Translate

пятница, 24 мая 2013 г.

Выставка "Дальнейшая жизнь садов" в KUMU


С 10 мая в Художественном музее KUMU открыта выставка «Дальнейшая жизнь садов», на которой рассматривается садово-парковое искусство, начиная с XIX века до наших дней. На нескольких выставочных пространствах экспонируются работы эстонских и зарубежных художников: от живописных полотен и графики до посадок во внутреннем дворе KUMU и инсталляций, занимающих целые выставочные залы. Я побывала на этой масштабной летней выставке несколько раз, и постараюсь коротко рассказать обо всём, что увидела. Кроме того, сегодня утром  состоялось прямое включение с выставки в эфире государственного телевидения - ЭТВ, сюжет на эстонском языке также можно найти в этом посте.



«Сад всегда ассоциируется у нас с самой природой, с такими понятиями, как пейзаж, деревня, возделанный участок земли. Произнося слово «сад», можно подразумевать и некое мифическое место, - Элизий, Аркадию, Эдемский сад,- рассказывает одна из кураторов выставки Эха Комиссаров.- В то же время сады и парки – это культивируемое человеком пространство, предпосылкой для создания которого является наша потребность в духовном наслаждении».

На выставке, при помощи множественных художественных приёмов, создаётся новое окружающее пространство, а представленные экспонаты проживают бесчисленное количество жизней в виде самых разных изображений. Здесь можно проследить за историей развития садово-паркового искусства, поразмыслить над тем,  в какой степени нынешние сады и парки представляют собой произведение искусства,  а в какой -  являются коммерческими проектами. Разумеется, в последние десятилетия широкое распространение получили и идеи урбанизма и экологического образа жизни, что, в свою очередь, оказало значительное влияние на возникновение новых продуктивных платформ изобразительного искусства.


Экспозиция начинается на III этаже KUMU, где можно увидеть живописные и графические работы художников - выходцев из прибалтийских немцев, таких как Юлия-Вильгельмина Хаген-Шварц, Аугуст-Георг-Вильгельм Пецольд, Аугуст-Маттиас Хаген, эрнст-Фридрих фон Липхарт, Луис Хёфлингер, Карл Отто Герхард фон Кюгельген, Йоханн Вильгельм Краузе и др. Запечатлённые на их работых парки, сады, пейзажи и пикники отражают уклад жизни прибалтийских помещиков, а также дают представление о том, насколько какими были сады и парки в усадьбах Эстляндии и Лифляндии в XIX веке.

Луис Хёфлингер (ок 1839–1894)
Вид на озеро Пюхаярв с балкона усадьбы.
Лист из альбома „Album von Dorpat und Umgebungen”. 1860
Цветная литография. Библиотека Тартуского университета.

Экспозиция рассматривает взаимосвязи изобразительного искусства и природы, и таких понятий как «красота» и  «традиция». 

Карл Отто Герхард фон Кюгельген  (1806–1883)
Художеник с семьёй в поместье Винни.  1835
Акварель, тушь. Художественный музей Эстонии.

В то же время, выставка выстроена таким образом, чтобы показать контраст  между произведениями искусства, созданными под влиянием, с одной стороны,- культуры прибалтийских немцев, а с другой – государственной независимости Эстонии.
Йоханн Вильгельм Краузе (1757–1828)
Античная скульптура в парке. 1800. Тушь.

Библиотека Тартуского университета.


Эдуард Оле (1898–1995)
В парке (сад Тюильрьи). 1926. Акварель.
Художественный музей Эстонии.

Экспозицию III этажа продолжают работы первого поколения эстонских художников, получивших образование в Художественной школе Паллас,  в Тарту, - Эльмар Китс, Адо Ваббе, Эдуард Оле, Александер Варди, Карл Пярсимяги, Яан Грюнберг,  Андрус Йохани, Эрик Хаамер, Адамсон-Эрик и др. Их работы полны поэзии и романтики, они уводят зрителя то в сад Тюильрьи в Париже (где многие художники того поколения жили работали), то в городской палисадник, то  в хуторской яблоневый, а порой -  в заброшенный и одичавший приусадебный сад.
Из этого зала действительно не хочется уходить, пейзажи по красоте своей могут вполне поспорить с самым красивым и большим парком Таллинна - парком Кадриорг, цветущим в эти дни! Кроме того, экспозиция даёт представление об эстонских художниках  - у каждого свой индивидуальный "почерк" и стиль, их невозможно перепутать,  и, встретив впоследствии одно из этих имён, перед глазами возникнут именно эти работы!


Адамсон-Эрик (1902–1968)
Вид сада из окна (правая часть триптиха "Суоми"). 1938. Масло.
Тартуский художественный музей.

Андрус Йохани (1906–1940)
Весенний сад. 1938. Масло.

Художественный музей Эстонии.

Николай Трийк (1884–1940)
Старый сад. 1917. Масло.

Тартуский художественный музей.

Есть здесь одна картина русского художника Андрея Егорова, ему особенно хорошо удавались пейзажи: есть в них и проникновенность, и искренняя любовь ко всему живому, и откровенное любование каждой тенью, каждым листочком, каждой, травинкой! Ну и кроме того, безошибочно можно узнать руку ученика репинской мастерской! Великолепно!

Андрей Егоров. (1878–1954)
Хуторской двор. 1921
Масло. Тартуский художественный музей.

Для большей достоверности и усиления трёхмерного впечатления,  у полотна Эльмара Китса "Саженцы"   воссоздана  та композиция,  с которой художник мог писать свою картину! Неожиданное и оригинальное решение в оформлении выставки!

Выставка продолжается на V этаже музея, где современные художники и архитекторы воплотили свои идеи по преобразованию и трансформации окружающего пространства, рассматривая взаимоотношения культуры и природы.
 Архитекторы Кадарик Тююр показали своё видение отдалённых уголков Эстонии, а также фантасмагоричные виды Таллиннского района Ласнамяэ, превратившегося со временем в пригородную зону отдыха. Чесно говоря, мне жутковато было смотреть на некоторые пейзажи, сравнимые с описаниями жизни на земле после  III Мировой войны. Как-то не по себе становится.....

Архитекторы Кадарик Тююр.
Осень в айду, 2080.
2013. Дигитальный снимок.
Собственность авторов.

Архитекторы Кадарик Тююр. 2145.
2013.
Дигитальный снимок.
Собственность авторов.


А вот водоёмы Яануса Самма - очень даже весёленькие, вышиты голубым стеклярусом и пайетками :) Заставляет вспомнить о том, что лето не за горами, а соответственно -  скоро-скоро наступит пляжный сезон и все сопутствующие ему удовольствия! Ждём-ждём!

Яанус Самма. Бассейн. 2005. Дигитальный снимок, вышивка.
Собственность автора.


Известный телепродюсер и театральный постановщик Ильмар Таска и его сестра Марье Таска воссоздали в своей инсталляции ностальгический интерьер типичной ласнамяэской квартиры,  а в качестве контраста из окон импровизированной квартиры открывается вид на один из частных садов Лос-Анджелеса.



 Ну и под конец, если прогулка по этажам и выставочным залам вас сильно утомила, то можно выйти во двор KUMU, где на нескольких уровнях  размещены работы, составляющие звуковой проект под открытым небом «Прогулка мимо салата», курируемый Маргит Сяде Лехни. Мелодии органных концертов Иоганна Себастьяна Баха чередуются с шутливым насвистыванием тех же мелодий, пением птичек, криком чаек и загадочным кукуканьем кукшки :) Звуковые инсталляции размещены таким образом, что на них в буквальном смысле "натыкаешься" при обходе двора, и они начинают звучать внезапно из самых потаённых уголков. У стойки информации музея можно захватить подробный план с описанием инсталляций и места их расположения, и поиграть в поиски "сокровищ" :)!
 



Под патронажем отделения ландшафтного дизайна Эстонской академии художеств создана инсталляция «Ананас или артишок?», размещённая на лестнице внутреннего двора музея.
При создании этой работы были использованы растения, собранные  в заброшенных садах Таллинна, на дачных участках, которые ранее находились за чертой города, а ныне подлежат ликвидации. Инсталляция даёт возможность растениям перекочевать из одного сада в другой - в KUMU, а оттуда, осенью, они буду пересажены уже в новые места, в новые сады. Все желающие смогут в определённый день, по окончании выставки, прийти и забрать

Оба проекта весьма интересны и необычны, задействовав отчасти пустующий двор музея, они предоставляют посетителям возможность принять участие в выставке.





Сегодня  в эфире утренней программы Государственной теле-радиовещательной компании Эстонии ERR Terevisioon состоялось прямое включение с выставки. Пришлось мне приехать в музей к  7 утра, организовать и проследить за процессом съёмок :) , но сделала я это с удовольствием, о выставке теперь знает вся страна, и кроме того, куратор выставки - Эха Комиссаров умеет очень увлекательно подать материал и рассказать обо всём том, что можно увидеть на экспозиции! Сюжет можно посмотреть здесь.


А потом я отправилась пить горячий утренний кофе в цветущий Кадриоргский парк! Утренний туман только начал рассеиваться, пернатые обитатели уже завтракали букашками, жучками и червячками, а я, совсем как житель Японии, любовалась тихо облетающим  цветом (нет не сакуры!) сливы - вот они, круглые белые лепестки!, и горделивыми чёрными лебедями, недавно привезённым на лето в парк.




Но и это ещё не всё! Выставка "Дальнейшая жизнь садов" продолжается на участке земли, принадлежащем Эстонской академии художеств (Тартуское шоссе 1, Таллинн). Установленная на участке 56-метровая бетонная инсталляция «LAUD» ("стол" - эст.) создана с тем, чтобы вернуть творческий дух на одно из важнейших мест  города. У арт-объекта, задуманного как место встречи и совместного времяпровождения, будут проходить мастер-классы, выставки, перформансы, музыкальные и кино-события, пикники и праздники.

Приятных впечатлений, и заглядывайте в KUMU и летом!

Комментариев нет:

Отправить комментарий