Translate

пятница, 18 апреля 2014 г.

Интервью о выставке "Зеркало" Андрея Тарковского"

Андрей Тарковский на съёмках фильма "Зеркало"

В Таллиннской Портретной галерее, о которой я как-то раз уже писала в блоге, открыта выставка «Зеркало» Андрея Тарковского», приуроченная к сорокалетнему юбилею выхода фильма на экраны, а также – ко дню рождения самого режиссёра, 4 апреля 1932 г. В трёх выставочных залах галереи, расположенной в Старом городе на улице Суур-Карья, разместилось несколько десятков фотографий с сопроводительными текстами на эстонском и русском языках, а также – публикации, посвящённые киноленте. Здесь же, при желании, можно посмотреть и сам фильм, который демонстрируется на экране телевизора в непрекращающемся режиме.

Именно 4 апреля, в день рождения Андрея Тарковского, я встретилась и побеседовала с владельцем галереи и куратором выставки – Рене Кирспуу. Интервью было опубликовано в начале минувшей недели на портале www.fashionstep.ee, где я продолжаю вести рубрику "Искусство".

Рене Кирспуу

Эвелина Ведом: Расскажи, как появилась идея этой выставки. Почему именно Тарковский и «Зеркало»?

Рене Кирспуу: Вот уже целый год в Таллиннской Портретной галерее проходят выставки самых разных направлений, но так или иначе - связанные с Россией и русской культурой. Это и «О чём болит сердце» - выставка, посвящённая Раисе Горбачёвой, и «Балерина», где были представлены фотоработы Саши Гуляева, и “Тюрьма и воля” – выставка, рассказывающая о жизни и судьбе Михаила Ходорковского, и «Костюмы из собрания «Мосфильма» экспозиция скорее развлекательного, чем исследовательского толка, посвящённая 90-летию киностудии. Все эти выставки очень разные и с точки зрения того круга вопросов, на которые я стараюсь получить ответы в ходе их подготовки, и с точки зрения средств выражения. Но мне интересно именно вот это многообразие, «мозаика» образов, чувств, ощущений. Выставка, посвящённая фильму «Зеркало» Тарковского – самая глубокая по своему содержанию из всех прошедших. На мой взгляд, фильм «Зеркало» – один из главных в советской киноиндустриии, и – наиглавнейший фильм в СССР, по оценке Американской киноакадемии. В этом году исполняется 40 лет фильму, да мне и самому 40 лет, сегодня – день  рождения Адрея Арсеньевича...здесь как-то всё совпало. Работа над составлением выставки началось по личным соображениям, в первую очередь – чтобы прояснить для самого себя, о чём же этот фильм. Ведь он не является обработкой литературного произведения, у фильма нет сценария, как такового. Это фильм с очень сложным монтажём, с повторениями, непонятными для обывателя, к которым я отношу и себя, поэтому, соответственно, у меня и возникли вопросы. В ходе составления выставки появилось время на поиск ответов, и вот – результат перед вами. Выставка получилась очень интимная, в хорошем смысле этого слова, очень личностная, разъясняющая.

Э.В.:  Каковы источники фотографий, представленных на выставке?

Р.К.:  У выставки три источника. Прежде всего, это – фотоархив сестры Андрея Тарковского – Марины Арсеньевны Тарковской. Все фоторгафии, любезно предоставленные ею для выставки – довоенные, рассказывающие о жизни их семьи. Далее – это архив Маргариты Борисовны Тереховой: фоторгафии со съёмок, где у актрисы сложились очень интересные взаимоотношения с матерью Тарковского, также снявшейся в этом фильме, с отцом – Арсением Александровичем Тарковским, который читает в фильме стихотворения, и с самим Андреем Арсеньевичем. То есть, это всё то, что касается самих съёмок «Зеркала». И третий источник – это архив киностудии «Мосфильм»: те кадры, которые не вошли в фильм, и объясняющие, почему, собственно, остальные кадры вошли. И здесь кроется головоломка: почему во время монтажа Тарковский адруг изменил финал практически каждой сцены «Зеркала», упростив их, в результате чего фильм стал не столь жестоким, сколь жестокими были сюжеты из его собственной жизни. Ведь фильм этот очень автобиографический, рассказывающий о нём самом, о его матери, отце.. Ведь Тарковский полностью повторил судьбу отца, на самом деле того не желая. Это – отнюдь не новая параллель, прослеживаемая в русской культуре, всё это есть и в русской литературе...


Маргарита Терехова. Кадр из фильма "Зеркало"

Э.В.: Удалось ли тебе пообщаться с самой Маргаритой Борисовной Тереховой в процессе подготовки выставки, или с её дочерью Анной, ведь, насколько мне известно, она приедет на закрытие выставки?

Р.К.: Беседа с Маргаритой Борисовной не входила в мои задачи. Я собирал только те материалы, которые связаны с периодом съёмок фильма «Зеркало». Все более поздние оценки, появившиеся уже после выхода фильма на экран, меня не касались. Только тот период – два года съёмок и последующие два года монтажа, ведь это очень долгий срок для одного фильма. Мне интересно было понять, что же произошло с самим замыслом режиссёра с конца 1960-х годов, когда у Тарковского появилось желание снять фильм, и до того момента, когда в 1974 году фильм «Зеркало» появился на тех небольших экранах, на которых его показывали в Советском Союзе. Что касается дочери Маргариты Тереховой – Анны, то накануне закрытия выставки, 11 мая, в Таллиннской Портретной галерее пройдёт спектакль «Я другое Дерево», в основу сценария которого легли дневники и записи Андрея Тарковского, отрывки из пьесы Гарольда Пинтера «Пейзаж» и воспоминания Анны Тереховой. В спектакле использована и уникальная запись: Маргарита Борисовна Терехова читает отрывки из Библии. Премьера спектакля состоялась в прошлом году, в Москве, в день рождения Маргариты Борисовны. Спектакль рассказывает о фильме «Зеркало», о его съёмках, о роли Маргариты Тереховой, о Тарковском. Не могу сказать, что это – сюжетное повторение, но спектакль стал неким продолжением, детищем фильма «Зеркало», выросшим из него. Так совпало, что спектакль состоится в День Матери, который празднуют в Эстонии.


Э.В.: Сама Маргарита Терехова не раз говорила о том, что после своей роли в «Зеркале» ей было довольно трудно в дальнейшем браться за какие бы то ни было роли, соответствовать тому уровню, который задал Тарковский, и тому пьедесталу, на который он возвёл её как актрису и как жещину .

Р.К.: У Маргариты Борисовны и не было больше подобных ролей, да, собственно, и нет таких режиссёров, способных поднимать такие темы! По её собственной оценке, у Тереховой два главных фильма – это «Зеркало» Тарковского, и «Только для сумасшедших» Арво Ихо. Это - те две кинокартины, которые она рассматривает наравне, да и сюжет самой женской истории у этих фильмов схож. Такое вот совпадение, и видишь, здесь тоже есть эдакая «эстонская нота».

Э.В.: Кто именно приходит на выставку и каковы отзывы посетителей? Я смотрю, что вот сейчас сюда на экскурсию пришли и подростки...

Р.К.: Во-первых, приходят те, кто знаком не понаслышке с Тарковским и его наследием. Люди заинтересованные. Скажем так: любознательные. О выставке много пишут в российских СМИ, поэтому здесь побывало и немало россиян. Маленьким детям я не рекомендую посещать эту выставку, да это им и не интересно, а вот старшеклассников, гимназистов и молодёжи приходит очень много, и прежде всего – с тем, чтобы посмотреть кино. Им интересно совсем не то, что взрослым посетителям, для большей части ребят это – вообще первый советский, русский фильм, который они видят в своей жизни. Подавляющее большинство посетителей выставки – эстоноязычные, молодёжь, как правило, вообще не владеет русским языком, но, учитывая массу соблазнов в наше время – итернет, смартфоны с их приложениями и т.д., интерес подростков можно только уважать, и я, со своей стороны, стараюсь быть для них интересным рассказчиком и собеседником. Конечно же, вопросов они особенно не задают после экскурсии, но после просмотра самого фильма, - здесь же на выставке, - вопросы возникают. Ребята вновь внимательно рассматривают фото, перечитывают сопроводительные тексты, и вот тогда начинают понимать, о чём же был фильм. Приходят и 60-70-летние, но основной посетитель – это люди, перешагнувшие 35-летний рубеж.

Э.В.: Каковы твои дальнейшие планы, чем порадуешь в ближайшем будущем?

Р.К.:
 В галерее я провожу выставки, которые представляют интерес, прежде всего, для меня самого. К счастью, у меня есть такая возможность – показать и рассказать другим то, что, на мой взгляд, крайне увлекательно. На данный момент – это «Зеркало» Тарковского, а ближе к началу лета откроется новая выставка, и будет она посвящена последним 50 годам в грузинской фотографии.

Выставка «Зеркало» Андрея Тарковского» открыта в Таллиннской Портретной галерее (ул. Суур-Карья 2) до 15 мая 2014 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий