Об этом первом совместном проекте художественных музеев двух соседних государств - Эстонии и России, можно написать увесистый том : и о том, что эта выставка является самой долгожданной из всех художественных выставок этого года в нашей стране, и первой выставкой за 20-летний период (со времён восстановелния независимости Эстонской Республики), организованной при плотном сотрудничестве с Государственным Русским музеем, и о том, сколько усилий было затрачено на осуществление подобного проекта, поскольку оговаривались даже, казалось бы, самые незначительные мелочи; о том, что бюджет превысил все мыслимые и немыслимые границы; и естественно,- о центральной фигуре, собственно и явившийся причиной всего этого - о самом художнике Павле Филонове, о том непростом периоде времени в истории и в искусстве России, в котором ему выпало жить и работать; и конечно же, - о таком явлении художественной жизни как русский авангард.
Досконально проштудировав несколько объёмных печатных и электронных изданий, наблюдая и участвуя в длительном процессе подготовки выставки, я поняла, что описать вкратце всё не представляется мне возможным. Поэтому я постараюсь рассказать здесь о том, что для меня лично стало своего рода открытием, поделюсь своими впечатлениями от выставки и как зритель, и как лицо непосредственно задействованное в её организации, а также и о том, на что следовало бы обратить внимание, и прокомментирую выбранные мною произведения.
Общая же картина выставки предстанет глазам зрителя уже в самом Большом выставочном зале Художественного музея KUMU, куда я с удовольствием и приглашаю читателя.
Всего на выставке представлено 25 работ Филонова, 23 произведения, представляющие русский авангард - в том числе работы Казимира Малевича, Василия Кандинского, Натальи Гончаровой,и целого ряда других интересных авторов – Давида Бурлюка, Михаила Матюшина и учеников Филонова, и 8 соцреалистических композиций. Выставка продлится до 18 сентября 2011 года.
Авангардность с России началась в середине 1900-х годов, когда насытившись европейским новаторством, русские художники сосредоточились на поиске своих собственных путей.
Предпосылками возникновения авангардистских течений в искусстве и литературе Европы можно считать всеобщую тенденцию к переосмыслению общеевропейских культурных ценностей. В последней трети XIX века появились новые философские работы, переосмыслявшие моральные и культурные аспекты цивилизации.
Кроме того, развитие научно-технического прогресса только подтолкнуло человечество к смене приоритетов, к изменению восприятия места человека в природе и обществе, эстетических и морально-этических ценностей.
Европейский интерес к искусству "примитивных народов" у русских трансформировался в обращение к национальной народной жизни и творчеству. Игра, ирония, иносказание, преувеличение, свойственные призведениям многих художников раннего авангарда, - это и есть часть русской народной культуры с её частушками, каламбурами и поговорками.
Из художников русского авангарда в мире наиболее известны Василий Кандинский, Марк Шагал и Казимир Малевич. Так случилось прежде всего потому, что Кандинский и Шагал уехали в начале 1920-х годов из СССР, и слава пришла к ним за пределами родины.
Малевич, получивший командировку в Германию 1927 году, увёз с собой достаточно много произведений, для того чтобы показать их европейской публике. Внезапно он был отозван домой, но в надежде на скорое возвращение в Европу, Малевич оставил у друзей в Германии почти всё, что привёз из Советского Союза.
Художнику больше не суждено было оказаться в Европе. Работы, оставленные на попечении друзей, во время жёсткой борьбы Гитлера с "дегенеративным искусством", пришлось прятать. В конце концов, после окончания Второй Мировой войны, разными путями, они оказались резделены на несколько коллекций.
Основная часть произвеленй Малевича из оставленных в Германии работ, попала в музей Стейделик (Амстердам, Голландия), где и была впервые показана задолго до того, как работы художника увидели соотечественники в Советском Союзе. Таким образом, мир впервые узнал о Малевиче и его открытиях в 1960-х и 1970-х годах, и не из книг, альбомов и каталогов выставкок, изданных в СССР, а именно благодая выставкам, организованным музеями Стейделик и несколькими музеями Германии и США.
Творческая судьба Павла Филонова - художника и теоретика, создателя системы аналитического искусства, сложилась внешне проще, а в действительности - гораздо трагичнее, чем у его современников.
Сохранились практически все его работы и, почти все они находятся в собрании Русского музея в Санкт-Петербурге. Это невзирая на две мировые войны, преследования со стороны властей, и вопреки исключительной хрупкости материалов — бумажной основы его работ, и техники исполнения, исключающей возможность долгой жизни произведения,— масло или смешанная техника на бумаге!
В силу своих убеждений Филонов не стал приверженцем соцреализма - главного художественного направления в искусстве той эпохи. Это повлекло за собой преследования как самого художника, так и его близких и учеников (в 1925 г. Филонов основал Коллектив Мастеров аналитического искусства – ни у одного другого мастера русского авангарда не было столь многочисленной школы).
Очень много для отчуждения Филонова от художественной жизни сделали сталинская эпоха и ее наследники. Ненависть вызывали его произведения у партийной номенклатуры как в 1920–1930-е годы, так и в 1960–1970-е. Его работы не допускались на выставки, по существу, вплоть до перестройки.
После голодной смерти Филонова в блокадном Ленинграде 3 декабря 1941 года, его сестра, Евдокия Николаевна Глебова, на саночках привезла работы брата на хранение в Русский музей. В 1977 году она официально передала их в дар музею.
В России и на западе Филонова «открыли заново» в 1980-е.
Первая большая выставка Павла Филонова была открыта в Русском музее в 1988 году, следующая - в 2006 году в Санкт-Петербурге, также в Русском музее, а затем в Москве, в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.
Впервые в Европе выставка Филонова была показана в 1989 году в Центре Жоржа Помпиду в Париже, а в 1990 - в Кунстхалле Дюссельдорфа.
На сегодняшний день Филонов признан классиком искусства XX века, его можно смело поставить в один ряд с ключевыми фигурами русского авангарда - Василием Кандинским и Казимиром Малевичем. Его работы входят в постоянную экспозицию Русского музея; экспонируются на выставках в России и по всему миру.
Исключительность Филонова в искусстве русского авангарда заключается в синтезе наследия и традиций Академии Художеств с новым художественным языком (принцип «сделанности»).
В своём художественном методе Филонов не отказывался от изображения предметного мира в пользу абстракционизма: он исследовал незримые процессы внутри объектов, пытаясь показать зрителям структуру живой материи.
Смысл его творчества состоял в анализе происходящего средствами изобразительного искусства.Его аналитический метод - это квинтессенция его творческих поисков, воплощение яркой, ни на кого не похожей художественной индивидуальности и особой силы воздействия его искусства на зрителей.
Внешне ничем не угрожая социалистическому реализму, Филонов шел дорогой, не вписывающейся в его основную линию. Его произведения, по сюжетам своим обращенные к революционной и пролетарской тематике, не пропагандировали достижений социализма, не обладали тем патриотическим и оптимистическим зарядом, какой определял произведения других художников 1930-х годов.
Филонов аналитическим методом расщепляет жизнь на атомы и собирает ее на уже ином уровне, делая зримым движение, идущее от свободной воли вещей в самих себе.
Он с большой настойчивостью выдвигает в своей теории на первый план самовыражение «бессмертной души» мастера-творца, которая располагается на ином уровне - над ходом истории, в стороне от житейских противоречий, личных невзгод и общественных катаклизмов.
Задача «сделанности» художественного произведения, теория аналитического искусства, которая приобрела в дальнейшем характер объективной, строго научной системы, позволили Филонову обрести эту позицию.
Сделанность, самоценная жизнь образа, его органическое бытие обеспечивали Мастеру успех в процессе реализации любой темы, любого сюжета.
Филонов назвал свое искусство аналитическим, акцентируя его познавательные задачи. Зрительское восприятие должно было активизироваться при рассматривании мельчайших структур его произведений «аналитического искусства».
Образы его картин, тем не менее, нельзя свести к разработанным им понятиям и какой-либо философской системе. Смысл его картин много глубже, таинственнее, он покоится на мощном слое иррационального и теряется при любых попытках интерпретировать и расшифровать увиденное. В этом и заключается ценность художественного творчества Филонова.
Ситуация противостояния, в которой пребывал художник, привела к тому, что его творчество находит лишь редкие аналогии в живописи современных ему авангардистов или символистов.
Сходство с поздними символистами - такими как Масютин или Калмаков - касается деталей, а не сути дела. Существует определённая близость с Матюшиным и его группой, и тем не менее между ними мало общего.
В отличие от супрематизмов Малевича и абстракций Кандинского в основе искусства Филонова остается мир окружающей природы.Привычная глазу реальность — цветы, фигуры людей — в этих полотнах волею художника растворяется в некоем колористическом потоке из живописных мазков, преображаясь в едва узнаваемые, но знакомые формы.
Но в то же время безусловны литературные параллели - Хлебников, Заболоцкий, Платонов.
Картина "Пир королей" создана за год до начала первой мировой войны, и современники восприняли её как некое пророчество, видение Апокалипсиса.
Трупы властителей современного мира, сидящие за столом,— метафора конца, распада, умирания старого мира. Поэт Велимир Хлебников сразу же уловил тревожное звучание картины и выразил его в строках: „пир трупов, пир мести. Мертвецы величаво и важно ели овощи, озаренные подобно лучу месяца бешенством скорби“
Исследователи творчества Филонова нередко приводили сравнение с "Пиром Ирода", а один из учеников художника назвал "Пир королей" демонической переработкой "Тайной вечери".
Образы, созданные кистью Филонова подчёркнуто гротескны. Пронизанное красно-синим витражным свечением красок, со скрюченной фигурой сидящего раба, напоминающего химеру готического собора, это произведение наиболее явно отражает увлечение Филонова французским средневековьем.
Это последняя из его работ, написанных в духе темного, мистического символизма, первой из которых была картина «Головы».
„Головы“, появившиеся в творчестве Филонова в середине 1920-х годов, образуют сво-
его рода серию. Именно они стали революционным продолжением традиционного жанра портрета.
Не внешний облик человека, но глубинные процессы, происходящие в его мозгу, не видимые глазом, но ощущаемые („знаемые“) художником, впервые становятся объектом искусства.
В представлении художника, голова человека - это некая модель мироздания. Внутренним взором срывая с лица кожные покровы, художник в своём воображении рисует все возможные связи "малого мироздания" с окружающим миром. Всё своё внимание Филонов сосредоточил на голове как вместилище мысли: „Не так интересны штаны, сапоги, пиджак или лицо человека, как интересно явление мышления с его процессами в голове этого человека, или то, как бьет кровь в его шее через щитовидную железу, и притом, таким порядком, что этот человек неизбежно будет либо [вялым, либо бодрым,] умным, либо идиотом“
Как и почти все в творчестве Филонова, „Головы“ выражают тему жизни и смерти: зарож-
дения, развития, увядания и нового возрождения. Состояние постоянных изменений в человеческом организме, как и вообще в природе, где все взаимосвязано, воспроизводит Филонов в своих полотнах и рисунках.
Эволюция филоновских голов ведет прежде всего к их полному разложению, структурному, физиологическому, художественному, вплоть до достижения первозданного клеточного состояния, своего рода биокультуры для зарождения новых растительных и животных организмов. С художественной точки зрения — это жизнь, увиденная через стекло микроскопа.
В головах Филонова глаза превращаются в пустые глазницы, кишащие микроорганизмами, а большие носы навевают мысль о зияющих отверстиях черепа, и, наконец, в „Голове“ 1930 года голова становится чистой материей, в которой пульсирует и зарождается жизнь.
В одной из своих последних работ „Лики“ Филонов с истинной и
истовой верой пишет лики сквозь свои „мировые“ страдание и боль, он преодолевает жесткость и жестокость земного мира, давая начало новой гармонии. Здесь, как и в других работах художника, форма вторична, подвижна, полностью подчинена импульсу, идее, фантазии.
Картина полностью подчинена идее представления вождя государства как вдохновителя и организатора величайших побед.
Сталин предстаёт в сияющем ореоле, подобен небожителю, близкий и недоступный одновременно. Ведущая вверх парадная лестница, рукоплещущая толпа, распахнутые двери, символизирующие прорыв в бесконечность, как нельзя лучше передают настроение присутствующих.
В непосредственном окружении вождя находятся видные члены партии и правительства (Булганин, Микоян, Берия, Молотов, Косыгин и др.), знаменитые военачальники и лётчики (Ворошилов, Кожедуб, Покрышкин), передовики производства (Стаханов), а также видные учёные - Вавилов и Лысенко.
Далее на полотне следуют представители многочисленных народов, населяющих Советский Союз, дети и типичные представители народных масс.
Таким образом картина является воплощением идеологического канона сталинской эпохи "человек-толпа-вождь".
Павел Филонов - революционный художник, прозревавший будущее всей планеты, оставался потаенной легендой даже в среде искусствоведов.
О нём немало писали, его работы показывались при жизни и несколько раз после смерти. Тем не менее Филонов до сих пор остается самым нераскрытым из русских художников XX века.
Он не оставил своих собственных трактовок произведений, хотя их язык, как ни у кого
другого, нуждается в расшифровке.
О неразгаданности Филонова написано очень много; об этом говорили почти все исследователи его творчества. Его справедливо называли «самым потаенным и загадочным художником русского авангарда».
Исследователям приходилось и до сих пор приходится с трудом пробиваться к тем зернам глубинного смысла, из которых, как из-под земли, вырастают многозначные и порой трудно доступные пониманию образы картин художника, и расшифровывать эти образы.
Но вся эта работа еще далека от завершения. Интерпретация его картин трудна и связана с чувством неопределенности, которое возникает из-за невозможности расшифровать мир образов, которые по сути своей абсолютно субъективны.
А выставка получилась просто необыкновенная! Это событие нельзя пропустить!
Досконально проштудировав несколько объёмных печатных и электронных изданий, наблюдая и участвуя в длительном процессе подготовки выставки, я поняла, что описать вкратце всё не представляется мне возможным. Поэтому я постараюсь рассказать здесь о том, что для меня лично стало своего рода открытием, поделюсь своими впечатлениями от выставки и как зритель, и как лицо непосредственно задействованное в её организации, а также и о том, на что следовало бы обратить внимание, и прокомментирую выбранные мною произведения.
Общая же картина выставки предстанет глазам зрителя уже в самом Большом выставочном зале Художественного музея KUMU, куда я с удовольствием и приглашаю читателя.
Всего на выставке представлено 25 работ Филонова, 23 произведения, представляющие русский авангард - в том числе работы Казимира Малевича, Василия Кандинского, Натальи Гончаровой,и целого ряда других интересных авторов – Давида Бурлюка, Михаила Матюшина и учеников Филонова, и 8 соцреалистических композиций. Выставка продлится до 18 сентября 2011 года.
Авангардность с России началась в середине 1900-х годов, когда насытившись европейским новаторством, русские художники сосредоточились на поиске своих собственных путей.
Предпосылками возникновения авангардистских течений в искусстве и литературе Европы можно считать всеобщую тенденцию к переосмыслению общеевропейских культурных ценностей. В последней трети XIX века появились новые философские работы, переосмыслявшие моральные и культурные аспекты цивилизации.
Кроме того, развитие научно-технического прогресса только подтолкнуло человечество к смене приоритетов, к изменению восприятия места человека в природе и обществе, эстетических и морально-этических ценностей.
Европейский интерес к искусству "примитивных народов" у русских трансформировался в обращение к национальной народной жизни и творчеству. Игра, ирония, иносказание, преувеличение, свойственные призведениям многих художников раннего авангарда, - это и есть часть русской народной культуры с её частушками, каламбурами и поговорками.
Казимир Малевич (1879–1935) "Плотник." 1928–1929
Фанера, масло. 71 х 44
© Государственный Русский Музей
Фанера, масло. 71 х 44
© Государственный Русский Музей
Из художников русского авангарда в мире наиболее известны Василий Кандинский, Марк Шагал и Казимир Малевич. Так случилось прежде всего потому, что Кандинский и Шагал уехали в начале 1920-х годов из СССР, и слава пришла к ним за пределами родины.
Малевич, получивший командировку в Германию 1927 году, увёз с собой достаточно много произведений, для того чтобы показать их европейской публике. Внезапно он был отозван домой, но в надежде на скорое возвращение в Европу, Малевич оставил у друзей в Германии почти всё, что привёз из Советского Союза.
Художнику больше не суждено было оказаться в Европе. Работы, оставленные на попечении друзей, во время жёсткой борьбы Гитлера с "дегенеративным искусством", пришлось прятать. В конце концов, после окончания Второй Мировой войны, разными путями, они оказались резделены на несколько коллекций.
Основная часть произвеленй Малевича из оставленных в Германии работ, попала в музей Стейделик (Амстердам, Голландия), где и была впервые показана задолго до того, как работы художника увидели соотечественники в Советском Союзе. Таким образом, мир впервые узнал о Малевиче и его открытиях в 1960-х и 1970-х годах, и не из книг, альбомов и каталогов выставкок, изданных в СССР, а именно благодая выставкам, организованным музеями Стейделик и несколькими музеями Германии и США.
Творческая судьба Павла Филонова - художника и теоретика, создателя системы аналитического искусства, сложилась внешне проще, а в действительности - гораздо трагичнее, чем у его современников.
Сохранились практически все его работы и, почти все они находятся в собрании Русского музея в Санкт-Петербурге. Это невзирая на две мировые войны, преследования со стороны властей, и вопреки исключительной хрупкости материалов — бумажной основы его работ, и техники исполнения, исключающей возможность долгой жизни произведения,— масло или смешанная техника на бумаге!
В силу своих убеждений Филонов не стал приверженцем соцреализма - главного художественного направления в искусстве той эпохи. Это повлекло за собой преследования как самого художника, так и его близких и учеников (в 1925 г. Филонов основал Коллектив Мастеров аналитического искусства – ни у одного другого мастера русского авангарда не было столь многочисленной школы).
Очень много для отчуждения Филонова от художественной жизни сделали сталинская эпоха и ее наследники. Ненависть вызывали его произведения у партийной номенклатуры как в 1920–1930-е годы, так и в 1960–1970-е. Его работы не допускались на выставки, по существу, вплоть до перестройки.
После голодной смерти Филонова в блокадном Ленинграде 3 декабря 1941 года, его сестра, Евдокия Николаевна Глебова, на саночках привезла работы брата на хранение в Русский музей. В 1977 году она официально передала их в дар музею.
В России и на западе Филонова «открыли заново» в 1980-е.
Первая большая выставка Павла Филонова была открыта в Русском музее в 1988 году, следующая - в 2006 году в Санкт-Петербурге, также в Русском музее, а затем в Москве, в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.
Впервые в Европе выставка Филонова была показана в 1989 году в Центре Жоржа Помпиду в Париже, а в 1990 - в Кунстхалле Дюссельдорфа.
На сегодняшний день Филонов признан классиком искусства XX века, его можно смело поставить в один ряд с ключевыми фигурами русского авангарда - Василием Кандинским и Казимиром Малевичем. Его работы входят в постоянную экспозицию Русского музея; экспонируются на выставках в России и по всему миру.
Павел Филонов (1882/1883–1941)"Формула весны." 1922–1923
Холст, масло. 100 x 100
© Государственный Русский Музей
Холст, масло. 100 x 100
© Государственный Русский Музей
Исключительность Филонова в искусстве русского авангарда заключается в синтезе наследия и традиций Академии Художеств с новым художественным языком (принцип «сделанности»).
В своём художественном методе Филонов не отказывался от изображения предметного мира в пользу абстракционизма: он исследовал незримые процессы внутри объектов, пытаясь показать зрителям структуру живой материи.
Смысл его творчества состоял в анализе происходящего средствами изобразительного искусства.Его аналитический метод - это квинтессенция его творческих поисков, воплощение яркой, ни на кого не похожей художественной индивидуальности и особой силы воздействия его искусства на зрителей.
Внешне ничем не угрожая социалистическому реализму, Филонов шел дорогой, не вписывающейся в его основную линию. Его произведения, по сюжетам своим обращенные к революционной и пролетарской тематике, не пропагандировали достижений социализма, не обладали тем патриотическим и оптимистическим зарядом, какой определял произведения других художников 1930-х годов.
Филонов аналитическим методом расщепляет жизнь на атомы и собирает ее на уже ином уровне, делая зримым движение, идущее от свободной воли вещей в самих себе.
Он с большой настойчивостью выдвигает в своей теории на первый план самовыражение «бессмертной души» мастера-творца, которая располагается на ином уровне - над ходом истории, в стороне от житейских противоречий, личных невзгод и общественных катаклизмов.
Задача «сделанности» художественного произведения, теория аналитического искусства, которая приобрела в дальнейшем характер объективной, строго научной системы, позволили Филонову обрести эту позицию.
Сделанность, самоценная жизнь образа, его органическое бытие обеспечивали Мастеру успех в процессе реализации любой темы, любого сюжета.
Филонов назвал свое искусство аналитическим, акцентируя его познавательные задачи. Зрительское восприятие должно было активизироваться при рассматривании мельчайших структур его произведений «аналитического искусства».
Образы его картин, тем не менее, нельзя свести к разработанным им понятиям и какой-либо философской системе. Смысл его картин много глубже, таинственнее, он покоится на мощном слое иррационального и теряется при любых попытках интерпретировать и расшифровать увиденное. В этом и заключается ценность художественного творчества Филонова.
Ситуация противостояния, в которой пребывал художник, привела к тому, что его творчество находит лишь редкие аналогии в живописи современных ему авангардистов или символистов.
Сходство с поздними символистами - такими как Масютин или Калмаков - касается деталей, а не сути дела. Существует определённая близость с Матюшиным и его группой, и тем не менее между ними мало общего.
В отличие от супрематизмов Малевича и абстракций Кандинского в основе искусства Филонова остается мир окружающей природы.Привычная глазу реальность — цветы, фигуры людей — в этих полотнах волею художника растворяется в некоем колористическом потоке из живописных мазков, преображаясь в едва узнаваемые, но знакомые формы.
Но в то же время безусловны литературные параллели - Хлебников, Заболоцкий, Платонов.
Павел Филонов (1882/1883–1941)"Пир королей." 1912–1913
Холст, масло. 175 x 215
© Государственный Русский Музей
Холст, масло. 175 x 215
© Государственный Русский Музей
Картина "Пир королей" создана за год до начала первой мировой войны, и современники восприняли её как некое пророчество, видение Апокалипсиса.
Трупы властителей современного мира, сидящие за столом,— метафора конца, распада, умирания старого мира. Поэт Велимир Хлебников сразу же уловил тревожное звучание картины и выразил его в строках: „пир трупов, пир мести. Мертвецы величаво и важно ели овощи, озаренные подобно лучу месяца бешенством скорби“
Исследователи творчества Филонова нередко приводили сравнение с "Пиром Ирода", а один из учеников художника назвал "Пир королей" демонической переработкой "Тайной вечери".
Образы, созданные кистью Филонова подчёркнуто гротескны. Пронизанное красно-синим витражным свечением красок, со скрюченной фигурой сидящего раба, напоминающего химеру готического собора, это произведение наиболее явно отражает увлечение Филонова французским средневековьем.
Это последняя из его работ, написанных в духе темного, мистического символизма, первой из которых была картина «Головы».
Павел Филонов (1882/1883–1941)"Живая голова." 1923
Холст, масло. 84 х 76,5; 85 х 77,2 (холст)
© Государственный Русский Музей
Холст, масло. 84 х 76,5; 85 х 77,2 (холст)
© Государственный Русский Музей
„Головы“, появившиеся в творчестве Филонова в середине 1920-х годов, образуют сво-
его рода серию. Именно они стали революционным продолжением традиционного жанра портрета.
Не внешний облик человека, но глубинные процессы, происходящие в его мозгу, не видимые глазом, но ощущаемые („знаемые“) художником, впервые становятся объектом искусства.
В представлении художника, голова человека - это некая модель мироздания. Внутренним взором срывая с лица кожные покровы, художник в своём воображении рисует все возможные связи "малого мироздания" с окружающим миром. Всё своё внимание Филонов сосредоточил на голове как вместилище мысли: „Не так интересны штаны, сапоги, пиджак или лицо человека, как интересно явление мышления с его процессами в голове этого человека, или то, как бьет кровь в его шее через щитовидную железу, и притом, таким порядком, что этот человек неизбежно будет либо [вялым, либо бодрым,] умным, либо идиотом“
Как и почти все в творчестве Филонова, „Головы“ выражают тему жизни и смерти: зарож-
дения, развития, увядания и нового возрождения. Состояние постоянных изменений в человеческом организме, как и вообще в природе, где все взаимосвязано, воспроизводит Филонов в своих полотнах и рисунках.
Эволюция филоновских голов ведет прежде всего к их полному разложению, структурному, физиологическому, художественному, вплоть до достижения первозданного клеточного состояния, своего рода биокультуры для зарождения новых растительных и животных организмов. С художественной точки зрения — это жизнь, увиденная через стекло микроскопа.
В головах Филонова глаза превращаются в пустые глазницы, кишащие микроорганизмами, а большие носы навевают мысль о зияющих отверстиях черепа, и, наконец, в „Голове“ 1930 года голова становится чистой материей, в которой пульсирует и зарождается жизнь.
Павел Филонов (1882/1883–1941)"Лики." 1940
Бумага, дублированная на ватман и холст, масло. 64 x 56
© Государственный Русский Музей
Бумага, дублированная на ватман и холст, масло. 64 x 56
© Государственный Русский Музей
В одной из своих последних работ „Лики“ Филонов с истинной и
истовой верой пишет лики сквозь свои „мировые“ страдание и боль, он преодолевает жесткость и жестокость земного мира, давая начало новой гармонии. Здесь, как и в других работах художника, форма вторична, подвижна, полностью подчинена импульсу, идее, фантазии.
Юрий Кугач (1917), Василий Нечитайло (1915–1980), Виктор Цыплаков (1915–1986)
"Великому Сталину слава!" 1950
Холст, масло. 351 х 525
© Государственный Русский Музей
И наконец, дабы оттенить самого Филонова, на выставке представлены работы художников-соцреалистов. В частности и вот это гигантское полотно, созданное коллективом авторов к Всесоюзной художественной выставке 1950 года. "Великому Сталину слава!" 1950
Холст, масло. 351 х 525
© Государственный Русский Музей
Картина полностью подчинена идее представления вождя государства как вдохновителя и организатора величайших побед.
Сталин предстаёт в сияющем ореоле, подобен небожителю, близкий и недоступный одновременно. Ведущая вверх парадная лестница, рукоплещущая толпа, распахнутые двери, символизирующие прорыв в бесконечность, как нельзя лучше передают настроение присутствующих.
В непосредственном окружении вождя находятся видные члены партии и правительства (Булганин, Микоян, Берия, Молотов, Косыгин и др.), знаменитые военачальники и лётчики (Ворошилов, Кожедуб, Покрышкин), передовики производства (Стаханов), а также видные учёные - Вавилов и Лысенко.
Далее на полотне следуют представители многочисленных народов, населяющих Советский Союз, дети и типичные представители народных масс.
Таким образом картина является воплощением идеологического канона сталинской эпохи "человек-толпа-вождь".
Павел Филонов - революционный художник, прозревавший будущее всей планеты, оставался потаенной легендой даже в среде искусствоведов.
О нём немало писали, его работы показывались при жизни и несколько раз после смерти. Тем не менее Филонов до сих пор остается самым нераскрытым из русских художников XX века.
Он не оставил своих собственных трактовок произведений, хотя их язык, как ни у кого
другого, нуждается в расшифровке.
О неразгаданности Филонова написано очень много; об этом говорили почти все исследователи его творчества. Его справедливо называли «самым потаенным и загадочным художником русского авангарда».
Исследователям приходилось и до сих пор приходится с трудом пробиваться к тем зернам глубинного смысла, из которых, как из-под земли, вырастают многозначные и порой трудно доступные пониманию образы картин художника, и расшифровывать эти образы.
Но вся эта работа еще далека от завершения. Интерпретация его картин трудна и связана с чувством неопределенности, которое возникает из-за невозможности расшифровать мир образов, которые по сути своей абсолютно субъективны.
А выставка получилась просто необыкновенная! Это событие нельзя пропустить!
не Дмитрий Бурлюк, а Давид Бурлюк. ...О языке Филонова много говорил сам Филонов: аналитическое искусство , от общего к частному, рисовать не внешнее, а то, что внутри и так далее.
ОтветитьУдалитьМазня ,хрень,сказка про голого короля.Когда рисовать не умеешь,крась заборы.
ОтветитьУдалитьХотя кое что эта свора делала лихо.Посмотрите с 12-ой минуты.Очень поучительно.
http://www.youtube.com/watch?v=XKteT0Brtto
С Вашими характеристиками творчества Филонова не соглашусь.
УдалитьХудожники-авангардисты действительно свято верили в Правое дело и в революцию. Однако, и это подтвержедно документально, в определённый момент Филонов стал яростным оппозиционером,вследствие чего подвергся гонениям и травле. Творческое наследие Филонова находилось под запретом, работы содержались в закрытых для доступа фондовых помещениях Государственного Русского музея около 50 лет, вследствие чего оставались неизученными специалистами и неизвестными широкой публике.
Была на выставке в kumu в 2010, великолепно. Была ещё одна картина Христа, а кто автор, имя художника забыла. Кто знает?
ОтветитьУдалить