Весной 2007 года мне предложили стать преподавателем в Художественном кружке Кадриоргского дворца, в группах для русских ребят. Вот уже 3 года я веду для них занятия, и не хочу от этой работы отказываться, хоть и приходится работать по воскресеньям. Уж очень увлекательны и интересны наши занятия, и самое захватывающее -эти занятия придумывать и разрабатывать!
Предложение было довольно неожиданным, потому что я - не профессиональный художник или скульптор, я просто любитель, и позиционирую себя скорее как искусствовед. Но как оказалось, для преподавателя художественного кружка технические навыки не столь важны, здесь требуется насколько иной подход.
В наш Художественный кружок приходят ребята начиная с возраста 5 лет и примерно (в моих группах) до 10 лет. А в таком возрасте ребёнка нельзя загонять в рамки и учить его, что правильно в искусстве, а что нет, как надо, как не надо. Деятельность нашего кружка направлена на развитие творческого самовыражения детей, и наша задача -суметь вдохновить детей на выполнение задания, проявляя при этом свою индивидуальность, помочь раскрыть им их художественные способности, понять себя и собственную самобытность.
Каждое занятие у нас - уникальное и единственное в своём роде, никогда больше не повторяется (ну может быть через 3-4 года только). Около получаса мы беседуем с ребятами на определённую тему, и час отводится детям на выполнение творческого задания.
Темы наших занятий самые разные. Некоторые из занятий напрямую связаны с проходящими в нашем музее выставками, но большинство сценариев к занятиям придумываем мы сами. В нашем тесном сотрудничестве с педагогами из эстонских групп и с куратором образовательной деятельности - Энели, рождаются замечательные идеи, прекрасные и занимательные уроки. Например, в марте текущего года у нас было много "диалогов".
На первом занятии был "дилог с предметами". Мы посетили выставку в музее Миккеля (это небольшой филиал Кадриоргского дворца) "Путь в Ревель", рассматривали живописные полотна и особое внимание уделили единственному на выставке натюрморту. Поговорили о том, что такое натюрморт, сосчитали, сколько предметов умудрился художник изобразить на одной картине, сколько разных материалов сочетает натюрморт - и фрукты, и корзину, и стеклянную бутылку, и серебряный нож, и многое другое. Поговорили о том, сколько же мастерства и умения необходимо художнику для того, чтобы всё это нарисовать, как тщательно и долго он трудился! А затем, в нашей мастерской, мы сами разложили в корзине фрукты, поставили рядом стеклянную бутыль, задрапировали стол тканью, и принялись рисовать свой натюрморт красками.
На следующем занятии мы вели диалог с секретами. И выяснили, что не все секреты можно доверить компьютеру... Лучше всего их записать в собственную записную книжечку и спрятать под подушку. Вот изготовлением такой записной книжечки мы и занялись в мастерской. В ход пошли обрезки картона, цветная бумага, кусочки обоев, вырезки из журналов, калька и много чего другого. Каждый сделал себе записную книжечку по собственному вкусу - своего формата и дизайна. Переплели мы книжечки особым древним, но в тоже время очень простым классическим японским способом перплёта. Получилось очень здорово, ребята остались очень довольны!
Третье занятие посвящалось диалогу со... стеной. Нам захотелось сделать для стены своего дома подарок - плакат собственного изготовления. Я показала и рассказала ребятам, какие бывают плакаты, каковы их особенности, чем они отличаются от картин. Каждый из ребят вспомнил какое-то важное событие в своей жизни, а затем, вооружившись кисточкой и красками, попытался это событие изобразить и сделать к нему яркую и запоминающуюся подпись.
Ну и последнее занятие марта традиционно стало походом в гости. На этот раз мы пришли в гости к знаменитому искусствоведу и экскурсоводу г. Таллинна - Юри Куускемаа. В Старом городе, по адресу ул. Пикк 44 находится его небольшая галерея-подвальчик, где у него хранятся старинные изображения с видами Таллинна, уникальные находки и этого самого подвала - старинные изразцы, монеты. А также различные диковинки вроде мини-пушки, выстрелом из которой хозяева дома в старину приветствовали почётных гостей, старинная швейная машинка до-зингеровского периода, интересные антикварные предметы мебели и многое другое. Я слушаю рассказы Юри всегда во все уши, и всегда с большим удовольствием... и... всё равно мало что потом могу перессказать! Слишком большой поток информации и слишком интересно всё то, что он рассказывает, всего не упомнишь! И дети, и некоторые родители, которые остались на занятии, затаив дыхание слушали его рассказы, задавали вопросы, даже вступали в дискуссии. Всем очень понравилось это занятие, доволен остался и сам Юри Куускемаа! По окончании урока мы поблагодарили искусствоведа, и я попросила автограф на память в его книгу "Екатерина I и Пётр I в Таллинне".
Предложение было довольно неожиданным, потому что я - не профессиональный художник или скульптор, я просто любитель, и позиционирую себя скорее как искусствовед. Но как оказалось, для преподавателя художественного кружка технические навыки не столь важны, здесь требуется насколько иной подход.
В наш Художественный кружок приходят ребята начиная с возраста 5 лет и примерно (в моих группах) до 10 лет. А в таком возрасте ребёнка нельзя загонять в рамки и учить его, что правильно в искусстве, а что нет, как надо, как не надо. Деятельность нашего кружка направлена на развитие творческого самовыражения детей, и наша задача -суметь вдохновить детей на выполнение задания, проявляя при этом свою индивидуальность, помочь раскрыть им их художественные способности, понять себя и собственную самобытность.
Каждое занятие у нас - уникальное и единственное в своём роде, никогда больше не повторяется (ну может быть через 3-4 года только). Около получаса мы беседуем с ребятами на определённую тему, и час отводится детям на выполнение творческого задания.
Темы наших занятий самые разные. Некоторые из занятий напрямую связаны с проходящими в нашем музее выставками, но большинство сценариев к занятиям придумываем мы сами. В нашем тесном сотрудничестве с педагогами из эстонских групп и с куратором образовательной деятельности - Энели, рождаются замечательные идеи, прекрасные и занимательные уроки. Например, в марте текущего года у нас было много "диалогов".
На первом занятии был "дилог с предметами". Мы посетили выставку в музее Миккеля (это небольшой филиал Кадриоргского дворца) "Путь в Ревель", рассматривали живописные полотна и особое внимание уделили единственному на выставке натюрморту. Поговорили о том, что такое натюрморт, сосчитали, сколько предметов умудрился художник изобразить на одной картине, сколько разных материалов сочетает натюрморт - и фрукты, и корзину, и стеклянную бутылку, и серебряный нож, и многое другое. Поговорили о том, сколько же мастерства и умения необходимо художнику для того, чтобы всё это нарисовать, как тщательно и долго он трудился! А затем, в нашей мастерской, мы сами разложили в корзине фрукты, поставили рядом стеклянную бутыль, задрапировали стол тканью, и принялись рисовать свой натюрморт красками.
На следующем занятии мы вели диалог с секретами. И выяснили, что не все секреты можно доверить компьютеру... Лучше всего их записать в собственную записную книжечку и спрятать под подушку. Вот изготовлением такой записной книжечки мы и занялись в мастерской. В ход пошли обрезки картона, цветная бумага, кусочки обоев, вырезки из журналов, калька и много чего другого. Каждый сделал себе записную книжечку по собственному вкусу - своего формата и дизайна. Переплели мы книжечки особым древним, но в тоже время очень простым классическим японским способом перплёта. Получилось очень здорово, ребята остались очень довольны!
Третье занятие посвящалось диалогу со... стеной. Нам захотелось сделать для стены своего дома подарок - плакат собственного изготовления. Я показала и рассказала ребятам, какие бывают плакаты, каковы их особенности, чем они отличаются от картин. Каждый из ребят вспомнил какое-то важное событие в своей жизни, а затем, вооружившись кисточкой и красками, попытался это событие изобразить и сделать к нему яркую и запоминающуюся подпись.
Ну и последнее занятие марта традиционно стало походом в гости. На этот раз мы пришли в гости к знаменитому искусствоведу и экскурсоводу г. Таллинна - Юри Куускемаа. В Старом городе, по адресу ул. Пикк 44 находится его небольшая галерея-подвальчик, где у него хранятся старинные изображения с видами Таллинна, уникальные находки и этого самого подвала - старинные изразцы, монеты. А также различные диковинки вроде мини-пушки, выстрелом из которой хозяева дома в старину приветствовали почётных гостей, старинная швейная машинка до-зингеровского периода, интересные антикварные предметы мебели и многое другое. Я слушаю рассказы Юри всегда во все уши, и всегда с большим удовольствием... и... всё равно мало что потом могу перессказать! Слишком большой поток информации и слишком интересно всё то, что он рассказывает, всего не упомнишь! И дети, и некоторые родители, которые остались на занятии, затаив дыхание слушали его рассказы, задавали вопросы, даже вступали в дискуссии. Всем очень понравилось это занятие, доволен остался и сам Юри Куускемаа! По окончании урока мы поблагодарили искусствоведа, и я попросила автограф на память в его книгу "Екатерина I и Пётр I в Таллинне".
Комментариев нет:
Отправить комментарий