Эпитафия Йоханна Хобинга. Ок. 1558 г. Художественный музей Эстонии |
В музее
Нигулисте ещё со 2 ноября открыта выставка «Ars moriendi - искусство умирания». Этот пост был уже заранее мной подготовлен, но в последние недели накопилось очень много работы, после чего последовал интенсивный период учёбы, и вот только сейчас я нашла время для того чтобы обо всём рассказать. На новой, и не побоюсь этого слова - долгожданной выставке в музее Нигулисте рассматривается тема смысла
смерти, посмертной судьбы человека и традиций поминовения усопших в сакральном искусстве
эпохи Cредневековья и раннего Ренессанса,
изменения в отношении и в подготовке к смерти, а также - в представлении людей
о жизни после смерти. Выставку сопровождают разнообразные лекции, экскурсии, образовательные
программы и весенняя кинопрограмма.
Открытия этой выставки я ждала с нетерпением, признаюсь честно! Проведя уже немало лет на работе в музее, всё же именно искусство эпохи Средневековья до сих пор представляется для меня самым чарующим и загадочным! Столько здесь неоднозначности, символики, многогранности, мистики, глубины и декоративности! Может моя изначальная предрасположенность к Нигулисте и к Средневековью тоже сыграла какую-то роль в том широком резонансе, которую вызвала выставка среди посетителей, потому как об этой экспозиции я писала в прессу и СМИ с особым воодушевлением :). Ну и, скорее всего, ключевую роль здесь играет само место проведения - музей, церковь и концертный зал Нигулисте, являющийся на сегодняшний день самым посещаемым культурным объектом Старого Таллинна. О Нигулисте написаны стопки увесистых публикаций на многих языках, поэтому здесь я не буду вдаваться в подробности и описывать архитектуру и историю здания. Расскажу лучше вкартце о том, что же можно сейчас здесь увидеть.
«Подготовка к смерти на протяжении веков была частью жизни любого человека. Существовало
поверье, что посмертная судьба усопшего определялась и тем, как именно он
умирал, - рассказывает куратор выставки Мерике Курисоо.- Традиции подготовки к
смерти и обрядов, совершаемых на смертном одре изложены в средневековом трактате «Ars moriendi или искусство
умирания». Текст, распространившийся с начала XV века, служил утешением умирающим и их близким. Название выставки «Ars moriendi» перефразирует
изначальное название текста, фокусируя внимание зрителя прежде всего на
визуальном выражении традиций погребения и поминовения усопших».
Надгробная плита Йоханнеса Балливи. Ок. 1520 г. Художественный музей Эстонии |
Выставка была открыта в последовавший сразу за Днём всех Святых (1 ноября) Духов день - 2 ноября, когда в Западном христианском мире, поминают души усопших. Тематика и впрямь мрачновата, а сама экспозиция разумеется связана с потусторонним, загробным миром, и на мой взгляд, это как нельзя лучше подходит именно для ноября, когда в наших широтах сумерки наступают уже в 4 часа дня, приходит самое холодное и промозглое время года, бесконечно льёт дождь, а то и выпадает снег, и солнца практически не видно.
Всё это может наводить депрессию, но лично во мне вызывает состояние умиротворения, а кроме этого - неимоверное любопытство, и даже азарт. Во-первых, уже совсем скоро начнётся волшебное время адвента, когда в домах и на улицах появится очень красивая предпраздничная иллюминация и начнётся подготовка к Рождественским и новогодним праздникам. Во-вторых, именно сейчас можно сделать очень много - доделать все неоконченные дела, дописать и дочитать всё, что начато и задумано, в том числе и погрузиться, например, в эпоху Средневековья, описанную в книгах и в кино. Ну и в-третьих, тёмное время года закончится ровно через 2 месяца, где-то в середине января, а день начнёт удлинняться на минуту в день начиная с Рождества, а это очень и очень даже радует! Иными словами для меня именно эти дни являются наиболее плодотворным и успешным в плане работы и учёбы, а также - наиболее спокойным. Поэтому выставку в музее Нигулисте я не вопринимаю как навевющую мрачные мысли, а, скорее, как импульс и руководство к действиям, и даже как некий знак свыше.
Хронологические рамки выставки охватывают промежуток времени, начиная с
эпохи Cредневековья до XVIII века, представляя визуальный материал периодов католицизма и
протестантизма.
Выставка устроена таким образом, чтобы дать представление и привлечь внимание, а также дать необходимые пояснения к постоянной экспозиции музея Нигулисте – надгробным плитам, эпитафиям, эпитафиям-гербам и другим произведениям сакрального искусства, которые как правило, воспринимаются посетителями как часть церковного убранства.
Выставка устроена таким образом, чтобы дать представление и привлечь внимание, а также дать необходимые пояснения к постоянной экспозиции музея Нигулисте – надгробным плитам, эпитафиям, эпитафиям-гербам и другим произведениям сакрального искусства, которые как правило, воспринимаются посетителями как часть церковного убранства.
С погребальными традициями и обрядами эпохи Средневековья и раннего Ренессанса можно ознакомиться,
рассматривая уникальные экспонаты: надгробные украшения, металлические
саркофаги из Таллиннской Домской церкви, погребальные регалии, публикации и прочее.
На обозрение выставлен и погребальный камзол золотой парчи барона Фабиана фон Ферзена, захороненного в 1678 году в Таллиннской Домской церкви, любезно предоставленный на время выставки Историческим музеем Эстонии. Парча высочайшего качества и выделки прекрасно сохранилась (учитывая и время, "проведённое" в самой настоящей могиле!), лишь слегка потускнела.
На обозрение выставлен и погребальный камзол золотой парчи барона Фабиана фон Ферзена, захороненного в 1678 году в Таллиннской Домской церкви, любезно предоставленный на время выставки Историческим музеем Эстонии. Парча высочайшего качества и выделки прекрасно сохранилась (учитывая и время, "проведённое" в самой настоящей могиле!), лишь слегка потускнела.
Исторический же музей предоставил для выставки и траурные пуговицы эпохи XVIII века.
Траурная пуговица. XVIII в. Исторический музей Эстонии. |
Эрик Йонсон Дальберг. Погребальная процессия короля Карла Х Густава в 1660 г. Деталь. До 1696 г. Пярнуский музей |
В руке Смерть держала песочные часы, и часовой механизм, приводя в действие фигуру, управлял и ими - часы переворачивались как только песок переставал сыпаться, Смерть при этом двигала головой из стороны в сторону.
Нечто подобное можно наблюдать в наши дни на часах, украшаюших городскую ратушу в Праге, о которых я уже писала здесь.
Изображение смерти на часах нарвской немецкой церкви. 1666 г. Нарвский музей. |
Карл Людвиг Майбах. Мумия герцога де Кроа в склепе густава Адольфа Клодта фон Юргенсбурга. 1858 г. Художественный музей Эстонии. |
«Смерть – это неотъемлемая часть жизни, однако понятия о смерти, потустороннем
мире и их значении менялись на протяжении веков. Для человека эпохи
Средневековья и раннего Ренессанса смерть не была окончанием жизни, она была
началом нового пути. Лучшая доля ожидала после смерти тех, кто делал
пожертвования в пользу церкви, заказывал для храмов произведения искусства,
покупал индульгенции, богослужения во имя спасения души, а также совершал
добрые дела и молился»,- добавила Курисоо.
Мумия герцога де Кроа. Начало XIX в.Коллекция Йоханна Кристофа Бротце. Академическая библиотека Латвии. |
В рамках выставки демонстрируется и место захоронения герцога - надгробная плита с именем де Кроа и перечислением его титулов и деяний.
В рамках выставки будет показан и киноколлаж, составленный из отрывков
эстонских исторических и художественных фильмов, рассказывающих о смерти и
переходе в мир иной. Географию и пункты назначения потустороннего мира поможет изучить
схематическая напольная карта, находящаяся в хорах Нигулисте.
В связи с выставкой, в музее Нигулисте будут открыты для посещения и
обозрения три ранее закрытых внутристенных прохода. В одном из них куратор и оформитель выставки разместили считавшийся утраченным каменный крест с крестьянской могилы у стен монастыря Биргитты, датируемый 1617 годом, и считавшийся давным-давно утраченным. Крест чудом уцелел и был обнаружен в Таллиннском городском музее, который и предоставил его для выставки.
Ну а напоследок мне бы хотелось показать видео-репортаж о дне посетителя, прошедшем на выставке в прошлое воскресенье, 18 ноября.
Музей посетило рекордное количетсво гостей, а у ребятишек были свои забавы - на основе выставки была разработана программа детского музейного занятия "Привидения Нигулисте ".
И вот именно на этой позитивной и высокой ноте я бы и хотела завершить обзор выставки :)
Смотрите репортаж здесь
Оформитель выставки - Лийна Сийб.
Музей посетило рекордное количетсво гостей, а у ребятишек были свои забавы - на основе выставки была разработана программа детского музейного занятия "Привидения Нигулисте ".
И вот именно на этой позитивной и высокой ноте я бы и хотела завершить обзор выставки :)
Смотрите репортаж здесь
Оформитель выставки - Лийна Сийб.
Художественный музей Эстонии благодарит за сотрудничество Исторический
музей Эстонии, Нарвский музей, Пярнуский музей, Таллиннский Городской музей,
Академическую библиотеку Таллиннского университета, Таллиннский Епископский
Домский приход Эстонской евангелическо-лютеранской церкви.
Выставка «Ars moriendi - искусство умирания» будет открыта в музее Нигулисте до
Комментариев нет:
Отправить комментарий