Ну наконец-то, свершилось! Вчерашним вечером, 8 февраля, был торжественно открыт, после продолжительных ремонтных работ, Кадриоргский художественный музей. Да, тот самый дворец, в котором я провела 4 прекрасных года в качестве гида и музейного педагога -дворцовой дамы :) К этому событию было приурочено также и открытие выставки “Репин. Жизнь и творчество великого русского мастера в Финляндии”, подготовленной в сотрудничестве с Финской национальной галереей — Художественным музеем “Атенеум”. И об этом у меня уже практически готов отдельный пост.
В последние два месяца сроки открытия музея постоянно менялись, откладывались, переносились... Всё это вконец вымотало и измучило как самих сотрудников музея, так и меня, поскольку в планы работы постоянно вносились коррективы, и в итоге вся жизнь моя, в последние три недели перед открытием, крутилась только вокруг дворца. Генерированию и переводу новостей, продумыванию программы торжественного приёма, мероприятий связанных с открытием дворца и новой международной выставки была посвящена львиная доля моего времени и времени коллег, кроме того, в мои обязанности вошли и все интервью в русских СМИ о дворце и выставке Репина, а это означает переработку массы материала.
В последние два месяца сроки открытия музея постоянно менялись, откладывались, переносились... Всё это вконец вымотало и измучило как самих сотрудников музея, так и меня, поскольку в планы работы постоянно вносились коррективы, и в итоге вся жизнь моя, в последние три недели перед открытием, крутилась только вокруг дворца. Генерированию и переводу новостей, продумыванию программы торжественного приёма, мероприятий связанных с открытием дворца и новой международной выставки была посвящена львиная доля моего времени и времени коллег, кроме того, в мои обязанности вошли и все интервью в русских СМИ о дворце и выставке Репина, а это означает переработку массы материала.
Открытие прошло в крайне торжественной и при этом настолько лёгкой и непринуждённой атмосфере, что мне очень легко и просто рассказывать об этом сейчас! Организаторами был подготовлен и неожиданный сюрприз - дефиле нарядов для дворцовых дам. Но, стоп, далее - подробнее обо всём.
Тем читателям, которые недостаточно информированы, я напомню, что в Кадриоргском художественном музее хранится коллекция зарубежного искусства Художественного музея Эстонии, состоящая в основном из произведений западноевропейской и русской живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства XVI-XX веков. Это один из самых интересных и любимых посетителями музеев Эстонии, в котором есть и представительная экспозиция, и выставки произведений мирового искусства, и насыщенная образовательная и экскурсионная деятельность для посетителей.
Стоимость ремонтных работ, профинансированных за счёт продажи квот на CO2 составила 475 000 евро. Во дворце были обновлены и переоборудованы системы вентиляции и климат-контроля, а также интерьеры помещений первого этажа. На средства Художественного музея Эстонии и Министерства культуры Эстонии по проекту дизайнера интерьера Мари Курисмаа были обновлены помещения музейного магазина, гардероб и учебные помещения, в которых с февраля месяца возобновит свою деятельность популярная Дворцовая школа.
На мой взгляд, перед руководством музея, а также и перед дизайнером, была поставлена очень и очень непростая задача! Ведь Кадриоргский дворец - самое значительное, красивое и изысканное здание эпохи барокко в стране, со своей историей, эстетикой и традициями. Каким образом можно было сделать интерьеры помещений первого этажа дворца максимально функциональными и при этом - декорировать и стилизовать их в духе эпохи?
Однако далеко ходить, в поисках идей, не было никакой нужды. К примеру, для оформления гардероба, распологающегося отныне в помещении бывшего музейного магазина, использованы мотивы графических эстампов Пиранези и Калло, находящихся в коллекции самого музея.
Здесь был выстроен своеобразный лабиринт, что перекликается с концепцией садово-паркового искусства эпохи барокко, когда в моде были садовые лабиринты.
«Требования и ожидания, предъявляемые музею, постоянно меняются. Для проведения международных выставок крайне важны микроклимат музея и безопасность, посетителям же нужны, помимо хорошей экспозиции, и просторное фойе, и удобный гардероб, уборные, учебные помещения, где закрепляются знания, полученные в выставочных залах, и уютное кафе, и уникальный музейный магазин, – рассказывает директор Кадриоргского художественного музея Кади Полли. – Мы постарались, сохраняя исторические интерьеры Кадриоргского дворца, сделать их более функциональными, оформив в современном ключе, согласно ожиданиям посетителей. Надеемся, что эти новшества понравятся всем!»
Оствив верхнюю одежду, осмотримся в фойе. Что изменилось?
Над каминами, по старинной традиции, появились зеркала, а рядом с ними - портреты бывших хозяев, - императора Петра I b и его дочери - Елизаветы Петровны.
На противоположной стене - портрет императрицы Екатерины II и плакат с рекламой новой выставки.
Копия знаменитой Венеры Милосской, выполненной в 1859 г. Карлом Фоссом по заказу местного немецкого барона и коллекционера произведений искусства Тимолеона фон Неффа, осталась на прежнем месте. Добавилась только мягкая приятная подсветка.
Ну а в ротонде, в которой прежде было помещение гардероба, расположился мущейный магазин и билеьная касса. Крайне удобно и логично с точки зоения посетителя, могу заверить это как старожила дворца :)
Большое внимание при проведении ремонтных работ было уделено переоборудованию учебных помещений, которое было осуществлено при поддержке партнёров и спонсоров.
«Центр образования – это важная и необходимая часть любого современного музея, поскольку, после полученных в выставочных залах впечатлений, именно здесь происходит непосредственный и более личный контакт с искусством», – добавила Кади Полли.
Кадриоргский художественный музей выражает благодарность за переоборудование учебных помещений предприятия AS Merko Ehitus, Kar-Grupp AS, Akzo Nobel Baltics AS, AS KH Energia-Konsult, Moodne Valgustus AS, AS Arens Mööbel и Monton.
В мастерских я не делала много фотграфий, она ещё должна "обрасти" детскими работами, сейчас это несколько холодное и пустое помещение, которое пока ещё не зажило своей яркой и шумной жизнью.
Как я уже неоднократно отмечала, мода наконец-то заняла достойное место среди прочих жанров изобразительного искусства, и пришла в музей. Свидетельством этом стали не только выставки, посвящённые непосредственно моде той или иной эпохи, но и тот факт, что в результате сотрудничества с молодыми эстонскими модельерами были созданы и новые костюмы для музейных педагогов Кадриоргского художественного музея – дворцовых дам. Марит Ильсон, Бритт Самосон, Ханна Корсар, Триину Пунгитс и Лийна Стейн создали модные и современные, но в то же время вписывающиеся в интерьер Кадриоргского дворца, наряды. В результате получились пять разных комплктов, подчёркивающих историческую эстетику места, сохраняя при этом современный дизайн.
На вчерашнем открытии дефиле платьев произвело настоящий фурор! И хотя изначально идея создания весьма дорогостоящих шикарных нарядов мне не понравилась (музейный педагог имеет дело всё же с маленькими детьми, красками, очень часто - клеем и глиной, и всегда возможны неожиданности!), теперь я отношусь к этому с крайним почтением и уважением!
Ну казалось бы - что можеть быть проще? Любая девчушка за 3 минуты нарисует платье принцессы и очень подробно расскажет, каким именно оно должно быть! При этом девчушка едва ли когда-нибудь за всю свою коротенькую жизнь видела настоящих чистокровных королев и принцесс в парадном облачении. Но я действительно диву далась, как тонко, изящно и с необыкновенным вкусом были обыграны образы дворцовых дам, по какому тончайшему лезвию меры и красоты пришлось пройти модельерам, чтобы не впасть в банальность и китч!
Фасоны нарядов варьируются от эпохи Средневековья до 1920-х годов, а ткани как нельзя лучше отвечают реторике интерьеров парадных залов. Каждый выход предверял спонтанный импровизированный танец, выражающий контекст и характер демонстрируемого наряда. Танцовшица танцуя, одновременно и чертила линии на белой бумажной дорожке, импровизированно напоминая зрителю, что наряды созданы для педагогов, обучаюших ребятишек в мастерских дворца. Всё действо сопровождала необъяснимо завораживающая музыка, я даже уже не припомню какая именно, но малодия текла, переливаясь и окутывая слушателя, поторапливаемая ритмами пластинок диджея... Я много фотографировала, надеюсь, что мне удалось передать всю атмосферу показа. Четыре из пяти нарядов я предвосхитила кадрами профессиональной фотосессии, с участием моделей и стилистов, создавших неповторимые образы дворцовых фей :) (одна из фото стала заглавной к этому посту).
Ну казалось бы - что можеть быть проще? Любая девчушка за 3 минуты нарисует платье принцессы и очень подробно расскажет, каким именно оно должно быть! При этом девчушка едва ли когда-нибудь за всю свою коротенькую жизнь видела настоящих чистокровных королев и принцесс в парадном облачении. Но я действительно диву далась, как тонко, изящно и с необыкновенным вкусом были обыграны образы дворцовых дам, по какому тончайшему лезвию меры и красоты пришлось пройти модельерам, чтобы не впасть в банальность и китч!
Фасоны нарядов варьируются от эпохи Средневековья до 1920-х годов, а ткани как нельзя лучше отвечают реторике интерьеров парадных залов. Каждый выход предверял спонтанный импровизированный танец, выражающий контекст и характер демонстрируемого наряда. Танцовшица танцуя, одновременно и чертила линии на белой бумажной дорожке, импровизированно напоминая зрителю, что наряды созданы для педагогов, обучаюших ребятишек в мастерских дворца. Всё действо сопровождала необъяснимо завораживающая музыка, я даже уже не припомню какая именно, но малодия текла, переливаясь и окутывая слушателя, поторапливаемая ритмами пластинок диджея... Я много фотографировала, надеюсь, что мне удалось передать всю атмосферу показа. Четыре из пяти нарядов я предвосхитила кадрами профессиональной фотосессии, с участием моделей и стилистов, создавших неповторимые образы дворцовых фей :) (одна из фото стала заглавной к этому посту).
Это платье - самое простое из всех, но образ - по-моему самый трогатльный. Ниспадающая струящаяся юбка и длинный рукав отсылают к средневековым женским платьям. При рассмотрении вблизи виден сложный покрой лифа. Серый цвет наряда может показаться унылым, если бы не совпадение один в один с цветом стен Главного зала дворца, и не напоминание о цвете крепостных стен и башен Старого Таллина.
Второе платье - несомненное барокко с элементами рококо: бышная юбка, бокатая жаккардавая ткань, сдержанные полупастелные тона, глубокое декольте и ворот с завязками на шее. Пышная причёска завершает образ.
Это платье я бы отнесла к эпохе ар-нуво, так называемой Belle Epoque - конец XIX - начало XХ века. Чётко очерченная линия плеча, рукав в форме "фонарика", отсутствие декольте спереди и лубокое декольте на спине , широкий пояс на талии и слегка расклешённая юбка с оборкой, - всё это указывает на моду времён импрессионистов, английского короля ЭдуардаVII и "Титаника". Роскоши и "дворцовости" наряду придаёт набивная бархатная ткань.
Ну а это - мой фаворит :) Платье полностью моё и на меня (если бы я всё ещё служила дворцовой дамой!), и я позиционирую наряд годами, предшествующими Перой мировой войне. Именно в этот наряд одета модель с заглавной фотографии этого поста. Здесь всё прекрасно - и изящная удлинённая линия шалевых лацканов жакета, раскрывающего кружевной вырез платья, и ткани, и их оттенки, и силуэт!... Ах, ах и ах :))
И завершил дефиле наряд в духе чарльстона - летнее платье из тюля с заниженной талией, эпоха ар-деко, 1920-годы.
В конце, как и полагается на модных дефиле, дамы вышли одна за другой, демонстрируя все наряды сразу. Очень достойное дополнение для залов дворца!
И конечно, не обошлось без угощений! Это был действительно долгожданный праздник, на который были приглашены все, кто имел непосредственное отношение к жизни дворца и музея, вино лилось рекой, а огромные торты-бутерброды с разными начинками были сытными и вкусными. На сладкое были поданы маленькие кремовые шоколыдные пирожные с украшением в виде скрипичного ключа - совсем в духе барочного дворца!
Итак, операция под названием "Кадриорг, перезагрузка" прошла успешно! Ура!
P.S.!!! Вот век живи - век учись! Засидевшись допоздна за просмотром передачи о кулинарии, я узнала, что именно это пирожное называется "Опера"! И оказывается - это знаменитый парижский десерт, и назван так потому, что хозяйка кафе, в котором начали готовить одноимённый торт и пирожные, очень любила ходить в Опера Гарнье, а лёгкость крема напоминаа ей о той лёгкости, с которой балерины порхают по сцене. Пирожное и торт должны быть обязательно квадратной формы - как оперная сцена. Ну и теперь понятно, почему украшением служит скрипинй ключик :)
Потрясающе!!
ОтветитьУдалить