Конрад Мяги (1878–1925). Норвежский пейзаж. 1909. Масло. Художественный музей Эстонии |
В музее Адамсона-Эрика (ул. Люхике ялг 3, Таллинн) открыта выставка работ классиков эстонского искусства, на которой рассматриваются
художественная связь с Северными странами, а также значение возникших творческих
контактов в истории культуры и искусства Эстонии XIX и XX веков. Выставка эта довольно любопытна, раскрывает подоплёку многих художественных произведений эстонских мастеров. Я же, занимаясь переводом на русский язык сопроводительных текстов к выставке, узнала немало нового, и на основе того материала, который имеется в моём распоряжении, мне довольно легко было написать небольшой обзор. Как всегда, статью можно найти и на портале www.fashionstep.ee в рубрике "Искусство".
Скандинавия, или Северные страны – Норвегия, Швеция,
Финляндия и Аландские острова, – в разные времена и при стечении разных
обстоятельств вызывали большой интерес у эстонских художников: именно здесь
многие из них черпали творческое вдохновение. В XIX веке художников из Эстонии –
прибалтийских немцев, - на волне возникновения общего интереса к Северным
странам, привлекала Скандинавия, и прежде всего – великолепная природа
Норвегии. В тот же период были созданы и произведения, посвящённые Финляндии. В
первые десятилетия ХХ века, в период интенсивного роста и модернизации
эстонской национальной культурной и художественной жизни, большую важность
приобрели непосредственные контакты молодых эстонских художников и
интеллигенции с центрами культуры в Западной Европе. Прежде всего – с Парижем,
однако, на пути туда, зачастую, первая остановка делалась в Финляндии. В начале
века Хельсинки стал важным центром единения эстонцев, местом учёбы и работы, а
после революционных событий 1905 г. – и центром эмиграции.
Можно выделить «северный» период в искусстве Эстонии в первые десятилетия ХХ
века. Летом 1906 г., в начале своего творческого пути, на Аландских островах
побывали Николай Трийк, Конрад Мяги
и Александер Тасса. Последний провёл
в тех местах и второе лето - в 1913 г., вместе с писателем Фридбертом Тугласом
и скульптором Антоном Старкопфом. Вдохновлённый восторженным отношением
художников к Аландским островам, Фридберт Туглас жил и работал там целых четыре
лета. В своих произведениях он назвал своё, а также и пребывание молодых
эстонских художников на Аландских островах культурологической легендой, а сами
острова - поэтическим «Островом Счастья».
Антс Лайкмаа (1866–1942). Валлинкоски. 1908. Пастель. Художественный музей Эстонии |
С 1907 года целью летних творческих путешествий для художников, учившихся в
Париже стала Норвегия. Их привлекало искусство этой страны: прежде всего –
экспрессивность Эдварда Мунка и ореол величия его личности, а также –
национальный романтизм Герхарда Мунте. Молодые эстонские дарования были
очарованы и норвежской литературой, музыкой и романтическими представлениями об
истории Норвегии, однако более всего их привлекала чистота и своеобразие
природы. Жажда познания Норвегии у эстонских художников совпала с общераспространённой
на тот момент тенденцией в культурных кругах Европы. Творчество писателей Кнута
Хамсуна и Генрика Ибсена, композитора Эдварда Грига и художников Эрика
Вереншёлля, Герхарда Мунте, Эдварда Мунка и многих других выдающихся личностей,
закрепили за Норвегией одну из ведущих позиций в европейской культуре.
Николай Трийк (1884–1940). Декоративный норвежский ландшафт. 1908. Масло. Художественный музей Эстонии |
Летом 1907 года первыми в Норвегию прибыли Яан
Коорт и Николай Трийк. Ранние
жипосные произведения Коорта, прославившегося прежде всего в качестве скульптора,
и были созданы приемущественно в Норвегии, где он жил простым хуторским
батраком. Николай Трийк, на чьё позднее творчество северный национальный
романизм оказал наибольшее влияние, работал в Норвегии летом следующего, 1908
года. К сожалению, из всех работ, созданных художником в Норвегии, сохранилась
лишь одна – «Декоративный норвежский пейзаж». Вместе с Трийком, в 1908 году, прибыл
в Норвегию и Роман Нюман. Благодаря
стипендии он смог, в отличие от остальных эстонских художников, свободно ездить
по стране, работая по пути над лирично-романтическими и этнографическими
этюдами. В том же, 1908 году в Норвегию прибыли и Александер Тасса, и Конрад
Мяги. В Норвегии, предоставившей, с её незабываемыми пейзажами, неисчерпаемые
возможности для живописи, молодые эстонские художники свели воедино всё пройденное
и увиденное в Париже. Каждый, в меру своего таланта, создал здесь свои первые
значительные работы. Годы, проведённые Мяги в Норвегии, в течение которых
художник перерабатывал всё пережитое в Париже, находясь в поиске своего
индивидуального стиля, стали самым важным и интенсивным периодом его творчества.
Можно смело утверждать, что один из выдающихся колористов в истории искусства
Эстонии сформировался как живописец именно в Норвегии.
В творческом пути Адамсона-Эрика Северные
страны также занимают важное место: в 1928 году, вместе с произведениями Кристьяна Тедера и Эдуарда Вийральта, работы художника экспонировались в Осло, в галерее
Бломквист, где проходила выставка Группы парижских художников из Эстонии. Во
второй половине 1930-х годов Адамсон-Эрик запланировал невиданную по тем
временам серию масштабных персональных выставок в Скандинавии: в 1936 году –
персональная выставка в Хельсинки, в галерее Стриндберга; в 1939 году – в
Стокгольме, в Доме художника. Эти выставки стали знаковыми ещё и потому, что
Адамсон-Эрик и Эдуард Вийральт были единственными художниками, которые смогли
провести свои полномасштабные персональные выставки в зарубежных странах в
период между двумя мировыми войнами.
Херман Тальвик (1906–1984). Пейзаж Фюнесдален. 1970. Масло. Художественный музей Эстонии |
В 1944 году значительная часть эстонских художников отправилась в Скандинавию,
прежде всего – в Швецию, куда, по окончании Второй мировой войны, бежали,
спасаясь от советской оккупации, и тысячи эстонцев. Среди них было и много признанных
художников, которым пришлось приспосабливаться к новому месту жительства и
иному культурному пространству. В Швецию уехали Карин Лутс, Херман Тальвик, Ээрик Хаамер, Яан Грюнберг, Юхан Ныммик,
Эдуард Оле и многие другие. Интересной страницей их творчества, в процессе
привыкания к новой среде, стали и взаимоотношения с природой Севера: на
выставке можно проследить, в какой степени сохранилась манера исполнения
художников и как со временем преобразовалось их творчество.В то же самое время
в Эстонии, в творчестве художников за т.н. железным занавесом, присутствуют
мечтательные нотки на тему Севера и поиски скандинавской монументальности в
природе Карелии, обозначенные на данной выставке единичными символичными
работами.
Информация о выставке, часах работы музея и билетах здесь.
А за обновлениями в моём блоге вы сможете следить, нажав вот на эту кнопочку:
Комментариев нет:
Отправить комментарий