Завтра - 11 марта - завершающий день выставки "Настоящая сила Женщины", открытой в таллиннской галерее "Vabaduse". Это - первый выставочный проект, запущенный при непосредственном моём участии, чему я очень и очень рада! Выставка прошла очень успешно, так же, как и встреча с художницей Ириной Беллайе, состоявшаяся 6 марта. Привожу здесь часть интервью, взятого мной у художницы, которое поможет лучше понять экспозицию.
Таллиннская
художница Ириной Беллайе, ныне живущая в Париже, работала над проектом «Настоящая сила
Женщины» около
года.
Будучи
художником-концептуалистом, автор предлагает зрителю, помимо радующих глаз
работ, и воплощённую в артефактах идею, или концепт. А для того, чтобы лучше
понять как произведения, так и мысли художника, экспозиция сопровождается
документальными материалами, в данном случае - текстами. Таким образом, зрителя
приглашают к диалогу, интеллектуальной игре, переосмыслению идей, выдвинутых и
запечатлённых автором.
В
проекте художник использует самые различные техники и приёмы: на выставке
представлены фотографии, живопись, видео и скульптуры.
Какова же основная идея выставки, тот самый концепт, который объединяет все работы?
Какова же основная идея выставки, тот самый концепт, который объединяет все работы?
Ирина
Беллайе: «Основная идея выставки – возвращение Любви в наше общество, желание восстановить
глубокую духовную взаимосвязь между мужчиной и женщиной. В наши дни
женщины уверены, и этому способствует тот поток информации, который обрушивает
на нас масс-медиа, что желанного мужчину легко можно завоевать благодаря красивой внешности и видимой сексапильности,
но я с этим не вполне согласна! Разумеется – можно, но лишь на некоторое время!
Мне бы хотелось показать
взаимосвязь женщины и
социума, порассуждать
на тему роли
женщины в
современном обществе. Ведь
сегодня женщины, инвестируя немалые средства в свою внешность, вступая в
конкуренцию между собой, становятся агрессивными, жёсткими, беспринципными. Нередко
женщина перенимает инициативу у мужчины, и женское
доминирование во
взаимоотношениях, даже
в период ухаживания, не позволяет
проявлять мужчине его исконных
качеств – решительности
и инициативы».
Серия фотографий «Происхождение мира». |
В Музее Орсэ, в Париже, в постоянной
экспозиции, есть знаменитая и провокационная работа одного из основоположников
реализма в живописи – Гюстава Курбе «Происхождение мира», которая и вдохновила
Ирину Беллайе на создание этой серии фотографий. Изображённый обьект, создан из
разорванной картины
автора, которой она
хотела предоставить
вторую возможность существования
. При повороте объекта получается и
другое изображение. Таким образом можно получить множество обьектов, и ещё
больше - их изображений, всего из одной
части картины.
И.Б.: «Я хотела показать символ женского начала, который видоизменяется в моей
серии фотографий. Это очень интимно – разорвать свою картину. Это мой
внутренний мир, который я показываю публике, и хочу тем самым показать, что
внутренний мир важнее, чем внешний облик.В наши дни женщине навязывается некий
стереотип поведения, согласно которому нужно быть гиперсексуальной, конкурентноспособной,
дабы победить соперниц в борьбе за обладание лучшим мужчиной, престижным местом
работы и т.д. В этой гонке женщины теряют женственность, мягкость – свою женскую сущность, выражаясь иными словами –
свою «женскую силу»,
обретая всё больше истинно мужских качеств. Поэтому изображение на последней
фотографии из этой серии уже напоминает символ мужского начала.»
Скульптуры
в виде человеческого сердца попали на выставку не случайно. Противоставляя
внутренний мир человека его внешности, художник тем самым утверждает, что
глубокие и долговременные отношения между людьми строятся на духовной связи,
открытости и доверии. У каждого из нас есть сердечные привязянности, тайны или
даже раны. В скульптуры, отлитые из прозрачной эпоксидной смолы, художник так
же поместила некие предметы, над значением которых и предстоит поразмышлять
зрителю.
В
проекте Беллайе есть и личная составляющая. Несмотря на то, что о своей жизни
художник рассказывает при помощи концептуализации – используя метафоры,
обобщения, псевдонаучные схемы, - это честное отражение своего «я», размышление
о своей идентичности. Выставка стала основанном на личном опыте осмыслением
роли женщины, родом из Восточной Европы, и её месте в западноевропейской
метрополии. В данном случае, – в столь желанном для многих женщин, самом
романтичном, но снискавшем уже недобрую славу «города одиноких сердец», -
Париже.
«Невеста», работа из серии «Сила Женщины». |
И.Б.: «Моё свадебное
платье,
созданное некогда моей подругой, ныне – известным эстонским дизайнером, и так
полюбившееся мне когда-то, стало впоследствии символом угасших чувств и
душевной боли. Оно
мне уже никогда не пригодится, но мешает, занимая собою часть моего пространства.
Поместив платье в вакуум, вместе с другими предметами, символизирующими
праздник соединения двух сердец, я его уменьшила, смоделировав новый,
незнакомый мне обьект, новую скульптуру, и уже - с новым смыслом. Изображение
скульптуры было в дальнейшем переведено в цифровой формат: появилась
фотография. Эти последовательные изменения, одно за другим, меняли смысл и
форму оригинального обьекта, трансформировав его, в
итоге, в виртуальное представление моего художественного процесса. Этот процесс
несет абсолютно позитивный характер, рождение новой формы из отживших и не
нужных нам уже предметов.»
А здесь - пара фото со встречи с художницей.
Персональная страница художницы Ирины Беллайе: http://www.irinabellaye.com/
Комментариев нет:
Отправить комментарий