Translate

среда, 24 апреля 2013 г.

Sumi-e workshop. Мастер-класс по живописи тушью


Приношу свои извинения читателям за длинный перерыв - учёба занимает всё свободное время - я уже на финальной стадии магистрской программы истории искусства в Институте истории при Таллиннском Университете, и на носу очень важные и трудные экзамены. Поэтому, с большим опозданием, и за отсутствием новых обзоров выставок (нельзя объять необъятное!), ставлю репортаж о прошедшем в музее Адамсона-Эрика мастер-классе японской художницы Михо Катори-сан, которая обучила азам традиционной японской живописи тушью. Я участвовала в мастер-классе, и хочу поделиться здесь приобретённым опытом. Постараюсь впредь публиковать сообщения более регулярно, и  - да,  я никуда не пропала! :))))


О мастер-классе по суми-э  я уже рассказывала, опубликовав репортаж Первого Балтийского канала,  Здесь же я поделюсь своим собственным опытом.
Прежде всего хочу отметить, что все прибывшие из Японии на открытие выставки художники очень серьёзно и ответственно относятся не только к своей профессии, -  к делу, которому посвятили свою жизнь, но и к простому мастер-классу, проводимому в крошечном музее на другой стороне планеты! Та скурпулёзность, серьёзность, тщательность, заботливость и аккуратность,  с которой они продумали ход занятия и приготовили все необходимые материалы и поражает, и восхищает! Для каждого участника были приготовлены по две особые (и дорогостоящие) бамбуковые кисти, тушь, разведённая вручную по особому рецепту, акварельные краски, образцы картинок, стаканчик с водой, тончайшая рисовая бумага, ткань для просушки кистей...






А затем Михо-сан начала рассказывать и показывать, каким образом нужно правильно дуржать кисть, насколько её нужно намочить в воде. и какие движения  и действия нужно совершить для того, чтобы на бумаге появился сначала первый, потом - второй мазок, и в итоге - хризантема.






Будучи уже в некоторой степерни знакомой с традициями японского искусства,  я предполагала, что, как и в прочих жанрах, рисунок станет лишь итогом подготовки. Суть классического японского искусства коренным образом отличается от классического европейского (западного). Мы ценим конечный результат,  - картины, скульптурыф, арт-объекты, заботливо сохраняем их в музеях, реставрируем, продаём по баснословным ценам на аукционах. А результат труда  японского художника - с точки зрения его самого - это не что иное как именно просто КОНЕЧНЫЙ результат. Самым важным   в создании произведения искусства для него была подготовка  и достижение определённого духовного - медитативного - состояния, благодаря которому и создаётся произведение искусства.
И для того, чтобы на моём листе бумаги появились вот такие неуклюжие мазки тушью, нужно было полностью сосредоточиться на кисти, на степени её увлажнённости, на тех микрограммах туши, которую она впитала, прочувствовать и структуру бумаги, и  степень густоты и способности туши впитываться в бумагу.... И сделать несколько коротких, быстрых, лёгких и отрывистых движений, держа кисть строго вертикально, перпендикулярно бумаге.
Так родилась сердцевина моей хризантемы.


Дорисовать цветок не составило для меня труда. Ассистент Михо-сан рассказала, насколько теперь нужно только лишь увлажнять кисть, пробуя получающуюся консистенцию туши на блюдце. Принцип суми-э гласит : всё, что находится ближе к нам, или к земле,   нужно изображать крупным и ярким. Удалённые от глаз или земли элементы должны выглядеть на рисунке бледнее, они дальше от нас, мы видим их хуже.


Следующим заданием стало изображение уже цветных хризантем акварелью. А далее нужно было уже в иной технике - прикладывая всю поверхность кисти, держа при этом её строго горизонтально, параллельно поверхности бумаги, изобразить листья цветка.


Работа была практически завершена. Оставалось только опять же очень точными движениями кисти дорисовать моим хризантемам стебли.

Ну и, разумеется, подписать работу. Ассистент Михо-сан похвалила мой рисунок, ну разумеется, все мы наслышаны о японской вежливости и любзности! - и поставила затем свою именную печать, вырезанную из камня. По японской традиции, после того как красная печать поставлена, рисунок уже полностью завершён и является произведением искусства.


За мои старания по медиа-поддержке выставки и мастер-класса Михо-сан преподнесла мне маленький сувенир, приведённый из Японии и поблагодарила за услуги :), я увижусь с ней снова уже в начале июня, когда делегация приедет забирать экспонаты :))

Комментариев нет:

Отправить комментарий