Translate

суббота, 11 сентября 2010 г.

Мальта.Особняк Casa Rocca Piccola

В свою нынешнюю, уже вторую, поездку на остров Мальта я включила в план обязательного посещения и вот этот очаровательный дом-музей - Casa Roссa Piccola.
Он находится в Валлетте, совсем недалеко от Собора Св. Иоанна, по адресу  ул. Республики, 74. Согласно моему путеводителю и тому небольшому буклету, который я, уже не помню где и когда, случайно захватила с собой в Валлетте год назад, дом этот жилой и в нём до сих пор проживает семья знатных мальтийцев. Оба печатных издания настойчиво советовали непременно посетить сей объект, наперебой расхваливая его интерьеры и коллекции картин, мебели, серебра и костюмов, которые там находятся. А поскольку все основные достопримечательности я осмотрела ещё год назад, а как раз сюда и не успела, то первым делом я поспешила именно в  Casa Roссa Piccola.


Я давно уже интересуюсь дизайном интерьеров. Наверное с детства.  Сколько себя помню - мне всегда нравилось делать перестановку мебели в комнатах, делать ремонт, подбирать обои и краску, плитку и текстиль...Оформление интерьера в доме - это бесконечный и увлекательный процесс: с годами меняется человек, изменяется и интерьер его жилища...
На своём опыте знаю, насколько это кропотливый и трудоёмкий процесс : у  себя дома я всё придумываю и оформляю самостоятельно - от цвета и фактуры стен, пола и мебели, до ваз, ткани диванных подушек и ароматических свечей. У меня нет строгого предпочтения в стилистике, мне нравится эксперименты и смешение разных стилей. О том, насколько это всё удаётся - судить не мне, но до сих пор все домашние оставались довольны.
Конечно, многие детали и приёмы я подсмотрела в самых красивых и роскошных дворцах, но это касается не общего оформления, а скорее  - сочетания различных фактур и материалов - дорогих и дешёвых тканей, фарфора, керамики, дерева, лепнины,  а также - цветовых решений помещений. Всё же огромные и блистательные резиденции сильных мира сего  не были приспособлены для жизни простых смертных, они служили скорее символом власти и статуса их владельцев. Не стоит увиденное однажды в  королевском дворце переносить в свой дом. Очень велика опасность провала, копирование здесь зачастую выглядит смешно и нелепо. Поэтому  примеры реальных, жилых и живых интерьеров я беру из жизни, заглядывая в дома своих современников. Но есть и исключения : такие дома, в которых сохранились старинные интерьеры, но жизнь в этих домах и его обитатели - самые современные люди. Просто они с особым пиитетом и уважением относятся к своему жилищу и его истории. У них есть чему поучиться!

Дом был построен  около 1580 года, через 15 лет после окончания первой Великой Осады Мальты, и основания новой столицы - Валлетты.  Хозяином дома был Дон  Пьетро Ла Рокка - отсюда и название "Маленький домик Рокка", - адмирал Ордена Св. Иоанна итальянского капитула, langue (как известно, их был всего восемь).  После его смерти, дом перешёл в собственность капитула, а затем был продан предкам  современных его владельцев. Дом находится во владении знатной мальтийской семьи вот уже более двухсот лет.
 Мой буклет содержал информацию о том, что каждый час организуются экскурсии по дому с гидом, но  я особо на это не расчитывала - всё же не всегда набирается группа, уж мне ли этого не знать!... Ну и потом - всё же кое-какой опыт работы в музее у меня имеется, так что я думала, что спокойно прогуляюсь по дому и одна.  Однако, зайдя в просторный холл белого мрамора, и обратившись в кассу, я узнала, что экскурсия состоится ровно через 20 секунд, и я успела как раз вовремя. Что ж, с гидом - всегда лучше!
Нас было немного - всего 5 человек, из которых - четверо англичан, все они были на Мальте впервые, ну и я. К нам вышел очень добродушный, любезный, миловидный пожилой господин, - совсем седой, невысокий, в очках, скорее полноватый, чем сухощавый, и поздоровавшись, не представляясь, пригласил нас подняться в парадные покои вслед за ним.  Как впоследствии выяснилось, в представлении наш гид действительно не нуждался. Добродушный "дедушка", шестидесяти девяти лет от роду, оказался не кем иным, как хозяином дома,  - сэром Николасом де Пиро, потомственным,  девятым маркизом де Пиро, а также 9-м бароном Мальтийского феода Буда (Maltese fiefdom of Budach) и рыцарем Мальты. Всё это  я узнала лишь через час, по окончании экскурсии, из книги, написанной им самим о своём доме, и уж конечно - с первого взгляда никак не заподозрила его в столь высоком звании. Он вёл себя настолько просто, гостеприимно, радушно, вежливо и любезно, но в то же время  - с достоинством и совершенно законной гордостью за свою богатую родословную и великолепный дом. Удивительно, меня каждый раз при общении поражает простота настоящих потомственных аристократов! Ни капли надменности, снобизма и чопорности! Лишь элегантная вежливость и безупречные манеры вкупе с истинным милосердием и человеколюбием!
Ещё у кассы, девушка, продававшая билеты,  увидев мой внушительный фотоаппарат, на мой вопрос, можно ли фотографировать в помещении, ответила отрицательно - можно только здесь, в вестибюле, и в катакомбах. Меня это вот никак не устраивало! Набравшись смелости, через некоторое время после начала экскурсии, пройдя с маркозом несколько помещений, я всё же спросила лично у него, уже поняв, что говорю с хозяином дома, могу ли я пофотографировать. Он спросил, какие именно фотографии я хочу сделать. Я ответила, что всего лишь интерьеры, и он любезно позволил мне это сделать. Так что здесь я опубликую в своём роде эксклюзив, потому что ни отрывки из его книги, ни фотографии, которые там размещены, нигде нельзя публиковать без личного на то разрешения маркиза де Пиро, но у меня есть несколько кадров, которые мне удалось сделать в его доме.
Как это мало - всего лишь час времени в таком месте! Для детального рассказа об истории всех фамильных портретов, старинной мебели, всего того, что находится на многочисленных витринах, в книжных шкафах, на постаментах и консолях,  - должно уйти как минимум несколько месяцев! Маркиз говорил на очень красивом и правильном английском языке, очень внятно, компактно и без лишних пауз и отсутплений, я, как гид, это сразу оценила и кое-чему подучилась.
По соображениям этикета, я не могла постоянно щёлкать фотоаппаратом, поэтому все те коллекции старинных, XVI - XVIII вв. мальтийских кружев и вееров, серебряных флакончиков для нюхательных солей и различных милых мелочей,  а также  - семейная капелла, останутся - увы! - лишь в моей памяти... Но вот комнату, прилегающую к капелле я уже запечатлела.

 
Люстра - XVIII века, Богемского стекла.
Богато украшенный золотой росписью шкаф - работа мальтийских мастеров - на самом деле никакой не шкаф, а  в раскрытом виде - переносная часовня, с небольшим алтарём и распятием. Такие часовни могли переноситься в комнату роженицы, чтобы мать могла сразу после родов присутствовать при крещении новорожденного, а также - транспортироваться в летние резиденции знати. Слева "шкафа" - портрет папы Клемента XI.
Краем глаза здесь можно заглянуть и в самейную капеллу, которая находится за голубыми занавесками.

Переходя из комнаты в комнату я постоянно старалась удерживать в голове то, что это жилой дом... но это плохо мне удавалось! Нет, конечно, сразу было видно, что в доме живут люди, что здесь нет пустынных и заброшенных комнат, что на диванах сидят, книги читают, посудой пользуются, на рояле играют, ковры - старинные и потёртые, полы, вымощенные старинной плиткой - местами выщерблены,  вся эта потёртость, некая ветхость придавала столько жизни этим помещениям, там действительно чувствуется дыхание времени! ...  Но... я наверное осваивалась бы здесь несколько лет!..Столько всего здесь можно узнать и осознать, провести исторические и художественные параллели!... Истинная "лавка древностей"!.. И как же мало рассказано в небольшой книге, написанной хозяином этого удивительного дома! Здесь впору писать многотомник!


Зимняя столовая.
Флорентийская мебель, по словам хозяина, очень тяжёлая, и семья не очень любит здесь обедать, потому что никто не хочет чистить стол после трапезы - богатая резьба, окаймляющая стол, так легко пачкается! 
Фреска над дверным проёмом выполнена в стиле Помпеи и Геркуланума. В начале XIX века Европа повально увлеклась античностью, после проведения раскопок в этих двух древнеримских городах.

Архив и библиотека.
На столе - деревянная резная статуя апостола Павла, святого покровителя Мальты. По некоторым предположениям, она служит прототипом знаменитой статуи Св. Павла, в церкви Кораблекрушения Св. Павла в Валлетте.
У ног апостола вырезана змея, с этим связана одна из легенд.

Согласно Книге Деяний Апостолов, корабль св. Павла потерпел кораблекрушение у берегов Мальты. Когда апостол сошёл на берег, то был укушен ядовитой змеёй, однако остался невредим, и с тех пор на Мальте нет ядовитых змей. За время своего пребывания на острове, он обратил в христианство римского наместника Публия, который и стал первым епископом Мальты. 
В библиотеке рассказ маркиза был особенно интересным - он рассказывал о жизни своих далёких предков на службе у рыцарей Ордена св. Иоанна и цитировал их письма. Обо всём этом можно прочесть в книге, рассказ действительно увлекательный и займёт массу времени и места.


 
Интересная коллекция старинных флаконов с лекарствами находится в архиве не случайно. Рыцари Мальтийского ордена славились своим искусством врачевания испокон веков.


 
На кровати была дана жизнь девяти детям семейства де Пиро в XIX в., все благополучно выжили, что было необычно для той поры, когда многие дети умирали в младенчестве. Венецианское зеркало и туалетный гарнитур -  XVIII в. Мне так же очень понравилось вязаное покрывало!


 
Ну и наконец - самая светлая и, на мой взгляд, - парадная зала во всём доме!
Летняя столовая, в которой стол накрыт со строгим соблюдением правил этикета, с фамильным столовым серебром и фарфором, с гравированными бокалами, со скатертью и салфетками, вышитыми фамильным гербом де Пиро.
 Статуя богини Дианы, каррарского мрамора, доминирует в дальнем конце столовой.

Столовая является поздней пристройкой к дому, в эпоху ар нуво или по-русски - модерна, об этом можно догадаться по цветовой гамме залы  и по вот такой витиеватой разрешётке оконных рам.

Далее нас пригласили в подземное бомбоубежище времён II Мировой войны. Мальтийцы - великий народ, они дважды героически отстояли свой остров, - в первую Великую Осаду Мальты1565 года, и во вторую - 1942 г.  Хитроумный и дальновидный дед нынешнего владельца дома уже в 1935 году всем предсказывал великую войну, но большинство родных, знакомых и соседей считали его сумасшедшим. Он разраболтал свой собственный план бомбоубежища под своим домом, и начал его постройку. Во время бомбёжки  1942 г. в убежище укрывалось около двух тысяч человек. Бомбоубежище имеет множество зигзагообразных коридоров и запасных выходов, за всё время второй Великой Осады Мальты в нём никто не погиб, и  не было обвалов.

Увы! Время бежит незаметно и очень быстро, и наше путешествие по этому необыкновенному дому очень быстро подошло к концу. Оно завершилось в этом уютном крохотном внутреннем дворике дома, сплошь засаженном зеленью.
Но история на этом не заканчивается. Совсем недавно сын сэра Николаса нашёл какую-то древнюю арку в подземелье дома, и теперь там ведутся раскопки. Быть может, в следующее своё посещение, я услышу от маркиза новые интересные факты о его старинном и гостеприимном доме.
Я же всегда и везде буду с большим теплом и воодушевлением рассказывать и о Casa Rocca Piccola, и о любезном и почтенном хозяине дома -
маркизе Николасе де Пиро!
 
 
Другие мои заметки о Мальте можно прочитать здесь:
 
 
 
 
 


1 комментарий:

  1. Эвелина, спасибо за подробный и увлекательный рассказ о доме маркиза. Отдельное спасибо за фотографии - такое впечатление что сама там побывала и увидела всё своими глазами :)
    Юлия.

    ОтветитьУдалить