Translate

воскресенье, 6 июня 2010 г.

Конец учебного года

В мае месяце Кадриоргский дворец превращается в самый настоящий "сумасшедший дом" - ведь для ребят заканчиваются занятия не только в обычной школе, но и в нашей Дворцовой школе, поэтому они приходят на занятия  в особенно оживлённом и  приподнятом настроении, в залах не смолкает шум и гам,  в нашем расписании трудно найти "окно", группы ребят приходят во дворец одна за другой, дни наши заполнены суетой, связанной с подготовкой уроков, оформлением дипломов  для учеников и благодарностей для учителей... Учебный год мы всегда заканчиваем торжественно :  в Бальном зале вручаем детям  дипломы об окончании соответствующего класса Дворцовой школы,  а учителям - приглашения для них и родителей на Благодарственный вечер и Большой День Живописи, а также - билеты для всей семьи на посещение нашего музея в любое удобное для них время. И мы всегда очень надеемся (но, как показывает практика, на самом деле так оно и есть!), что дети расскажут родителям всё то, о чём мы говорили на наших занятих - будь то история дворца или история загадочной "Дамы в чёрном" )))....
Кроме того, что суету и  оживление в наши будни привносит конец учебного года,  ещё, как правило, на май остаётся  и самое необычное и увлекательное занятие из всех, что проходят в течение года в нашем дворце. Именно на это последнее занятие хотят попасть практически все наши группы. Всё это  делает для нас, педагогов Дворцовой школы, весну ещё более долгожданной и радостной! Ведь так приятно в конце учебного года видеть результат своих трудов, видеть, насколько повзрослели дети, насколько более осмыленно они рассказывают о  том, что видят и чувствуют, что музей для них - дорогое и любимое место, куда они стремятся всей душой, и высказывают надежды и желание прийти сюда ещё и ещё раз!
В прошлом году последним в серии занятий Дворцовой школы был урок под названием "Шорохи моды", на котором мы с ребятами рассматривали костюмы разных времён и народов и даже переодевались прямо  в залах дворца, стараясь быть похожими на героя того или иного полотна, а в мастерской дети на полчаса становились дизайнерами  и законодателями моды, и делали эскиз наряда своей мечты...
А в этом году последнее занятие учебного года посвящено графике, и проходит оно в музее Миккеля на выставке "Напряжение. Немецкий экспрессионизм в собрании Художественного музея Эстонии". Занятие как всегда проходит в форме диалога, причём педагоги сами стараются говорить меньше обычного, но задавать больше наводящих вопросов ребятам, чтобы те рассказывали о своих эмоциях и ощущениях, настроении и мыслях, которые возникают у них на выставке.
Занятие называется "Как изобразить грусть?" . Большинство работ, представленных на этой выставке, были выполнены в середине 30-х - начале 40-х годов ХХ века - время Великой Депрессии, зарождающегося в Германии фашизма, предвоенное, напряжённое время... отсюда и название  - "Напряжение"...  Настроение художников, разумеется, отражено и в их работах, и оно отнюдь не радостное.... И дети, рассматривая те графические оттиски, которые мы предлагаем их вниманию, стараются рассмотреть и определить, так как же, какими средствами и приёмами можно отобразить грусть ? Правильных ответов здесь нет и быть не может, на этом занятии важен сам процесс размышлений, постановки вопросов и поиска ответов, рассуждения и облечения в слова, формулировки своих переживаний...
....Но дети не умеют долго грустить, и поэтому в мастерскую они спешат очень весело и даже вприпрыжку для того, чтобы в технике картонной печати создать свой собственный графический шедевр. Занятие  это несколько необычное и немного "наизнанку", и для меня, как педагога, в нём есть особая специфика - я учусь у детей видеть то, чего взрослый глаз обычно не замечает, а дети это видят в первую очередь! Для меня это - самый настоящий мастер-класс, я учусь смотреть и видеть )))!
С моими ребятами из Художественного кружка мы тоже целый месяц занимались графикой : в технике картонной печати мы сделали большую коллективную работу - плакат, который сейчас украшает нашу мастерскую; ко дню Матери мы смастерили открытку, сплошь покрытую отпечатанными яркими цветами, для своих дорогих мам; а в гости мы пошли на этот раз в небольшую типографию на ул. Татари, и, соблюдая особую технологию, занимались печатью по ткани.


29 мая я попрощалась со своими учениками до осени - учебный год у нас традиционно заканчивается  Большим Днём Живописи, когда дети приходят вместе с родителями во дворец, где они под моим руководством рисуют, а родители отправляются с гидом на экскурсию - как правило  на новую выставку, которая обычно открывается в  конце мая. Далее мы устраиваем пикник в парке, и я торжественно вручаю ребятам дипломы и поздравляю их с окончанием очередного учебного года. Атмосфера во дворце и парке в этот день всегда праздничная, ребята несут цветы, угощения, все радуются весне, теплу, зелени и окончанию учёбы в школе и занятий - в детском саду.... Но и грустят, потому что мы расстаёмся с ребятами на всё лето.... Мне тоже немного грустно, и немного странно (хоть это и происходит уже третий год подряд!), что я, вот уже второе  воскресенье, не езжу как всегда во дворец на свои занятия... Это - грусть, но скорее светлая,  мне легко, я сейчас отдыхаю... потому что я
знаю, что все ребята вернутся ко мне осенью - повзрослевшие, отдохнувшие и выросшие за лето! И конечно, нам опять будет вместе очень весело и интересно, и мы обязательно будем заниматься как прежде, открывать что-то новое для себя в мире искусства, ну и конечно же - в уголке "нашего" мира, в старинном Кадриоргском дворце, который, как мне кажется, всё же пока не раскрыл нам все свои секреты!

Комментариев нет:

Отправить комментарий