Translate

воскресенье, 15 августа 2010 г.

Знакомясь с Валенсией - открываю Испанию. Часть III. Национальный музей керамики имени Гонзалеса Марти.


Изначально, посещение этого музея вообще не входило в мои планы. Не настолько уж я люблю керамику, фарфор и прикладное искусство, чтобы тратить на посещение подобного музея несколько часов драгоценного времени. Но поскольку в Художественный музей Валенсии я никоим образом не успевала (он расположен довольно далеко от центра), все мои планы постоянно сбивали несколько часов сиесты, когда город практически вымирает, а добираться в Художественный музей в сумасшедшую жару было сомнительным удовольствием, то я и решила, что на мах Гойи и на святых Эль Греко я посмотрю как-нибудь в другой раз. Кроме того, музей керамики располагается в великлепнейшем особняке маркиза Дос Агуас в самом сердце Валенсии. Я несколько раз проходила мимо него и обращала внимание на изумительный фасад!
После сиесты все католические церкви были уже закрыты, до вечера было ещё далеко, а пройдясь по городу я успела уловить, что валенсийцы очень гордятся своими нациолнальными ремёслами, в том числе - и керамикой, поэтому я и направилась в Национальный музей керамики имени Гонзалеса Марти.



Одна из причин, по которой я так долго не могла написать это сообщение заключается в том, что очень трудно рассказать в двух словах о столь интересном музее. Лучше всего посмотреть на всё это великолепие своими собственными глазами!
Коллекция керамики и фарфора музея многочисленна и разнообразна, интерьеры особняка шикарны, я застала также и совершенно уникальную выставку японского фарфора.... Поэтому, во избежание хаоса, я условно поделю сообщение на три части : сначала расскажу об интереьере и истории дворца маркиза Дос Агуас, попутно постараюсь охватить и коллекцию керамики и фарфора в постоянной экспозиции музея, а в конце скажу пару слов о выставке японского фарфора - здесь тоже не стоит долго рассуждать, лучше смотреть и наслаждаться :)
Для тех, кто владеет испанским языком, я размещу ссылку на официальный сайт нционального музея керамики : http://mnceramica.mcu.es/index.html, где можно получить более подробную информацию как о музее, так и о его основателе - синьоре Гонзалесе Марти.
В своём же рассказе я поделюсь своим личным восприятием и впечатлениями.


Национальный музей керамики был основан в Испании в 1947 году, когда частная коллекция, собранная синьором Гонзалесом Марти была передана государству. Изначально музей располагался в доме самого Гонзалеса Марти - страстного коллекционера керамики и фарфора, но с 1954 года музей переехал во дворец маркиза Дос Агуас - старинное здание, заложенное ещё в пору средневековья, и претерпевшего в течение последующих веков многочисленные реновации и изменения.



Фасад особняка, выполненный в стиле барокко испанскими мастерами XVIII века - Игнасио Вердара и Иполито Ровира, - богато украшен скульптурой и резьбой по алебастру.


К сожалению, мне не удалось сфотографировать его полностью : окружающие здания находятся слишком близко. Но сам дворец очень напоминает красивый кремовый торт - и по цвету, и по форме :)


На фото - внутренний дворик, украшенный аллегорическими статуями, символизирующими увлечения маркиза Дос Агуас. Само существования внутреннего дворика создаёт особое настроение : вы попадаете не сразу в помещение дворца, не сразу с улицы - в дом аристократа, а лишь в его преддверие, которое даже не является прихожей или холлом! Хозяин был, очевидно значимой персоной, и умел создавать и сохранять положенную его статусу дистанцию!

Интерьер дворца в целом выполнен в стиле Второй французской империи (II половина XIX века), в 1867 году была проведена последняя реновация здания под руководством 7-го маркиза Дос Агуас. На первом этаже особняка, вокруг внутреннего дворика, распологаются 17 залов и комнат, в которых протекала будничная жизнь маркиза и его семьи.
На фото - самое роскошное помещение дворца - Бальная зала, неотъемлемой частью интерьера которой стали, традиционные для той эпохи, огромные зеркала, экзотические растения, бронзовые канделябры в виде женских фигур в античных одеждах, многочисленные мягкие диваны, хрустальные люстры с подвесками, на стенах и потолке - позолота и лепнина.


Декоративной лепниной украшены все потолки парадных помещений дворца, а полы выложены цветным мрамором разных сортов.


Красная комната (на фото), Китайская комната, Фарфоровая комната и Бальная зала сохранили первозданность своих интерьеров, прочие помещения дворца реновированы и переделаны соответственно нуждам музея.


В Бальной зале за большими зеркальными панно сокрыта музыкальная галерея!


Мне очень понравилась резная мебель чёрного дерева в Курительной комнате, инкрустированная слоновой костью и перламутром! На спинке каждого стула - свой сюжет, гарнитур дополняет пара комодов, а интерьер комнаты в целом - фламандские гобелены на стенах.


В анфиладе комнат и залов дворца Курительная комната выделется именно некоей мрачностью, таинственностью и несколько гнетущей и удушливой атмосферой, контрастируя своей "маскулинностью" с соседними нарядными и яркими "дамскими" залами.
Комната для важных синьоров и их серьёзных послеобеденных разговоров за сигарой, трубкой и крепкими напитками :)


Невозможно говорить об искусстве и об интерьере конкретно этого дворца в отрыве от исторического контекста.
Значительная часть истории Испании и самой Валенсии - это история крестовых походов, Реконкисты и религиозных войн. Период же Реконкисты - отвоевания терриотории Испании у арабов, окончательно завершившийся лишь к концу XV века, стал определяющим для истории всей страны. Именно в ту пору Испания стала, наравне с Римом, оплотом воинствующего католицизма и самой консервативной в религиозном плане державой. Испанцы очень набожны и сюжеты на религиозные темы встречаются здесь повсюду.
Потолок одной из самых парадных помещений - Бальной залы - дворца Дос Агуас украшен аллегорической фреской : город Валенсия, в синих с золотом одеждах, преклонила колени перед арагонском королём Хайме I, изображённым здесь рыцарем, и отныне они объедены Христианством, которое символизирует женская фигура в белом. В одной её руке можно увидеть крест, а другая - поддерживает Валенсию.
Религиозный смысл заключён и в скоплении многочисленных фигур на заднем плане картины - слева (прежде) Валенсия была мусульманской,- это символизируют люди, одетые на арабский манер, отныне (справа) она завоёвана рыцарями-крестоносцами и останется христианской.
На фреске увековечена памятная дата - 9 октября 1238 года, когда Хайме I, король Арагонский и граф Барселонский, один из крупнейших полководцев Реконкисты, после долгой сухопутной и морской осады, вынудил валенсийского правителя Заййан ибн-Са’д Ибн-Марданиш сдать город, и торжественно вступил в Валенсию.
Описания хроник позволяют воссоздать событие.
"...Архиепископы и прелаты в митрах, клирики в расшитых золотом одеяниях; дамы, придворные и магнаты в окружении своих закованных в латы дружин; войска – рыцари и ополченцы городов, моряки, толпы купцов; строй конницы, бесчисленное воинство чужеземных добровольцев; и сам король Арагона, бородатый гигант, в сопровождении королевы. Под ропот толпы и звуки победных труб, вся эта процессия, сверкая одеждами, латами и сталью оружия, приняв серьезный и даже благоговейный вид, в полном порядке утром двинулась из лагеря к городским стенам, распевая Te Deum. Затем шествие миновало ворота Баб-эль-Шахард и проследовало далее по узким улицам города до главной мечети. Отныне Хайме Арагонский мог именовать себя королем «от Роны до Валенсии», «первейшим королем в мире и тем, кто совершил наибольшее».
Папа Григорий IX с восторгом писал об этом событии в своем послании, города Италии обратились к Хайме с просьбой стать их сюзереном и возглавить борьбу с императором Фридрихом II, трубадуры Лангедока сокрушались тому, что такая сила обратилась с их земли на юг. В далекой Англии Матвей Парижский заносил в свою хронику рассказ о том, как «со своими союзниками, великолепный и непобедимый воитель повелитель король Арагона столь опустошил великий город Валенсию кровопролитной войной и столь плотно окружил его, что вынудил его сдаться». В общем, Запад, по словам папы Иннокентия IV, «бурно радовался, когда королевство Валенсия было вырвано из рук сарацин». Сбылась мечта Хайме Завоевателя..."

Многочисленная коллекция керамики и фарфора национального музея располагается на II этаже. Каких изделий здесь только нет!
Я не специалист по керамике, но немного занималась ею, иногда беру мастер-классы у наших местных мастеров, и кое-что я попробую здесь рассказать.

К примеру, - коллекция драгоценного Мейсенского фрафора.
Каждый мало-мальски уважающий себя художественный музей или музей прикладного искусства имеет хотя бы один предмет мейсенского фарфора в своей коллекции. Совсем недавно, в 2010 году, Мейсенской фарфоровой мануфактуре исполнилось 300 лет. Именно в Саксонии, в 1710 году, в городе Мейсен, по заказу короля Августа Саксонского (Сильного) началось производство европейского фарфора.
Вплоть до того времени весь фарфор, который был в обращении в Европе, ввозился из Китая, и продавался по баснословным ценам.

Именно поэтому первые коллекции китайского фарфора принадлежали сильным мира сего. Каждый европейский монарх, к числу которых причислил себя и император Пётр I, имел коллекцию китайского фрафора, которая иногда находилась в специальных "китайских" кабинетах или комнатах их роскошных резиденций.

Во дворце Дос Агуас тоже есть своя китайская комната с коллекцией китайского фарфора, разумеется,там мне особенно понравилась мебель и вот этот чёрный с золотом лаковый столик.

China - Китай, отсюда и название модной новинки XVIII века -"шинуазри", "китайщина", - увлечение китайским фарфором и диковинной мебелью.

Производство фарфора на Мейсенской мануфактуре со временем сделало фарфор более доступным товаром. Такие сервизы и предметы обихода смогли себе позволить не только короли и богатейшие семьи Европы, но и рядовые дворяне.
Мейсенский фарфор отличается высочайшим качеством,цветочными орнаментами и великолепными красками - при создании мейсенского фарфора используются около 10000 оттенков красок.
В наши дни, как и 300 лет назад, весь мейсенский фарфор создается вручную. Краски для росписи фарфора смешивают в соответствии с рецептом, которому уже несколько сотен лет, и который хранится в строжайшей тайне.

Мейсенский фарфор всегда можно узнать по особенному клейму : две перекрещенные шпаги кобальтого синего цвета. Этот товарный знак наносится вручную на каждое фарфоровое изделие Мейсенской мануфактуры с 1722 года.

Фарфоровая комната, интерьер и мебель которого отделана мейсенским фарфором, сохранила свой первозданный облик.
На мой взгляд, - немного приторно, но роскошно и безумно дорого по тем временам.

Кресло и комод из Фарфоровой комнаты.

Из коллекции фарфора XVIII века мне приглянулись подставки для чашек с горячим шоколадом, мода на употребление которого также появилась в Испании веком раньше и распространилась на всю Европу.
XVIII век век прославился целым рядом нововедений в быту и появлением различных удобных приспособлений в обиходе. В неспешной жизни изнеженных аристократов существовала тысяча незначительных, но приятных и красивых мелочей, радующих глаз и являвшихся частью удовольствий, из которых и состояла их жизнь. Некоторые предметы домашнего обихода, такие как самые обычные часы и флаконы с духами "дожили" и до наших дней, а некоторые - безвозвратно исчезли.
К "приятным мелочам" можно отнести и вот эти фарфоровые подставки в виде виноградных листьев. Красивые, но совершенно непрактичные и бесполезные в наши дни вещицы!

Каминный гарнитур, отделанный валенсийской керамикой - просто и изящно.
Чего только не придумают испанские мастера!
Честно говоря, далее я фотографировала уже только то, что сразу бросалось мне глаза, потому как керамики и фарфора действительно МНОГО в экспозиции музея - только успевай оглядываться по сторонам!


Есть здесь керамика времён Хайме Завоевателя : именно тогда в Валенсии началось её производство, ремесленники-арабы постарались приспособиться и делали посуду по заказу новых, христианских хозяев города.


В Средние века валенсийская керамика славилась и экспортировалась на всю Европу, а также очень ценилась среди знати высшего духовенства в самой Испании.


В 1727 году была основана фабрика в Алькоре, что находится в провинции к северу от Валенсии. Фабрика постоянно терпела финансовые убытки, однако керамика отличается превосходным качествам и высочайшим художественным мастерством исполнения, что также сделало её популярной среди богатых и знатных заказчиков.


Вся постоянная экспозиция музея выстроена очень грамотно - по временному принципу, одна эпоха плавно переходит в другую, на стендах представлены основные орнаменты и элементы декора, свойственные именно для данного конкретного помежутка времени и для области, в которой производилась та или иная продукция.
Это - настоящий рай для специалистов и бесценная наглядная энциклопедия для полных профанов в области прикладного искусства керамики!
Всем интересующимся я настоятельно советую посетить этот музей!


Самым замечательным местом в музее всё же, на мой взгляд, является вот эта стилизированная традиционная валенсийская кухня, полностью отделанная плиткой местного производства!
Дизайн был придуман и осуществлён самим синьором Мануэлем Гонзалесом Марти. Очень уютное место, каждый уголок здесь заполнен милыми домашними мелочами, порой - теми, которые давным давно не используются на современной кухне.

Плитку для декорирования кухонь начали производить в Валенсии ещё в эпоху барокко - с середины XVII века. В декоре использованы либо орнаменты, с использованием основных цветов - зелёного, жёлтого и оранжевого, либо изображения продуктов, домашней утвари и жанровые сценами.
Полки на кухне заставлены керамической и медной посудой, а посередине стоит жаровня, в которой обычно, на раскалённых углях, вплоть до XIX века готовили еду (в огнеупорных горшках).
Огромные печи как правило отапливали весь дом, и температура там была столь высока, что приготовление пищи было невозможным, поэтому в малых объёмах пищу готовили именно вот таким способом.
Эта кухня просторна, но она относительно небольшая : при королевских дворцах или больших домах аристократов кухне обычно отводилось отдельное здание, располагавшееся как правило поодаль, дабы не смущать неприятными порой запахами, шумом и суетой утончённые чувства господ :)

В коллекции музеев немало подарков. В частности - пара фантазийных женских бюстов, эпохи ар нуво, подаренных музею правительством Чехии. На фото - один из них. Работа, по-моему, безупречная - женщина и цветок, два в одном!
Я знаю знаменитый богемский (Богемия = Чехия) хрусталь, но оказывается, чешский фарфор - один из самых знаменитых во всем мире.
История его берет свое начало более чем два столетия назад. Именно тогда, неподалеку от местечка Карловы Вары, были обнаружены залежи великолепного каолина - сырья, являющегося основным составляющим фарфора.
1790-й год стал точкой отсчета производства- именно тогда начала выпускаться первоклассная чешская посуда. Чехия тогда не была самостоятельной, а входила в состав Австро-Венгрии. Но этот факт даже способствовал превосходному качеству чешского фарфора. Многие заводы принадлежали немцам, а значит, на них использовался весь опыт производства немецкого фарфора, в частности, секрет производства мейсенского фарфора.

Ну и завершу я свой коротенький обзор постоянной экспозиции музея фотографией керамической статуэтки валенсийки в традитционном национальном костюме. Весьма колоритная и эффектная особа! :)

К тому времени - примерно через полтора часа осмотра музея, - я уже добралась до третьего этажа, и была совершенно вымотана жарой и всем увиденным за весь день (рано утром я помчалась в одну из католических церквей слушать грегорианское пение, а потом - в самую старинную церковь ордена рыцарей-госпитальеров или иоаннитов, - тех самых, которые затем перекочевали на Мальту, у меня были свои причины отыскать это место!).
Всё же любопытство взяло верх над усталостью, я поднялась и на третий этаж музея, и не пожалела!
То, что предстало моим глазам, оказалось соврешенно потрясающим зрелищем : около 100 квадратных метров выставочной площади, отведённой под временные выставки, было полностью заставлено витринами с японским фарором Имари!


Опять же повторюсь, что мне довольно трудно рассказывать о предмете, не являющемся областью моих исследований - о фарфоре и керамике, но все эти блюда, вазы, сосуды и шкатулки являются настолько уникальными и поистине радуют глаз, что я потрудилась и отыскала всё же некоторые сведения, которыми и поделюсь здесь.


Так называемый (в европейских коллекциях) фарфор Имари производился в японском городе Арита, на самом южном из трёх японских островов, в его северо-восточной области Киушу (Kyushu), и специально отправлялся на экспорт в Европу из портового города Имари префектуры Сага. Отсюда - название :фарфор Имари - для европейцев, а для японцев - Арита-яки (Arita-yaki (有田焼).


Итак, Имари служил всего лишь перевалочным пунктом для фарфора, производимого в г. Арита, который стал сердцем фарфорового производства Японии в XVII веке.
В 1616 году в области был найден необходимый для производства фарфора каолин, а после завоевания Японией Кореи, японские мастера переняли у корейцев технику глазурования, а из Китая позаимствовали мотивы и орнаменты для своей продукции.


Первоначально фарфор Арита-яки имитировал китайский сине-белый фарфор, который, как я уже упоминала, массово ввозился в Европу (в том числе - и посредством Голландской Восточно-Индийской компанией, благодаря которой Голландия стала первой процветающей республикой в Европе уже в середине XVII века).

Однако, японские мастера были более чуткими и тонко уловили вкусы европейских заказчиков. Поверх глазури сине-белый форфор расписывался ярким красным, а затем добавлялись витиеватые орнаменты, выполненные при помощи тончайшего нанесения настоящего золота.
Японский фарфор пользовался огромной популярностью и высоко ценился европейскийми коллекционерами.


На этой выставке современный мастер росписи по фарфору -Ichiyo Yamamoto представил выполненные им работы, в которых объединил традиционные методы изготовления и росписи фарфора Имари с новыми современными технологиями нанесения золоты и платины.
На выставке демонстрировался фильм о технике росписи всей этой красоты -
зрелище удивительное и захватывающее, поскольку как платина, так и золото наносятся на фарфор в расплавленном виде, слоями всего в несколько микрон ! Работа требует колоссального сосредоточения и виртуозной техники, но зато каков результат!

Никогда не думала я (потому что никогда этим не интересовалась!), что история керамики и фарфора может быть настолько интересной и многообразной, увлекательной и захватывающей, способной целиком и полностью поглотить меня настолько, что я начала понимать испанский и забыла обо всём на свете за эти 2,5 часа, что провела в Национальном музее керамики имени Гонзалеса Марти! И нигде из тех музеев, которые я посетила, включая и крупнейшие музеи мира, я не видела такого многообразия!
Валенсия удивила и обрадовала меня в очередной раз :)

Дополнительная информация:
Официальная страница музея, увы, только на испанском: http://mnceramica.mcu.es/

Но не отчаивайтесь, вам помогут путеводители по Валенсии: я пользовалась вот этим, но он, к сожалению, во многих магазинах уже распродан, но может вы ещё сможете отыскать, или же подать заявку в "Лабиринте" и вам сообщат о времени доставки.

Самый лучший путеводитель по Испании, где, разумеется, есть и несколько страниц о Валенсии - конечно же качественный, красочно иллюстрированный, в превосходном переплёте и с кучей полезных адресов - путеводитель Dorling&Kindersley.

Follow on Bloglovin

Комментариев нет:

Отправить комментарий