Translate

пятница, 13 сентября 2013 г.

Stockholm - Prince Eugen`s Waldemarsudde


Как настроение, дорогие читатели? Вы уже проводили и  оплакали минувшее лето? Тогда у меня для вас очень и очень хорошие новости! Лето в моём блоге будет длиться ещё как минимум месяца два-три, ибо я вернулась из самого лучшего летнего путешествия своей жизни и хочу поделиться с вами всем тем, что увидела и узнала, и, надеюсь, это поможет скрасить длинные и унылые осенние вечера! А пока что - последний из моих шведских постов, эдакий прощальный привет из Швеции :)  Речь пойдёт об усадьбе и садах музея-заповедника "Мыс Вальдемара принца Евгения" - Вальдемарсудде в Стокгольме (Prince Eugen`s Waldemarsudde), принадлежавших, в своё время, тому самому принцу Евгению,  которого я уже не раз упоминала в своих шведских рассказах.


Свой визит в Вальдемарсудде я планировала заранее, и даже зарегистрировалась, будучи ещё дома, на экскурсию, предложенную организаторами той самой стокгольмской конференции, о которой говорила ранее. Однако, наш замечательный гид из музея АББА совершенно не уложился в отведённое ему время! А поскольку экскурсии во всех музеях проходили лишь  в точно назначенное время, и я катастрофически опаздывала не только в Вальдемарсудде, но и уже на обратный самолёт домой, то я решила провести те 1,5 часа, которые у меня оставались на посещение музея, по-своему.
На мыс Вальдемара можно добраться на том же самом трамвае, который идёт с Центральной станции Стокгольма до музея АББА, в Юргорден (Djurgården) - на одном из островов стокгольмского архипелага; усадьба и парк находятся на расстоянии  буквально ещё 2 остановок вглубь острова от музея АББА. Даже если вас не очень интересуют музеи, и  тем более -  если вы считаете, что в Стокгольме маловато выдающихся достопримечательностей, то непременно посетите Вальдемарсудде, и вы убедитесь в обратном!
Усадьба и окружающий её  красивейший парк - дитя эпохи рубежа XIX-XX веков, стиля ар-нуво - одного из самых рафинированных и поэтичных стилей в искусстве, -  великолепно вписаны в естественный ландшафт, не нарушая его, а только подчёркивая все плюсы уникального расположения на острове. Мимо проходят парусники, катера, яхты, и даже большие пассажирские паромы; близость воды, гранитные скалы, шхеры и затейливая береговая линия, а также уютная гавань составляют особую прелесть этого места. Я уже говорила о том,  что Стокгольм расположен на 14-ти островах, и водный транспорт используется горожанами в той же мере, что автобусы, трамваи и электрички, поэтому движение водного транспорта здесь весьма оживлённое, да и не мудрено - места здесь крайне живописные! Здание самой усадьбы относительно небольшое, учитывая, что это дворец кронпринца. К усадьбе прилегает и просторная художественная галерея, но туда мы заглянем несколько позже


Общая площадь парка Wаldemarsudde составляет около 70 тыс. м² - это и лесопарк, и регулярный французский парк, две террасы которого были спроектированы самим принцем Евгением. Обе террасы украшают произведения самых прославленных скульпторов рубежа XIX-XX веков: Антуана Бурделя, Огюста Родена, Карла Миллеса, а также - бронзовая копия знаменитой Ники Самофракийской.



А внизу на фото - памятник известному шведскому ботанику, естествоиспытателю и врачу - Карлу Линнею. Это и своеобразный намёк на одно из многочисленных увлечений хозяина усадьбы: принц Евгений серьёзно занимался садоводством и ботаникой, в фондах музея хранится собранная им тематическая библиотека,  а также - переписка с управляющим, в письмах которому, находясь за границей, принц давал подробные иструкции по посадке и разведению приглянувшихся ему растений, саженцы которых немедленно отсылались домой.









А вот и знакомый нам по Миллесгордену "Тритон" Карла Миллеса! Итак, перед нами - оргинал произведения, перефразируеющий, в сочетании с цветочным партером, классические французские садово-парковые композиции эпохи барокко. Все законы и пропорции соблюдены, но художественные средства иные, что и составляет своеобразие этой части террасы.

Как я уже упоминала, усадьба принца Евгения и прилегающий парк расположены на острове Юргорден, и занимают большую его часть. С трёх сторон парк окружён водами Балтийского моря. Отсюда открывается  великолепная панорама Стокгольма ( видите вдали позолоченный кивер стокгольмской ратуши на фото внизу?) и, однозначно, представление ваше о Швеции и её столице, а также - о культуре и искусстве, будет намного более полным, если вы побываете в этих местах. Я провела здесь  жаркий солнечный день, и Вальдемарсудде показался мне самым лучшим, что произошло со мной в Швеции!




Пройдя вдоль здания усадьбы вглубь парка, и спустившись на несколько ступеней вниз, мы попадаем на террасу второго уровня, расположеную рядом с художественной галереей, где хранится коллекция произведений искусства, собранных принцем Евгением. Терраса эта похожа скорее на усаженную цветами гостиную - настолько она невелика и уютна! Пряные ароматы цветов и трав дурманят, аккуратные чистые скамеечки так и приглашают присесть,  а тихий плеск волн и блестящая на солнце вода завораживают и умиротворяют.  Террасу украшают несколько статуй - оригинальных произведений Карла Миллеса, Пера Хассельберга и Карла Эльда. Эту террасу также, как и верхнюю, спроектировал принц Евгений.

















А теперь - самое время познакомиться с самим принцем Евгением. Как вы уже наверное смогли догадаться, личность это была весьма неординарная.Сын короля Оскара II и королевы Софии, принц Евгений (1865–1947), был младшим сыном в королевской семье. Рано проявившиеся у мальчика художественные способности определили всю его дальнейшую жизнь. После окончания обучения живописи в Уппасаласком университете он, несмотря на возражения родителей, продолжил своё художественное образование в Париже, наравне с прочими студентами, и занимался в свободных академиях, под руководством французских живописцев Леона Бонна и Пьера Пюви де Шаванна. В России большим поклонником творчества второго из этих художников был Сергей Дягилев.
По возвращении на родину, в  1889 году принц стал первым почётным членом Королевской академии изящных искусств в Стокгольме, а  в следующем году - стал представителем академии в Национальном коммитете по закупке произведений искусства.
В этот же период им были созданы и самые знаменитые его монументальные работы: "Белая ночь" (1899) и "Лето" (1904) -  в школе Нора, а также - "Город на воде" (1917—1922).  Об этой фреске, украшающей собой галерею стокгольмской ратуши, и об Академии изящных искусств я рассказывала в своём самом первом посте о Стокгольме. На рубеже веков принцем был приобретён участок земли в Юргорден, где и были заложены усадьба и парк Вальдемарсудде.


Как и многие современные ему художники, принц Евгений был и выдающимся дизайнером. Интерьеры усадьбы, деревянные и серебрянные детали мебели и интерьера были созданы по его проектам и эскизам. Дом принца Евгения в Вальдемарсудде считается образчиком шведского ар-нуво (стиля модерн). В прихожей, на консоли, правда несколько скрытый букетом живых цветов, нас приветствует скльптурный портрет хозяина дома. Помещения первого этажа сохранили свой первозданный облик и являются домом-музеем принца Евгения. Аппартаменты состоят из прихожей, столовой, веранды, гостиной и кабинета. Везде царит идеальная чистота, порядок, нет и намёка, что дому уже более ста лет - может только старомодная мебель, роскошные вазы и портретные рамы выдают с головой королевскую резиденцию.







К слову, меня поразило разнообразие и обилие живых цветов и их свежее благоухание в этом доме! Забегая вперёд, я скажу, что бОльшую роскошь в украшении помещений королевской резиденции живыми цветами  я видела лишь в замке Шенонсо, во Франции. Ни в Версале, ни в Царском селе, ни в Петергофе, ни в самом королевском замке в Стокгольме ничего подобного нет. Вобщем-то, по понятным причинам соблюдения условий микроклимата и поддержания уровня влажности, ни один музей  не пойдёт на то, чтобы живые цветы и подлинники произведений искусства сосуществовали в одном помещении. А здесь музейные работники пошли на риск, и особо тщательно за этим следят. В таком неукоснительном соблюдении традиций и исторической достоверности оформления интерьеров я вижу особую заботу о сохранности памятника - как руководства самого музея, так и государства. Живые цветы - это незначительная мелочь, по сравнению с произведениями искусства из коллекции музея, но как же важны такие мелочи! Сколько жизни и тепла появляется в музее благодаря именно их соцветиям и аромату! И как много это говорит об уровне самого музея!


















В помещении кухни ныне располагается милый крошечный ресторанчик. Всё здесь по-старому: и дровяная печь, служащая теперь постаментом для посуды, и старинный буфет, и простая сосновая мебель - столы и стулья  с жёсткими сиденьями и спинками, старинная кофемолка, и даже старомодная герань на подоконнике. В ресторане подают традиционные простые блюда шведской кухни,  маринованая сельдь и отварной картофель были очень вкусными!







Обширная художественная галерея, прилегающая к помещениям усадьбы, с самого своего первого дня служила местом проведения выставок творений как самого принца Евгения, так и молодых художников, пользовавшихся его покровительством. Принц занимался также и коллекционированием: в фонде музея насчитывается около 3500 работ 450, приемущественно шведских, художников.
Всю свою жизнь принц Евгений, помимо занятий живописью и коллекционирования, состоял в самых разных коммитетах и комиссиях, так или иначе сопряжённых с культурно-просветительской детяельностью или благотворительностью. Именно благодаря принцу Евгению  в Стокгольме впервые, в 1894 году была проведена персональная выставка великого Эдварда Мунка.

После смерти принца-художника,  как его называют в Швеции, усадьба и вся коллекция произведений искусства, принадлежавшая принцу, и насчитывающая 6700 экземпляров,  в том числе здания, мебель, предметы прикладного искусства и сады, перешла по его завещанию, в собственность государства. Принц также передал  в дар государству и пакет акций, на доход от которых и содержится музей. Беспрецедентный случай! На память приходит лишь Альфред Нобель, поступивший примерно так же, и завещавший всё своё состояние человечеству.



Я нарочно не веду долгий и серьёзный рассказ об этих местах, не привожу здесь исторических справок и не вдаюсь в пространные описания: всю необходимую информацию на английском языке можно почерпнуть на домашней странице Вальдемарсудде. Трогательная, почти интимная поэтичность этого места, та любовь, с которой обставлен дом и разбит парк, здесь ощущается повсюду. Меня не покидало ощущение того, что я приехала в гости, и хозяева задерживаются, но прибудут с минуты на минуту, и окажут мне самый радушный приём. Просто поразительно, как удалось сотрудникам музея сохранить эту домашнюю атмосферу, ощущая и впитывая которую, невольно замолкаешь... Ведь невозможно словами описать тепло семейного очага, тонкий художественный вкус, глубину познаний и степень любознательности, глубокую и искреннюю любовь к родной земле. Здесь всё это тесно переплетается и  сочетается столь гармонично, что ощутимо почти физически. 



Мне хотелось бы показать ещё несколько кадров, сделанных в парке, на террасе третьего, самого нижнего уровня. Море здесь ближе, а в траве то и дело виднеются старые, уже заржавевшие от времени, старинные массивные кольца-крепления для причаливавших к этим берегам лодок. Парк регулярный, окультуренный, постепенно переходит здесь в лес, и вдали то и дело просматриваются деревянные дачные домики, традиционно окрашенные в бруснично-красный цвет, так называемый "шведский красный". Город и деревня - две различные субкультуры,- не вступают здесь в конфликт, но плавно перетекают друг в друга,  мирно сосуществуют. И для тех, кто считает Юргорден частью Стокгольма, здесь громче и ощутимее  звучит ритм города, явственнее видны достижения цивилизации, преобразившие это место. Здесь полным-полно отдыхающих: спортсменов, совершающих свою рутинную пробежку, велосипедистов, молодых родителей с колясками, галдящей ребятни, неспешно прогуливающихся пенсионеров. Вальдемарсудде - довольно оживлённый уголок Стокгольма! Ну а для тех, кто ищет здесь покоя и вдохновения, -  в Вальдемарсудде найдутся пустеющие закоулки. Солнце здесь светит ярче,  аромат цветов сильнее,  пение птиц громче,  близость воды и тень многовековых деревьев желаннее.








Есть  на нижней террасе и небольшой бассейн, рядом с которым "спят"  бронзовые и каменные нимфы и благоухает целое море бордовой садовой гвоздики. Дивное всё же место - этот мыс Вальдемара!  Северная дикая природа и изящные искусства, неповторимая индивидуальность, аристократизм и безупречный вкус хозяина, удивительная камерность и,  в то же время,  - доступность и оживлённость отличают эту королевскую резиденцию от всех прочих. Думаю, что если вам доведётся увидеть где-либо изображения парка и усадьбы Вальдемарсудде, вы безошибочно их узнаете! А я, в свою очередь, не прощаюсь ни со Швецией, ни со Стокгольмом, ни, тем более -  с мысом Вальдемара. Как я уже и говорила, всё это находится в нескольких часах езды от моего дома,  а потому, я уверена, что вернусь сюда снова, чего и вам желаю!










Подробнее о музее-заповеднике Prince Eugen`s Waldemarsudde можно узнать на домашней странице: http://www.waldemarsudde.se/in-english/

Другие мои посты о Стокгольме:

Стокгольм неповторимый


На рассылку новостей блога можно подписаться здесь:


Follow on Bloglovin

2 комментария: