Translate

воскресенье, 30 сентября 2012 г.

Выставка: Рейн Метс. Ретроспектива




Разумеется,  помимо Художественного музея Эстонии,  в Таллине проходит множество прочих необычных и интересных выставок. Я постараюсь хотя бы раз в месяц рассказывать об одной-двух экспозициях, которые так или иначе привлекли мой внимание.
С 15 сентября в Музее прикладного искусства и дизайна открыта ретроспективная выставка, из серии "Классики", одного из ярчайших представителей  эстонского  искусства - Рейна Метса. Выставка представляет собой обзор творчества художника Рейна Метса (1942–2011) на протяжении 40 лет. Представлены украшения, арт-объекты, настенные панно, скульптуры и картины.
Должна признать, что несмотря на пройденный университетский курс по истории эстонского искусства, успешно сданный экзамен и длительную работу в Художественном музее Эстонии, до посещения выставки, имя этого художника для меня было совершенно неизвестным. Тем не менее, его знают  не только  на родине, но и за рубежом - на выставке я встретила несколько иностранцев, прибывших специально для того, чтобы побывать на выставке. Творчество художника стало для меня открытием этого года, удивительное - рядом,  как говорится, и я с удовольствием расскажу о ней и вам. 


Экспозиция разместилась на первом этаже Музея прикладного искусства и дизайна в Таллине,  в двух смежных залах. Должна отдать должное и похвалить оформителей выставки - экспонаты расположены группами, в определённом ритме, и прекрасно сочетаются между собой по форме и стилистике.  Посетитель, сам того не замечая, переходит от одной группы арт-объектов к другой,  и постепенно углубляется в фантазийный мир, созданный художником.  А оформление и оригинальная идея демонстрации украшений прозводит фантастическое и неизгладимое впечатление!






Рейн Метс закончил Таллиннский Художественный институт в 1971 году , и в течение последующих десятилетий стал наиболее выдающимся и самобытным художником по украшениям в республике. Будучи  независимым новатором, он умел оспаривать общепринятые традиции и ценности, а это, в свою очередь, оказало мощное и неожиданное влияние на художественный круги, внося хаос в бытующие мнения и оценки.



 Центральными символами  творчества Метса стали человеческие фигуры -  как средство выражения боли, радости, грусти и любви. На мой взгляд, они очень графичны, и по-своему перекликаются с образами, созданными другими выдающимися современниками Метса - Тынисом Винтом, Юри Арраком и Людмилой Сийм.
Проглядывается здесь и популярное, в 1970-е годы,  увлечение японизмом и японской графикой,  а также и то, что имено в ту пору историки и искусствоведы начали всерьёз заниматься изучением ар-нуво. Символику и образы этих направлений в искусстве можно отчётливо увидеть и в творчестве Рейна Метса.


1983 год Рейн Метс провёл в международной резидентуре по эмалям в Венгрии, в городе Кечкемете. Опыт, приобретённый за рубежом, помог художнику расширить поле своей деятельности , и с этих пор он занялся созданием эмалевых картин и панно.  



Компануя эмалевые панно  совсем как украшения, Метс совмещает самые различные материалы, смешивает детали и техники, создавая, тем самым, видимые глазу предметы и образы,  и одновременно - всевозможные необычайные существа и ситуации , исходным материалом для создания которых послужила и мифология, и его собственная фантазия.  



В творчестве художника отражена не только внутрення борьба человека с самим собой, но так же и его  борьба и противостояние  внешним силам, которая принимает конкретную форму то маски с застывшим взглядом, то разрушеннной триумфальной арки, то  жука. "Я творю и выражаю то, что в данный момент на душе,"- несколько раз  провозглашал художник. Ту же сюжетную линию продолжают  объекты и скульптуры, которые по своей величине сопоставимы с монументальным искусством.






На выставке немало объектов, прообразами для создания которых послужиди животные. Например - рыба...


... муравьи...


... некая птица...


... и даже броненосец!


Становление Рейна Метса как новатора в области ювелирного искусства было быстрым и блестящим, открывшим также и новые возможности для последующих поколений местных художников.

В 1973 году Рейн Метс продемонстрировал ожерелье "Торс с руками", в виде женского тела, прикованного цепями к решётке. Это тут же поставило под сомнение неоспоримые, до той поры, нормы эстетической красоты.



Метс, романтик по натуре, рассматривал искусство в качестве носителя глубоких переживаний и ощущений художника. В результате такого сугубо личного и субъективного подхода и появились столь фантасмагоричные и сложные украшения.  




В ювелирном искусстве невозможно переоценить материал,  из которого украшения изготавливаются. И в этом отношении, Метс был своего рода революционеом, овладев искусством обработки материалов в совершенстве.  Будучи не только художником, но и ремесленником самой высокой квалификации, он сам шлифовал и обрабатывал камни, благодаря чему, в 1980-е годы, он обрёл полную творческую свободу в своей области, ничем не ограничивая с тех пор полёт  фантазии. 




Произведения Рейна Метса выставлялись в разных уголках мира - от Санкт-Петербурга до Пекина. В 1985 году его работы были отмечены призом на Прибалтийской триеннале прикладного искусства,  а также - на триеннале прикладного искусства в Эрфурте. В 1987 году  Рейну Метсу присудили высшую награду в области искусства в Эстонии - премию имени Кристьяна Рауда.


Коллекция произведений искусства, созданных Рейном Метсом и находящаяся в фонде Музея прикладного искусства и дизайна, достаточно объёмна, и это лишь подчёркивает тот огромный вклад, который художник внёс в развитие отечественного изобразительного и прикладного искусства.

Выставки из серии  "Классики", проходящие в Музее прикладного искусства и дизайна в Таллине, знакомят с творчеством художников, чей вклад  в  формирование и развитие национального прикладного искусства трудно переоценить.
Выставка "Классики. Рейн Метс" открыта в Музее прикладного исусства и дизайна (Eesti Tarbekunsti- ja Disainimuuseum) до 4 ноября 2012 года.

Дополнительная информация:
Музей прикладного искусства и дизайна, ул. Лай 17, Таллин
www.etdm.ee

Комментариев нет:

Отправить комментарий