Накануне Иванова дня - праздника летнего солнцестояния и чествования Святого Иоанна Крестителя - мы с коллегами, перед началом летних отпусков, съездили в Нарву. В этом городе, расположенном на самой границе с Россией, я бываю ежегодно - так уж получается, и практически всегда смотрю и посещаю одни и те же достопримечательности. Стандартный туристический маршрут, который есть в любом путеводителе. Но на этот раз я увидела Нарву с другой стороны, посетив новое, необыкновеннно красивое и современное здание Нарвского колледжа Тартуского университета, побывав на территории заброшенной Кренгольмской мануфактуры и в лютеранской церкви Александровского прихода. Все три пункта назначения стали для меня настоящим открытием и произвели большое впечатление. Вот этим я и поделюсь с читателями в своём посте.
Путь до Нарвы от Таллинна неблизкий - около 2,5 часов езды на автобусе. Выехав рано утром мы, примерно на середине пути, заехали в корчму мызы Пальмсе, где слегка подкрепились и прогулялись.
Живя в Таллине, и нередко заглядывая в местные ресторанчики, кафе и забегаловки, я всё же не посоветую ни одного заведения иностранцу, где он мог бы отведать национальные эстонские блюда. А вот в корчму Пальмсе привожу всех, и всегда - с удовольствием! Готовят тут и сервируют на славу - как торжественные рождественские ужины, с традиционным блюдом "mulgikapsad", картофельным салатом, кровяной колбасой, брусничным вареньем и пышной сдобой, - так и, к примеру, наш небольшой второй завтрак: традиционные бутерброды с килькой - с ржаным хлебом, луком и яйцом, бутеброды с эстонской ветчиной, салатом и цельнозерновым хлебом "sepik", сладкий пирог с рабарбаром и фрукты. Всё с пылу- с жару, приготовлено с душой, по-домашнему, и невроятно вкусно! Никогда ни к чему придраться не могу! Сервируются все блюда всегда в особой глиняной посуде, как и полагается в деревенской корчме, а масло, залитое солёной ледяной водой, ставят на стол в горшочке, и к нему - можжевеловая деревянная лопатка, чтобы легче было намазывать на свежий чёрный хлеб с хрустящей корочкой! Сюда стоит приехать только хотя бы из-за одного этого славного кушанья! Так что, если хотите хорошей эстонской кухни - не пробуйте её в Таллине! На переферии и на наших островах готовят гораздо вкуснее!
Зданию Нарвского колледжа Тартуского университета нет ещё и года. Всего только 7 месяцев. Выстроено оно на ратушной площади, рядом со зданием Нарвской ратуши, на месте старой и давно разрушенной Нарвской биржи. Я нарочно оставила на фото рядом со зданием колледжа угол здания ратуши, и наоборот - рядом со зданием ратуши - угол крыши клледжа, чтобы было понятно, насколько близко они находятся, и насколько мала ратушная площадь,так что снять издалека оба здания вместе не представляется возможным.
Как я уже сказала, колледж находится на историческом месте, где некогда красовалось здание Нарвской биржи. Здание то, увы - не сохранилось, и именно поэтому решено было на этом самом месте выстроить практически точную его копию, только "наизнанку". Здание Нарвского коледжа представляет собой проекцию здания Нарвской биржи "наоборот" - таким образом, что к примеру, щипец крыши нависает над зданием и выдаётся вперёд, а фасад - это копия интерьера Нарвской биржи. Интерьер же колледжа - это стилизованный фасад нарской биржи. при его создании и отделке использованы только натуральные и экологичные материалы, что делает здание уникальным.
Нарвская ратуша - прекрасный образец архитектуры эпохи барокко. Однако, перед нами не оригинальное здание ратуши петровского времени, разрушенное в ходе бомбардировки Нарвы в 1944 году, а восстановленное в 1960-е годы здание. Его хорошо можно рассмотреть и вблизи, с фасада, и из окон колледжа. Мне особо приглянулась ажурное ограждение лестницы. Замечательная работа эстонских кузнецов!
Разумеется, я не смогу здесь, при помощи нескольких фотографий передать атмосферу удивительного здания Нарвского колледжа, ту наполненность светом, воздушность, уют и тепло, ощущающиеся повсюду! Но постараюсь показать некоторые любопытные закоулочки, куда может заглянуть каждый, кто туда попадёт. Колледж - общественное здание и потому его двери всегда открыты для всех желающих, так что любой, кто окажется в Нарве, сможет преспокойно прогуляться по его этажам. В этом нас заверил управляющий, который и провёл нам экскурсию по зданию.
Из светлого просторного фойе, которое также является и аудиторией, можно спуститься вниз, в кафе, откуда открывается вид на внутренний дворик. При расчистке участка под строительство были проведены и археологические раскопки, в ходе которых был однаружен древний колодец. В центре дворика, возле гранитной массивной плиты, располагается водосток, выходящий наружу, и со стороны фасада заканчивающийся бассейном. Вся дождевая вода стекает с крыши во внутренний двор, а оттуда, по особой системе водосточных труб попадает в бассейн перед зданием коледжа. Оригинальное и весьма функциональное решение!
Вход с улицы во внутренний дворик украшают ворота, выполненные в форме и с узором крыльев тропической бабочки. Ворота - одна из главных достопримечательностей и предмет особой гордости колледжа!
Пройдя по лестнице или поднявшись на лифте на второй этаж, мы заглянули в аудитории, где проходят лекции....
... во внутренний дворик - сверху....
... а затем - прошли в библиотеку, которая находится под самой крышей.
Ну и самое замечательное место в Нарвском колледже - это небольшая террасса, куда можно попасть из библиотеки. Отсюда, как на ладони, виден весь город!
Очень симпатичны, на мой взгляд, да и кроме того - необходимы в таком непростом и современном учреждении, всевозможные мелочи вроде часов, указателей, плана здания, мусорниц. Именно такие детали придают зданию неповторимый облик, создают уют и атмосферу гостеприимства и доброжелательности. Сразу возникает уверенность в том, что здесь тебе рады, о всех твоих желаниях и потребностях уже заранее кто-то подумал и все ответы на возможные вопросы появляются прежде, чем успеваешь об этом подумать! Создаётся впечателение, что здание колледжа - эдакий дворец сказочного существа из сказки "Аленький цветочек", где на полу сами собой появляются огненно-красные надписи, часы на стенах будто созданы мастером из далёкого прошлого - столь витиеваты использованные художником орнаменты и завитки, а стены совсем неожиданно вдруг становятя прозрачными, исчезают, открывая вид на стройные башни, колокольни и зелёные сады.
Спустившись обратно в фойе, мы прошли в художественную галерею, расположившуюся в подвальных помещениях здания.
Здесь регулярно проводятся художественные выставки, встречи с художниками и мастер-классы. Каменные своды придают галерее торжественности и загадочности, а картины открывают другую реальность, здесь совершенно теряется ощущение времени.
Будучи в Нарве, и прекрасно зная о ситуации, сложившейся вокруг зданий и территории, некогда принадлежавших знаменитой Кренгольмской мануфактуре, мы упросили нашего гида, чтобы нам позволили пройти по её территории. Кренгольм давным-давно прекратил своё существование как действующее производство, здания и территория выкуплены шведскими инвесторами, у которых есть план по реновированию, расчитанный на 40 лет. Мануфактура была основана в 1857 году хлопковым купцом из Бремена Людвигом Кноппом, и на момент своего основания была крупнейшим в мире ткацким производством.
Кренгольмская мануфактура располагалсь на острове и вдоль берега реки Нарвы, примерно на расстоянии 10 миль до устья. В речном порту в Усть-Нарвы находились склады, где хранился хлопок, поставляевшийся непосредственно из США или Ливерпуля. Здесь есть водопад высотой около 11 метров, который служил источником энергии. Большинство пряжи продавалось некогда ткачам в Санкт-Петербургских и Московских ткацких районах. В 1960-70-х годах кренгольмские ситцы славились своим отменным качеством и яркими расцветками по всей территории бывшего СССР.
В проходной Кренгольмской мануфактуры сейчас располагается художественная галерея, где на данный момент выставлено полотно кисти эстонского художника Эльмара Китса, запечатлевшего вид на здание мануфактуры в 1934 году.
В проходной Кренгольмской мануфактуры сейчас располагается художественная галерея, где на данный момент выставлено полотно кисти эстонского художника Эльмара Китса, запечатлевшего вид на здание мануфактуры в 1934 году.
Представший нашим глазам вид того же самого места поразил своим контрастом.
Река сильно обмелела, а здания стоят в полуразрушенном виде, как будто совсем недавно здесь была бомбёжка. Жутко. Невероятно настолько, что расскажи мне кто-то что дела здесь обстоят именно так - я бы не поверила.
У нынешнего владельца есть намерение выстроить вот на этом самом месте концертный зал на 5000 зрителей - самый большой в Прибалтике,- и сделать тем самым Нарву центром притяжения для музыкантов, театральных коллективов, и различных организаций с целью проведения здесь концертов, конференций, съездов и прочих мероприятий. Быть может и хорошая задумка, но на данный момент Кренгольм, как он есть - перед вами. Печальная картина заброшенности, разграбления и запустения.
В некоторых местах ещё сохранились металлические конструкции XIX - начала ХХ века, когда вместо сварки по металлу использовались многочисленные заклёпки. Так построено здание Витебского вокзала в Санкт-Петербурге, так построена и Эйфелева башня...
Все названия и вывески сохранились до сих пор - то ли не успели, то ли забыли их закрасить и снять... По ним можно ориентироваться в зданиях и понять что и где раньше располагалось.
А из обзорной будки - на границе территории Кренгольма,- уже виден Ивангород и краешек России.
Ну и последним пунктом нашего путешествия стала Нарвская лютеранская церковь Александровского прихода, ведущая свою историю с 1294 года. Подробнее о самом здании и об истории прихода можно узнать здесь.
Для меня Нарва всегда ассоциировалась с православием, с Нарвским Воскресенским собором и с Куремяэским (Пюхтицким) монастырём, где я сама приняла крещение. О лютеранской церкви я слышала, но ни разу не бывала. И вот, мой такой необычный визит в Нарву закончился именно здесь.
Колокольня Александровской церкви была видна и с террасы Нарвского колледжа - стройная, белая, с остроконечным кивером. Всё здание гораздо монументальнее, внушительнее и просторнее обычной уездной кирхи, так часто встречающихся в Эстонии.
Портал урашен мозаикой с изображением Христа, созданной местным русским художником Александром Лобановым.
Здание постепенно приводится в порядок, ремонтируется и реставрируется, но всё ещё находится в плачевном состоянии. Большинство сводов обвало-опасны, самодельные подпорки худо-бедно поддерживают нуждающуюся в срочной переделке каменную кладку. Интересно, а есть ли ещё (да и вообще - сколько их всего в мире?) каменщики, умеюшие по старинной средневековой технологии, ну или хотя бы - по технологии , использовавшейся в веке XIX, выложить каменный высокий свод, используя лишь камни и раствор? К примеру, по ужасно неровным, но невероятно прочным сводам монастыря Падизе XIV века можно спокойно гулять и в наши дни, можно ли будет проделать то же самое лет так через 400 - 600 в Александровской церкви?
В советское время здесь был и овощной склад, и спортзал, свидетельства тому можно до сих пор увидеть на обшарпанных стенах.
Только Дева Мария, Христос и Святой Иоанн Креститель смотрят строго и торжественно сверху вниз на нас грешных и суетных с витражей по эскизам Долорес Хофманн. Быть может - с осуждением, а быть может - с немым призывом и мольбой о помощи...
Интересная получилась поездка - несколько мрачноватая, но мне кажется, что самое "тёмное" время для Нарвы уже миновало, и город стоит на пороге - я очень надеюсь - добрых перемен, которые вернут ему былую славу и красоту!
Просто спасибо, за красивые мысли вслух
ОтветитьУдалить