Публикую свою статью для юбилейного, декабрьского номера 2014 г. журнала "ПЛУГ" № 29 (журнал о культуре, издающийся в Эстонии на русском языке), который недавно отпраздновал своё пятилетие. Редакторы обратились ко мне с просьбой рассказать о моде, о взаимоотношениях искусства и моды, художника и моды, и о том, почему мода уверенно вошла в художественные музеи, а также познакомить читателей журнала с эстонскими дизайнерами. Статья получилась длинной, а о том, насколько она интересна и познавательна, судить вам самим :) Материал опубликован также и на портале журнала: http://plug.ee/2015/01/let-s-go-fashion/
***
Эвелина Ведом подготовила для читателей ПЛУГа материал о том, почему мода и дизайнеры все же достойны нашего с вами снобского внимания. И не стоит забывать, что сам Юрий Михайлович Лотман интересовался модой как проявлением непредсказуемости, спонтанности и волюнтаризма в культуре.
В ХХ веке выставки, посвященные моде, одежде или творчеству дизайнеров
проходили исключительно в музеях прикладного искусства, в этнографических
музеях, музеях моды либо отдельных выставочных пространствах. Сегодня же мы
наблюдаем следующее: самые знаменитые художественные музеи мира регулярно
проводят выставки, посвященные моде. Зачинщиками этого тренда практически
одновременно выступили Метрополитен-музей в Нью-Йорке и Музей Виктории и Альберта
в Лондоне. Что весьма логично: оба музея владеют завидными коллекциями
костюмов, тканей и аксессуаров и могут по праву ими гордиться.
И если Музей Виктории и Альберта — хоть и крупнейший в мире, но все же
музей декоративно-прикладного искусства и дизайна, то Метрополитен-музей —
третий по посещаемости художественный музей в мире. Их авторитет в мире
искусства, хороший менеджмент и тот ажиотаж, что возникает вокруг проводимых
ими выставок, оказали ощутимое влияние и на другие художественные музеи.
Институт костюма существует в Нью-Йорке с 1937 года, в 1946 году он
вошел в состав Метрополитен-музея, а в 1959 году получил статус
научно-исследовательского отдела. С 1972 года в Метрополитен-музее с успехом
проходят выставки моды, перечислим лишь самые крупные из них: «Мир Баленсиага»
(1973 г.), «Торжество русского костюма» (1976 г.), «Кубизм и мода» (1998 г.),
«Стиль рока» (1999 г.), «Жаклин Кеннеди: годы, проведенные в Белом Доме» (2001
г.), «Шанель» (2005 г.), «Александр МакКуин: дикая красота» (2011 г.).
Последняя экспозиция, собрав 660 тысяч посетителей, вошла в десятку самых
посещаемых выставок музея и стала самой посещаемой выставкой Института костюма
за всю историю его существования.
НОВЫЙ ТРЕНД: КУТЮРЬЕ ПОД СТЕКЛОМ
Из последних совместных проектов Метрополитен-музея с европейскими
музеями можно выделить выставку «Мода и импрессионизм», открывшуюся в сентябре
2012 года в Париже, в музее д’Орсэ. Наряду с костюмами конца XIX — начала XX
вв. на выставке были представлены полотна кисти Эдгара Дега, Огюста Ренуара,
Клода Моне, Эдуарда Мане, Гюстава Кайботта и других. Музей д’Орсэ — десятый по
посещаемости музей в мире. Россия, в лице Эрмитажа, также не осталась в
стороне. Свое празднуемое в этом году 250-летие музей отметил не только тем,
что стал принимающей стороной биеннале современного искусства «Манифеста», но и
подготовил невероятную по своей красоте и размаху выставку «При Дворе
российских императоров. Костюм XVIII — начала XX века в собрании Эрмитажа».
А как же обстоят дела в отечественном Художественном музее? В 2008 году
в музее Миккеля прошла выставка произведений успешного турецкого дизайнера
Гёнюль Паксой «Краски и нити Турции». Эта выставка была скромной и по своим
масштабам, и по месту проведения, но через четыре года главный художественный
музей страны замахнулся на нечто более грандиозное. Одновременно с парижской
выставкой «Мода и импрессионизм», в 2012 году в KUMU открылась выставка «Мода и
холодная война», побившая все рекорды посещаемости музея. Это было довольно
смелым шагом со стороны KUMU, учитывая то, что выставки костюмов, украшений и
аксессуаров традиционно проводились и проводятся в Эстонском музее прикладного
искусства и дизайна, но результат превзошел все ожидания. А в октябре нынешнего
года в том же KUMU с большим успехом прошло открытие выставки «Модное
торжество. Костюм 1920-х годов из коллекции Александра Васильева». Еще какие-то
три-четыре года назад такая затея казалась немыслимой в консервативных музейных
кругах, и выставки знаменитого историка моды и коллекционера проходили как
максимум в Музее прикладного искусства и дизайна в Риге, либо на специально
отведенных для этой цели выставочных площадках.
Однако означают ли эти смелые шаги со стороны государственных
художественных музеев то, что мода отныне приравнивается к высокому искусству?
Неужели мода уверенно вошла в художественные музеи, традиционно являющиеся не
только местом хранения, экспонирования и исследования произведений искусства,
но и весьма консервативными хранителями традиций, довольно устойчивыми к
давлению извне? На мой взгляд, пока еще рано с уверенностью это утверждать, но
тенденция наметилась.
СЕРЬЕЗНЫЕ ХУДОЖНИКИ НЕ РОБЕЮТ ПЕРЕД МОДОЙ
СЕРЬЕЗНЫЕ ХУДОЖНИКИ НЕ РОБЕЮТ ПЕРЕД МОДОЙ
За последние десятилетия мода, выйдя за рамки отведенной ей области
декоративно-прикладного искусства, стала незаменимым подспорьем при осмыслении
культурных процессов и явлений, происходящих в обществе. Пока что посвященные
моде выставки хронологичны в своей концепции и не подкреплены научными
теориями. Вместе с тем, мода зачастую рассматривается как понятие, объединяющее
самые разные сферы жизни: искусство и дизайн, историю, экономику, антропологию
и политику. Например, именно выставки, посвященные моде, наглядно иллюстрируют
изменения положения и роли женщин в обществе. Так же как и искусство, мода —
это яркий комментарий к ключевым историческим событиям. Именно поэтому
искусство и мода так сблизились в последние годы.
И если художественные музеи делают первые осторожные шаги в направлении
моды, то художники часто работают в модной индустрии, что наглядно
проиллюстрировала недавно прошедшая Таллиннская неделя моды (ТНМ). Так
посвященный 100-летию Эстонской академии художеств видеоряд был создан
снискавшим международную известность эстонским видео- и фотохудожником Марком
Райдпере. Для каждого из десятилетий с 1914 по 2014 год Райдпере отыскал
наиболее характерный аксессуар или явление, при этом добавив известную долю
меланхолии, тоски по ушедшим временам, юмора и самоиронии. С одной стороны, это
видео — самостоятельное произведение искусства, а с другой — прекрасное
дополнение, придающее целостность и элемент театральности модному показу. А по
подиуму, вместе с профессиональными моделями, смело шагала успешная эстонская
художница Сигрид Вийр, принявшая также участие в осенней рекламной
кампании Tallinna Kaubamaja.
Продолжая тему взаимоотношений Художника и Моды в местном контексте,
нельзя не упомянуть Танеля Веэнре, которому на ТНМ был вручен особый приз
— «Мотор моды». Наряду со своей основной деятельностью в качестве профессора
Эстонской академии художеств, у Танеля хватает энтузиазма и энергии для
продвижения эстонской моды на международной арене, а также проведения выставок
и публикаций книг. Именно под руководством Танеля Веэнре в 2013 году увидели
свет две объемные книги, фиксирующие состояние эстонской моды на данный момент,
— «Eesti moepiibel» и «Kaamos». Последняя книга сопровождала одну из самых
масштабных выставок, посвященных эстонской моде и дизайну, прошедшую в 2013
году в Музее прикладного искусства и дизайна.
После того как читатель ПЛУГа убедился в том, что мода — это не только
для блондинок, я предлагаю небольшой экскурс в мир эстонских дизайнеров. Чтобы
знать наших.
ОБ ЭСТОНСКИХ ИГЛОУКАЛЫВАТЕЛЯХ
Думаю, сперва надо пояснить, что есть Таллиннская неделя моды, которую
я так часто упоминаю. Это ежегодное и самое крупное событие в мире моды
Эстонии, когда всем дизайнерам предоставляется возможность выставить свое
творчество на суд знатокам и простой публики. Государство создание модных
коллекций поддерживает минимально, поэтому каждый художник решает сам, по
карману ли ему участие в данном мероприятии или нет.
В этом году впервые именно в рамках ТНМ (ранее церемония проходила
отдельно) были вручены и главные для эстонских дизайнеров призы — «Золотая
игла» и «Серебряная игла». «Золотая игла» вручается с 1996 года выдающемуся
эстонскому дизайнеру за творческое постоянство в течение как минимум пяти лет,
при этом особое внимание уделяется качеству, функциональности, своевременности
и красоте коллекций, а кроме того, успешности продаж и возможностей для
экспорта продукции. В разные годы обладателями «Золотой иглы» становились такие
дизайнеры, как Иво Никколо (1997), Арне Нийт (2000), Мерике Пяэро (2003),
Катрин Кулдмаа (2006), Рийна Пыльдроос (2007), Альдо Ярвсоо (2008), Кетлин
Бахманн (2010), Тийна Талумеэс (2011), Айвар «Антонио» Лятт (2012). В 2014 году
приза была удостоена дизайнер Крисс Сооник-Кяэрманн, представившая на суд
жюри коллекцию нижнего белья и одежды для свободного времени «Kriss Soonik Loungerie».
Коллеция не может похвастаться ни десятками метров дорогостоящих тканей, ни
многочасовой ручной работой, однако это вполне носибельные изделия,
отличающиеся дерзостью, своеобразием и индивидуальным стилем.
Наряду с призом «Золотая игла» уже второй год подряд вручается
«Серебряная игла» — за яркое появление на модной арене в предшествующем году,
смелые начинания или необычайную предприимчивость. В этом году приз был
присужден дизайнеру Трийну Пунгитс. Независимо от модных тендейций,
Пунгитс по-своему играет с формами, смешивает и использует различные ткани, а
применяемые ею техники декорирования безошибочно узнаваемы. Трийну Пунгитс
появилась на модной арене Эстонии около десяти лет назад, и если у нас за
последние годы о ней было мало что известно, то на международной арене она
приобрела большую популярность, приняв в 2013 году участие в Киевской неделе
моды и продемонстрировав своей коллекцией креативность, зрелость и умение
создавать качественное прет-а-порте. Это признало и такое авторитетное издание
в мире моды, как британский Vogue, добавив коллекцию Пунгитс в список показов,
дающих обзор модных тенденций следующей весны.
Назову еще несколько имен, представленных на ТНМ. Дизайнер Марилин
Сиккаль, появившаяся на модной арене в 2009 году с коллекцией функциональных
льняных платьев, продемонстрировала на ТНМ коллекцию «Grace», в которой нашлось
место как для одежды простого кроя, так и для праздничных туалетов. В обоих
случаях основное внимание дизайнер уделила тканям — будь то платья из
роскошного мерцающего шелка ярких оттенков или же расшитые стразами и
украшенные бахромой из бисера наряды. Первые вполне подходят для вечеринок в
кругу друзей, а вторые для концертных выступлений.
Известная и любимая многими Пирет Ильвес и на этот раз
осталась верна своему стилю, навеянному модой 1950-60-х годов: простые и чистые
силуэты плюс пастельная цветовая гамма с преобладанием бледно-голубого,
сливочного и ментолового, с незначительным добавлением лимонно-желтого и
черного.
Безусловно, самым эпатажным стало шоу Таави Турка. Для показа был
отведен не главный, а малый зал Центра культуры Сальме, народу набилось до
отказа, чего не наблюдалось на предыдущих дефиле. Этот дизайнер известен
радикальностью взглядов и, одновременно, убедительностью и честностью. По
словам самого Таави, представленная на ТНМ коллекция «Silentium» исследует
темную сторону человеческой души. Это подтверждают аскетичный крой темно-серых
и черных платьев, «стертые» с лица моделей рты, а также низкочастотное
музыкальное сопровождение показа, для прослушивания которого зрителям выдали
беруши.
Завершилась Таллиннская неделя моды гала-представлением «After Dark Couture»,
на котором свои коллекции представили мэтры отечественной моды Оксана
Тандит и тандем дизайнеров Кетлин Бахманн, Рийны Пыльдроос и Альдо Ярвсоо
под названием Embassy of Fashion. Оксана Тандит показала наряду с
вечерними платьями и повседневную одежду, уделяя особое внимание скромным по
расцветке, но роскошным тканям и отличному крою. Кетлин Бахманн, сочетая такие
разные по фактуре материалы, как шерсть, шифон, кружево и шелк, и добавив еще
больше, чем обычно, филигранно выполненных деталей, создала драматичную по
своему характеру коллекцию, эффект которой усилили молнии и кожаные детали в
стиле «панк». Практически бальные платья от Рийны Пыльдроос поразили обилием
струящихся тканей, цветов и аппликаций. А Альдо Ярвсоо в очередной раз
подтвердил присужденный ему некогда титул обладателя «Золотой иглы», виртуозно
скомбинировав в своей коллекции спортивную обувь и роскошные ткани вечерних
туалетов. Его расшитые бисером и пайетками элегантные платья в пол и
вдохновленные японскими кимоно пальто достойны гардероба кинозвезд и могут
послужить украшением любой красной дорожки.
К ПРОЧТЕНИЮ
Malcolm Barnard
«Fashion as Communication», 2002.
Александр Васильев «Красота в изгнании», 2009.
«Mood ja külm sõda», Kumu kunstimuuseum, 2012.
Tanel Veenre «Kaamos: Eesti mood täna», 2013.
Александр Васильев «Красота в изгнании», 2009.
«Mood ja külm sõda», Kumu kunstimuuseum, 2012.
Tanel Veenre «Kaamos: Eesti mood täna», 2013.
Комментариев нет:
Отправить комментарий