Translate

понедельник, 27 декабря 2010 г.

"Феникс" - прощание с XVIII веком

ХОЗЯИН :Ну и погода!
   СТАРУХА : И на погоду
Новая нынче мода!
Эх, в старину!..

...От этого спектакля Русской Театральной Школы г. Таллинна так и веяло той самой стариной, о которой толкует Старуха в самой первой сцене! По описанию самой Марины Цветаевой "Старуха - весь XVIII век"... 
Всё действие спектакля происходило не в здании Русского Театра, а в небольшом зале первого этажа Дома Маврикия - Дома Авторской Куклы, в переулке св. Екатерины в Старом Таллинне. 



 Уже само место задавало весь тон предствлению! Здание - самое старинное во всём Таллине, датируется XII веком. 


 Куклы, удобно расположившиеся на полочках, комодах, каменных выступах стен, украшавшие ёлочку - были тоже и публикой, и декорацией!



Актёры, свободно передвигавшиеся по залу, не ограниченные в своих действиях пространством сцены, а находящиеся в полушаге от нас, зрителей, как бы приглашали и вовлекали публику  представление, делали её своей соучастницей, ещё одним важным действующим лицом... 


Вообще, - атмосфера чуда, тайны, загадки и старины витали в воздухе...  что явилось для меня полной неожиданностью и приятно удивило и взволновало...


Я, пришедшая на этот спектакль Русской Театральной Школы, где с недавних пор учится мой младший брат, была в достаточно секптическом настроении в отношении того, что мне предстояло увидеть. Никакого захватывающего зрелища, ярких впечатлений и чуда я совершенно точно не ждала. Пришла из любопытства , посмотреть - на каких же это репетициях пропадает мой драгоценный братец?!... Однако... То ли я влюбилась в Дом Маврикия с первого взгляда и с первого мгновения, как там очутилась, то ли волшебные стихи Марины Цветаевой  сделали своё дело, то ли юные дарования, мечающие стать настоящими театральными актёрами настолько старались и играли так вдохновенно, - спекталь захватил меня с первой же секунды!  Сколько изящества, мудрости и лёгкости было в стихах великой поэтессы! Как ярки были образы Трактирщика, Дамы, Старухи, Казановы и Генриетты! Как легка и безмолвна была девочка-ангел, пробегающая порой мимо героев, и звенящая серебряным колокольчиком - то предостерегая их от необдуманных поступков и слов, то как бы напоминая о мимолётности всего сущего.... Всего здесь словами не опишешь!..


Главной темой спектакля является разумеется любовь - во всей её многогранности..... Любовь как путеводная звезда, и любовь - как пошлый разврат с уличными девками; Любовь Кавалера к Даме, и любовь Казановы ко всем его женщинам, любовь взаимная, и любовь безответная..... За два часа актёры сумели затронуть все эти темы, и даже больше - смогли выразить всё то, что как правило остаётся за скобками и между строк, что понятно лишь двоим, и что читается лишь во взглядах, наклоне головы, жестах и движении слегка приподнятой брови.... Спасибо актёрам и режиссёру спектакля  - Ирине Томингас за   созданное праздничное настроение, за незабывемые впечатления от спектакля!..


..... А  по сюжету, Казанова - один из главных героев, - стареющий Джакомо Казанова,  символ и порождение Старого Режима XVIII века, перебирая весь свой архив любовных писем, нашёл одно, написанное Генриеттой.... которая ещё тогда, в пору их молодости и любви всё в точности описала и рассказала, что будет с ним в старости :

"Когда-нибудь в старинных мемуарах -
Ты будешь их писать совсем седой,
Смешной, забытый, в старомодном, странном
Сиреневом камзоле...
где-нибудь
В Богом забытом замке - на чужбине -
Под вой волков - под гром ветров - при двух
свечах -
Один - один - один - со всей Любовью
Покончив, Казанова! Но глаза,
Глаза твои я вижу - те же, в уголь
Все обращающие, те же, в пепл и прах
Жизнь обратившие мою... Я вижу...
И литеры встают из-под руки, -
Старинные - из-под руки старинной,
Старинной - старческой - вот этой вот - моей..."

...он понял всю суть и истину этих строк... Казанова хочет умереть один... в дороге, умереть вместе со Старым веком, в предверии Нового. Он покидает старый замок, уходит, в последние минуты уходящего XVIII века, в метель, в ночь, в никуда....
С приходом века XIX  на сцене появятся новые персонажи, новые имена, новые герои, которые напишут Новую историю.... А век XVIII закончился Великой Французской Революцией, ознаменовавшей собой  конец блистательной французской монархии, конец Старого Режима, который  с такой тоской вспоминала Старуха в первой сцене спектакля...  Конец праздной роскошной жизни насквозь прогнившей аристократии, конец полночным пирам, балам,  конец эпохи Версаля, рококо, менуэтов, жеманных придворных дам и кавалеров, Джакомо Казановы, пудреных париков, кружев, изысканных духов, фонтанов, фейерверков, бриллиантов, мушек и цветов...

 ...И для меня "Феникс" стал знаковым событием. Не случайно я попала на представление именно в конце года. И не случайно последняя сцена спектакля разыгрывается именно  в последний час уходящего XVIII века.... Да, у красивых сказок есть конец.
Я почувствовала ветер перемен уже давно. Пермены носились в воздухе ещё с февраля, я не могла понять что именно, но ЧТО-ТО произошло, что-то изменилось и во мне, и вокруг меня.... Меня это сильно беспокоило, не давало спокойно жить и существовать ни дома, ни во дворце...Я не могла понять - что именно, но знала, что это ПЕРМЕНЫ.  И только после того, как в начале декабря я получила письмо из вышестоящей инстанции с приглашением на более высокую должность, и в другой музей, я поняла, что волновалась не напрасно... Теперь только мне стало совершенно ясно, что моя сказка для меня закончилась, и что я "выросла" из своего бального платья придворной дамы ... и без сожаления я попрощалась с прекрасным Кадриоргским дворцом эпохи барокко, эпохи XVIII века, в стенах которого провела четыре года. Это случилось вот так - просто и легко, без драм и слёз... А я-то думала, что никогда не смогу  покинуть эти стены....
Я буду время от времени возвращаться туда, чтобы побродить по старинным залам, ощутить духание времени, я никогда не забуду всего того, что дворец мне подарил, чему научил, как широко раскрыл мне глаза.... но я с ним уже простилась. Именно в ту минуту, когда закончился спектакль "Феникс" - я отчётливо это осознала.
Мой XVIII Галантый век тоже закончился для меня. Занавес.

Комментариев нет:

Отправить комментарий