Translate

воскресенье, 15 августа 2010 г.

Фестиваль "Birgitta 2010"



Сколько уже хвалебных песен было спето в честь этого фестиваля, который ежегодно проходит на развалинах монастыря св. Биргитты! Это - действительно знаковое культурное событие не только в нашей стране, но  и во всей Северной Европе и странах Скандинавии! Нечасто можно в увидеть и услышать столь  гармоничное сочетание талантливых постановок, музыки, танца и великлепных голосов, которые ещё удивительным образом дополняют и соответсвуют самой атмосфере многовековых стен древнего монастыря!

 За все те пять сезонов,  на которых я просмотрела более двух десятков постановок, я не помню ни одной неудачной!  Будь то оратория "Кармина Бурана", классические оперы или балеты, такие как "Лебединое озеро", "Спартак", "Шахерезада", или авангардные постановки московских театров "Геликон-опера" и "Новая опера",-  каждое представление фестиваля - это всегда яркое и незабываемое зрелище, заставляющее по-новому взглянуть на музыкальные произведения, давным-давно ставшие классикой, либо - полюбить малоизвестные и почти забытые сочинения прославленных композиторов, предлагая совершенно  иное и свежее их прочтение!
И конечно, пожалуй самое привлекательное на фестивале "Биргитта" - это его камерная атмосфера, в которой с одной стороны задают тон древние руины, а с другой - люди, которые вдохнули в них новую жизнь! Публика, музыканты, танцовщики, сам художественный руководитель фестиваля  - наш прославленный музыкант и дирижёр Эри Клас, видные политики, бизнесмены, учёные, - все здесь равны, все собрались вместе, в одном замкнутом пространстве для того, чтобы отдать дань и приобщиться к настоящему, вечному и живому искусству!


 Опера эпохи барокко "Орфей и Эвридика" К. Глюка
Я долго думала, что же мне написать про эту постановку, потому что долго не могла понять, понравилась она мне или нет... через месяц после просмотра всё уложилось, и я понимаю, что мне всё же понравилось! Сочетание "физического театра" Pan.Optikum и барочной музыки, в исполнении Таллиннского Камерного оркестра, под управлением Андреса Мустонена, настоящий контратенор (в эпоху барокко большинство опер писалось для кастратов), наша прекрасная голосом и образом своим Хелен Локута в роли Эвридики... Да, это было необыкновенно! Замечательно и то, что премьера постановки была  именно на фестивале Биргитта 2010!

Три коротких балета "Палата N 6", "Underground" , "Болеро" (Музыка Арво Пярта, Мориса Равеля и Петериса Васкса),  и балет "Кармен" (Ж. Бизе), которые были исполнены труппой Киевского Модерн-балета, под управлением художественного руководителя и хореографа Раду Поклитару, смотрелись на одном дыхании!.. Поразительно экспрессивная пластика танцоров, виртуозная техника, сложные, вычурные движения, невероятно точно передающие все оттенки человеческих страстей!...  Всё это прекрасно легло на не менее сложную по исполнению и восприятию музыку Арво Пярта и Петериса Васкса в балетах "Палата N 6" и "Underground", и удивительным образом - на классику Бизе и Равеля! Музыка  и танец были неотделимы в этих незабываемых представлениях, заставили сопереживать героям, любить и ненавидеть вместе с ними, и заглянуть в свою собственную душу!..

Опера Рихарда Вагнера "Лоэнгрин" - ну наконец-то привезли и Вагнера! Каждый год я  писала в графе "ваши пожелания", в опросных листах фестиваля, только одно имя  : "Вагнер"...  Мистическая и незабываемая  музыка Вагнера и  мифологические сюжеты его произведений как нельзя лучше соответсуют духу, атмосфере  и контексту как самого фестиваля, так и места его проведения...  В этом году организаторы меня  услышали!...
Большинство театров не берутся ставить  длинные, сложные по сюжетам и вокальному исполнению оперы Вагнера, в Национальной Опере "Эстония" на моём веку не было ни одной  его постановки.
На фестивале опера "Лоэнгрин" была  представлена в исполнении Московской  "Новой оперы". На следующий вечер по одному из музыкальных каналов я посмотрела "Лоэнгрин" в классической постановке, и представилась прекрасная возможность для сравнения! "Новая Опера" с удивительно тонким чувством юмора поставила этот вагнеровский шедевр! Основное внимание зрителя приягивали великолепные голоса и патетическая музыка, в оркестре я насчитала 21 скрипку, это придаёт необыкновенное богатсво и силу звуку! Образы же главных действующих лиц были настолько остроумно разработаны, - они как бы  тихонько подсмеивались  и очень  мягко снижали и гасили весь пафос сюжета и музыки Вагнера, - и отвлекая зрителя, и развлекая его, придавая современную трактовку классическому прозведению. Лебедь был бумажное оригами, Короля Хайнриха  вывезли на сцену в инвалидном кресле, над поединком Лоэнгрина и  Тельрамунда мы долго ещё хохотали всей честной компанией, потому как никакого поединка-то и не было! На гордый и заносчивый вызов Тельрамунда обнажить против него свой доблестный меч и сразиться в честном бою, Лоэнгрин преспокойненько вытащил из-за пазухи детский пистолет с пистонами и попросту выстрелил в упор, сразив врага наповал!  А костюмы? Рыцари - да, честь по чести в полагающихся им облачениях с "меховыми" рукавами, у короля Хайнриха - великолепный грим и венец на манер Карла Великого, платья Эльзы и Ортуд - из плотной простёганной серебристой ткани,  всё вполне в соответствии с предполагаемой эпохой , в которой разворачивается действие... но сам Лоэнгрин на этом фоне блистал в шикарном современнейшем белом костюме-тройке!.. Это только подчёркивало его чужеродность, служило свидетельством того, что он прибыл из совсем иного мира... Ну почему бы и не из нашей современности?... Это  - театр, и здесь возможно всё!.. Все эти мелочи придавали своё очарование, оригинальность и неповторимость всей постановке! Замечательно!

Опера Россини "Севильский цирюльник" состоялась 21 августа, в День восстановления независимости, государственный праздник у нас в стране. Это добавило искромётности и блеска всему представлению : публика была нарядной и в приподнятом настроении, музыка Россини - лёгкая и жизнерадостная, создавала атмосферу праздника. А дирижировал конечно сам маэстро Эри Клас, ему как никому удаётся дирижирование именно яркими и солнечными, мелодичными произведениями! Солисты Новой Оперы пели отлично, юмора было ещё больше, чем в "Лоэнгрине", чего стоит одна только Розина в "китайском" домашнем наряде, с лёгкостью распевающая сложнейшие арии, а вездесущий Фигаро с его незабвенной и знаменитой арией, бреющий и стригущий по ходу действия троих клиентов в своей, вполне современной,  парикмахерской!..

 Словом, фестиваль удался и на этот раз! Браво!

Комментариев нет:

Отправить комментарий