Translate

воскресенье, 26 августа 2012 г.

Альфонс Муха, ар-нуво и Общественный Дом в Праге





Прага, наряду с Веной и Парижем, является одним из центров художественного стиля ар-нуво (art nouveau -фр.), более известного в России  под названием "стиль модерн", возникшего на рубеже XIX-XX веков, и прекратившего своё существование  с началом Первой мировой войны. Ар-нуво присутствует в пражской архитектуре  и интерьерах самых разных зданий, наряду с поздней готикой, ранним ренессансом, историцизмом и функционализмом . Ар-нуво - это  один из стилей, определяющих "лицо" Праги,  важная составляющая облика этого города. И говоря об этом художественном направлении, нельзя не упомянуть имя одного из наиболее выдающихся художников, работавших в  стиле ар-нуво - имя Альфонса Мухи (1860-1939), чеха по национальности. Ар-нуво и Альфонс Муха - практически синонимы, кроме того, это одно из наиболее полюбившихся мне художественных направлений в искусстве, поэтому я с удовольствием расскажу о пражском ар-нуво и об Альфонсе Мухе и вам :)

В Праге есть небольшой музей, посвящённый творчеству художника, куда я давно уже мечтала попасть. Рассказ о музее будет кратким, поскольку  там было строго запрещено фотографировать - сотрудники строго следят за соблюдением правил, и у меня нет ни одной фотографии внутренних помещений и работ Мухи. Художник был также  одним из архитекторов и декораторов Общественного Дома в Праге, где есть отдельный  салон, интерьер которого создан и декорирован им лично. Об Общественном Доме я расскажу подробнее: мне  довелось  и побывать там, и пофотографировать. Мой рассказ не обойдётся и без гастрономических вкусностей :)




Музей Альфонса Мухи располагается в самом центре Праги, недалеко от площади Республики. Небольшой особняк на Панской улице, отведённый под музей, нетрудно узнать - окна украшены известными работами прославленного художника. 


 Пражский музей Альфонса Мухи - это единственный в мире официальный музей художника, экспонаты которого предоставлены семьёй Мухи,  а все сборы поступают непосредственно в Фонд Мухи.
Для своего небольшого обзора музея я использовала фото из интернета, а также вот такой коллажик на фото вверху, составленный из оставшихся  у меня  музейного билета, флайера и краткого путеводителя. 

А. Муха (1860-1939). Времена года.

Родился Альфонс Муха 24 июля 1860 г.  в Южной Моравии в городе Иванчице. Художественный талант провился у мальчика очень рано, однако несмотря на свою одарённность, ему не удалось поступить на учёбу  в Пражскую академию художеств.   В 1879 г. он по объявлению, совершенно неожиданно, получил  место в венских Художественных мастерских  Каутский-Бриоши-Бургхарт, специализировавшихся на  оформлении театральных декораций. И таким образом он, овладев профессией театрального художника-декоратора,  смог стать профессиональным художником.
Чтобы заработать себе на жизнь Муха работал сначала в Вене в Рингтеатре, а затем  начал создавать портреты, которые заинтересовали графа Куэн-Беласси,   крупного немецкого землевладельца. Граф покровительствовал Мухе, и благодаря ему художник смог получить образование  в Мюнхенской Академии изящных искусств,  после чего  уехал в Париж и поступил в Академию Жюльена, и далее -  в Академию Коларосси.

А. Муха (1860-1939). Цветы
Выставка в музее Мухи начинается  с подборки декоративных панно, созданных Мухой в Париже на рубеже  XIX - XX веков. Эти циклы, состоящие из двух-четырёх частей, относятся к самым популярным и известным произведениям Мухи. Во всемирной паутине я без труда нашла изображения двух циклов - "Времена года" (вверху), и "Цветы" - чуть ниже.
Настенные панно демонстрируют все элементы, типичные для арт-постеров.  Здесь сочетаются элегантность, декоративное богатсво и красота женских образов. Работы создают впечатление единого гармоничного произведения, и это выделяет их с первого взгляда, придаёт уникальность и возвышает над всеми попытками подделки и подражания.

Утром 27 декабря 1894 года Альфон Муха проснулся знаменитым.  Накануне вечером он случайно оказался в типографии Лемерсье, когда  позвонила сама великая Сара Бернар со срочным заказом  новой афиши для её постановки "Жисмонда". Поскольку все знакомые художники были на рождественских каникулах, то Лемерсье обратился к Мухе. 
В одном из первых залов музея можно увидеть два типографических  оттиска афиши "Жисмонда", которая произвела революцию  в области  плакатного дизайна. 

Удлинённая узкая форма женской фигуры,  приглушённые пастельные тона и "эффект нимба" вокруг головы остались на всю жизнь непременными элементами  арт-постеров художника. Сара Бернар и парижская публика были в восторге от плаката нового типа.  Актриса тут же предложила Мухе контракт на 6 лет по созданию для неё афиш, костюмов и декораций. С "Жисмонды"  берёт свой начало т.н. "стиль Мухи", и художник квалифицируется  с этих пор как  выдающийся представитель стиля ар-нуво, и в частности - парижского ар-нуво (модерна).

Муха, наряду с другими идеалистами своего времени, был заинтересован в идее применения новой технологии для изготовления различных изделий, которые были бы  не только доступны и практичны, но и эстетически привлекательными, могли бы приучать людей  к восприятию прекрасного и совершенствовать их повседневный быт. Изданное в 1902 г., и  находящееся в музее, издание книги  Documents décoratifs является энциклопедией декоративных моделей Мухи. Книга знакомит  с процессом трансформации природного мотива в готовый продукт из металла, кожи или кружева. Невероятно тонкая и точная прорисовка деталей производит потрясающее впечатление!
На вершине своей славы, оформляя  Боснийский павильон  для всемирной выставки  1900 г.  в Париже,  у Мухи зародилась идея проекта, который доминировал в его творчестве все последующие годы - создание цикла живописных полотен, посвящённых славянской мифологии - "Славянский эпос",  в память  о сражениях и победах славян. 
В 1910 г он вернулся в Чехию  и до конца жизни работал над созданием  20 полотен "Славянского эпоса". Как я ни старалась узнать  у сотрудников музея Мухи, а также Национального Художественного музея, - "Славянского эпоса" я не нашла нигде, одни говорили что даже не слыхали о таком, другие - что полотна находятся на реставрации. Что ж, попытаюсь в другой раз.

Несмотря на свою занятость, Муха находил время и для проектов, близких его сердцу : создание афиш для чешских театральных постановок, марок и денежных купюр для вновь образованной в  1918 году независимой Чешской республики, а также - и на  оформление Салона Мэра в Общественном (Муниципальном) Доме Праги .



Памятник чешской национальной культуры и главный представитель стиля ар-нуво в Праге - Общественный, или как его ещё называют - Муниципальный Дом располагается в историческом месте Праги, совсем рядом со старой Пороховой башней, она видна и здесь на фото. В средние века на этом месте стоял королевский дворец, служивший резиденцией чешских королей с 1383 по 1484 гг. После переезда короля в Пражский Град, старое здание служило  и резиденцией архиепископа,  и семинарией, и казармой, и военной академией. В начале ХХ века здание было окончательно разрушено, и  в самом центре города появилось достаточно обширное свободное пространство, на котором решено было построить Общественный Дом. Строительство было поручено чешским архитекторам Антонину Бальшанеку и Освальду Поливке, и продлилось  7 лет : с 1905 оп 1912 гг. В те годы Чехия всё ещё была частью Австро-Венгерской империи, а в её столице  - Вене, царил стиль ар-нуво, посему и в архитектуре и оформлении нового здания заметно  влияние и австрийского ар-нуво  .



Изначально Общественный Дом был задуман и  построен как многофункциональное здание. Здесь  с самого его открытия в  1912 году проводились  концерты, выставки, балы, собрания самых разных обществ и клубов. Общественный Дом был также и гастрономическим центром Праги. Здание стало свидетелем многих исторических событий. Так,  28 октября 1918 г.  здесь была провозглашена независимая Чешская Республика,  а в 1989 году здесь шли переговоры между членами прокоммунистического правительства республики и оппозиционным Гражданским форумом, во главе с Вацлавом Гавелом.

Оформление и внутреннее убранство действительно впечатляет каждого, кто побывал в Общественном Доме. Здесь всё продумано до мелочей, здание оборудовано передовыми технологиями своего времени - системой центрального отопления, водоснабжения и вентиляции, лифтом и электричеством,  а также - прачечной. Всё это в исправности и работает по сей день. С присущей инженерам и художникам того времени тщательностью и скурпулёзностью, здесь уделено внимание не только монументальным росписям  и пластическому декору, но и часам, вентиляционным решёткам, декоративным щитам отопительных элементов и светильникам. Интерьер уникален также и количеством использованных при его оформлении материалов и технологий.


Наиболее интересным и ценным в художественном плане помещением Общественного Дома является Салон Мэра, оформленный Альфонсом Мухой. Имеющий в своём плане полный круг. Салон располагается над главным входом Общественного Дома.
Тематика настенной и потолочной росписи была предопределена, учитывая настроения того времени и глубокий интерес самого Мухи к национальному эпосу Чехии : интерьер оформлен и посвящён  Славянскому Согласию, традициям и историческому прошлому чешского народа.

А. Муха. Корона Богемии

Над диванами, расположенными симметрично относительно окна над главным входом, - два декоративных панно, служащие декоративным щитом для  нагревательных элементов. Произведения являются копиями и выполнены по оригинальным цветным рисунков А. Мухи, которые  можно увидеть в Городском музее  Праги.  Оригинальная мебель салона инкрустирована серебром.

А. Муха. Оплакивая руины  на родной земле


Маскароны и шторы у  дверей, по оригинальному дизайну Мухи,   были выполнены  студентами Высшей щколы прикладного искусства. Часто повторяющеся в орнаменте вышивки штор изображение павлина - это своеобразная цитата из оформления ювелирного магазина Фуке (Fouquet) в Париже (кстати итерьер этого магазина, сохранившийся до наших дней  - прекрасный повод для того чтобы съездить в Париж ещё раз!).



Потолок, стены и восемь т.н. парусов - пендативов салона украшены фресками. На парусах изображены аллегории человеческих добродетелей, олицетворённые чешскими историческими персонажами: Верность - Ян Амос Коменский, чешский педагог-гуманист; Созидание и Сила - Войтех из Пернштейн, Бдительность -  воины, Решительность - Ян Рогач из Дуба ; Независимость - Иржи из Подебрад, Юстиция - Ян Гус, Материнская Мудрость - Элишка Премысловна, Воинственность - Ян Жижка.


Фрески на трёх стенах салона были навеяны патриотическими текстами самого Мухи:  в центре -"О, Пресвятая Матерь Нации, прими любовь и пыл своих сыновей!",  справа -"Оскорбленная и измученная, ты возродишься, моя осиротевшая страна!" и  слева -"С новыми силами - к свободе, с любовью - к согласию!".


Здесь на фото хорошо видна одна из тех серебряных ветиляционных решёток, о которых я говорила ранее, хоть и фотографировала я совершенно другое :) - лепной плафон светильника,  а ещё  - невероятно мягкое сочетание охристо-коричневого, кремового, цвета увядшей розы и серебра и тонкую проработку лепестков, листвы, бутончиков и стеблей.


Купольная роспись называется "Славянское согласие". Фигуры располагаются по кругу, над которыми в центре доминирует крыло парящего орла, "укрывающее" славянские народы единством и сплочённостью.
Убранство салона производит неизгладимое впечатление целостности, органичности и тонкой художественой проработки, продуманности и законченности. Квинтессенция творчества и таланта Мухи, в зените его славы, сочетаются здесь с патритизмом национального возрождения и передовыми технологиями той эпохи. 



Как я уже и говорила, в Общественном Доме  множество помещений, предназначенных для поведения самых разных светских мероприятий.  Интерьеры  выполнены в различных стилях, но всех их объединяют народные мотивы, цитируемые архитекторами то здесь, то там, национальный романтизм и ар-нуво, разумеется. И именно народные, чешские национальные мотивы являются отличительной чертой чешского ар-нуво,  в отличие от парижского или австрийского.

Буфетная, прилегающая непосредственно к концертному залу имени Берджиха Сметаны (о нём я расскажу чуть позже), относится к так назывемым "дамским салонам" Общественного Дома Праги. Он, разумеется, как и все дворцы, начиная  с эпохи барокко, делится на мужскую и женскую половину, и интерьеры выполнены в соответсвующем ключе.
Салоны мужской половины Дома оказались довольно строгими и сдержанными в своём оформлении. Предназначены они исключительно для деловых переговоров, конференций и встреч политических деятелей. Я не стану останавливаться на их интерьерах, поскольку на мой взгляд они самые обыкновенные и даже скучные. А вот  на "дамской" половине есть на что посмотреть :)



Итак, Буфетная сообщалась в своё время о служебными помещениями концертного зала, на первой фото хорошо видна соединяющая помещения зеркальная дверь прямо за барной стойкой. Однако сейчас она наглухо закрыта, поскольку помещение прямо за Буфетной является приватным салоном дирижёра. Стиль Буфетной - смешанный: нео-ампир и ар-нуво. Основным элементом декора является позолоченная лепнина на белых стенах и потолке. Стены салона декорированы искусственным мрамором и зеркалами. Мебель выполнена из светлого клёна и часть предметов является оригинальной обстановкой Буфетной. Пространство за барной стойкой с мраморной столешницей украшено лепными панно. Это самый светлый и просторный салон в этой части здания.



В интерьере "Восточного салона" отчётливо прослеживается влияние исламско-анатолийского искусства. В начале ХХ века восточные мотивы были невероятно популярны не только в изобразительном искусстве, но и в моде, и в интерьерах - в частности. 



В декоре помещения использованы восточные орнаменты, богатая резьба по дереву и лепнина. В стены и потолок вмонтированы элементы из цветного стекла.

    Очень интересный элемент интерьера - декоративные щиты, скрывающие батареи центрального отопления. На первом фото - это решётка из позолоченой бронзы, а здесь внизу -  консоль. Мне очень понравились  вроде бы ни к селу ни к городу, но гениально вписанные в интерьер яшики с камушками и сухими растениями!


    Самое уютное, на мой взгляд, помещение Общественного Дома Праги - это Моравско-Словацкий салон. Название своё он получил благодаря вышивкам ручной работы  с использованием фольклорных мотивов одной из областей Чехии - Моравии. Вышивки украшают не только льняные ламбрекены гардин, но и декоративные панно по периметру салона.

Украшением служит и сохранившийся из оригинального убранства аквариум для рыбок со скульптурным изображением улиток.

    Здесь прекрасно обыграны народные мотивы, и салон производит впечатление некой "окультуренной" деревенской горницы, великолепно!  


    Зал, соперничающий по пышности своего убранства с залом Сметаны и Салоном Мэра - это Зал имени Франтишека Палацкого (1798-1876), выдающегося чешского историка, политического и культурного деятеля XIX века.
    Зал украшен панно  с росписями, выполненной Яном Прейслером  в 1910-1912 годах. Потолок декорирован картиной  "Девушка и летящие птицы"



    Сюжеты росписи настенных панно воспевают природу родного края и героизм чешского народа. В этом зале и правда глаза разбегаются в разные стороны, и поскольку уже большая часть интерьеров пройдена, то голова уже слека кружится от всей этой роскоши и декоративности!



    Ну и на десерт я оставила концертный зал имени Берджиха Сметаны, хотя на самом деле это было самое первое помещение, куда я попала. Но продумывая этот пост, я решила, что оставлю его напоследок, чтбы всё остальное не померкло бы на его фоне. 
    Концертный зал занимает, разумеется, центральное и привилегированное место в интерьере Общественного Дома. Зал назван в честь одного из величайших композиторов XIX века - Берджиха Сметны (1824-1884), и является очень претенциозным сооружением своего времени. Зал вмещает 1200 зрителей и уникален не только благодаря своей акустике, но и передового, для начала ХХ века, использования нержавеющей стали , для сооружения сводов  в его огромном пространстве.


    Я не стала снимать общий вид зала, а обратилась к деталям. 
    Стеклянный купол зала украшен витражами и декоративными стальными решётками. Это  необычное и оригинальное решение - как правило куполы концертных залов наглухо закрыты и оштукатурены. Здесь же вечером витражи купола красиво подсвечивается искусственной иллюминацией, а днём через него проникает дневной свет, смягчённый непрозрачным стеклом. Света достаточно до такой степени, что можно обойтись без дополнительного освещения. 




    По обе стороны от сцены находятся балконы, украшенные аллегорическими скульптурами и цветочными гирляндами в стиле ар-нуво. Карниз, опоясывающий зал по периметру  - здесь видна его часть - украшен лепными медальонами со скульптурными изображениями чешских композиторов.

    Орган с 4 814 труб создан и установлен в 1912 году, его украшает бронзовый медальон со скульптурным портретом Сметаны. На проходящем в Общественном Доме органном фестивале "Органное лето в Общественном Доме" на этом инструменте играют ведущие органисты мира.


    Завершила бы я свою прогулку по Общественному Дому в его вестибюле. Здесь мне особенно понравилась лепнина, декорирующая вот эти светильники. Извилистые растения, симметрия, растительные мотивы, натуральные материалы, - стилистика ар-нуво здесь безупречна.


    Советую всем, кто желает непременно посетить Общественный Дом в Праге, обязательно присоединиться к платным ежедневным экскурсиям -  так вы сможете получить полный обзор всех его великолепных помещений. Плата за экскурсию вполне по карману, сравнима с обычными европейскими ценами на музейный билет. Расписание экскурсий меняется постоянно, на интернет в этом случае лучше не расчитывать.  Рекомендую в первый же день просто зайти в Дом, тем более, что это нетрудно - гуляя по центру Праги вы всё равно окажетесь неподалёку, поинтересоваться у администрации о проведении экскурсий, и запланировать поход в определённый день и час. Так я и сделала, потому что сходу и с первого раза на такую экскурсию не попала.


    Ну что ж, самое время перекусить! Гуляя по пражским улицам трудно не уловить аппетитный аромат свежеиспечённых вафель. Их здесь выпекают прямо на улицах и продают по смешной стоимости, предлагая ещё и любой соус на выбор . Вафля подаётся вот так - на палочке, совсем как мороженое, и на одноразовом подносике, поскольку она очень длинная и всё же на палочке не удержится :) Просто, изящно и изысканно одновременно, совсем в стиле пражского ар-нуво :)







    В центре Праги встречаются и другие здания с элементами ар-нуво (3 фото выше), но на второе место после Общественного Дома я поставила бы здание гостиницы "Европа" (вверху), полностью сохранившее свой первозданный облик belle epoque (прекрасной эпохи - фр.).  Администрация гостиницы предлагает недорогие полуторачасовые экскурсии по интерьерам, выполненным также в стиле ар-нуво, но, к сожалению - только для групп численностью не менее 10 человек. Так что я полюбовалась гостиницей толко снаружи, и разумеется вспомнила Париж, там такие здания встречаются гораздо чаще.



Дополнительная информация:
Общественный Дом в Праге, официальная страница: http://www.obecni-dum.cz/
Музей Альфонса Мухи: http://www.mucha.cz/

Другие посты моего блога о Праге:
Пражская весна. Старе-Место
Пражский Град

На новости блога подписывайтесь здесь:

Follow on Bloglovin

2 комментария:

  1. Думаю, Вы и сами уже узнали это,но Славянская Эпопея не хранится ни в одном из перечисленных Вами музеев: "Вследствие того, что в тогдашней Праге не нашлось галереи, которая могла бы разместить ее всю целиком, она временно экспонировалась в Дворце ярмарок, а после войны была помещена в замке в городке Моравски-Крумлов (доступна для осмотра с 1963)". Если мои данные не врут, то экспозиция находится там до сих пор.
    P.S. Большое спасибо: Ваше описание Муниципального Дома помогает мне в написании дипломной работы.

    ОтветитьУдалить