Translate

вторник, 20 ноября 2012 г.

Нигулисте. Выставка Ars moriendi - искусство умирания

Эпитафия Йоханна Хобинга. Ок. 1558 г.
Художественный музей Эстонии

В музее Нигулисте ещё со 2 ноября открыта выставка «Ars moriendi - искусство умирания». Этот пост был уже заранее мной подготовлен, но в последние недели   накопилось очень много работы, после чего последовал интенсивный период учёбы, и вот только сейчас я нашла время для того чтобы обо всём рассказать. На новой, и не побоюсь этого слова - долгожданной выставке  в музее Нигулисте рассматривается тема смысла смерти, посмертной судьбы человека и традиций поминовения усопших в сакральном искусстве эпохи Cредневековья и раннего Ренессанса, изменения в отношении и в подготовке к смерти, а также - в представлении людей о жизни после смерти. Выставку сопровождают разнообразные лекции, экскурсии, образовательные программы и весенняя кинопрограмма.
Открытия этой выставки я ждала с нетерпением, признаюсь честно! Проведя уже немало лет на работе в музее,  всё же именно искусство эпохи Средневековья до сих пор представляется для меня самым чарующим и загадочным! Столько здесь неоднозначности, символики, многогранности, мистики, глубины и декоративности! Может моя изначальная предрасположенность к Нигулисте и к Средневековью тоже сыграла какую-то роль в том широком резонансе, которую вызвала выставка среди посетителей, потому как об этой экспозиции я писала в прессу и СМИ с особым воодушевлением :). Ну и, скорее всего, ключевую роль здесь играет само место проведения - музей, церковь и концертный зал Нигулисте, являющийся на сегодняшний день самым посещаемым культурным объектом Старого Таллинна. О Нигулисте написаны стопки  увесистых публикаций на многих языках, поэтому здесь я не буду вдаваться в подробности и описывать архитектуру и историю здания. Расскажу лучше вкартце о том, что же можно сейчас здесь увидеть.



«Подготовка к смерти на протяжении веков была частью жизни любого человека. Существовало поверье, что посмертная судьба усопшего определялась и тем, как именно он умирал, - рассказывает куратор выставки Мерике Курисоо.- Традиции подготовки к смерти и обрядов, совершаемых на смертном одре изложены в средневековом трактате «Ars moriendi или искусство умирания». Текст, распространившийся с начала XV века, служил утешением умирающим и их близким. Название выставки «Ars moriendi» перефразирует изначальное название текста, фокусируя внимание зрителя прежде всего на визуальном выражении традиций погребения и поминовения усопших».

Надгробная плита Йоханнеса Балливи. Ок. 1520 г.
Художественный музей Эстонии



Выставка  была открыта   в последовавший сразу за Днём всех Святых  (1 ноября)  Духов день - 2 ноября, когда в Западном христианском мире,  поминают души усопших. Тематика и впрямь мрачновата, а сама экспозиция разумеется связана с потусторонним, загробным миром, и на мой взгляд, это как нельзя лучше подходит именно для ноября, когда в наших широтах сумерки наступают уже в 4 часа дня, приходит самое холодное и промозглое время года, бесконечно льёт дождь, а то и выпадает снег, и солнца практически не видно.
Всё это может наводить депрессию, но лично во мне вызывает  состояние умиротворения,  а кроме этого - неимоверное любопытство, и даже азарт. Во-первых, уже совсем скоро начнётся волшебное время адвента, когда  в домах и на улицах появится очень красивая предпраздничная иллюминация и начнётся подготовка к Рождественским и новогодним праздникам. Во-вторых, именно сейчас можно сделать очень много - доделать все неоконченные дела, дописать и дочитать всё, что начато и задумано, в том числе и погрузиться, например, в эпоху Средневековья, описанную в книгах и в кино. Ну и в-третьих, тёмное время года закончится ровно через 2 месяца,  где-то в середине января,  а день начнёт удлинняться на  минуту в день начиная с Рождества,  а это очень и очень даже радует! Иными словами для меня именно эти дни  являются наиболее плодотворным и успешным в плане работы и учёбы, а также - наиболее спокойным. Поэтому выставку в музее Нигулисте я не вопринимаю как навевющую мрачные мысли, а, скорее, как импульс и руководство к действиям, и даже как некий знак свыше.

Хронологические рамки выставки охватывают промежуток времени, начиная с эпохи Cредневековья до XVIII века, представляя визуальный материал периодов католицизма и протестантизма.





Выставка устроена таким образом, чтобы дать представление и привлечь внимание, а также дать необходимые пояснения к постоянной экспозиции музея Нигулисте – надгробным плитам, эпитафиям, эпитафиям-гербам и другим произведениям сакрального искусства, которые как правило, воспринимаются посетителями как часть церковного убранства.

Эпитафия Дитриха Мёллера. 1614 г.
Художественный музей Эстонии

С погребальными традициями и обрядами эпохи Средневековья и раннего Ренессанса можно  ознакомиться, рассматривая уникальные экспонаты: надгробные украшения, металлические саркофаги из Таллиннской Домской церкви, погребальные регалии, публикации и прочее.





На обозрение  выставлен и погребальный камзол золотой парчи барона Фабиана фон Ферзена, захороненного в 1678 году в Таллиннской Домской церкви, любезно предоставленный на время выставки Историческим музеем Эстонии. Парча высочайшего качества и выделки прекрасно сохранилась (учитывая и время, "проведённое" в самой настоящей могиле!), лишь слегка потускнела.



Исторический же музей предоставил для выставки и траурные пуговицы эпохи XVIII века.

Траурная пуговица. XVIII в. Исторический музей Эстонии.
Посетители могут также рассмотреть и гравюру длиной более четырёх с половиной метров, датируемую концом XVII века, с изображением похоронной процессии шведского короля Карла Х Густава.


Эрик Йонсон Дальберг.
Погребальная процессия короля Карла Х Густава в 1660 г. Деталь. До 1696 г.
Пярнуский музей
На выставке  представлена и ценная механическая фигура смерти, созданная в 1666 году и когда-то украшавшая собой большие часы, находившиеся когда-то в хорах нарвской немецкой церкви. К сожалению ни часы, ни сама церковь не сохранились до наших дней, пожар 1944 года, бушевавший в Нарве после бомбардировки, уничтожил практически весь город.
В руке Смерть держала песочные часы, и часовой механизм, приводя в действие фигуру, управлял и ими - часы переворачивались как только песок переставал сыпаться, Смерть при этом двигала головой из стороны в сторону.
Нечто подобное можно наблюдать в наши дни на часах, украшаюших городскую ратушу в Праге, о которых я уже писала здесь.

Изображение смерти на часах нарвской немецкой церкви. 1666 г.
Нарвский музей.
Экспонаты выставки, непосредственно связанные с погребением, указывают на статус усопшего, рассказывают о погребальных традициях и дают представление о том, насколько пышными могли быть похороны в рассматриваемый период времени. В траурных церемониях похорон королей и знати были вовлечены, в качестве участников или зрителей, практически все слои населения. Намного более скромными были похороны простолюдинов.

Карл Людвиг Майбах.
Мумия герцога де Кроа в склепе густава Адольфа Клодта фон Юргенсбурга. 1858 г.
Художественный музей Эстонии.

«Смерть – это неотъемлемая часть жизни, однако понятия о смерти, потустороннем мире и их значении менялись на протяжении веков. Для человека эпохи Средневековья и раннего Ренессанса смерть не была окончанием жизни, она была началом нового пути. Лучшая доля ожидала после смерти тех, кто делал пожертвования в пользу церкви, заказывал для храмов произведения искусства, покупал индульгенции, богослужения во имя спасения души, а также совершал добрые дела и молился»,- добавила Курисоо.

Мумия герцога де Кроа. Начало XIX в.Коллекция Йоханна Кристофа Бротце.
Академическая библиотека Латвии.
Кстати, на выставке можно увидеть и изображения знаменитой мумии герцога де Кроа, сыгравшего роковую роль в Нарвском сражении войск шведского короля Карла XII и русского царя Петра I. Мумия сохранилась в стенах церкви Нигулисте и была обнаружена лишь в начале XIX века. О жизни герцога, а также о приключениях мумии можно прочитать здесь.
В рамках выставки демонстрируется и место захоронения герцога  - надгробная плита с именем де Кроа и перечислением его титулов и деяний.

В рамках выставки будет показан и киноколлаж, составленный из отрывков эстонских исторических и художественных фильмов, рассказывающих о смерти и переходе в мир иной. Географию и пункты назначения  потустороннего мира поможет изучить схематическая напольная карта, находящаяся в хорах Нигулисте.

В связи с выставкой, в музее Нигулисте будут открыты для посещения и обозрения три ранее закрытых внутристенных прохода. В одном из них куратор и оформитель выставки разместили считавшийся утраченным каменный крест с крестьянской могилы у стен монастыря Биргитты, датируемый 1617 годом, и считавшийся давным-давно утраченным. Крест чудом уцелел и был обнаружен в Таллиннском городском музее, который и предоставил его для выставки.



Ну а напоследок мне бы хотелось показать видео-репортаж о дне посетителя, прошедшем на выставке в прошлое воскресенье, 18 ноября. 


Музей посетило рекордное количетсво гостей, а у ребятишек были свои забавы - на основе выставки была разработана программа детского музейного занятия "Привидения Нигулисте ".


 И вот именно на этой позитивной и высокой ноте я бы и хотела завершить обзор выставки :)

Смотрите репортаж здесь  

Оформитель выставки - Лийна Сийб.

Художественный музей Эстонии благодарит за сотрудничество Исторический музей Эстонии, Нарвский музей, Пярнуский музей, Таллиннский Городской музей, Академическую библиотеку Таллиннского университета, Таллиннский Епископский Домский приход Эстонской евангелическо-лютеранской церкви.

Выставка «Ars moriendi - искусство умирания» будет открыта в музее Нигулисте до
2 июня 2013 г.

Дополнительная информация:
www.nigulistemuuseum.ee

Комментариев нет:

Отправить комментарий