Ирвин Пенн (1917–2009). Пальто Баленсиага (Лиза Фонсагривс-Пенн). 1950, Париж. Музей современного искусства, Швеция.©Фонд Ирвина Пенна |
Этот пост продолжает тему фотовыставок, начатую в рассказе о Таллиннской Портретной галерее :) С 14 июня в Художественном музее KUMU открыта выставка работ одного из выдающихся фотографов современности – Ирвина Пенна (1917 – 2009). В крыле B IV этажа KUMU представлены более 90 фотографий, созданных на протяжении 50 лет – как знаменитые фотосерии, так и репродукции из журнала Vogue США и других изданий. Подобные выставки произведений мастеров мирового уровня не так уж часто проводятся в Эстонии, кроме того, каждый из представленных экспонатов уникален и является оригиналом, а потому производит неизгладимое впечатление! Хочу подчеркнуть, что хоть я сама и увлекаюсь фотографией, но фотовыставки не люблю. А вот на эту выставку приглашаю всех и каждого, без исключения, здесь есть на что посмотреть! (Мои фото здесь - с розоватым отливом, потому как снимала без вспышки и штатива, как и полагается в музее).
Ирвин Пенн (1917–2009). Замороженные продукты и фасоль. 1977, Нью-Йорк. Музей современного искусства, Швеция.©Фонд Ирвина Пенна |
Ирвин Пенн (1917–2009). Витрина магазина оптики (B). 1939, Нью-Йорк. Музей современного искусства, Швеция.©Фонд Ирвина Пенна |
При создании серий портретов, модных фотографий и натюрмортов Ирвин Пенн выработал свой собственный оригинальный стиль, который характеризуют продуманность, тщательность при выборе деталей и минималистичное исполнение. Пенн имел художественное образование, и был хорошо знаком как с современным, так и более ранним искусством. Его натюрморты отсылают к классикам истории искусства, особенно заметно отражен его интерес к европейским натюрмортам конца XVII и XVIII века. Несмотря на то, что в композициях Пенна всегда прослеживаются исторические влияния, он использует фотографию как средство распространения и создания совершенно новых образов, выводящих в центр внимания те грани человеческого бытия, которые нельзя увидеть на исторических картинах.
Наряду с Ричардом Аведоном, работавшим на издание Harper’s Bazaar, Пенн при жизни стал вторым ведущим фотографом мира моды. Его творчество играло важную роль в формировании традиций модной фотографии. Успех модных фотографов того времени объясняется, помимо прочего и тем, что их работы печатались еженедельно, и имя фотографа фигурировало в широкомасштабных публикациях на темы моды.
Наряду с Ричардом Аведоном, работавшим на издание Harper’s Bazaar, Пенн при жизни стал вторым ведущим фотографом мира моды. Его творчество играло важную роль в формировании традиций модной фотографии. Успех модных фотографов того времени объясняется, помимо прочего и тем, что их работы печатались еженедельно, и имя фотографа фигурировало в широкомасштабных публикациях на темы моды.
Ирвин Пенн (1917–2009). Марк Шагал (1/2). 1947, Нью-Йорк. Музей современного искусства, Швеция.©Фонд Ирвина Пенна |
В послевоенном Нью-Йорке, в своём ателье, располагавшемся на Манхэттене, Ирвин Пенн фотографировал и многих знаменитых современников и деятелей культуры. На выставке, среди прочих, представлены портреты легендарных личностей: Марселья Дюшана, Ле Корбюзье, Сальвадора Дали, Марка Шагала, Рудольфа Нуреева, Михаила Барышникова, режиссёра Ингмара Бергмана, композитора Игоря Стравинского, дизайнеров Эльзы Скиапарелли и Ива Сен-Лорана.
В 1950 г., параллельно с модной фотографией и портретированием легендарных личностей, Ирвин Пенн положил начало фотосерии простых рабочих Лондона и Парижа, получившей название «Простые профессии». Как правило, он запечатлевал людей в рабочей одежде, в фас и в положении стоя, держащими в руках присущие их профессиям инструменты. Эти фотографии являются полными достоинства портретами рабочих, выражающими, при этом, должное уважение их специальности, подчеркивая особенности конкретных профессий и личности самих людей, занятых в этой области.
В путешествиях по Новой Гвинее, Марокко и Дагомее (ныне - Бенин) Пенн запечатлел в своём походном ателье-палатке представителей местной культуры. Импровизированное ателье, по созданным в нём условиям, ничем не уступало его студии в Нью-Йорке.
Ирвин Пенн (1917–2009). Игорь Стравинский. 1948, Нью-Йорк. Музей современного искусства, Швеция.©Фонд Ирвина Пенна |
Ателье Ирвина Пенна на Манхэттене оставалось неизменным во все времена – с белыми стенами, серыми дверями и состарившимся полом. Вместо драматичного фонового оформления и естественной среды, он фотографировал моделей в своем хаотичном, почти совершенно пустом ателье. Еще одним приемом Пенна в портретной фотографии являлось расположение модели в углу комнаты. В таких случаях редкой рекомендацией фотографа для модели было лишь смотреть в камеру и выражаться на языке тела.
Ирвин Пенн (1917–2009). Ингмар Бергман (1/4). 1964, Стокгольм. Музей современного искусства, Швеция.©Фонд Ирвина Пенна |
В 1950 г., параллельно с модной фотографией и портретированием легендарных личностей, Ирвин Пенн положил начало фотосерии простых рабочих Лондона и Парижа, получившей название «Простые профессии». Как правило, он запечатлевал людей в рабочей одежде, в фас и в положении стоя, держащими в руках присущие их профессиям инструменты. Эти фотографии являются полными достоинства портретами рабочих, выражающими, при этом, должное уважение их специальности, подчеркивая особенности конкретных профессий и личности самих людей, занятых в этой области.
Ирвин Пенн (1917–2009). Торговец рыбой. 1950, Лондон . Музей современного искусства, Швеция.© Condé Nast Publications Ltd. |
В путешествиях по Новой Гвинее, Марокко и Дагомее (ныне - Бенин) Пенн запечатлел в своём походном ателье-палатке представителей местной культуры. Импровизированное ателье, по созданным в нём условиям, ничем не уступало его студии в Нью-Йорке.
Ирвин Пенн (1917–2009). Женщина-кошка. 1970, Новая Гвинея. Музей современного искусства, Швеция.©Фонд Ирвина Пенна |
В 1970-х годах деятельность Пенна была посвящена, прежде всего, организации выставок, а также изданию книг. В 1984 г. Нью-Йоркский музей современного искусства (МоМА) организовал масштабную обзорную выставку творчества Ирвина Пенна, а в 1985 г. Пенн стал лауреатом премии «Хассельблад» - международной премии в области фотографии.
Большинство представленных на выставке работ принадлежат коллекции Музея современного искусства Швеции (Moderna Museet). Фотографии были переданы в дар музею в 1995 г., в память о модели и супруге фотографа – Лизе Фонсагривс-Пенн.
Организатор выставки - Музей современного искусства Швеции (Moderna Museet), при сотрудничестве с Художественным музеем KUMU. Данная выставка является первым совместным масштабным проектом двух музеев. Кураторы выставки – Андреас Нильссон и Йохн Петер Нильссон. Официальный партнёр: Фонд Ирвина Пенна.
Фото: Õhtuleht |
Фото: Õhtuleht |
Комментариев нет:
Отправить комментарий