С 25 января в Художественном музее KUMU открыта выставка работ одного из выдающихся классиков первого поколения эстонских модернистов - Яана Коорта. На выставке представлены картины, скульптуры, керамика и немалое количество рисунков, созданных художником. На этот раз в моё распоряжение, из рук куратора, попал довольно объёмный материал о жизни и творчестве Яана Коорта, что позволяет мне выйти за рамки публикуемого обычно в блоге пресс-релиза и рассказать о художнике и выставке его работ подробнее и обстоятельнее. В качестве заглавной иллюстрации к этому посту я выбрала приглашение на открытие выставки - безумно красивое и лаконичное, на мой взгляд, и кроме того, очень точно передающее суть творчества художника.
«Выставка рассказывает об одном из наиболее значимых эстонских художников, чей вклад в культуру Эстонии трудно переоценить. Он жил и творил в период, когда эстонская интеллигенция только начала формироваться, - комментирует куратор выставки, хранитель коллекции скульптуры Художественного музея Эстонии, Юта Кивимяэ. – Работы Яана Коорта, оказавшиеся со временем в самых разных коллекциях, достойны того, чтобы экспонировать их, время от времени, на крупных выставках. Прекрасные по своей форме и исполнению произведения будут понятны и придутся по вкусу самой разной публике».
«Выставка рассказывает об одном из наиболее значимых эстонских художников, чей вклад в культуру Эстонии трудно переоценить. Он жил и творил в период, когда эстонская интеллигенция только начала формироваться, - комментирует куратор выставки, хранитель коллекции скульптуры Художественного музея Эстонии, Юта Кивимяэ. – Работы Яана Коорта, оказавшиеся со временем в самых разных коллекциях, достойны того, чтобы экспонировать их, время от времени, на крупных выставках. Прекрасные по своей форме и исполнению произведения будут понятны и придутся по вкусу самой разной публике».
Экспозиция объединяет работы разных творческих периодов Яана Коорта (1883–1935). Представлены как всенародно известные произведения, такие, как отлитая в бронзе «Косуля» (1929 г.), полюбившаяся и коренным таллиннцам, и гостям столицы; так и скульптурные портреты в стиле национального романтизма, выполненные из дерева и гранита, многочисленные портреты его супруги и детей, и прочие, удавшиеся художнику мотивы, повторённые и запечатлённые в других материалах.
Яан Коорт (1883–1935). Голова мальчика.1924–1926 Чёрный искусственный камень. Художественный музей Эстонии |
Родившегося в деревне Пупаствере, что под Тарту, деревенского мальчика учёба привела в 1902-1905 годах в Петербург, в Центральное училище технического рисования им. Штиглица, а революционные события способствовали тому, что десять лет, в течение которых он сформировался как художник, Яан Коорт провёл в художественном мире Парижа (1905-1915 гг.).
Учёба на отделении скульптуры в Высшей школе изящных искусств в Париже (École des Beaux-Arts de Paris), под руководством академика Антонина Мерсье (Antonin Mercié), учёба на отделении живописи и в частных ателье академических живописцев, а также знакомство с фондами Лувра, сформировали из него художника перед которым открыли свои двери знаменитейшие галереи Парижа.
Учёба на отделении скульптуры в Высшей школе изящных искусств в Париже (École des Beaux-Arts de Paris), под руководством академика Антонина Мерсье (Antonin Mercié), учёба на отделении живописи и в частных ателье академических живописцев, а также знакомство с фондами Лувра, сформировали из него художника перед которым открыли свои двери знаменитейшие галереи Парижа.
С 1908 г. Коорт экспонировал свои произведения в Салоне Национального общества Изящных искусств (Salon de Société Nationale des Beaux-Arts) и Осеннем салоне (Salon d’Automne). В 1920-х годах Яан Коорт был избран постоянным участником выставок в обеих галереях. Коорт участвовал и в Салоне Независимых (Salon des Indépendants), в выставке работ русских художников и в первых выставках эстонского искусства на родине.
В 1907 году Яан Коорт всё ещё находился в Париже, когда в Salon d’Automne прошла ретроспективная выставка работ Поля Сезанна, перевернувшая представления о живописи во всей Европе. На выставке экспонируются созданные Коортом виды парижских трущоб и навеянные творчеством Поля Сезанна натюрморты, являющиеся неотъемлемой частью раннего периода эстонского модернизма.
В 1910 г. Коорт женился на Мари Уусман, и его ателье по адресу рю Бломэ 47 стало местом встречи эстонских художников в Париже. Супруга стала и моделью для нескольких знаменитых скульптурных работ и рисунков художника.
В творчестве Коорта наблюдается также и короткий период символизма, вдохновлённый творчеством Огюста Родена. Затем художник обратился в своих творческих поисках к гармонии и равновесию пластических форм. Стремление к идеальным формам характеризуют прежде всего созданные им скульптурные портреты именно парижского периода. Как и скульпторы Аристид Майоль (Aristide Maillol) и Шарль Деспио (Charles Despiau), Коорт искал контакта с классическими традициями скульптуры. Он был восхищён коллекцией древнеегипетского искусства в Лувре, что повлияло в дальнейшем на стилистическое решение его работ.
В творчестве Коорта наблюдается также и короткий период символизма, вдохновлённый творчеством Огюста Родена. Затем художник обратился в своих творческих поисках к гармонии и равновесию пластических форм. Стремление к идеальным формам характеризуют прежде всего созданные им скульптурные портреты именно парижского периода. Как и скульпторы Аристид Майоль (Aristide Maillol) и Шарль Деспио (Charles Despiau), Коорт искал контакта с классическими традициями скульптуры. Он был восхищён коллекцией древнеегипетского искусства в Лувре, что повлияло в дальнейшем на стилистическое решение его работ.
Яан Коорт (1883–1935). Чеснок на пёстром ковре. Ок. 1908. Масло, холст. Художественный музей Эстонии |
Поздней осенью 1915 г. Яан Коорт с семьёй вернулся на родину и сразу же направился в Москву, с головой окунувшись в художественную жизнь крупнейшего на тот момент центра современного искусства в России. Знакомства, завязанные в Париже, в Academie Russe, продолжились и в Москве, где художник общался с семьями скульптра Сергея Меркурова, Анатолия Луначарского и Максима Горького. Коорт работал в ателье Меркурова и в 1915–1916 экспонировался на выставке общества художников "Мир Искусства", а также на XXII Художественной выставке Объединения московских художников.
Большим увлечением Яана Коорта в эти годы стала керамика. Об этом я расскажу в одном из следующих постов: как музей планирует провести несколько программ, в которых будут объединены лекции и курсы керамики, вдохновлённые творчеством Коорта.
Благодаря знакомствам с русскими художниками и интеллигенцией, Коорт смог стать художественным руководителем Гжельского керамического цеха в 1934 г.
Яан Коорт (1883–1935). Горе (Голод). 1908. Гипс. Художественный музей Эстонии |
Поздней осенью 1915 г. Яан Коорт с семьёй вернулся на родину и сразу же направился в Москву, с головой окунувшись в художественную жизнь крупнейшего на тот момент центра современного искусства в России. Знакомства, завязанные в Париже, в Academie Russe, продолжились и в Москве, где художник общался с семьями скульптра Сергея Меркурова, Анатолия Луначарского и Максима Горького. Коорт работал в ателье Меркурова и в 1915–1916 экспонировался на выставке общества художников "Мир Искусства", а также на XXII Художественной выставке Объединения московских художников.
Большим увлечением Яана Коорта в эти годы стала керамика. Об этом я расскажу в одном из следующих постов: как музей планирует провести несколько программ, в которых будут объединены лекции и курсы керамики, вдохновлённые творчеством Коорта.
Благодаря знакомствам с русскими художниками и интеллигенцией, Коорт смог стать художественным руководителем Гжельского керамического цеха в 1934 г.
В 1935 г., проживая в Москве, Яан Коорт неожиданно заболел воспалением лёгких и скоропостижно скончался осенью того же года.
Прах Яана Коорта и его супруги был захоронен впоследствии на кладбище Рахумяэ в Таллине, в 1976 г. Надгробным монументом стал созданный по эскизам художника каменный филин. Произведения Яана Коорта, ещё при его жизни, приобретали Государственная Третьяковская галерея, коллекционер И. Морозов, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Национальный Художественный музей Латвии, Художественный музей «Атенеум», музей Люксембурга и др.
Прах Яана Коорта и его супруги был захоронен впоследствии на кладбище Рахумяэ в Таллине, в 1976 г. Надгробным монументом стал созданный по эскизам художника каменный филин. Произведения Яана Коорта, ещё при его жизни, приобретали Государственная Третьяковская галерея, коллекционер И. Морозов, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Национальный Художественный музей Латвии, Художественный музей «Атенеум», музей Люксембурга и др.
Яан Коорт владел техникой обработки многих материалов для создания скульптур. Благодаря ему в эстонском искусстве появились скульптуры из таких трудно поддающихся обработке материалов, как базальт и гранит, однако художник создавал произведения и из песчаника, а также из дерева разных пород.
Яан Коорт (1883–1935). Голова молодого человека (портрет А. Хоффманна). 1922. Дерево, позолота. Художественный музей Эстонии |
«Художественные решения Яана Коорта и техника исполнения приближены к совершенству, - добавила Юта Кивимяэ.
Яан, Мари и Ра Коорт в 1913 г. в Париже. Фото: Тартуский художественный музей. |
Выставка работ Яана Коорта в Провинциальном музее Эстонии в 1923 г. Фото: Тартуский художественный музей. |
Яан Коорт (1883–1935). Косуля. 1929. Бронза. Художественный музей Эстонии |
В Таллине, на ул. Нунне стоит копия самого известного творения Яана Коорта - бронзовая Косуля. Статичная скульптура с великолепно обработанной поверхностью зачаровывает своими пропорциями и грацией. В качестве модели для создания скульптуры Яан Коорт использовал настоящую косулю Талле, привезённую с сельскохозяйственной выставки в подарок своим детям. В 1920-х гг., по распоряжению городских властей, располагавшиеся здесь и уже давно разрушившиеся здания были уничтожены, и на их месте был разбит сквер. В 1929 г. правление Целевого капитала Изобразительного искусства, при недоходном учреждениии Культууркапитал, приобрело у Яана Коорта отлитую в 1928 году скульптуру и подарило городу. В начале 1930-х гг. Косулю поместили в сквер у подножия Тоомпеа.
Оригинал скульптуры находится в настоящее время в Таллиннском Городском музее, а её авторское повторение - в Художественном музее Эстонии.На состоявшейся в 1935 г. выставке эстонского искусства в Москве, авторское повторение Косули, сделанное Коортом в том же году, вызвало особое восхищение публики, и впоследстви произведение было приобретено Государственным музеем изобразительных искусств им. Пушкина.
На ул. Нунне в Таллине в наши дни стоит копия статуи, отлитая в 1995 г. в Таллине, в цехе ARS-Monumentaal OÜ.
Оформление выставки – Виллу Плинк.
Выставку "Классики модернизма. Яан Коорт" сопровождает газета на эстонском и английском языках, а также курсы керамики, образовательная программа для школьников и особая программа для слабовидящих.
Художественный музей KUMU выражает благодарность «Эести Культууркапитал», Тартускому художественному музею, Музею дизайна и прикладного искусства Эстонии, Литературному музею Эстонии, наследникам Яана Коорта и всем тем, кто дал своё согласие предоставить произведения Яана Коорта из своих коллекций для экспонирования на выставке.
Выставка «Классики модернизма. Яан Коорт» будет открыта в Художественном музее KUMU до 28 апреля 2013 года.
Дополнительная информация: www.kumu.ee
Эвелина, удивительная живопись, спасибо!
ОтветитьУдалить