Разумеется, помимо Художественного музея Эстонии, в Таллине проходит множество прочих необычных и интересных выставок. Я постараюсь хотя бы раз в месяц рассказывать об одной-двух экспозициях, которые так или иначе привлекли мой внимание.
С 15 сентября в Музее прикладного искусства и дизайна открыта ретроспективная выставка, из серии "Классики", одного из ярчайших представителей эстонского искусства - Рейна Метса. Выставка представляет собой обзор творчества художника Рейна Метса (1942–2011) на протяжении 40 лет. Представлены украшения, арт-объекты, настенные панно, скульптуры и картины.
Должна признать, что несмотря на пройденный университетский курс по истории эстонского искусства, успешно сданный экзамен и длительную работу в Художественном музее Эстонии, до посещения выставки, имя этого художника для меня было совершенно неизвестным. Тем не менее, его знают не только на родине, но и за рубежом - на выставке я встретила несколько иностранцев, прибывших специально для того, чтобы побывать на выставке. Творчество художника стало для меня открытием этого года, удивительное - рядом, как говорится, и я с удовольствием расскажу о ней и вам.
Экспозиция разместилась на первом этаже Музея прикладного искусства и дизайна в Таллине, в двух смежных залах. Должна отдать должное и похвалить оформителей выставки - экспонаты расположены группами, в определённом ритме, и прекрасно сочетаются между собой по форме и стилистике. Посетитель, сам того не замечая, переходит от одной группы арт-объектов к другой, и постепенно углубляется в фантазийный мир, созданный художником. А оформление и оригинальная идея демонстрации украшений прозводит фантастическое и неизгладимое впечатление!
Рейн Метс закончил Таллиннский Художественный институт в 1971 году , и в течение последующих десятилетий стал наиболее выдающимся и самобытным художником по украшениям в республике. Будучи независимым новатором, он умел оспаривать общепринятые традиции и ценности, а это, в свою очередь, оказало мощное и неожиданное влияние на художественный круги, внося хаос в бытующие мнения и оценки.
Центральными символами творчества Метса стали человеческие фигуры - как средство выражения боли, радости, грусти и любви. На мой взгляд, они очень графичны, и по-своему перекликаются с образами, созданными другими выдающимися современниками Метса - Тынисом Винтом, Юри Арраком и Людмилой Сийм.
Проглядывается здесь и популярное, в 1970-е годы, увлечение японизмом и японской графикой, а также и то, что имено в ту пору историки и искусствоведы начали всерьёз заниматься изучением ар-нуво. Символику и образы этих направлений в искусстве можно отчётливо увидеть и в творчестве Рейна Метса.
Проглядывается здесь и популярное, в 1970-е годы, увлечение японизмом и японской графикой, а также и то, что имено в ту пору историки и искусствоведы начали всерьёз заниматься изучением ар-нуво. Символику и образы этих направлений в искусстве можно отчётливо увидеть и в творчестве Рейна Метса.
1983 год Рейн Метс провёл в международной резидентуре по эмалям в Венгрии, в городе Кечкемете. Опыт, приобретённый за рубежом, помог художнику расширить поле своей деятельности , и с этих пор он занялся созданием эмалевых картин и панно.
Компануя эмалевые панно совсем как украшения, Метс совмещает самые различные материалы, смешивает детали и техники, создавая, тем самым, видимые глазу предметы и образы, и одновременно - всевозможные необычайные существа и ситуации , исходным материалом для создания которых послужила и мифология, и его собственная фантазия.
В творчестве художника отражена не только внутрення борьба человека с самим собой, но так же и его борьба и противостояние внешним силам, которая принимает конкретную форму то маски с застывшим взглядом, то разрушеннной триумфальной арки, то жука. "Я творю и выражаю то, что в данный момент на душе,"- несколько раз провозглашал художник. Ту же сюжетную линию продолжают объекты и скульптуры, которые по своей величине сопоставимы с монументальным искусством.
На выставке немало объектов, прообразами для создания которых послужиди животные. Например - рыба...
... муравьи...
... некая птица...
... и даже броненосец!
Становление Рейна Метса как новатора в области ювелирного искусства было быстрым и блестящим, открывшим также и новые возможности для последующих поколений местных художников.
В 1973 году Рейн Метс продемонстрировал ожерелье "Торс с руками", в виде женского тела, прикованного цепями к решётке. Это тут же поставило под сомнение неоспоримые, до той поры, нормы эстетической красоты.
Метс, романтик по натуре, рассматривал искусство в качестве носителя глубоких переживаний и ощущений художника. В результате такого сугубо личного и субъективного подхода и появились столь фантасмагоричные и сложные украшения.
В ювелирном искусстве невозможно переоценить материал, из которого украшения изготавливаются. И в этом отношении, Метс был своего рода революционеом, овладев искусством обработки материалов в совершенстве. Будучи не только художником, но и ремесленником самой высокой квалификации, он сам шлифовал и обрабатывал камни, благодаря чему, в 1980-е годы, он обрёл полную творческую свободу в своей области, ничем не ограничивая с тех пор полёт фантазии.
Произведения Рейна Метса выставлялись в разных уголках мира - от Санкт-Петербурга до Пекина. В 1985 году его работы были отмечены призом на Прибалтийской триеннале прикладного искусства, а также - на триеннале прикладного искусства в Эрфурте. В 1987 году Рейну Метсу присудили высшую награду в области искусства в Эстонии - премию имени Кристьяна Рауда.
Коллекция произведений искусства, созданных Рейном Метсом и находящаяся в фонде Музея прикладного искусства и дизайна, достаточно объёмна, и это лишь подчёркивает тот огромный вклад, который художник внёс в развитие отечественного изобразительного и прикладного искусства.
Выставки из серии "Классики", проходящие в Музее прикладного искусства и дизайна в Таллине, знакомят с творчеством художников, чей вклад в формирование и развитие национального прикладного искусства трудно переоценить.
Выставка "Классики. Рейн Метс" открыта в Музее прикладного исусства и дизайна (Eesti Tarbekunsti- ja Disainimuuseum) до 4 ноября 2012 года.
Комментариев нет:
Отправить комментарий