По просьбе главного редактора таллиннской газеты "Зелёная Столица" Бориса Туха, написала статью о выставке Александра Васильева в Художественном музее KUMU. Несколько позже я сделаю и опубликую подробный фоторепортаж о выставке, а пока публикую свою статью здесь, в блоге, без сокращений. При публикации в газете она была несколько урезана.
Принято считать, что расцвет стиля ар-деко (art déco, фр, досл. – декоративное искусство), приходится на 1920-е и 1930-е годы. Стиль ар-деко, отличающийся лаконичностью стилизации мотивов и способов отделки, преобладанием этнических и геометрических узоров, и испытавший сильнейшее влияние таких художественных направлений, как кубизм, футуризм и конструктивизм, получил своё название благодаря Международной выставке современных декоративных и промышенных искусств („L’Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes”), состоявшейся в Париже, в 1925 году.
Трудно говорить об истории женской моды 1920-х годов, не упоминая при этом новый, появившийся именно в то время, тип беззаботных жеманниц, мечтавших о романах с миллионерами, роллс-ройсах, шампанском и полуночных танцах в джаз-клубах. Эти юные создания получили прозвище «флэппер», от английского слова «хлопушка». Их образ связан, прежде всего, с короткой мальчишеской стрижкой, стройной фигурой и самым модным танцем десятилетия – чарльстоном. Новый образ жизни и стиль поведения женщин требовал совершенно других, отличающихся от довоенных, силуэтов одежды. Значительное влияние на моду 1920-х годов оказал ориентализм: простые по крою платья украшались богатыми вышивками с использованием мотивов китайского и русского народного творчества, африканскими и южно-американскими орнаментами. Форма рукавов и пальто была позаимствована у кимоно, широкое распространение получили жемчуг и украшенные драгоценными камнями восточные тюрбаны и головные повязки. Кроме перемен в силуэте, 1920-е годы привнесли изменения и в длину платьев, которые стали короче уже после Первой мировой войны, и к началу десятилетия их длина достигала лишь середины икры. Помимо нехватки материалов, укорачивание юбки имело ещё одну причину: для новых танцев – рэгтайма, фокстрота и чарльстона, в силу их более энергичного характера, требовалось больше пространства для движения.
В 1920-е годы
Европа была наводнена русскими эмигрантами, многие бежали из пылающей
гражданской войной России в Париж. Бывшие русские аристократы –разорённые,
растерянные, уже сбывшие с рук за бесценок чудом вывезенные за границу
фамильные драгоценности, были лишены и крова, и средств к существованию. В годы
Первой мировой войны страны Европы, и Франция в том числе, потеряла
значительную часть мужского населения и рабочие руки требовались везде. За
неимением лучшего зароботка русские эмигранты вынуждены были идти на заводы и
фабрики, подрабатывать в такси, открывать русские клубы, рестораны, закусочные,
кабаре и ателье. Русские женщины занимались шитьём, вязанием, шляпным делом,
росписью по шёлку, вышивкой, изготовлением белья, они же стали и первыми
знаменитыми манекенщицами. Двери в парижские дома бежавшим из России
аристократам и интеллигенции помогли открыть безукоризненные манеры и владение
иностранными языками. И именно в эти годы в Париже возникают первые русские
дома мод. Ещё до Первой мировой войны самый настоящий фурор произвели Русские
балеты Сергея Дягилева: сначала –
в Париже, затем – в других европейских метрополиях, а ещё больше – в Америке. Массовое
явление русских в Европе вызвало удивление, а русская экзотика поражала
воображение своей новизной, в 1920-х годах всё русское вошло в небывалую моду. По
всей вероятности, в 1920-е годы в сфере моды было занято около 40 % русских
эмигрантов.
Русский дом мод «Поль Каре» (1919-1929) был основан леди Ольгой Николаевной Эджертон, урождённой княжной Лобановой-Ростовской. Популярность марки «Поль Каре» была столь велика, что многие знаменитости того времени одевались только у леди Эджертон.
Основанный самой богатой четой аристократов России – Ириной и Феликсом Юсуповыми, дом мод «Ирфе»просуществовал с 1924 по 1931 годы, название этого дома составлено из первых слогов имён владельцев. Клиентура «Ирфе» была интернациональной, одни искали русскую экзотику, модную в те годы, другие восхищались фасонами платьев.
С
11 октября в Художественном музее KUMU открыта долгожданная выставка «Модное
торжество. Костюм 1920-х годов из коллекции Александра Васильева», где
посетители смогут с головой окунуться в эпоху 1920-х годов. В основе выставки –
коллекция исторического костюма и аксессуаров, а также фотоархив знаменитого
историка моды, искусствоведа, дизайнера интерьеров, сценографа, телеведущего,
преподавателя и неустанного пропагандиста моды Александра Васильева (р. 1958),
это – первая выставка маэстро в Эстонии, и, надеемся, что не последняя. Экспозиция,
знакомя зрителя с модой высшего общества 1920-х годов – эпохи ар-деко, – рассказывает
о радикальных изменениях, произошедших в мировосприятии людей в период после
Первой мировой войны, о социальных сдвигах, связанных с волной эмиграции из
России вследствие Великой Октябрьской социалистической революции, а также с
фундаментальными переменами в культуре и эстетике того времени.
Принято считать, что расцвет стиля ар-деко (art déco, фр, досл. – декоративное искусство), приходится на 1920-е и 1930-е годы. Стиль ар-деко, отличающийся лаконичностью стилизации мотивов и способов отделки, преобладанием этнических и геометрических узоров, и испытавший сильнейшее влияние таких художественных направлений, как кубизм, футуризм и конструктивизм, получил своё название благодаря Международной выставке современных декоративных и промышенных искусств („L’Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes”), состоявшейся в Париже, в 1925 году.
Трудно говорить об истории женской моды 1920-х годов, не упоминая при этом новый, появившийся именно в то время, тип беззаботных жеманниц, мечтавших о романах с миллионерами, роллс-ройсах, шампанском и полуночных танцах в джаз-клубах. Эти юные создания получили прозвище «флэппер», от английского слова «хлопушка». Их образ связан, прежде всего, с короткой мальчишеской стрижкой, стройной фигурой и самым модным танцем десятилетия – чарльстоном. Новый образ жизни и стиль поведения женщин требовал совершенно других, отличающихся от довоенных, силуэтов одежды. Значительное влияние на моду 1920-х годов оказал ориентализм: простые по крою платья украшались богатыми вышивками с использованием мотивов китайского и русского народного творчества, африканскими и южно-американскими орнаментами. Форма рукавов и пальто была позаимствована у кимоно, широкое распространение получили жемчуг и украшенные драгоценными камнями восточные тюрбаны и головные повязки. Кроме перемен в силуэте, 1920-е годы привнесли изменения и в длину платьев, которые стали короче уже после Первой мировой войны, и к началу десятилетия их длина достигала лишь середины икры. Помимо нехватки материалов, укорачивание юбки имело ещё одну причину: для новых танцев – рэгтайма, фокстрота и чарльстона, в силу их более энергичного характера, требовалось больше пространства для движения.
Из основанных в
начале 1920-х годов в Париже русских домов мод, пошивочных ателье, белошвейных
и вышивальных мастерских самыми успешными стали сразу несколько. Основательницей
и художественным руководителем дома мод «Китмир» (1921–1928)
была кузина императора Николая II –Мария Павловна Романова. «Китмир»
объединял русских вышивальщиц, работавших на дому и имел эксклюзивный контракт
со знаменитым домом мод «Шанель».
Русский дом мод «Поль Каре» (1919-1929) был основан леди Ольгой Николаевной Эджертон, урождённой княжной Лобановой-Ростовской. Популярность марки «Поль Каре» была столь велика, что многие знаменитости того времени одевались только у леди Эджертон.
Основательница и создательница моделей русского дома мод «Итеб» (1922–1933), была
Бетти Буззард, в девичестве баронесса Гойнинген-Гюне, фамильным владением этого
прибалтийского баронского рода была усадьба Навваст в Эстонии. Сама Бетти до
изгнания из России была фрейлиной императрицы Александры Фёдоровны. С самого начала
своего основания модели этого дома имели блистательный успех, а круг светской
клиентуры год от года только расширялся.
Основанный самой богатой четой аристократов России – Ириной и Феликсом Юсуповыми, дом мод «Ирфе»просуществовал с 1924 по 1931 годы, название этого дома составлено из первых слогов имён владельцев. Клиентура «Ирфе» была интернациональной, одни искали русскую экзотику, модную в те годы, другие восхищались фасонами платьев.
Упоминания заслуживают также модные дома «Тао» (1921–1928) и известный своими
аристократическими линиями дом «Арданс» (1924–1946), основательницей и
созидательницей моделей в котором была баронесса Аккурти, а также дом мод «Бери»
(1924–1936), основоположницей которого стала бывшая балерина Антонина
Романовская-Стрельнинская.
Распространению новшеств в области модной женской одежды способствовали и
выполненные с большим мастерством модные иллюстрации. Русская эмиграция дала миру несколько знаменитых на весь мир
художников и в столь узкой сфере, как иллюстрирование журналов мод. Особенно
ярко проявился талант Эрте (псевдоним, составленный из инициалов Романа Тыртова
- Erté)
- иллюстратора, отличающегося от всех прочих оригинальностью стиля исполнения,
продуктивно работавшего впоследствии в Америке в сфере искусства, театра и кино.
В ведущих журналах мод можно было ознакомиться с новыми модными тенденциями: с
моделями одежды à la russe (на русский
манер, фр.), à la boyard (на боярский
манер, фр.) и à la caucasienne (на кавказский манер, фр.). В моду
вошли тиары и дамские шляпки, напоминающие своей заострённой формой роскошные
русские кокошники.
Особого внимания заслуживают украшения и аксессуары, созданные в присущей стилю ар-деко лаконичной угловатой стилизованной форме. Помимо украшений из платины и золота, со множеством бриллиантов, изумрудов и других драгоценных камней, украшения создавались и из черепашьего панциря, перламутра, полудрагоценных камней, фенольной смолы и бакелита, а также других искусственных материалов. Даже относительно дешёвые украшения с использованием эмали были исполнены с большим вкусом. В распоряжении модницы 1920-х годов были изящные пудреницы, флаконы для духов, сигаретницы и наручные часы, украшенные вышивкой из бисера ридикюли, и нарядная, украшенная вышивкой и стразами обувь. В большом количестве сохранились также браслеты, пряжки для ремней, веера, броши, шляпные шпильки, пуговицы и прочие элегантные мелочи. Всё это богато представлено на выставке, проходящей в KUMU.
Вечернее платье, вышитое бисером. «Kitmir». Париж, ок. 1927 г. Платье из тюля в стиле «чарльстон», вышитое стеклярусом и пайетками. «CARIS», Париж, 1925 Фонд Александра Васильева |
Особого внимания заслуживают украшения и аксессуары, созданные в присущей стилю ар-деко лаконичной угловатой стилизованной форме. Помимо украшений из платины и золота, со множеством бриллиантов, изумрудов и других драгоценных камней, украшения создавались и из черепашьего панциря, перламутра, полудрагоценных камней, фенольной смолы и бакелита, а также других искусственных материалов. Даже относительно дешёвые украшения с использованием эмали были исполнены с большим вкусом. В распоряжении модницы 1920-х годов были изящные пудреницы, флаконы для духов, сигаретницы и наручные часы, украшенные вышивкой из бисера ридикюли, и нарядная, украшенная вышивкой и стразами обувь. В большом количестве сохранились также браслеты, пряжки для ремней, веера, броши, шляпные шпильки, пуговицы и прочие элегантные мелочи. Всё это богато представлено на выставке, проходящей в KUMU.
Счастливый период царствования стиля ар-деко в моде продлился лишь десять лет,
однако дал много удивительного и прекрасного. Произведения эти навсегда
останутся непревзойденным примером стиля, творческой энергии и трудолюбия
дизайнеров, так сильно повлиявших на развитие мировой моды на много десятилетий
вперед и до сих пор служащих неиссякаемым источником вдохновения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий