Translate

суббота, 28 января 2012 г.

Другой Париж

И парк Тюильрьи, и великолепный Лувр, и площадь Согласия, и  Нотр-Дам, и красотка Эйфелева башня -  все эти достопримечательности и привлекательны, и интересны, но разумеется  - всё это парадный фасад Парижа, на который могут любоваться все и каждый. А  ведь так хотелось познакомиться с городом поближе! И мне  удалось заглянуть одним глазком за кулисы Парижа  в той мере, в коей это вообще возможно сделать, живя в незнакомом городе вснго лишь 7 дней.

Недаром все начинающие художники всегда стремились попасть в Париж! Это невозможно объяснить тому, кто никогда здесь не бывал, но в атмосфере города есть нечто такое, что активизирует творческие способности, наполняет идеями и раскрепощает мышление. На городских площадях, на улицах, на мостах, да в конце-концов - на каждом углу, что-то происходит, и всегда - что-то интересное! Будь то выступления уличных музыкантов, танцоров, мимов и клоунов, перформансы и мастер-классы молодых художников, небольшой митинг или демонстрация, разговор двух богемных художников в уличном кафе - всё это рядом, и этого много, все эти явления не могут остаться незамеченными простым прохожим. Ну а если кто-то едет в Париж именно за тем, чтобы получить новые творческие впечатления и идеи, за вдохновением и за опытом, то  всё это можно найти здесь в избытке. Это настоящий "котёл культуры", в котором рождаются  новые мысли и идеи, а жизнь бурно кипит, временами переливаясь через край.

У меня накопилось немало кадров уличной художественной жизни города, или стрит-арта, как его называют. И здесь Париж преподнёс мне немало сюрпризов, таким я его никогда не видела.



А начну я, пожалуй, с Центра Жоржа Помпиду и квартала Бобур.


Именно этот музей современного искусства был конечной целью моих ежедневных поездок на метро от канала Сен-Мартэн, где я жила, до места проведения курса. И  рядом именно с центром Помпиду, и в квартале Бобур (le Bobour), я проводила ежедневно по восемь часов, и исходила его вдоль и поперёк вместе с сокурсниками. Здесь мы учились, здесь обедали то  в простых забегаловках и блинных, то в изысканных небольших ресторанчиках. И именно атмосфера  Бобура  показалась мне наиболее либеральной, дружелюбной и свободной. Не столь помпезной и подавляющкй как в квартале Тюильрьи,  не столь заносчивой и чопорной, как в Латинском квартале, или богемной и "не от мира сего", как в квартале Монпарнаса.  Здесь всё как-то запросто и по-свойски.




Национальный Центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду посвящён изучению, поддержке и пропаганде современного искусства и искусства ХХ века. Здание центра расположено в квартале Бобур, четвёртого округа Парижа, и открыто для публики с 1977 года по инициативе президента Франции Жоржа Помпиду.
Как и большинство музеев современного искусства, Центр Помпиду - это мультифункциональное здание, которое вмещает один из крупнейших европейских музеев нового и современного искусства, большую публичную библиотеку, театральные площадки, конференц-залы,  кинозалы и даже институт музыкальных исследований. И здесь была для меня радость узнавания: KUMU, в котором я работаю, построен по тому же принципу.
Само здание тоже весьма интересно: все коммуникационные системы  вынесены наружу и размещены в разноцветных трубах. Синие трубы - кондиционирование воздуха, зелёные - водоснабжение, жёлтые - электричество, красные - лифты. Многие считают Центр Помпиду "железным монстром", "катастрофой" и "недоразумением славого города Парижа", но мне он нравится.  Очень необычное, просторное и толковое здание, уж куда более продуманное для нужд музея, чем сам знаменитый Лувр.

Яаков Агам. Дизайн для приватного помещения Елисейского дворца,
выполненный по заказу президента Жоржа Помпиду в 197 г.
Центр открыт ежедневно коме вторника до 21 часа,  а по четвергам - до 23.00. И поскольку я изначально купила пропуск на шесть дней на неограниченное посещение всех музеев парижского округа, то  у меня была возможность посещать Центр Помпиду ежедневно.
Каждый день я туда не наведывалась, но два раза побывала, и всё обошла обстоятельно.

Я не считаю себя знатоком современного искусства, но некоторые объекты и экспонаты музея показались мне интересными и любопытными. Предлагаю читателю на них посмотреть и составить своё впечатление  :), и здесь я оставила за собой право экспонаты не подписывать -всего не упомнить.













Для создания объектов дизайна использованы самые неожиданные материалы,  как например макрофлекс, жестяные трубы, автомобильные двери, проволока или обтянутые яркими тканями конструкции, чем-то напоминающие мебель.



Разумеется, экспозиция не ограничивается лишь любопытными объектами. В Центре Помпиду замечательно представлены живопись, скульптура, рисунки, фотографии, произведения киноискусства и архитектуры. Даже если вы не являетесь поклонником современного искусства, Центр Помпиду стоит посетить - такой музей неимоверно обогощает и расширяет кругозор!

Василий Кандинский. Желтое, красное, синее 1925. Центр Жоржа Помпиду.

Здесь можно ознакомиться  с основными направлениями искусства от начала  ХХ века до наших дней,  а также с собраниями отдельных авторов  - Делоне, Пикассо, Ле Корбюзье, Уорхолла  других. Прекрасна подборка акварелей Василия Кандинского, одна из самых известных его работ - здесь на фото.


Прямо напротив Центра Помпиду  - площадь имени Игоря Стравинского с механическими подвижными фонтанами Жана Тингли, и красочными скульптурами, которые спроектировала Ники де Сент-Фаль. И тридцатиметровый бассейн, и фонтаны были открыты в 1983 г., и иллюстрируют известные музыкальные произведения Игоря Стравинского - "Весна священная", "Жар-птица", "Байка про лису" и др. 


Задумка, на мой взгляд, совершенно замечательная! Скульптуры и фонтаны одновременно и контрастируют и гармонируют со зданием Центра Помпиду. Контраситируют своей живостью и подвижностью,  а гармонируют благодаря тому, что выполнены, так же как и сам Центр, из современных материалов - металла и пластика, и так же красочны, как все трубы здания.

Поначалу было необычно, но очень скоро я привыкла, что в Париже имена знаменитостей встречаются на каждом шагу: Шарль де Голль, Ришилье, Робеспьер, Пикассо, Мольер, Роден, и многие многие другие  - их именами названы площади, станции метро, улицы. И так приятно встретить среди них и русское имя - Игоря Стравинского! 




Контраст и ирония скульптур усиливается расположенной прямо за бассейном готической церковью. Эротический посыл скульптур противоречит аскезе сакрального сооружения. Мда, весьма пикантно, и так по-французски :)






А совсем рядом - перформанс молодых художников, пытающихся продемонстрировать неравенство полов в обществе, и привлечь внимание прохожих.


Уличный певец, который, в какое бы время я ни появилась  у Центра Помпиду, всегда пел джаз под музыкальное сопровождение своего магнитофона. Его пение всегда было очень кстати и создавало прекрасное настроение у прохожих! Да и вёл он себя всегда очень эмоционально и эксцентрично - энергично жестикулируя, подмигивая и делая комплименты практически всем особям женского пола, проходящим мимо.


Площадь перед Центром Помпиду так и кишит художниками . Одни рисуют карикатуры...


.... а другие - фантазийные картины при помощи баллончиков с краской.




Здесь и клоун, развлекающий детей и взрослых. Строя смешные рожицы, отпуская шутки на пяти или шести европейских языках, в  том числе - и на русском, он за минуту надувает несколько воздушных шариков и в мгновение ока сворачивает из них забавную куколку или животное. Как видно, недостатка в публике нет!


Уличные музыканты и танцоры здесь повсюду, это и придаёт очарование кварталу Бобур. Публике нравится слушать и смотреть на выступления,  а музыканты, художники и танцоры тем временем  зарабатывают - пускай даже небольшие - средства и популярность. 




Ну и конечно, пожалуй одна из главных составляющих стрит-арта, - граффити. Его в Париже очень много, и порой оно переходит в треш-арт, так называемое "помойное искусство". Здесь есть и своё очарование, и интрига, и посыл, и даже мораль.









Эти объекты уже из квартала Бельвиль (Belleville), куда мы отправились на практику. Бельвиль - это район Парижа, где живут только эмигранты, в большинстве своём - малазийцы, выходцы из Вьетнама, Кот-д-Ивуара,Сенегала и бывших французских колоний. То самое национальное многообразие и культура, для ознакомления с которыми я и приехала в Париж.






Одна из улиц Бельвиля была полностью разрисована граффити.
И прямо при нас художник заканчивал свою работу.


Как оказалось, вся парижская богема мало по малу уже начала передвигаться в Бельвиль, меняя место исконной своей дислокации в Латинском квартале. А причины просты - межнациональные социальные проблемы на данный момент более актуальны, чем высокие идеи университетской интеллигенции. Всё современное искусство насквозь пропитано социальной критикой. И где же черпать вдохновение для создания произведений,  как не в Бельвиле, где замечательно уживаются люди разных культур, национальностей и рас.










Чтобы передохнуть и подкрепиться, мы остановились присесть в кафе на этой же улице. И тут к нам сразу же подошёл торговец арахисом, типичный житель Бельвиля, уроженец Кот-д-Ивуара. Мы долго с ним общались, он в силу плохого владения английским довольно коряво и неясно отвечал на наши вопросы и всё предлагал нам купить орешки. Мы сначала узнали, всё что было нам интересно, а потом купили две коробочки с десятью орешками в каждой по 2 евро. Каждый по-своему зарабатывает свой хлеб.






Сколько не искала,  я не видела в Париже ни одного приличного и обычного дорожного знака. На каждом, абсолютно на каждом, было что-то или кто-то нарисован или сделана какая-то смешная  и остроумная надпись! 


Все кто побывал у нас в Эстонии на водопаде в Кейла-Йоа, меня поймут :)... но и удивятся, тем не менее. Потому что количество замочков, оставленных молодожёнами на мосту Искусств (Pont des Arts) в Париже, откуда открывается прекрасный вид на Нотр-Дам, в сотни раз превосходит количество замков на мосту в Кейла-Йоа. Красивая традиция, и радует то, что власти Парижа её поддерживают!





Совсем недалко от Нотр-Дам темнокожие мальчики выделывают несусветные трюки, и древний собор чуть ли не ходуном ходит от речетативов рэпперов, а один ловкач при помощи двух палочек и вервки создаёт невероятных размеров мыльные пузыри.


И после всего увиденного только и можно по-французски воскликнуть "Oh-la-la!", и подивиться сочетанию несочетаемого в столице Франции и неиссякаемой фантазии её жителей!

Другие мои заметки о Париже:

2 комментария: