Translate

воскресенье, 13 января 2013 г.

Полимер. Фабрика культуры


На днях я побывала в совершенно замечательном и уникальном месте - в галереях и мастерских так называемой "Фабрики культуры "Полимер", разместившихся в здании бывшего, в советское время, завода резиновых изделий "Полимер" в Таллине. Оказалась я там не случайно, а по поводу - московская художница Анна Неизвестнова представила здесь свою инсталляцию на злободневную тему. Приглашаю посетить это необычное место - средоточие современного искусства, буквально фонтанирующее креативом, и вглянуть на инсталляцию Анны.


Попасть на территорию "Полимера", по адресу ул. Мадара 22а,  можно только через вот такую зловещую подворотню - через приоткрытые огромные железные ворота, сплошь покрытые граффити.  Снимала я только камерой мобильного телефона, поэтому иногда фото получались неотчётливые. В начале января в Эстонии темнеет довольно рано - уже  после 16 часов, поэтому снимки на улице я делала в темноте или при освещении уличных фонарей. Внутри старых заводских помещений было очень и очень холодно - они вообще не отапливаются, и как я ни старалась держаться, и какой бы тёплой ни была моя одежда, я не смогла провести там даже получаса. Атмосфера здесь несколько мрачноватая и жуткая, но очень продуктивная для художников. Всё вместе напомнило мне тот квартал Бельвиля в Париже, где ныне обитает богема,  и о котором я уже писала в блоге.
Тенденция использования индустриальных помещений под мастерские появилась в Европе около 20 лет назад. Не остался в стороне и Таллинн. "Полимер" - не первое и не единственное в Таллинне заводское здание, облюбованное деятелями культуры и искусства. Бывший электротехнический завод им. Калинина ныне стал "творческим городком" и местом проведения регулярных блошиных рынков,  а осенью 2012 года там прошла и Таллиннская неделя моды. 
Промышленный квартал Роттерманни, в котором располагался завод военной промышленности, уже несколько лет как полностью преображён и является магнитом для туристов. Здксь полным полно художественных галерей, бутиков, ресторанов и клубов.
Бывшее здание завода  "Ильмарине" стало шикарной гостиницей,  а подсобные помещения и сама территория завода стали  "Котлом культуры" в  2011 году, когда Таллинн был Культурной столицей Европы.
Ну и наконец, безоговорочным чемпионом и самым посещаемым музеем прошлого 2012 года стал музей Лётной гавани, расположенный в бывшем ангаре для гидропланов, выстроенном в 1916 г. ещё по приказу царя Николая II, когда Эстония входила в состав Российской империи.

У заброшенных промышленных зданий - своеобразная красота и эстетика, то  и дело отсылающая нас лет на 30-40 назад,  в конец 1970-х - начало 1980-х годов, когда основные инвестиции государство делало в развитие промышленности, потому как именно её показатели служили мерой экономической мощи страны,  а подавляющая часть населения СССР трудилась на заводах и фабриках. Здесь всё как бы застыло в той эпохе, как будто весь коллектив отправился в отпуск и временно предоставил здание в распоряжение художников. А те очень умело приспособили его для своих нужд. Внутрь здания можно попасть пройдя мимо мусорного бака и открыв обшарпаную непрезентабельную дверь, обитую жестью, уже помятой от времени. Мусор и утилизация отходов - актуальная проблема нашего времени, и с этим посетитель сталкивается прямо в дверях! Вот так вот  - сразу и без лишних преамбул и сантиментов.


Прямо над дверью на стене красуется логотип завода "Полимер", который был перенят художниками. Добавилась лишь табличка внизу: "фабрика культуры".

Двигаясь сначала по лестнице, а затем по коридору и дивясь на граффити, которыми сплошь покрыты все стены, читая объявления и лозунги, попадающиеся на глаза то тут, то там, я наконец подошла к помещению галереи, расположенной на втором этаже, где, собственно Анна Неизвестнова и сделала свою инсталляцию.
Но прежде - краткая экскурсия. Итак, какую продукцию выпускал завод "Полимер"? На витринах заботливо и аккуратно выставлен весь ассортимент. В основном это резиновые игрушки (по-моему, так они были в доме у всех и каждого!), полиэтиленовые пакеты, надувные матрацы, вешалки и опять же игрушки, сумки, авоськи и скрепки, а также - памятные значки.




Грозным стражем стоит прямо у входа в галерею бурый медведь, завёрнутый почему-то в плёнку.


А напротив - афиша, приглашающая на  перформанс и инсталляцию Santacristo 2012 - торжественное распятие Санта-Клауса (и чего только не бывает на свете!).


Этот лозунг говорит сам за себя, ну вот а и заветная дверь.



Анна Неизвестнова - книжный художник из Москвы. В поиске новых форм визуального изложения текстов, она вышла за рамки книжной формы и обычно работает в жанре бумажной скульптуры. Её новый проект "Русский Апокалипсис" стал пробой работы с текстом и зрителем, как необходимым участником экспозиции.
Судебные иски против экстремизма в искусстве, ставшие чрезмерно популярными на родине Анны - в России, бесконечной видео-проекцией заполняют все пространство выставочного зала, ложатся на стены, фигуры и лица зрителей.
Тематика, выбранная художницей для инсталляции очень актуальна, и отсылает к дискурсу о сути современного искусства как такового. С материалом одного из уголовных дел, возбуждённых против одной российской художницы можно ознакомиться  здесь, и сформировать своё собственное суждение. Благодаря Анне Неизвестновой и её инсталляции об этом узнала и я, например. В официальных и художственных СМИ о подобных событиях даже не упоминается, но факт остаётся фактом - свободу самовыражения художника в России пытаются ограничить, и, как я думаю, это лишь начало. Здесь можно сколь угодно долго спорить и дискутировать на тему того, что есть искусство, что оно должно, а что не должно выражать, о его воспитательной и эстетической роли в обществе. Но не стоит забывать и о том,  что искусство всегда есть зеркало, отражение того общества, где оно рождается, и о том, что все величайшие произведения искусства в мире являются всего лишь отражением передовых идей своего времени, выполненные при помощи самых передовых технологий эпохи. И никогда ещё не было создано ни одного шедевра по указке власть придержащих чинов. А вот гонимые и преследуемые художники, становились по прошествии веков классиками.  Помните об этом, уважаемые чиновники, прежде чем дать команду "фас!" очередной колонне бульдозеров.  


С другими работами художницы Анны Неизвестновой,  в том числе и с бумажными скульптурами, можно ознакомиться здесь.

Как я уже говорила, атмосфера в Полимере довольно жутковатая, чудится что того и гляди из-за угла выпрыгнет наркоман или ещё какой зомби (ну скорее всего - нет, здание официально арендуется у города группой художников и даже охраняется, но всё возможно!). В силу этого я не стала исследовать все закоулки здания, но  всё же набрела на пару любопытных объектов.



Инсталляция "Error Library" группы художников Error Collective. В её создании могли участвовать все желающие, кто хотел бы избавиться от ненужных книг. Про призыву художников можно было все свои книги принести в Полимер. Из них и состоит так называемая "Библиотека ошибок", символично, не правда ли?
У коллектива есть страница Facebook https://www.facebook.com/errorists, где можно подробнее ознакомиться с концепцией деятельности художников и с их работами.

А вот и граффити, которыми буквально в несколько слоёв покрыты все стены, и которые теперь повсеместно уничтожаются в Таллинне, что тоже весьма и весьма жаль!

У Полимера есть своя страница в Facebook, благодаря которой можно узнать о новых событиях и проектах художественного объединения.                                                              

Комментариев нет:

Отправить комментарий