Translate

вторник, 20 апреля 2010 г.

Александр Васильев

Об Александре Васильеве я впервые услышала лет 7 назад, ещё до его дебюта в передаче "Модный приговор" на Первом канале Российского телевидения.
Я знала о нём только то, что он - историк моды, и что плодом его многолетних трудов в этой области стала великолепно иллюстрированная книга "Красота в изгнании" - основанный на исторических фактах и мемуарах рассказ о судьбе русских аристократок, балерин и актрис, вынужденных эммигрировать из России после Октябрьского переворота 1917 года. А также и то, что живёт он в Париже и является владельцем коллекции платьев  разных эпох и антиквариата.
В свободной продаже в книжном магазине я видела книгу "Красота в изгнании" только один раз, она стоила по тем временами невероятно дорого, и желание прочесть и изучить эту книгу от корки до корки переместилось в мой воображемый "сундук с мечтами" ))...который я время от времени "перетряхиваю", напоминаю себе о своих давних мечтах и желаниях, и стараюсь каждое желание и каждую мечту воплотить и исполнить.
Через какое-то время Александр стал регулярно появляться в различных телепередачах - как гость или эсперт. Выглядел и одет он был всегда очень необычно - умело и со вусом сочетал бархатные пиджаки, необыкновенной расцветки и ткани шарфы, перстни, камеи, лорнеты, а иногда - и невообразимые шляпки (!). Именно ШЛЯПКИ! Мужскими шляпами эти головные уборы нельзя было назвать, скорее - дамскими, но опять же - на мужской голове?!...
Но самое главное, что привлекало и привлекает меня в этом человеке - это его искренняя любовь к своему делу, энтузиазм, истиная интеллигентность и благородство, и грамотная, остроумная, живая, интересная и богатая речь. Неважно, на каком языке он говорит - а языков он знает порядочно, - его рассказы всегда интересны и захватывающи, информативны и познавательны!
Далее я узнала, что Александр Васильев регулярно проводит мастер-классы, лекции и "выездные школы" в различных городах мира. Попасть на такую лекцию и послушать маэстро стало второй моей несбыточной мечтой, потому что в течение этих 7 лет его маршрут пролегал - увы! - мимо Таллинна...
Однако, как известно - мечты и желания имеют обыкновение сбываться у тех, кто этого действительно и по-настоящему хочет!
Я целиком и полностью стала поклонницей Александра Васильева после посещения в августе 2009 года его выставки в Риге "Мода викторианской эпохи - платья и аксессуары 1830 - 1900-х годов", составленной на основе его огромной коллекции платьев, корсетов, обуви, шляп, зонтов, шалей, кружев, перчаток,вееров, вышивок, ювелирных украшений, старинных флаконов духов, коробочек от пудры, аксессуаров дамского туалета,гребней, порт-букетов, кошельков, портмоне, бальных книжечек и прочего, прочего, прочего...




На выставке были представлены модели Haute Couture знаменитых домов моделей, таких, как основанный в 1857 году Worth, а также Doucet и Paquin, бальные платья, платья с тафтяными кринолинами 1850-1860-х годов, прогулочные, домашние и вечерние платья с турнюрами 1870-х и 1880-х годов...


Коллекция Александра Васильева насчитывает около 10 000 предметов одежды, начиная с XVIII и до XXI века, постоянно пополняется за счёт даров и закупок на аукционах и антикварных салонах.

Хранится она в Париже, собиралась в течение 30 лет и многократно выставлялась во многих странах мира.

В сравнительно небольшом музее Прикладного искусства и дизайна в Риге,  для выставки отводился зал на первом этаже.  По своим размерам  он сопоставим с Большим залом в отечественном музее KUMU,  но для 50 платьев и более сотни различных аксессуаров это совсем небольшое помещение!  Однако я бродила среди всей этой красоты как минимум 2,5 часа, и никак не могла уйти! Было ощущение, что я наконец-то попала на один из тех балов, которые я столько раз видела в различных фильмах и о которых столько читала!

Но на экране кино или телевизора  подобные платья были просто красивой картинкой, декорацией, а здесь, в натуральную величину, на расстоянии одного шага они производили совсем другое, потрясающее впечатление! Какими должны были быть женщины, чтобы нести - именно НЕСТИ, а не носить! - такие платья? Здесь нужны не только осанка и стать - здесь требуется абсолютное понимание того кто ты, где ты, и кем ты являешься в этом мире и в том конкретном обществе, куда ты являешься в таком наряде! Как нужно ходить, двигаться, разговаривать, о чём думать, мечтать, к чему стремиться,  какие должны быть не только манеры поведения, но и жизненные принципы и приоритеты, чтобы подобное платье было гармоничной частью женщины, дополнением, красивой "обёрткой", а не монстром, который своим великолепием душит и поглощает несчастную целиком и полностью, затмевая саму её личность и делая всего лишь своей жалкой рабыней? С каким достоинством и важностью нужно уметь носить все эти шлейфы, банты, ручной работы кружева и шали, корсеты и веера на балах, в гостях, на званых ужинах и обедах, в театрах!..

Такие навыки поведения и сам уклад жизни и общества, манеру держаться и нести подобный образ невозможно приобрести за две недели или даже за год, всё это воспитывалось с детства, передавалось из поколения в поколение. Словосочетание "благородные манеры" до поры до времени остаётся пустым звуком для обычного человека, пока он не соприокснётся с повседневным бытом тех, кого обучали этим самым "благородным и изящным манерам". И обучали совсем не зря! Эффект, который производили благородные, воспитанные дамы в ТАКИХ нарядах видимо был настолько потрясающ, что Пушкин посвящал им стихи, Шопен - свои вальсы и ноктюрны, а Бальзак - романы... Из-за подобных дам можно было пойти на дуэль, в тюрьму и на каторгу, "всё проиграть, и нищим стать, как прежде, и никогда не пожалеть о том"!..

Можно возразить, что в ту эпоху дамы только и делали, что переодевались и причёсывались, музицировали и учились танцевать, потому что не было системы высшего женского образования, женщины были бесправными, что благородные дамы занимались собой, домом и детьми. Три традиционных "К" - Kinder, Kirchen, Küche. Но, это ли не то самое, о чём женщины в наше время забывают или отодвигают на второй, а то и третий план? Я говорю не о том, что нужно модно и красиво одеваться, и о том, чтоженщины совсем позабыли об этом - нет!  Я - о размеренном укладе жизни, о роли Женщины в нашей жизни, особенно - в жизни Мужчин, о манерах, традициях, воспитании...

О том, что каждому событию и каждому наряду для этого события есть своё время и место, что аксессуары и предметы обихода составляют важную и приятную часть жизни, что носовые платки - не пачка бумажных салфеток, небрежно брошенная в сумку, а дюжина батистовых вышитых кружевных платков, заботливо уложенная в специальное, расшитое и надушенное кружевное саше, а шляпка для прогулок отличается от шляпки для выхода в церковь...И о том, что прежде чем пригласить на балу даму на танец, нужно было сначала быть записанным на этот самый танец - мазурку, вальс или полонез - в её бальной книжечке из слоновой кости...О том, что букет цветов дамы носили в серебряных или позолоченных порт-букетах (они встречаются в наше время только в свадебных букетах невест), чтобы не приведи Господь, не уколоть и не поранить свои нежные пальчики, и о тайном языке веера...

Некоторые предметы обихода в наше время можно увидеть только на таких вот выставках, например - вышитые бисером дамские ридикюли или портмоне, шёлковые зонты от солнца, отделанные перьями, богато вышитые крестиком подтяжки, атласные бальные туфли 34-го размера (средний размер дамской ножки того времени), расшитые стеклярусом...
Выставка произвела на меня неизгладимое впечатление, и я загорелась желанием наконец-то прочесть книги А. Васильева! Это стало для меня необходимо как воздух или вода!
К сожалению, у нас в книжных магазинах книг я так и не нашла, но - кто ищет, тот найдёт! - побывав недавно в Петербурге я отыскала, и совсем недорого купила три книги маэстро - "Красота в изгнании", "Этюды о моде и стиле" и "Судьбы моды". Читая эти книги, я получаю большое удовольствие от соприкосновения с удивительным и неизведанным миром моды и стиля минувших лет!

Ну и последнее. В феврале я наконец-то побывала на лекциях Александра Васильева в Таллинне. Совершенно неожиданно мне позвонила моя хорошая знакомая и предложила мне билет - их было ограниченное количество, - на его лекции но она, зная моё восторженное отношение и пиитет к господину Васильеву, любезно мне посодействовала, и мечта моя осуществилась! Я с удовольствием, в течение пяти часов, прослушала его лекции "Коко Шанель" и "Секс и мода", было невероятно интересно, рассказ его сопровождался остроумными шутками и был иллюстрирован сотней фотографий на широком экране в аудитории Национальной библиотеки.

От общения с людьми, искренне любящих своё дело, своё ремесло или профессию, я неизменно получаю огромное удовольствие, заряд позитива, творческой энергии и оптимизма, а Александр Александрович Васильев - именно такой человек!

1 комментарий:

  1. Блестяще изложено! Мне тоже захотелось побывать на такой выставке :)

    ОтветитьУдалить