Translate

пятница, 24 октября 2014 г.

Статья "Ар-деко в KUMU: русский след в европейской моде"

По просьбе главного редактора таллиннской газеты "Зелёная Столица" Бориса Туха, написала статью о выставке Александра Васильева в Художественном музее KUMU. Несколько позже я сделаю и опубликую подробный фоторепортаж о выставке,  а пока публикую свою статью здесь, в блоге, без сокращений. При публикации в газете она была несколько урезана.

С 11 октября в Художественном музее KUMU открыта долгожданная выставка «Модное торжество. Костюм 1920-х годов из коллекции Александра Васильева», где посетители смогут с головой окунуться в эпоху 1920-х годов. В основе выставки – коллекция исторического костюма и аксессуаров, а также фотоархив знаменитого историка моды, искусствоведа, дизайнера интерьеров, сценографа, телеведущего, преподавателя и неустанного пропагандиста моды Александра Васильева (р. 1958), это – первая выставка маэстро в Эстонии, и, надеемся, что не последняя. Экспозиция, знакомя зрителя с модой высшего общества 1920-х годов – эпохи ар-деко, – рассказывает о радикальных изменениях, произошедших в мировосприятии людей в период после Первой мировой войны, о социальных сдвигах, связанных с волной эмиграции из России вследствие Великой Октябрьской социалистической революции, а также с фундаментальными переменами в культуре и эстетике того времени. 



Вечернее платье из муслина, вышитое опалиновым бисером, стеклярусом и стразами.
Западная Европа, ок. 1924 г

Вечерний туалет из шифона цвета маджента фуксия, вышитое стеклярусом и бисером. США, ок. 1922
Фонд Александра Васильева


Принято считать, что расцвет стиля ар-деко (
art déco, фр, досл. – декоративное искусство), приходится на 1920-е и 1930-е годы. Стиль ар-деко, отличающийся лаконичностью стилизации мотивов и способов отделки, преобладанием этнических и геометрических узоров, и испытавший сильнейшее влияние таких художественных направлений, как кубизм, футуризм и конструктивизм, получил своё название благодаря Международной выставке современных декоративных и промышенных искусств („LExposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes”), состоявшейся в Париже, в 1925 году.

Трудно говорить об истории женской моды 1920-х годов, не упоминая при этом новый, появившийся именно в то время, тип беззаботных жеманниц,
мечтавших о романах с миллионерами, роллс-ройсах, шампанском и полуночных танцах в джаз-клубах. Эти юные создания получили прозвище «флэппер», от английского слова «хлопушка». Их образ связан, прежде всего, с короткой мальчишеской стрижкой, стройной фигурой и самым модным танцем десятилетия – чарльстоном. Новый образ жизни и стиль поведения женщин требовал совершенно других, отличающихся от довоенных, силуэтов одежды. Значительное влияние на моду 1920-х годов оказал ориентализм: простые по крою платья украшались богатыми вышивками с использованием мотивов китайского и русского народного творчества, африканскими и южно-американскими орнаментами. Форма рукавов и пальто была позаимствована у кимоно, широкое распространение получили жемчуг и украшенные драгоценными камнями восточные тюрбаны и головные повязки. Кроме перемен в силуэте, 1920-е годы привнесли изменения и в длину платьев, которые стали короче уже после Первой мировой войны, и к началу десятилетия их длина достигала лишь середины икры. Помимо нехватки материалов, укорачивание юбки имело ещё одну причину: для новых танцев – рэгтайма, фокстрота и чарльстона, в силу их более энергичного характера, требовалось больше пространства для движения.

Оперное манто из бархата, отделанное мехом песца. «Lucien Lelong». Франция, 1925 г.
Вечерний туалет из муслина, отделанный шёлковой бахромой. Вероятно создано в доме моды «Ирфе», владельцем которого был русский князь Ф. Юсупов. Париж, 1925 г. 
Фонд Александра Васильева

В 1920-е годы Европа была наводнена русскими эмигрантами, многие бежали из пылающей гражданской войной России в Париж. Бывшие русские аристократы –разорённые, растерянные, уже сбывшие с рук за бесценок чудом вывезенные за границу фамильные драгоценности, были лишены и крова, и средств к существованию. В годы Первой мировой войны страны Европы, и Франция в том числе, потеряла значительную часть мужского населения и рабочие руки требовались везде. За неимением лучшего зароботка русские эмигранты вынуждены были идти на заводы и фабрики, подрабатывать в такси, открывать русские клубы, рестораны, закусочные, кабаре и ателье. Русские женщины занимались шитьём, вязанием, шляпным делом, росписью по шёлку, вышивкой, изготовлением белья, они же стали и первыми знаменитыми манекенщицами. Двери в парижские дома бежавшим из России аристократам и интеллигенции помогли открыть безукоризненные манеры и владение иностранными языками. И именно в эти годы в Париже возникают первые русские дома мод. Ещё до Первой мировой войны самый настоящий фурор произвели Русские балеты Сергея Дягилева: сначала – в Париже, затем – в других европейских метрополиях, а ещё больше – в Америке. Массовое явление русских в Европе вызвало удивление, а русская экзотика поражала воображение своей новизной, в 1920-х годах всё русское вошло в небывалую моду. По всей вероятности, в 1920-е годы в сфере моды было занято около 40 % русских эмигрантов.
Из основанных в начале 1920-х годов в Париже русских домов мод, пошивочных ателье, белошвейных и вышивальных мастерских самыми успешными стали сразу несколько. Основательницей и художественным руководителем дома мод «Китмир» (1921–1928) была кузина императора Николая II –Мария Павловна Романова. «Китмир» объединял русских вышивальщиц, работавших на дому и имел эксклюзивный контракт со знаменитым домом мод «Шанель». 

Русский дом мод «Поль Каре» (1919-1929) был основан леди Ольгой Николаевной Эджертон, урождённой княжной Лобановой-Ростовской. Популярность марки «Поль Каре» была столь велика, что многие знаменитости того времени одевались только у леди Эджертон.
Основательница и создательница моделей русского дома мод «Итеб» (1922–1933), была Бетти Буззард, в девичестве баронесса Гойнинген-Гюне, фамильным владением этого прибалтийского баронского рода была усадьба Навваст в Эстонии. Сама Бетти до изгнания из России была фрейлиной императрицы Александры Фёдоровны. С самого начала своего основания модели этого дома имели блистательный успех, а круг светской клиентуры год от года только расширялся.

Основанный самой богатой четой аристократов России – Ириной и Феликсом Юсуповыми,
дом мод «Ирфе»просуществовал с 1924 по 1931 годы, название этого дома составлено из первых слогов имён владельцев. Клиентура «Ирфе» была интернациональной, одни искали русскую экзотику, модную в те годы, другие восхищались фасонами платьев.
Упоминания заслуживают также модные дома «Тао» (1921–1928) и известный своими аристократическими линиями дом «Арданс» (1924–1946), основательницей и созидательницей моделей в котором была баронесса Аккурти, а также дом мод «Бери» (1924–1936), основоположницей которого стала бывшая балерина Антонина Романовская-Стрельнинская. 
Распространению новшеств в области модной женской одежды способствовали и выполненные с большим мастерством модные иллюстрации. Русская эмиграция дала миру несколько знаменитых на весь мир художников и в столь узкой сфере, как иллюстрирование журналов мод. Особенно ярко проявился талант Эрте (псевдоним, составленный из инициалов Романа Тыртова - Erté) - иллюстратора, отличающегося от всех прочих оригинальностью стиля исполнения, продуктивно работавшего впоследствии в Америке в сфере искусства, театра и кино. В ведущих журналах мод можно было ознакомиться с новыми модными тенденциями: с моделями одежды à la russe (на русский манер, фр.), à la boyard (на боярский манер, фр.) и à la caucasienne (на кавказский манер, фр.). В моду вошли тиары и дамские шляпки, напоминающие своей заострённой формой роскошные русские кокошники.

Вечернее платье, вышитое бисером. «Kitmir». Париж, ок. 1927 г.
Платье из тюля в стиле «чарльстон», вышитое стеклярусом и пайетками. «CARIS», Париж, 1925
Фонд Александра Васильева



Особого внимания заслуживают украшения и аксессуары, созданные в присущей стилю ар-деко лаконичной угловатой стилизованной форме. Помимо украшений из платины и золота, со множеством бриллиантов, изумрудов и других драгоценных камней, украшения создавались и из черепашьего панциря, перламутра, полудрагоценных камней, фенольной смолы и бакелита, а также других искусственных материалов. Даже относительно дешёвые украшения с использованием эмали были исполнены с большим вкусом. В распоряжении модницы 1920-х годов были изящные пудреницы, флаконы для духов, сигаретницы и наручные часы, украшенные вышивкой из бисера ридикюли, и нарядная, украшенная вышивкой и стразами обувь. В большом количестве сохранились также браслеты, пряжки для ремней, веера, броши, шляпные шпильки, пуговицы и прочие элегантные мелочи. Всё это богато представлено на выставке, проходящей в KUMU.
Счастливый период царствования стиля ар-деко в моде продлился лишь десять лет, однако дал много удивительного и прекрасного. Произведения эти навсегда останутся непревзойденным примером стиля, творческой энергии и трудолюбия дизайнеров, так сильно повлиявших на развитие мировой моды на много десятилетий вперед и до сих пор служащих неиссякаемым источником вдохновения. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий