|
Мадонна лилий. |
На эту чудесную выставку я попала совершенно случайно, и, к сожалению, фотокамеры у меня с собой не было. Все фотографии сделаны мобильным телефоном, и поначалу я сильно сомневалась, стоит ли публиковать этот пост с иллюстрациями не самого лучшего качества. Но как оказалось, при ближайшем рассмотрении на компьютере, эти фотографии передают совершенно замечательным образом и настроение, и очарование выставки, и цветовую палитру работ! И потому я с большим удовольствием приглашаю вас на выставку батиков Ирины Балевой "Прогулка", которая проходила в октябре 2012 года в художественной галерее Русского театра в Таллине.
|
Мадонна лилий. Деталь. |
Сюжеты батиков Ирины Балевой так или иначе отсылают зрителя к миру живой природы, её тесной взаимосвязи с человеком, их взаимоотношений. Пейзажи художника завораживают и приглашают перенестись в неведомые и загадочные края - в дремучие леса, зелёную холмистую местность, в цветущие долины, великолепные парки, к морю или же на вершину горы. На батиках Балевой природа живая и неживая - человек, дерево, камень, - постоянно меняются ролями. Фантастические силуэты прекрасных стройных женщин, помещённые в центр композиции, очень часто оказываются деревьями, протягивающими свои руки-ветви к небу. А прибрежные камни оказываются людьми, и это, как выяснилось, не случайно!
|
Золотая осень. |
Дерево - это, как правило, обязательная составляющая батиков Ирины Балевой, по крайней мере именно дерево можно было увидеть на большинстве работ, представленных на выставке.
Деревья, с их сложной и запутанной корневой системой и пышной кроной, их ветви и листва появляются в работах художника не только в качестве основного элемента, но и в образе огромного зонта, женского длинного платья, покрывала или фантастического головного убора.
Дерево у Балевой - не столько дерево, сколько Мировое Дерево, или Ось Мира (Axis mundi), образ которого встречается в скандинавской, кельтской, славянской и многих восточных мифологиях. Мировое Дерево связывает, согласно верованиям, Небо, или мир богов, Землю, или мир людей и Подземный мир. Ось Мира представлялась древним и как священная гора, мифическая или реальная, которая считалась высшей точкой Земли и центром мира. Согласно поверьям, на этой горе произошло и сотворение мира.
В работах Ирины Балевой Мировое Дерево произрастает порой именно на горе, а её вершина насквозь пронизана его корнями. И если рассматривать сюжеты работ художника именно в таком контексте древних мифологий, - они приобретают глубинный, созвучный с мироощущением древних, смысл. Единство противоположностей, сочетание несочетаемого - Жизни и Смерти, Земли и Неба, Света и Тьмы, взаимосвязь и взаимозависимость природы и человека, смена времён года, - всё сплетается здесь воедино и звучит гимном всему сущему на Земле.
|
На вершине. |
|
Возрастание. |
"Мои картины символичны и отражают мои мечты, опыт и эмоции, - рассказывает Ирина Балева. - Я передаю свои впечатления через образы природы: за деревьями и камнями вижу реальных людей с их чувствами. Дерево является символом энергии, оно соединяет три уровня природы и напоминает цикл человеческой жизни: рождение, жизнь и смерть."
|
Прилив. Деталь. |
Были на выставке и несколько морских пейзажей, выше на фото - деталь одной из работ. И здесь, помимо морского штиля ясным летнем вечером и прибрежных валунов, можно вновь увидеть единство противоположностей - Дня и Ночи, Рассвета и Заката, Прилива и Отлива, Мужчины и Женщины. Две головы образуют композиционный знак бесконечности -
∞, возникновение понятия о которой опять же отсылает нас к древнейшим мировым культурам и религиям. Бесконечность, как единство Начала и Конца - бесконечности Вселенной и конечности бытия на Земле.
|
Соло. |
Очень хотелось бы отметить и ту изысканную цветовую палитру, в которой работает художник. В батике, как в виде искусства, пришедшего к нам с Востока, зачастую встречаются очень яркие и жизнерадостные краски. Но цветовая палитра Ирины весьма сдержана, изобилуя при этом тончайшими цветовыми ньюансами и оттенками. Есть здесь и золото, и серебро, и бронза, однако доминатными остаются охристые, коричневые, болотно-зелёные и серые тона. Отсутствие ярких красок создаёт особое меланхолично-романтичное настроение, добавляет притягательности, загадочности, недосказанности и элегантности работам художника.
|
Райское Гнездо. |
|
Райское Гнездо. Деталь. |
|
Посвящение. Деталь. |
Женские образы, или скорее образы Прекрасной Дамы, и очень часто - Матери, Мадонны, встречающиеся в работах Балевой, столь же неуловимы и прозрачны, как вариации красок и полутонов самих батиков. Женщины Ирины Балевой - это скорее мечты, сны, тени, - непередаваемо прекрасные, полные любви и недосягаемые, как далёкие звёзды.
|
Медитация. |
Они пассивно созерцают окружающий мир, или же мечтают, думают о чём-то своём, закрыв глаза. Все без исключения дамы молчат, не выражая никаких эмоций, часто у них нет даже рта, и черты лица неясны. Однако, при всей своей молчаливости и отстранённости они полны жизни и мелодий.
Такая Дама порой предстаёт и в образе Матери-Земли, дающей жизнь всему сущему, на голове которой прорастает в виде фантасмагорической шляпы лес, а густые корни деревьев скрывают лицо, подобно вуали или сплетаются в огромный тюрбан.
|
Медитация. Деталь. |
|
Чёрный тюрбан. |
|
Чёрный тюрбан. Деталь. |
Женщины Ирины Балевой далеки от примитива и не напоминают никоим образом доисторических Венер - древний символ фертильности и плодородия, однако не менее женственны и обладают столь же мощной силой воздействия на зрителя. Это тонкие, хрупкие и сложные создания, тело которых покрыто с ног до головы затейливым узором. Они похожи, скорее, на видения и музы, посещающие и вдохновляющие земных гениев.....
|
Серебристая. |
...а порой - это просто Серебристая Зима, укрывающая всю Землю белым одеялом первого снега.
|
Серебристая. Деталь. |
Самой масштабной работа Ирины Балевой на выставке стал триптих "Приём гостей в саду".
|
Приём гостей в саду. Триптих. |
|
Приём гостей в саду. Триптих. Деталь. |
У меня эта работа вызвала яркую ассоциацию с гобеленами конца XV века - эпохи позднего Средневековья и начала раннего Ренессанса. Смысл и значение работ несомненно разнятся, но некие параллели всё же можно провести. Та же символичность, монументальность и величественность, та же статичность фигур и постановочность сюжета, похожая цветовая палитра и, конечно, - тема взаимоотношений человека и природы.
На обеих работах человеком является женщина - доминанта всей композиции, - Мать, Хозяйка, Прекрасная Дама, воле которой подчиняется вокруг всё живое . И на обеих работах действие разворачивается на фоне пейзажа. На французской шпалере - это дивный сад с шатром, многочисленными животными и "тысячей цветов", а у Ирины Балевой этот сад интерпретирован несколько иначе, здесь присутствуют элементы французского регулярного парка и ухоженные лимонные деревья в кадках, а вместо шатра вдали возвышается гора (не та ли это Ось Мира?).
Обе работы отражают веяния своей эпохи - будь то идеи гуманизма эпохи раннего Ренессанса, тесно переплетающиеся с христианской символикой, или проблематика экологии, сохранности окружающей среды и гармоничного сосуществования человека и природы в наше время. И конечно же предназначение как французского гобелена , так и батика начала XXI века - служить украшением гостиной, вдохновлять, восхищать и уводить в лабиринт мыслей и загадок.
|
Дама с единорогом. Конец XV века. Музей Клюни, Париж. |
А теперь скажу несколько слов о технике, в которой работает художник Ирина Балева.
Батик - очень древний вид искусства, получивший широкое распростарнение в Азии - например в Индии, Полинезии, Индонезии, а в Европу он пришёл лишь в начале ХХ века.
Батик представляет собой роспись по ткани, чаще всего - шёлку, хлопку, шерсти, а в наши дни - и по синтетическим материалам. Эффект росписи достигается благодаря послойному нанесению краски. Для полученя чётких границ рисунка используется воск в качестве закрепителя. Места, покрытые воском, не поглощают краску и ограничивают её распространение, а по завершении работы воск с поверхности ткани удаляется.
Ирина Балева работает в технике горячего батика. Своё название он получил благодаря тому, что воск используется в «горячем», расплавленном виде. Этот способ используется в основном для раскрашивания хлопчатобумажной ткани, на которой и выполнено большинство работ художника.
Художник Ирина Балева родилась в Эстонии, в городе Кохтла-Ярве. Окончив художественное училище им. Серова в Санкт-Петербурге по специальности дизайна интерьера, она с 1993 по 1999 г. преподавала рисунок в художественных школах и экспериментировала сама, работала дизайнером в различных издательствах и государственных предприятиях. С 2000 года Ирина Балева регулярно проводит персональные выставки как в Эстонии, так и за рубежом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий