Как и обещала, публикую полный текст статьи "Торжественное серебро", которую я написала для приложения "Вкус жизни" к экономическому еженедельнику Эстонии "Деловые ведомости", от 19 декабря 2012 г. Огромное спасибо редактору Ольге Журьяри за проявленный интерес!
В XVIII и XIX веках жить роскошно означало, в первую очередь, иметь дома изысканный стол. В дворянских домах Эстляндии, Лифляндии и России долгое время предпочтение отдавалось посуде из серебра.
О том, что можно было увидеть на праздничном столе дворянской усадьбы или в домах зажиточных горожан и купцов, может рассказать выставка «Страсть коллекционера. Серебро и графика из коллекции Рейнанса» в музее Миккеля в Таллинне, где представлены серебряные изделия XVII-XX веков, изготовленные в Эстонии. Эта коллекция в 2012 году была преподнесена в дар Художественному музею Эстонии частным коллекционером Алуром Рейнансом.
В XVII-XVIII веках в эпоху барокко столовое серебро служило не столько по прямому назначению, в качестве посуды, а скорее - как показатель статуса своего владельца. И поскольку ни один праздник не обходился без вина, в основном это были чеканные серебряные, часто серебряные с позолотой кубки, кувшины и кружки, украшенные резвящимися путти, фруктовыми и цветочными гирляндами, изображениями животных и фамильных гербов.
На праздничной трапезе, как в эпоху Средневековья, так и в XIX веке, непременно присутствовало мясо - запечённые целиком поросята, баранина, потроха, язык, блюда из птицы, сдобренные всевозможными травами, с самой разной начинкой, а также рыба. Подавались они на больших серебряных блюдах, часто украшенных по краю чеканным узором. А, к примеру, в середине XIX века к рыбным блюдам, прилагалась и специальная лопатка с изящной позолоченной рыбкой.
Дитрих Йоханн Эрнст Нагель, тартуский мастер 1841–1854. Лопатка для рыбы. середина XIX в. Серебро, частичная позолота, дерево. Художественный музей Эстонии |
В XVII-XVIII веках в Европе были широко распространены всевозможные супы, чаще супы-пюре, и появилась необходимость во вместительной посуде, которая служила бы одновременно украшением стола. Так в обиход вошла супница, обычно стоявшая на подносе, который составлял с ней единый ансамбль. Крышка супницы, изготовленной таллиннским мастером Йоханном Готтфридом Дехио в конце
XVIII века, украшена излюбленным цветком рококо - бутоном розы. Яркий пример столового серебра II половины XVIII века и соусник работы мастера из Курессааре Йоханна Хернелиуса.
XVIII века, украшена излюбленным цветком рококо - бутоном розы. Яркий пример столового серебра II половины XVIII века и соусник работы мастера из Курессааре Йоханна Хернелиуса.
Современный вид столовых приборов (ножей, вилок, ложек) начал формироваться лишь в XVII веке. Вилка приобрела форму, которую имеет и по сей день, с тремя или четырьмя чуть согнутыми зубцами, ложку стали делать плоской, а нож получил закруглённый конец. Гостям, приглашённым на праздничный обед, уже не приходилось приносить приборы с собой, как в эпоху Средневековья, поскольку в каждом доме их было достаточно. Правда, в русском помещичьем быту серебряные приборы считались роскошью даже в 30-е годы XIX века.
Поскольку серебро было дорогостоящим материалом, заказчики просили добавить к украшениям посуды или столовых приборов свой герб или выгравировать монограмму. В коллекции Рейнанса есть прибор для сервировки жаркого, созданный в 1845 году раквереским мастером Якобом Андреасом Брандтом и сочетающий одновременно вилку и нож. На ручке отчеканен фамильный герб остзейских баронов Унгерн-Штернберг.
А в доме князя А. Л. Нарышкина, обер-камергера Александра I и директора Императорских театров, после обеда каждому гостю дарили полный прибор со стола: серебряный нож с вилкой, ложку, ложечку, фарфоровые тарелки и остатки фруктов и конфет. Делать такие щедрые подарки могли позволить себе немногие.
Готтфрид Эрхард Дехио, таллинский мастер 1810–1857. Чайный сервиз: чайник, сливочник, сахарница. 1810–1820. Серебро, позолота изнутри, дерево. Художественный музей Эстонии |
Посуда для сервировки сладостей, изготовленная мастером Андреасом Бергом, работавшим в 1712-1745 годах в Пярну и Тарту, называется Kaltschale (ледяная чаша, нем.). На широкой и низкой овальной или круглой чаше сервировали особый десерт - суп, приготовленный из вина с добавлением сахара, пряностей, изюма, медового печенья и долек цитрусовых. Такая чаша была предметом роскоши, и попадала на стол лишь к дворянам и зажиточным купцам.
Разумеется, сладкий стол в XVIII и XIX веках не обходился без чая или кофе. Особенно роскошными считались серебряные чайники и кофейники, сливочники, сахарницы и корзинки для сладостей - пирожных, печенья, конфет. Ажурный край одной из таких вазочек, выполненной мастером из Тарту во втором десятилетии XIX века Йоханном Хейнрихом Орениусом, указывает на то, что в ней же могли подавать на стол и фрукты.
Йоханн хейнрих Орениус. Корзинка для сладостей и фруктов. 1818-1827 гг. Серебро, позолота изнутри. Художественный музей Эстонии |
В 1840-е годы эстонское серебро испытало влияние стиля неорококо, знаменовавшего собой возвращение извивающихся узоров и затейливых форм, асимметричных краёв и доминирующего в декоре мотива раковины. В коллекции Рейнанса неорококо представлено, к примеру, чайным сервизом работы тартуского мастера Карла Готтфрида Орениуса.
В XIX веке сервировка десертов порой поражала воображение, услаждая желудок и радуя глаз. «Везувий на Монблане» - так называлось знаменитое в 1810-е годы в Европе пирожное, без которого не обходилось ни одно пиршество. «Содержа в себе ванильное мороженое белого цвета», сверху оно пылало синим пламенем.
Сохранилось свидетельство современницы, в котором рассказывается и об удивительных угощениях в доме дворянина А. Ф. Гернгросса: «Так, на большом серебряном подносе устроен был из золочёной бумаги храм на восьми золочёных колоннах с золотым куполом, кругом которого в золотых кольцах висели чайные и десертные ложки. Внутри этого храма наложен разноцветный плитняк из фисташкового, лимонного и других сортов мороженого. Разбросанные на подносе плитки эти изображали разрушение здания».
И, конечно, не обойти вниманием серебряные аксессуары, напоминающие о приближении Года Змеи. Декоративные кольца для столовых салфеток, выполненные мастером из Раквере Карлом Рейнхольдом Хеффтлером, созданы в виде змей с гранатовыми глазами, кусающих себя за хвост. Изящный символ круговорота времени на праздничном столе.
Эвелина Ведом
искусствовед
Комментариев нет:
Отправить комментарий