Translate

вторник, 6 марта 2012 г.

Мастер-класс по керамике. Фотопечать


Я продолжаю рассказывать о мастер-классах по керамике, которые я время от времени беру у настоящего профессионала, знающего и любящего своё дело -Айги Орав, у которой помимо мастерской в музее KUMU есть так же ателье в  башне Таллинской крепостной стены -Loewenschede, подробная информация здесь: http://www.asuurkeraamika.ee/ing-aigi.htm.

Фотопечать - пожалуй самая сложная и трудоёмкая техника из всех мною пройденных, требует невероятного терпения, аккуратности и предварительных навыков работы с керамикой. Для новичков создать предмет с использованием  фотопечати будет нелёгкой задачей, могие из моих коллег не справились.


Я давно хотела, чтобы дома была ваза  - довольно низкая, в форме широкой объёмной ленты, - такая, чтобы например тюльпаны и нарциссы  в большом количестве можно было бы поставить в ряд. И непременно хотела,  чтобы эту вазу украсил узор в духе японских гравюр!
Я долго рылась в книгах и интернете, и наконец выбрала вот эти два эстампа Хокусаи - прославленного японского графика.


Как позже выяснилось, выбор первой картинки был довольно неудачным - мелкие и тонкие детали рисунка не пропечатались.  Зато ирисы со второй картинки  были действительно находкой,  я осталась довольна результатом.
Итак, правило первое: для фотопечати нужно подобрать "правильные" изображения, которые хотелось бы видеть впоследствии на керамике. Детали картинки должны быть крупными и чётко очерчеными, по возможности - максимально контрастными по отношению друг к другу. Графика или чёрно-белые фотографии подойдут идеально.


На первом этапе необходимо сделать чёрно-белые копии картинок, которые будут использованы в работе. Подойдёт обычная копировальная машина.
Далее - нужна идея для керамического изделия. В моём случае - это ваза минималистичной формы - плоская и вытянутая вширь.
Глину для заготовки нужно раскатать при помощи пресса в слой 5-6 мм.  И вот теперь начнётся самая трудоёмкая часть работы. Картинки нужно приложить к влажной глине (рисунком вниз) и как следует прижать. Далее - при помощи тампона, смоченного в ацетоне нужно начать пропитывать всю поверхность картинки. Маникюру придётся совсем несладко, поэтому можно предварительно надеть тонкие резиновые перчатки. Но это неудобно, я, например, не чувствую материала, поэтому всегда работаю без перчаток.

Когда картинки полностью пропитались ацетоном и сухих мест не осталось, нужно начать "скатывать" бумагу с глины,  разрывая её, и удаляя очень аккуратно, слой за слоем. Проделывать это нужно быстро: глина сохнет, ацетон испаряется, бумага начинает прилипать к глине. Малейшее промедление - и появляется  опасность полного провала всей работы.
Если же всё выполнять в излишней спешке, то бумажные катышки, если их вовремя не стряхивать и не удалять, могут начать впечатываться в глину, и впоследствии, уже после обжига,  на их месте появятся дырочки, которые придадут керамике ненужную пористость и могут стать даже причиной трещин.

Поэтому на данном этапе  аккуратность, методичность и умеренная скорость станут залогом успеха. На фото вверху - финальная стадия нанесения рисунка. Примерно так должна выглядеть заготовка после удаления всех слоёв бумаги.

Ну а теперь - дело техники. Осталось сформировать изделие, закрепить все швы и решить, какого оттенка будет глазурь и куда её нанести.


Ирисы Хокусая уже после обжига. Я намеренно нанесла глазурь только на верхнюю часть вазы, так она получилась слегка "состаренной".


А вот фасад моей вазы получился уже совсем "старым", солнце едва различимо,  от цветущей сакуры не осталось и следа. Вот мне урок на будущее:  впредь выбирать более чёткие, крупные и контрастные изображения! Но зато логотип музея получился отлично :)




Такой вышла моя ваза  с использованием техники фотопечати :)
А начало марта - самое подходящее время для того, чтобы поставить в неё букет весенних цветов!



Комментариев нет:

Отправить комментарий