Translate

понедельник, 3 декабря 2012 г.

Батики Ирины Балевой

Мадонна лилий.
На эту чудесную выставку  я попала совершенно случайно, и, к сожалению, фотокамеры у меня с собой не было.  Все  фотографии  сделаны мобильным телефоном, и поначалу я сильно сомневалась, стоит ли публиковать этот пост с иллюстрациями не самого лучшего качества. Но как оказалось, при ближайшем рассмотрении на компьютере, эти  фотографии передают совершенно замечательным образом  и настроение, и очарование выставки, и цветовую палитру   работ! И потому я с большим удовольствием приглашаю вас на выставку батиков Ирины Балевой "Прогулка", которая проходила в октябре 2012 года в художественной галерее Русского театра в Таллине.

Мадонна лилий. Деталь.
Сюжеты батиков Ирины Балевой так или иначе отсылают зрителя к миру живой природы, её тесной взаимосвязи с человеком, их взаимоотношений.  Пейзажи художника завораживают и приглашают перенестись в  неведомые и загадочные края  - в дремучие леса, зелёную холмистую местность,  в цветущие долины, великолепные парки, к морю или же на вершину горы. На батиках Балевой природа живая и неживая - человек, дерево, камень, - постоянно меняются  ролями. Фантастические силуэты прекрасных стройных  женщин, помещённые в центр композиции, очень часто оказываются деревьями, протягивающими свои руки-ветви к небу. А прибрежные камни оказываются людьми,   и это, как выяснилось, не случайно!

Золотая осень.
Дерево - это, как правило, обязательная составляющая батиков Ирины Балевой, по крайней мере  именно дерево можно было увидеть на большинстве работ, представленных на выставке.
Деревья,  с их сложной и запутанной корневой системой и  пышной кроной, их ветви и листва появляются  в работах художника не только в качестве основного элемента, но и в образе огромного зонта, женского длинного платья, покрывала или фантастического головного убора.
Дерево у Балевой - не столько дерево, сколько Мировое Дерево, или Ось Мира (Axis mundi), образ которого встречается в скандинавской, кельтской, славянской и многих восточных мифологиях. Мировое Дерево связывает, согласно верованиям, Небо, или мир богов,  Землю, или мир людей   и Подземный мир.  Ось Мира представлялась древним и как  священная гора, мифическая или реальная, которая считалась высшей точкой Земли и центром мира. Согласно поверьям, на этой горе произошло и сотворение мира. 
В работах  Ирины Балевой Мировое Дерево произрастает порой именно на горе, а её вершина  насквозь пронизана его корнями. И если рассматривать сюжеты работ художника именно в таком контексте древних мифологий,  - они приобретают глубинный, созвучный с мироощущением древних,  смысл. Единство противоположностей, сочетание  несочетаемого  - Жизни и Смерти, Земли и Неба, Света и Тьмы, взаимосвязь и взаимозависимость природы и человека, смена времён года,  - всё сплетается здесь воедино и звучит гимном всему сущему на Земле.

На вершине.
Возрастание.























"Мои картины  символичны и  отражают мои мечты, опыт и эмоции, - рассказывает Ирина Балева. - Я передаю свои впечатления  через образы природы: за деревьями и камнями вижу реальных людей с их чувствами. Дерево является символом энергии, оно соединяет три уровня природы и напоминает цикл человеческой жизни: рождение, жизнь и смерть."

Прилив. Деталь.
Были на выставке и  несколько морских пейзажей, выше на фото - деталь одной из работ. И здесь, помимо морского штиля ясным летнем вечером и прибрежных валунов, можно вновь увидеть единство противоположностей - Дня и Ночи, Рассвета и Заката, Прилива и Отлива, Мужчины и Женщины. Две головы образуют композиционный знак бесконечности -  , возникновение понятия о которой опять же отсылает нас к древнейшим мировым культурам и религиям. Бесконечность, как единство Начала и Конца - бесконечности Вселенной и конечности бытия на Земле.

Соло.
Очень хотелось бы отметить и ту изысканную цветовую палитру, в которой работает художник. В батике, как в виде искусства, пришедшего к нам с Востока, зачастую встречаются очень яркие и жизнерадостные краски. Но цветовая палитра Ирины весьма сдержана,  изобилуя при этом  тончайшими цветовыми ньюансами и оттенками. Есть здесь и золото, и серебро, и бронза, однако доминатными остаются охристые, коричневые, болотно-зелёные и серые тона. Отсутствие ярких красок создаёт особое меланхолично-романтичное настроение, добавляет притягательности, загадочности, недосказанности и элегантности работам художника.

Райское Гнездо.

Райское Гнездо. Деталь.

Посвящение. Деталь.
Женские образы, или  скорее образы Прекрасной Дамы, и очень часто - Матери, Мадонны, встречающиеся в работах Балевой, столь же неуловимы и прозрачны, как  вариации красок и полутонов самих батиков. Женщины Ирины Балевой - это скорее мечты, сны, тени, - непередаваемо прекрасные, полные любви и недосягаемые, как далёкие звёзды.

Медитация.
Они пассивно  созерцают окружающий мир, или же мечтают, думают о чём-то своём, закрыв глаза. Все без исключения дамы  молчат, не выражая никаких эмоций,  часто у них нет даже рта, и черты лица неясны. Однако, при всей своей молчаливости и отстранённости они полны жизни и мелодий.
Такая Дама порой предстаёт и в образе Матери-Земли, дающей жизнь всему сущему, на голове которой прорастает в виде фантасмагорической шляпы лес, а густые корни деревьев  скрывают лицо, подобно вуали или сплетаются в огромный тюрбан.

Медитация. Деталь.

Чёрный тюрбан.

Чёрный тюрбан. Деталь.
Женщины Ирины Балевой  далеки от примитива и  не напоминают никоим образом доисторических Венер - древний символ фертильности и плодородия, однако  не менее женственны и обладают столь же мощной силой воздействия на зрителя. Это тонкие, хрупкие и  сложные создания, тело которых покрыто с ног до головы  затейливым узором. Они похожи, скорее, на  видения  и музы,  посещающие и вдохновляющие  земных гениев.....

Серебристая.
...а порой - это  просто Серебристая Зима, укрывающая всю Землю белым одеялом первого снега.

Серебристая. Деталь.

Самой масштабной работа Ирины Балевой на выставке стал триптих "Приём гостей в саду".

Приём гостей в саду. Триптих.

Приём гостей в саду. Триптих. Деталь.
У меня эта работа вызвала    яркую ассоциацию с гобеленами конца XV века - эпохи позднего Средневековья и начала раннего Ренессанса. Смысл и значение работ несомненно разнятся, но некие параллели всё же можно провести. Та же символичность, монументальность и величественность, та же статичность фигур и постановочность сюжета, похожая цветовая палитра и, конечно, - тема взаимоотношений человека и природы. 
На обеих работах человеком является женщина - доминанта всей композиции, - Мать, Хозяйка, Прекрасная Дама, воле которой подчиняется вокруг всё живое . И на обеих работах действие разворачивается на фоне пейзажа. На французской шпалере - это дивный сад с шатром, многочисленными животными и "тысячей цветов", а у Ирины Балевой этот  сад   интерпретирован несколько иначе, здесь присутствуют  элементы французского регулярного парка и  ухоженные лимонные деревья в кадках,  а вместо шатра вдали возвышается гора (не та ли это Ось Мира?).
Обе работы отражают веяния своей эпохи - будь то идеи гуманизма эпохи раннего Ренессанса, тесно переплетающиеся с христианской символикой, или проблематика экологии, сохранности окружающей среды и гармоничного сосуществования человека и природы в наше время. И конечно же предназначение как французского гобелена , так и батика начала XXI века - служить украшением гостиной, вдохновлять, восхищать и уводить в лабиринт мыслей и загадок.

Дама с единорогом. Конец XV века. Музей Клюни, Париж.

А теперь скажу несколько слов о технике, в которой работает художник Ирина Балева.
Батик -  очень древний вид искусства, получивший широкое распростарнение в Азии - например в Индии, Полинезии, Индонезии, а в Европу он пришёл лишь в начале ХХ века.
Батик представляет собой роспись по ткани, чаще всего - шёлку, хлопку, шерсти, а в наши дни - и по синтетическим материалам. Эффект росписи достигается благодаря послойному нанесению краски. Для полученя чётких границ рисунка используется воск в качестве закрепителя.  Места, покрытые воском, не поглощают краску и ограничивают её распространение, а по завершении работы воск с поверхности ткани удаляется.

Ирина Балева работает в технике горячего батика. Своё название он получил благодаря тому, что  воск используется в «горячем», расплавленном виде. Этот способ используется в основном для раскрашивания хлопчатобумажной ткани,  на которой и выполнено большинство работ художника.



Художник Ирина Балева родилась в Эстонии, в городе Кохтла-Ярве.  Окончив художественное училище им. Серова в Санкт-Петербурге по специальности дизайна интерьера, она с 1993 по 1999 г. преподавала рисунок в художественных школах  и экспериментировала сама, работала дизайнером в различных издательствах и государственных предприятиях. С 2000 года Ирина Балева регулярно проводит персональные выставки как в Эстонии, так и за рубежом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий