, а также получил звание профессора. Во время написания портрета, он готовил своё знаменитое оформление к финскому эпосу "Калевала". Репин сумел замечательно передать деятельный и энергичный характер этого художника, которого шутя называл "...нашим запорожцем".

Илья Репин (1844–1930).
Этюд к картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

1888. Бумага, тушь. Художественный музей Атенеум
Две ликующие фигуры, изображённые на подготовительном рисунке и известнейшей картине Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» мы легко найдём в самом центре композиции. Картина в ироничном ключе  отражает события 1676 г., когда запорожские казаки писали ответ турецкому султану Муххамеду IV на его ультиматум. Для написания картины Репин продулал огромную работу - часто ездил на украину писать максимально приближенные к действительности типажи, о чём свидетельствуют и представленные на данной выставке рисунки. Впервые полотно было выставлено на всеобщее обозрение  в 1891 г. и снискало широкое признание публики. В дальнейшем картина была приобретена царём Александром III за 35 000 рублей - это самая большая сумма, закоторую когда-либо покупали полотно русского художника.


Илья Репин (1844–1930). Эскиз обнаженной натуры. Бумага, тушь.
Художественный музей Атенеум

На выставке представлены и несколько рисунков обнажённой натуры. Человек, в его физическом обличье,  в динамике движений и настроений неизменно пребывал  в центре интересов Ильи Репина. В полуфигурах, которые повотряются из рисунка в рисунок, художник ищет всё более точные и выразительные возможности изображения человеческого тела.



Илья Репин (1844–1930). Эскиз к портрету Юлии Якуб. 1879. Бумага, карандаш. Художественный музей Атенеум
Илья Репин познакомился  с известным меценатом Саввой Мамонтовым осенью 1873 г.,  в Париже, и неоднократно, в последствии, бывал в его подмосковном поместье Абрамцево. В летний период поместье становилось своеобразным центром притяжения выдающихся художников - Валентина Серова, Михаила Нестерова, Марка Антокольского, Михаила Врубеля, которые поддерживали творчество друг друга, работая вместе. Здесь Репин писал виды поместья,  а также портреты как самого Мамонтова и членов его семьи, так и многочисленных гостей. Среди них была и Юлия Якуб - супруга местного врача Петра Якуба. Портреты Юлии Якуб Репин писал неоднократно, а чета Якуб, принимая активное участие  в деятельности Абрамцевского кружка, познакомилась со многими художниками.


Выставка «Репин. Жизнь и творчество великого русского мастера в Финляндии» будет открыта в Кадриоргском художественном музее до 18 августа 2013 г.

Документальные фильмы о доме-усадьбе И. Репина  "Пенаты" можно посмотреть здесь
 и здесь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий